Принципы лесоустройства и объекты лесоустроительных работ
Лесоустройство с момента возникновения лесного хозяйства должно было обосновывать рациональные формы его организации и основные направления развития с учетом долгосрочных целей. В течение более чем 200-летней истории лесоустройства неузнаваемо изменились его характер, цели, содержание и круг задач. Интенсификация лесного хозяйства выдвигает новые требования по совершенствованию лесоустройства. Чтобы полнее и нагляднее представить функции лесоустройства и осмысленно подойти к его определению как науки, надо прежде всего установить роль и место лесоустройства в системе лесного хозяйства с учетом специфики и задач этой отрасли народного хозяйства.
Главные цели советского лесного хозяйства следующие: удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в древесине и других продуктах, добываемых в лесу; использование и расширение различных полезных свойств и природоохранного значения леса; обеспечение расширенного воспроизводства леса хозяйственно ценными породами на площадях, предназначенных для лесовыращивания; улучшение состава и продуктивности лесов, сокращение сроков лесовыращивания на основе научно-производственных достижений; эффективная охрана и защита лесного фонда страны как общенародного достояния и важнейшего сырьевого ресурса; повышение производительности общественного труда в лесном хозяйстве на основе достижений науки и техники; повышение уровня интенсивности, эффективности и доходности лесного хозяйства путем организации и ведения комплексного хозяйства в предприятиях отрасли. Общие цели лесного хозяйства и средства для их достижения должны конкретизироваться применительно к лесному фонду каждого предприятия лесного хозяйства или его части в соответствии с его особенностями, предъявляемыми к нему требованиями и значением в экономике определенного региона страны.
Этому должны отвечать определенная целеустремленная организация хозяйства, осуществляемая при помощи лесоустройства, в содержание которого входят изучение природных и экономических условий устраиваемого объекта, прошлого и современного лесного хозяйства; проведение различных лесоводственных исследований; разделение территории лесного фонда и его инвентаризация; организация хозяйства; расчет, установление размера и размещение пользования разными ресурсами леса; проектирование лесохозяйственных мероприятий и лесоуправления.
Следовательно, в современной практике лесоустройство выполняет комплекс работ: экономических, лесоводственных, таксационных, организационно-технических, проектных и других, производимых в определенной последовательности. При этом оно обязано:
а) дать обоснованные технические расчеты и необходимые материалы для народнохозяйственного и отраслевого планирования лесных отраслей народного хозяйства;
б) организовать в устраиваемых объектах наиболее производительное лесовыращивание в увязке с лесоэксплуатацией, обработкой и переработкой древесины и других продуктов леса согласно требованиям, возможностям и особенностям данного хозяйства;
в) обеспечить непрерывное неистощительное пользование лесными ресурсами в устраиваемых объектах или их частях на основе повышения производительности и рационального использования лесных земель, интенсификации всего хозяйства;
г) содействовать технической реконструкции лесохозяйственного производства и повышению продуктивности лесов.
Цели и содержание лесоустроительных работ имеют свои особенности. Главная особенность лесного хозяйства, отличающая его от других отраслей народного хозяйства, — длительный " для человеческой практики процесс лесовыращивания, измеряемый для зоны умеренного климата многими десятилетиями. Однако непрерывное и неистощительное пользование лесом еще не говорит о его размерах. Между тем потребности в древесине, недревесных продуктах и полезностях леса постоянно растут. Удовлетворение растущих потребностей в лесных ресурсах возможно главным образом посредством улучшения состава и повышения продуктивности лесов.
В "Основах лесного законодательства Союза ССР и союзных республик" расширенное воспроизводство лесных ресурсов также фигурирует в качестве основного требования к организации и ведению лесного хозяйства. Выполнение его направлено на решение отраслью главной задачи, вытекающей из высшей цели развития всего общественного производства, — удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей советских людей в разнообразных продуктах и услугах леса.
Одна из особенностей лесов — их многостороннее расширяющееся целевое назначение. Наряду с общим ростом лесозаготовок значительно расширяются заготовки технических, пищевых, лекарственных и других ресурсов леса. Опережающими темпами по сравнению с названными лесопродуктами растет спрос на разнообразные защитные и общественные полезноститивных и текущих планов ведения лесного хозяйства. Именно в этом и заключается смысл лесоустройства и его прикладное значение.
Раскрыв роль, место и функции лесоустройства в системе управления лесным хозяйством, а также его содержание, можно дать более развернутое его определение как науки. Лесоустройство наука о методах обоснования долгосрочных задач развитая лесного хозяйства, средств их решения путем составления долгосрочных программ использования и расширенного воспроизводства лесных ресурсов, соответствующей им целевой организации лесного хозяйства, государственного учета и контроля за состоянием лесного фонда.
