Проблемы и достижения сельского хозяйства в Узбекистане

Испокон веков Туркестан на весь мир славился своими пряностями, сухофруктами, хлопком. Вот уже 10 лет Узбекистан принят объявил о своей независимости. Каковы же сегодняшние успехи сельского хозяйства.

Значение и особенности аграрного сектора.

Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики Узбекистана. На него приходится около трети ВВП, 70 % внутреннего товарооборота, 40 % занятости населения и более половины валютной выручки страны. Сельскохозяйственное производство осуществляется на 25,8 млн. га земли, из которых 15,7 % используется под пашню. Аграрный сектор не только снабжает население продуктами питания, но и обеспечивает сырьем промышленность страны.

В настоящее время более 60 % населения Узбекистана проживает в сельской местности, в работает в сельском хозяйстве более 3,1 млн. человек. И численность сельского населения, в том числе трудоспособного, возрастает более высокими темпами, чем в среднем по стране (источник: департамент статистики Министерства макроэкономики и статистики Республики Узбекистан):

2000 год в % к 1990 году

всего

сельское

все население

120,7

127,1

в т.ч. в трудоспособном возрасте

129,3

138,9

занятое население

113,1

100,9

Отсюда следует, что обеспечение занятости, рост доходов, а следовательно и повышение благосостояния народа в республике в ближайшей перспективе во многом будет зависеть от развития сельского хозяйства и предпринимательства на селе.

Главная характерная особенность сельскохозяйственного производства - это преобладание здесь мелких и средних фирм. Дело в том, что крупные хозяйства в аграрном секторе не могут в полной мере воспользоваться своим главным преимуществом - внутрипроизводственным разделением труда. Во-первых, специализации препятствует сезонный характер работ: узкий специалист большую часть года будет не у дел. Во-вторых, в аграрном секторе (в отличие от промышленности) очень трудно, а порой просто невозможно определить долю каждого специализированного работника в конечном результате. Чья заслуга (или вина) в хорошем (или плохом) урожае: пахаря, сеятеля, жнеца, агронома или погоды? Выяснение этого связано с раздельностью во времени между затратами труда и получением результата, а также с большой ролью природных условий, не зависящих от воли человека. А раз нельзя определить вклад каждого в полученный результат, но невозможно создать эффективную систему стимулирования труда.

Эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию как по цене, так и по доходу - низкая. Это означает, что при стабильном спросе на данную продукцию небольшие изменения в ее предложении влекут за собой значительные "скачки" в ценах, т.е. конъюнктура сельскохозяйственных товаров крайне неустойчива. Подсчитано, что средний коэффициент эластичности сельскохозяйственной продукции в индустриальных странах составляет 0,2-0,25, т.е. для того, чтобы увеличить объем продаж на 10 %, фермеры должны снизить цены на 40-50 %.

Занятость в аграрном секторе не реагирует на экономическую конъюнктуру с такой же скоростью, как в других отраслях, поскольку аграрный труд не отличается мобильностью. Сельские жители, а значит и сельские работники, наиболее привязаны к устоям жизни и труда, что обусловливает особый консерватизм этой части населения.

структура издержек и схема амортизации оборудования в сельском хозяйстве также имеют особенности, связанные с большой территориальной рассредоточенностью и сезонным характером производства и использования техники. Дело в том, что аграрные предприятия должны быть укомплектованы полным набором сельскохозяйственной техники, хотя некоторые ее виды используются лишь несколько дней в году. так, сев и уборочные работы, которые должны проводиться в лучшие агротехнические сроки, на практике занимают в хорошем хозяйстве не более 72 часов - все остальное время необходимая для этих операций техника простаивает. Отсюда достаточно высокие капитальные затраты в расчете на единицу продукции и завышенные отчисления в амортизационный фонд. По этой причине сельское хозяйство требует относительно больших инвестиционных вложений при низкой отдаче от них.

