Природоресурсные кадастры Республики Казахстан
Виды кадастров
В действующем законодательстве нет единого перечня природных кадастров, вместе с тем можно выделить следующие:
1) 3емельный кадастр Республики Казахстан;
2) Водный кадастр Республики Казахстан;
3) Лесной кадастр Республики Казахстан;
4) Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых;
5) Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра;
6) Государственный кадастр техногенных минеральных образований;
7) Государственный кадастр животного мира;
8) Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
Следует отметить, что не все из указанных видов природоресурсовых кадастров урегулированными специальными постановлениями Правительства. На сегодняшний день они ограничиваются статьями в кодексах или законах.
Земельный кадастрЗемельный кадастр представляет собой систему сведений о состоянии, использовании и охране земельных ресурсов Республики Казахстан, размерах и границах земельных участках, их качественных характеристиках, об учете и оценки земельных участков, в определенных случаях сведения о землепользователях.
Условия ведения земельного кадастра, его содержание, правомочия государственных специально уполномоченных органов, процедура закреплена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 июня 1996 года № 710 “Об утверждении порядка ведения государственного земельного кадастра Республики Казахстан”. (1) Согласно ему, " единицей учета и хранения, данных кадастра является земельный участок, выделенный в замкнутых границах, закрепляемый в установленном порядке за субъектами земельных правоотношений.
В кадастре для каждого земельного участка фиксируются физические характеристики, позволяющие однозначно выделить его в пространстве, определить размеры и местоположение, а также стоимостная оценка (соразмерная цене земли).
Сведения о земельных участках соотносятся с земельно-кадастровыми картами, на которых отражаются закрепленный за данным участком номер, местоположение, границы и текстовые описания”.
Государственный земельный кадастр ведется Комитетом по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.
При ведении земельного кадастра оформляется ряд базовых документов, в которых фиксируются сведения о земельных участках и отражаются происходящие с ними изменения. К таким документам относятся:
земельно-кадастровое дело земельного участка (кадастровое дело);
государственная земельно-кадастровая книга соответствующей административно-территориальной единицы;
земельно-кадастровая карта (кадастровая карта).
В названном Постановлении Правительства дается характеристика данных документов.
Кадастровое дело-дело о оформлении нового и реорганизации существующего земельного участка, в котором помещаются документы о земельном участке.
Государственная земельно-кадастровая книга, является документом, в котором учитываются земельные участки, содержатся достоверные сведения о пространственном, природном и хозяйственном положении земель.
Кадастровая карта земель создается и ведется в целях наглядного отображения, размеров и границ земельных участков, учета их изменений при объединении и разделении.
Земельное законодательство Республики КазахстанКаждый земельный участок отражается в Земельном кадастре, ему присваивается кадастровый номер, который регистрируется органами по управлению земельными ресурсами Минсельхоза.
Общая характеристика ведения лесного кадастра закреплена в ст.72 Лесного Кодекса Республики Казахстан. Согласно ей “государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводством лесов, их охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями и обеспечения юридических и физических лиц сведениями о лесном фонде.
Государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, распределения его по владельцам, количественном и качественном состоянии лесного фонда, делении лесов на группы и категории защищенности и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности.
Государственный лесной кадастр и государственный учетлесного фонда ведутся государственными органами управления лесным хозяйством Республики Казахстан на основе материале лесоустройства, инвентаризации и обследований. Документация государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда ведется всеми владельцами участков лесного фонда.
Организация ведения кадастра недр имеет несколько видов. Это кадастр Месторождений, кадастр захоронения вредных отходов, кадастр Техногенных минеральных образований. Характеристика Данных видов кадастров дается в ст. ст.59,60,61 Указа Президента Республики Казахстан “О недрах и недропользовании”. Согласно им государственный кадастр Месторождений и проявлений Полезных ископаемых включает в себя сведения по каждому Месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих Полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и Другие условия разработки Месторождений и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по выявленным проявлениям Полезных ископаемых.
Государственный кадастр захоронений вредных веществ, радиоактивных отходов и сброса сточных вод в недра содержит сведения, характеризующие тип и вид захороненных веществ и сброшенных вод с указанием их количественных и качественных показателей, горнотехнических, специальных инженерно-геологических, гидрогеологических и экологических условий захоронений и сброса.
Государственный кадастр Техногенных минеральных образований содержит сведения по складируемому объекту, характеризующие тип и вид Техногенных минеральных образований с указанием количественных и качественных показателей, горнотехнических и экологических условий хранения.
Данные виды государственных кадастров ведутся Комитетом геологии и охраны недр Министерства экологии и природных ресурсов.
Для обеспечения охраны и рационального использования животного мира проводится государственный учет животных и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении животных, об их состоянии и численности, характеристике их местообитаний, хозяйственном использовании животных и другие данные (ст54 Закона Республики Казахстан “Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира” от 21 октября 1993 года). Кадастр животного мира ведется по специальным методикам, утвержденными Управлением охраны и рационального использования животного и растительного мира Министерства экологии и природных ресурсов.