В целом лесоустройство — это учение об организации лесного хозяйства на биологической, лесоводственно-технической и экономической основе. В этом качестве оно является системной конструктивной биолого-технико-экономической дисциплиной [2].Как следствие, она обобщает весь круг взаимосвязанных лесохозяйственных знаний. Отметим наиболее существенные из них. Как уже отмечалось, инвентаризация лесов производится методами лесной таксации. Связь между лесоустройством и лесной таксацией двусторонняя. Но с позиций системного подхода методы учета лесов обусловливает лесоустройство, принимая во внимание широкий круг учитываемых факторов, в том числе народнохозяйственное значение и целевое назначение лесов, интенсивность хозяйства, экономические и природные условия, характер предстоящих для решения задач в устраиваемом объекте и т. п. На этом основании можно утверждать, что государственный учет лесов производят дифференцирование как целевой, обусловленный долгосрочными целями развития лесного хозяйства для каждого устраиваемого объекта.
Тесные связи имеет лесоустройство с лесоводством и другими дисциплинами лесохозяйственной системы. Связи эти также дву-сторонни. С одной стороны, лесоустройство при разработке долгосрочной программы лесохозяйственных мероприятий использует богатейший арсенал методов и способов, разработанный в процессе развития этих дисциплин. С другой стороны, оно нацеливает эти науки на решение новых задач, возникающих в практике лесного хозяйства. Уже биолого-технико-экономический характер лесоустройства говорит не только о связях биолого-технического порядка с вышеперечисленными дисциплинами, но и о принадлежности к экономическим дисциплинам и связям с ними. Лесоустройство, в частности, должно широко использовать современные методы экономического обоснования принимаемых хозяйственных решений, планирования и организации лесохозяйственного производства с помощью ЭВМ.
Будучи связанным с организацией использования различных ресурсов леса, лесоустройство для нормального функционирования должно тесно контактировать и с дисциплинами, имеющими отношение к эксплуатации этих лесных ресурсов и воспроизводству отдельных из них. Однако следует заметить, что системный характер лесоустройства как науки отнюдь не сводится к механическому заимствованию накопленных знаний в области смежных наук. Лесоустройство, обобщая данные разных дисциплин, поднимается уже на отраслевой уровень обобщений, давая учение о всем лесном хозяйстве в целом, по отношению к которому лес является объектом.
Лесоустройство в процессе своего исторического развития выработало методы, присущие этой науке, которые широко используются на практике. Новые условия и задачи лесного хозяйства выдвигают и новые требования к лесоустройству, обусловливая по каждой из его проблем разработку новых методов и средств достижения цели.
Таким образом, роль лесоустройства как системной биолого-технико-экономической дисциплины непрерывно расширяется в связи с интенсификацией многоцелевого лесного хозяйства и необходимостью обеспечивать системно-дифференцированный подход к нему при исключительном разнообразии характера и назначения лесов, природных и экономических условий на обширной территории нашей страны. Лесоустройство является и должно быть всегда проводником всего нового, прогрессивного, обусловленного тесными связями лесной науки и производства.
Объект лесоустройства.
В качестве объекта лесоустройства обычно принимают территориально обособленную одновременно устраиваемую часть государственного лесного фонда, на которую лесоустройство составляет сводные лесоинвентаризационные документы и разрабатывает проект организации и развития лесного хозяйства.
Поскольку лесоустройство является основной стадией организации и средством государственного руководства лесным хозяйством, объект лесоустройства должен соответствовать существующей организационной структуре отрасли и принятому административно-хозяйственному разделению в лесном хозяйстве. Такой законченной единицей административно-хозяйственного деления в настоящее время является предприятие лесного хозяйства, в ведении которого находятся лесной фонд, материально-технические средства и кадры. Поэтому за самостоятельный объект лесоустройства, как правило, принимают отдельное предприятие лесного хозяйства независимо от его площади, сложности внутрихозяйственной организации, состава хозяйственной деятельности. Для каждого объекта лесоустройства всегда составляют отдельный проект организации и развития лесного хозяйства.