Сезонный характер производства и длительность процесса воспроизводства обусловливают особую потребность сельскохозяйственного сектора в кредитах. Однако сильная зависть от природно-климатических условий и состояния конъюнктуры рынка делает данный сектор сферой рискованных вложений, в связи с чем банки неохотно работают с ним. Эта непростая ситуация еще больше усугубляется в условиях трансформации экономической системы.

Предпосылки и специфика проведения аграрных реформ в переходной экономике.

С 1994 г. начался процесс трансформирования системы государственного заказа в сельском хозяйстве, который заключался в упразднении:

 ·  требований государства к хозяйствам засевать определенные площади под конкретные культуры;

 ·  принципа обязательной продажи определенного процента урожая государственным закупочным организациям по цене, определяемой государством.

К 1995 г. государственные закупки в республики были отменены на все виды продукции, имеющей отношение к сельскому хозяйству, кроме зерновых и хлопка, на которые они последовательно снижаются. Доля сельхозпродукции, продаваемой в Узбекистане через государственные закупки (%):

Виды продукции 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Хлопок

95

85

80

75

60

40

30

30

30

30

Зерновые

100

100

80

75

50

50

50

50

50

50

Овощи

100

50

50

 

 

 

 

 

 

 

Бахчевые

100

100

50

 

 

 

 

 

 

 

Картофель

100

100

50

 

 

 

 

 

 

 

Плоды и ягоды

100

100

50

 

 

 

 

 

 

 

Виноград

100

100

50

 

 

 

 

 

 

 

Табак

100

100

80

 

 

 

 

 

 

 

Мясо

100

100

80

50

 

 

 

 

 

 

Молоко

100

100

80

50

 

 

 

 

 

 

Шерсть

100

100

80

 

 

 

 

 

 

 

Яйца

100

100

80

 

 

 

 

 

 

 

Коконы

100

100

70

 

 

 

 

 

 

 

Птица

100

100

70

50

 

 

 

 

 

 

Каракуль

100

100

80

 

 

 

 

 

 

 

С 1995 г. основными поставщиками хлопка и зерноколосовых по государственным закупкам являются коллективные предприятия. Цена на продукцию, продаваемую в счет государственных закупок, составляет 80 % от мировой цены. Хлопок и пшеница, произведенные сверх государственных закупок, могут быть реализованы по свободным (договорным) ценам при условии выполнения прогноза выполнения прогноза производства. Выполнение государственных закупок обеспечено определенным стимулом: подрядчик на поставку хлопка и зерноколосовых получает доступ к банковским ссудам.

Государственные закупки зерноколосовых обусловлены значительной ролью хлебопродуктов в питании населения. государство через свои закупки гарантированно обеспечивает население хлебопродуктами, снижает зависимость изменения их цены от нестабильной мировой конъюнктуры и тем самым способствует сохранению социальной стабильности в обществе. Нельзя забывать и о значительных расходах государственного бюджета на ирригацию и научные исследования для сельского хозяйства.

Целью аграрных реформ в странах с переходной экономикой является создание рыночно ориентированного сектора, его приспособление к новой экономической ситуации. Сельскохозяйственные производители в процессе таких реформ должны научиться улучшать результаты своей деятельности на основе личной заинтересованности и приобретать материально-техническое ресурсы на свободном рынке. Подобные преобразования позволят добиться значительного повышения производительности труда в сельском хозяйстве.

В экономической теории сложилось мнение, что основным пунктом аграрной реформы должна быть трансформация земельных отношений, введение частной собственности на землю, формирование семейных фермерских хозяйств. Однако при выработке экономических решений в этой сфере для конкретной страны механическое копирование чужого, даже позитивного, опыта неприемлемо - его надо адаптировать к специфическим особенностям национальной экономики.