Ст. ст.71 и 72 Закона Республики Казахстан “Об особо охраняемых природных территориях" регулирует организацию и порядок ведения кадастра особо охраняемых природных территорий.
Государственный учет особо охраняемых природных территорий включает в себя сбор сведений о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, зонировании, режимах охраны и использовании этих территорий, качественных и количественных изменениях на них объектов государственного природно-заповедного фонда. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения об этих территориях. Он ведется по единым правилам с использованием унифицированных форм хранения информации и соблюдением принципов сопоставимости с кадастрами.
Городской кадастр. Роль городского кадастра при управлении городскими территориямиПроисходящие коренные изменения в экономической жизни России связанны с созданием современной рыночной экономики. Рыночные отношения требуют принципиально новых подходов к формированию и осуществлению земельной политики. Особенно это актуально для крупных городов, обладающих материальными ресурсами и высоким интеллектуальным потенциалом, что позволяет быстро и эффективно мобилизовать рыночный потенциал земельных ресурсов, привлечь инвестиции в наиболее важные сферы жизнедеятельности города.
Чем больше площадь города и его население, тем существеннее дифференциация в стоимости земельных участков на окраине и в центре города.
При этом однажды распределенная земля практически не перераспределяется, что приводит к замедлению темпов развития города.
Резкие рыночные колебания существенно сглаживаются правилами зонирования и другими мероприятиями. Однако в городе, функционирующем в условиях рыночной экономики, изменяющаяся цена на землю оказывает влияние на землепользование во всех районах. Если тип и интенсивность землепользования в застроенной части города отличаются от оптимального, то цены на землю становятся мощным стимулом для перераспределения земли и для ее более эффективного использования. Соотношение цен на землю в центральной и периферийной частях крупных городов достигает соотношения 10:1 и более. Продукция промышленных предприятий в центральных районах города может стать неконкурентоспособной из-за низкого показателя количества рабочих мест на единицу площади земельного участка, большой занимаемой площади, издержек на экологические мероприятия. Поэтому доля промышленных зон в центральной части города существенно сокращается.
Некоторые оценки показывают, что при уменьшении в центральной части города доли промышленных зон примерно на 10% можно высвободить около 10 000 га земель.
Вследствие разницы в стоимости земли в центральной и периферийной частях города, стоимость передислокации промышленного предприятия на окраину может составлять 10-20% от стоимости занимаемого земельного участка. Причем, если предприятие, занимающее земельный участок, станет объектом земельного рынка, то передислокация станет ему выгодной. Следовательно, процесс передислокации будет форсироваться рыночными отношениями.
Многие предприятия (прежде всего с вредным для экологии города производством) выводятся из города. В промышленных зонах появляется жилая застройка. Активно идет освоение сельскохозяйственных земель под коттеджную застройку. Указанные процессы ставят вопрос о пересмотре традиционного деления города на селитебную (жилую) застройку и промышленные зоны. Поэтому необходимо выработать новые подходы к классификации городских земель.
Классификаторы земель отражают позицию определенной группы специалистов. Архитекторы-градостроители рассматривают город как сложную, динамически развивающуюся структуру. Земельный кадастр отражает фактически сложившееся землепользование в городе. Невозможно создать универсальный для всех заинтересованных ведомств классификатор земель города. Необходимо разрабатывать серию классификаторов городских земель по различным аспектам.
При создании новой инфраструктуры в полной мере должны учитываться механизмы рынка земли, а инвестиции направляться в те районы и отрасли городского хозяйства, которые обеспечивают максимум преимуществ за короткое время. Таким образом, экономический механизм регулирования земельных отношений имеет ряд плюсов.
Существенную роль в ускорении процессов улучшения городской инфраструктуры играет формирование критериев для осуществления земельной налоговой политики, выявление субъектов налоговых льгот, определение и корректировка уровня арендных платежей в рамках проводимой земельной политики. Все это требует соответствующего информационного обеспечения и непрерывного анализа возможных последствий управленческих решений с помощью современных математических моделей и компьютерных систем. Таким образом, формирование рынка земли, правильный учет ее стоимости, адекватная земельная политика и ее полноценное информационное обеспечение могут улучшить развитие города в интересах жителей. Основой создания различных информационно-управляющих территориями систем может являться городской кадастр (ГК), поскольку он обладает рядом достоинств:
· дает пространственное положения земельных участков и всех объектов недвижимости в городской среде;
· объединяет разнородную по структуре и составу информацию и дает этой информации территориальную привязку;
· является объективно необходимым процессом для построения рыночной экономики.
Земельно-кадастровая информация, обладая свойствами комплексной интеграции и взаимосвязанности разнородной информации, позволяет рассматривать городской земельный кадастр как основу земельной информационной системы города.
Информационно-управляющая система (ИУС) или геоинформационная система (ГИС) должна обеспечивать следующее:
· формирование опорной графической информации о землях по всей территории города;
· создание графической основы ГК в форме планов границ земельных участков и прочно связанной с ними недвижимости;
отображение баланса земель по хозяйственному и функциональному использованию земель;
достоверность правового статуса земель и сервитуты;
интеграцию и сопоставимость семантической информации по различным проблемам управления земельными ресурсами.