При этом для лесничеств устраиваемого объекта составляют краткие проекты, в которых содержатся данные об общих основах организации лесного хозяйства, лесном фонде и объемах проектируемых лесохозяйственных мероприятий. Однако от общего положения в лесоустроительной практике допускаются отступления, вызываемые определенными экономическими условиями и целевым назначением лесов. Так, при проведении лесоустроительных работ в многолесных районах Сибири и Дальнего Востока, где предприятия лесного хозяйства занимают огромные территории, резко различные по степени освоения, в объекты лесоустройства могут входить лишь части лесного фонда, освоенные или проектируемые в ближайшие годы к промышленному освоению. А части его, удаленные от транспортных путей и пунктов потребления, не представляющие интереса для промышленного освоения в ближайшие 2 десятилетия, являются резервными. В таких случаях экономически нецелесообразно проводить лесоустройство на всей территории предприятия. Поэтому объект лесоустройства может охватывать одно или несколько лесничеств, а иногда и не соответствовать границам этих единиц.
Необходимость выделения части лесного фонда предприятия в качестве самостоятельного объекта лесоустройства может возникнуть в ранее устроенном объекте в связи с последовавшим выделением зеленой зоны вокруг города или промышленного предприятия, а также изменением народнохозяйственного значения и целевого назначения части лесного фонда. В отдельных случаях объектом лесоустройства могут быть несколько предприятий или их частей, когда включаемые в данный объект предприятия представляют обособленный лесохозяйственный или экономический район.
Генеральные схемы, разрабатываемые на длительную перспективу для областей, краев, республик, дают основные направления развития лесных отраслей народного хозяйства на обширных территориях этих объектов, разделяемых на более однородные лесохозяйственные районы.
При разработке генеральной схемы для таких однородных лесохозяйственных районов создаются предпосылки для одновременного лесоустройства группы предприятий лесного хозяйства, входящих в выделенный район; здесь он является сложным объектом лесоустройства.
В многолесных районах Сибири и Дальнего Востока широкое развитие получило строительство крупных предприятий и промышленных комплексов по обработке и переработке древесного сырья, получаемого в порядке народнохозяйственного и отраслевого планирования из группы предприятий, закрепленных в качестве лесосырьевой базы. Все леса такой базы имеют основное назначение — удовлетворять потребителя в древесине определенного состава и потому выделяются в особый лесо-экономический район, который также может быть особым объектом лесоустройства. Такое одновременное порайонное лесоустройство облегчает и улучшает решение основных вопросов организации лесного хозяйства, учитывает общность целевого назначения лесов, входящих в данный район.
Порайонное лесоустройство проводилось в нашей стране еще в 30-х годах. Однако во всех случаях каждое предприятие остается самостоятельным объектом лесоустройства и на него составляют отдельный проект организации и развития лесного хозяйства. В настоящее время признается весьма целесообразным одновременное проведение лесоустройства целых областей или краев. При этом все актуальные вопросы развития лесного хозяйства области или края решаются более обоснованно и целенаправленно, дифференцируясь по отдельным предприятиям. Здесь при лесоустройстве становится возможным устанавливать характер связей и взаимосвязей лесного хозяйства с другими отраслями народного хозяйства и согласовывать развитие лесохозяйственного производства с темпами развития и потребностями в лесной продукции других отраслей народного хозяйства. Такое согласование интересов разных отраслей народного хозяйства способствует повышению качества и эффективности лесоустроительных проектировок.
После выхода в свет лесоустроительной инструкции 1964 г. лесоустроительное производство значительно расширило круг выполняемых работ. Изменился и характер лесоустроительных работ. Применительно к объекту лесоустройства в современных условиях следует выяснить содержание таких лесоустроительных понятий, как род, вид, операция, технологическая схема, цикл и период лесоустроительных работ.
Под родом лесоустроительной деятельности понимается такая совокупность лесоустроительных действий, которую объединяет общность задач и целей, а также однотипность основного документа, составляемого в результате этих действий.
Вид лесоустроительной деятельности является первой составной частью каждого рода деятельности, детализация которого зависит от лесофондодержателя и направленности лесного хозяйства, отражаемой в содержании основного документа лесоустройства. Иногда выделяют подвиды лесоустроительной деятельности, которые детализируют вид работ применительно к методике их проведения, плановым установкам и финансированию предстоящих работ.
Под лесоустроительной операцией понимается единоразовое или повторяющееся лесоустроительное действие (таксация леса, закладка пробной площади, ленточный перечет и т. п.), совокупность которых составляет определенный вид работ. Лесоустроительные операции строго нормируются по объему труда и денежных средств.