При проведении аграрной реформы в нашей республике были учтены следующие обстоятельства:

 ·  в условиях ограниченности земельных (пригодных к аграрному производству) и водных ресурсов, неравномерного их распределения и относительно высоких темпов роста населения введение частной собственности на землю может стать источником социальной нестабильности в обществе;

 ·  в сельскохозяйственных предприятиях был наполнен производственный потенциал, который чисто технически не поддаться разделу на мелкие хозяйства (к примеру, технологический комплекс по возделыванию хлопка включает такие машины, использование которых на мелких семейных фермах неэффективно. Ожидать быстрой переориентации сельскохозяйственного машиностроения на выпуск техники для обслуживания мелких хозяйств не приходилось). В этих условиях быстрое формирование мелких семейных хозяйств в большинстве случаев обрекало бы их на использование архаичной технологии;

 ·  ввиду отсутствия конкурентного предложения земли и воды фермерские хозяйства могли бы попасть в жесткую зависимость от арендодателей, получающих доход от сдачи в аренду земли и ирригационных систем.

В результате реформы в сельском хозяйстве страны направлены на формирование частных хозяев без передачи земли в частную собственность. Как показывает мировой опыт, не введение частной собственности на землю, а предоставление возможности свободно распоряжаться результатами своего труда становиться действенными стимулом повышения эффективности сельскохозяйственного производства. наглядный пример - аграрные реформы в Китае, начатые в 1979 г. Только переход от системы производственных бригад к системе семейной ответственности обеспечил 48 % прироста сельскохозяйственного производства Китая. Предоставление сельскохозяйственным производителям институциональных свобод в достаточном объеме дает им стимулы и возможность для более эффективного использования ресурсов. При этом прирост производства достигается без вложения дополнительных производственных ресурсов.

Институциональные реформы в сельском хозяйстве.

Рыночные преобразования в сельском хозяйстве требуют формирования структур, экономически заинтересованных в повышении эффективности использования ресурсов, в более полном удовлетворении платежеспособности спроса. Поэтому основным направлением преобразований в сельском хозяйстве является поиск новых организационных форм и методов управления, способных обеспечить эффективное использование земельных, водных, материальных ресурсов. В индустриальном реформировании сельского хозяйства в Узбекистане можно выделить 2 этапа. Задачи первого сводились к формированию эффективных форм мелкотоварного производства без изменения принципиальных основ производства крупного. Этот процесс начался еще в 1989 г., когда были приняты законодательные основы развития личных подсобных хозяйств.

В 1993 г. государственные сельскохозяйственные предприятия были преобразованы в различные формы негосударственных хозяйств. С точки зрения организации производства они действовали как коллективные хозяйства, которые на том этапе не могли быть разукрупнены. К ним относились хозяйства с разветвленными мелиоративными системами, которые необходимо было реорганизовать, но отдельные участки земли не могли быть выделены для независимого использования. Были апробированы различные инновации по реорганизации коллективных хозяйств, направленные на достижение большей автономии на бригадном уровне. Расширение хозяйственной самостоятельности бывших совхозов и колхозов сделало их более чувствительными к рыночным сигналам. Значительная часть крупных хозяйств была разделена на более мелкие, лучше управляемые производственные единицы. Именно тогда в республике начинала формироваться такая организационная структура, как фермерские хозяйства. С 1996 г. некоторые колхозы стали преобразовываться в акционерные общества.

Второй этап начинается с принятия "Программы углубления экономических реформ в сельском хозяйстве Узбекистана на период 1998-2000 гг.". на этом этапе формируются основы механизма внутрихозяйственных отношений, соответствующего новым условиям.

Значительные изменения произошли и в деятельности заготовительных организаций. Большинство из них были приватизированы и демонополизированы. В соответствии с договорами контрактации сельскохозяйственные производители при реализации своей продукции через заготовительные организации еще до начала производственного цикла получают аванс в размере 20-50 % от стоимости продукции, что необходимо для приобретения материально-технических ресурсов. Следовательно, при такой системе сельскохозяйственные предприятия гарантированы как средства для осуществления производства, так и сбыт производственной продукции.

При переходе к рынку наблюдается значительное увеличение продажи сельскохозяйственной продукции на дехканских рынках. В структуре реализации продукции растениеводства основная доля приходится на продажу по рыночным каналам. Так, более 72 % произведенного картофеля, 75 % мяса, свыше 60 % плодов и овощей, более 80 % молока в 1998 г. было реализовано через рынок.