Операции, выполняемые в определенной последовательности, составляют технологическую схему работ, а процесс той или иной работы от получения задания до оформления результативных материалов заказчику называется циклом лесоустроительных работ, который в зависимости от времени проведения различных операций подразделяется на определенные периоды: подготовительный, полевой и камеральный. Конечно, деление на периоды условное, но каждый период имеет свой обязательный перечень операций. Иногда отдельные операции или группы их выделяются в самостоятельные виды лесоустроительной деятельности. Так, проводимые при лесоустройстве материально-денежная оценка, охотоустройство, почвенно-типологическое обследование и другие могут включаться в технологическую схему лесоустроительных работ как отдельные операции и проводиться одновременно с лесоустройством.
Таким образом, современное лесоустроительное производство включает около 50 видов и подвидов лесоустроительных работ, а также ведет большие научные исследования, разработку отдельных подсистем ОАСУ и АСУП. В связи с этим объектом лесоустроительной деятельности в современных условиях могут быть различные территории, вызывающие необходимость проведения отдельных работ, результатом которых является составление самостоятельных итоговых лесоустроительных материалов.
Следовательно, в зависимости от стоящих задач объектом лесоустройства может быть почти любая административно-хозяйственная и организационно-хозяйственная единица. Такое положение будет и в дальнейшем, так как с широким внедрением в лесоустроительное производство математических методов, систем информационных банков данных, моделирования, прогнозирования и актуализации показателей лесного фонда возможно значительное сокращение объема лесоустроительных работ и получение в относительно короткие сроки информации необходимой достоверности для всех организационных единиц лесного хозяйства.
Разряды лесоустроительных работ.
В зависимости от направленности и интенсивности ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, перспектив их развития лесоустройство проводится с различной степенью подробности.
Показателями, определяющими детальность изучения объекта лесоустройства, глубину и полноту разработки плана организации и развития лесного хозяйства предприятия, являются разряды лесоустройства. Чтобы лесоустройство полнее отвечало целям лесного хозяйства и требованиям лесных отраслей народного хозяйства, необходимо проводить его в соответствии с народнохозяйственным значением и целевым назначением лесов, уровнем интенсивности лесного хозяйства и лесоэксплуатации, перспективами их развития в каждой части устраиваемого объекта. Чем выше значение отдельных частей лесного фонда, чем благоприятнее экономические условия для развития лесного хозяйства, тем значительнее требования, предъявляемые к нему со стороны других отраслей народного хозяйства. В связи с этим возрастают требования к точности н дробности изучения лесного фонда, детальности, глубине и полноте разрабатываемых лесоустройством' проектировок. Необходимость лесоустроительных работ по разным разрядам объясняется стремлением в каждом устраиваемом объекте I обеспечить необходимую дробность разделения леса и детальность описания отдельных таксационных участков для более эффективного использования лесоустроительных материалов в планировании и проектировании лесных отраслей народного хозяйства.
Лесоустроительной инструкцией 1964 г. предусмотрена возможность проведения в пределах одного объекта или частей его устройства по пяти разрядам. При этом каждый разряд лесоустройства характеризуется различными показателями, основными из которых являются минимальная величина таксационного выдела, расстояние между ходовыми линиями и величина квартала. Кроме того, лесоинвентаризационные работы в резервных или некоторых других лесах могут выполняться методами аэротаксационного или специального обследования лесов, статистическим или дистанционным методами с использованием материалов аэро- и космической съемки.
Применение того или иного разряда лесоустройства прежде всего зависит от разделения лесного фонда устраиваемого объекта на группы и категории леса. Так, леса I группы, представленные значительным количеством категорий особого целевого назначения, устраивают по 1а и I разрядам лесоустройства или в редких случаях по II разряду.
По 1а разряду устраивают лесопарки, курортные и заповедные леса, мемориальные и национальные парки и другие особо ценные категории лесов, требующие высоко интенсивного хозяйства; по II разряду устраивают только леса I группы с недостаточно высоким уровнем лесного хозяйства.
В лесах II группы, требующих довольно сложной системы мероприятий по их рациональному использованию для удовлетворения местных потребностей, расширенному воспроизводству, повышению продуктивности лесных площадей, проводят лесоустройство в основном по II разряду; по I разряду здесь устраивают объекты лесодефицитных районов с высоким уровнем интенсивности лесного хозяйства, имеющие достаточно полный сбыт древесины от рубок главного и промежуточного пользования.
Леса III группы, расположенные в лесистых районах страны, являющиеся основной базой промышленных заготовок древесины для народного хозяйства, как правило, устраивают по III разряду лесоустройства; по II разряду — объекты с относительно высоким уровнем лесного хозяйства и лесоэксплуатации; по IV разряду — лесные массивы, предусмотренные к освоению через 10—20 лет после лесоустройства.
Кроме указанных в табл. 8 размеров выделов, обычно указывают и минимальные размеры в зависимости от категорий земель лесного фонда и их хозяйственного значения.
Разряды лесоустройства предусматривают определенные различия методов таксации. Так, лесоустройство по 1а, I и II разрядам требует выделять и таксировать участки леса на основании их натурного осмотра по ходовым линиям; в качестве последних могут быть использованы квартальные просеки и различные граничные линии, визиры, дороги, трассы и др. При этом в необходимых случаях прокладывают дополнительные таксационные визиры, если определенные выделы не представляется возможным правильно ограничить и протаксировать с помощью существующей разграничительной сети.
При III и IV разрядах лесоустройства таксацию производят по квартальным просекам и визирам с обязательным натурным осмотром лишь приспевающих, спелых и перестойных насаждений; другие выделы, находящиеся в межвизирном пространстве, а также высокоразмерные площади болот, гольцов и гарей, таксируют методом камерального дешифрирования.
В связи с улучшением качества материалов аэросъемки и особенно спектрозональной аэрофотосъемки лесоустройство по II и ниже разрядам все больше осуществляется методом рационального сочетания наземной таксации с камеральным дешифрированием. Это значительно снижает стоимость и трудоемкость работ, не уменьшая точности результатов таксации лесного фонда.
В зависимости от разрядов лесоустройства предусматриваются определенные объемы измерительной и перечислительной таксации, закладки пробных площадей, рубки модельных деревьев и т. п. на 1000 га- устраиваемой площади, а также применяемые масштабы аэрофотоснимков. Так, для 1а и I разрядов лесоустройства допустимы масштабы аэроснимков до 1:5000, для II 1: 10000—1: 15000, для III 1: 15000—1: 20 000. В зависимости от разрядов лесоустройства определяют также масштабы составляемых лесоустройством планово-картографических материалов.
Лесоустроительной инструкцией для разрядов лесоустройства устанавливаются допустимые отклонения в результатах определения таксационных показателей в каждом выделе и по объекту лесоустройства в целом, которые для каждого разряда дифференцируются по классам точности. При этом классы точности подразделяют на две группы: первую — применительно к насаждениям, годным к рубкам главного и промежуточного пользования, вторую — к остальным насаждениям. Детальность и глубина лесоустроительных работ могут в определенных условиях корректироваться в зависимости от специфики объекта лесоустройства, принятой технологии работ и отпущенных средств на лесоустройство.
Установление для устраиваемого объекта того или иного разряда лесоустройства и конкретных размеров подробности и точности лесоустроительных работ обосновывается первым лесоустроительным совещанием по окончании подготовительных работ на основании тщательного изучения совокупности природных, экономических и лесохозяйственных факторов применительно к устраиваемому объекту. Ошибки в решении этого вопроса могут привести к удорожанию работ, усложнению организации хозяйства, нарушениям достоверности материалов лесоучета и слабой обоснованности проектировок лесоустройства.
Лесоустроительные нормативы.
При выполнении лесоустроительных работ очень широко используются различные нормативно-справочные материалы: таблицы хода роста, бонитировочные шкалы, стандартные таблицы сумм площадей сечений и запасов, объемные, товарные, сортиментные и сортиментно-сортные таблицы, возрасты рубок и многие другие нормативы, которые обычно бывают представлены в лесотаксационных или лесоустроительных справочниках. С внедрением в лесоустройство современной счетно-решающей техники и математико-статистических методов количество нормативов постоянно увеличивается, совершенствуется и их содержание применительно к разным условиям и объектам лесоустройства.
Основу лесоустроительных нормативов составляют лесотаксационные таблицы, которые дифференцируются на местные, региональные и общие. Дальнейшее совершенствование их должно осуществляться с соблюдением следующих основных требований: разработки классификации нормативов; районирования лесов и подбора для каждого района соответствующих нормативов; унификации нормативов по регионам и стране в целом; единых правил для сбора и обработки экспериментальных данных при [разработке и использовании нормативов; обоснования точности каждого норматива и их статистической оценки; стандартизации и экспериментальных данных для разработки нормативов и создания с помощью ЭВМ их банков; представления нормативов в виде таблиц для повседневной работы и в виде математических моделей для использования их на ЭВМ для многих других целей [2].
При необходимости целесообразно разрабатывать местные или региональные лесоустроительные нормативы. Однако при наличии достаточного количества местных, стандартизированных, статистически обоснованных, созданных по единой методике нормативов возможно создание всеобщих нормативных моделей. Создание местных или региональных нормативов особенно актуально, когда лесоустроительными работами охватываются целые области, края, республики нашей страны.