В области переработки сельскохозяйственных продуктов постепенно развиваются параллельные структуры: наряду с крупными приватизированными предприятиями агропромышленного комплекса там появляются малые независимые фирмы. Сельскохозяйственные производители начали осваивать так называемую малую переработку - создавать мелкие маслобойки, колбасные цеха, мельницы, пекарни и т.п.

В помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям создаются обслуживающие их организации. В частности, на 1.04.2000 г. в республике действовало 169 фирм, оказывающих сельскохозяйственным производителям различные сервисные услуги, 143 машинно-тракторные партии (МТП), в т.ч. 182 государственных акционерных МТП. Следует отметить, что доля последних в объеме оказываемых технических услуг из года в год возрастает. В целях укрепления материальной базы МТП сельскохозяйственные предприятия передали им свою технику в обмен на акции МТП на сумму 5,3 млрд. сумов.

В силу производственной специфики сельское хозяйство функционирует в условиях многообразия организационно правовых форм хозяйствования. Сегодня уже выявились 2 основных направления реальной трансформации сельскохозяйственных отношений. Первое ведет к разделению крупного коллективного предприятия на более мелкие самостоятельные производственные подразделения - дехканские и фермерские хозяйства. Второе направление, типичное для производства зерновых и хлопка - дальнейшая коммерциализация крупных коллективных предприятий, осуществляемая одновременно с углублением процессов разделения собственности и управления.

Новой экономической реальностью стало также развитие вертикальной интеграции в системе АПК. В условиях конкуренции на рынке сырья предприятия перерабатывающей промышленности, особенно мясомолочной и консервно-овощной отраслей, стремятся к установлению более прочных и долгосрочных связей с сельскохозяйственными производителями. Такая интеграция развивается преимущественно в виде производственной контрактации, но уже возникают элементы и корпоративного интегрирования: вкладываются средства в развитие хозяйств-поставщиков, им предоставляются кредиты.

В настоящее время около 99 % валовой продукции сельского хозяйства производиться негосударственным сектором, представленным сельскохозяйственными ширкатами, фермерскими и дехканскими хозяйствами.

Сельскохозяйственный кооператив (ширкат) - самостоятельно хозяйствующий субъект с правами юридического лица, основанный на паевых началах и преимущественно семейном (коллективном) подряде, добровольном объединении граждан для производства товарной сельскохозяйственной продукции.

Деятельность сельскохозяйственных кооперативов (ширкат) основывается на следующих принципах:

 ·  добровольность членства в кооперативе (ширкате) и беспрепятственный выход из него;

 ·  обязательное трудовое участие членов в деятельности кооператива (ширката);

 ·  внутрихозяйственная организация производства продукции и труда преимущественно на основе договора семейного (коллективного) подряда;

 ·  оплата труда членов кооператива (ширката) исходя из объема и качества производственной продукции (выполненных работ);

 ·  распределение конечного дохода (прибыли) между членами кооператива (ширката) в соответствии с их имущественными паями;

 ·  демократический характер управления, равные права в принятии решений (один член кооператива (ширката)- один голос);

 ·  контроль членов кооператива (ширката) за его работой в подряде, предусмотренном уставом кооператива (ширката);

 ·  использование земельных участков строго по целевому назначению, обеспечение охраны земель и повышения их плодородия.

Ширкаты образованы на базе колхозов через распределение их членам паев с возможностью получения дивидендов по итогам работы хозяйства за год. формирование ширкатных хозяйств сопровождается, как правило, внедрением среди их членов различным форм арендного подряда (семейного, коллективного) и закреплением за ними участков на период от 3 до 5 лет на основе временного договора на пользование землей. Договор семейного (коллективного) подряда заключается ежегодно между сельскохозяйственным кооперативом (ширкатом) в лице его правления и главой семьи (уполномоченным представителем коллектива). По такому договору семья (группа работников) обязуется в качестве подрядчика произвести определенную сельскохозяйственную продукцию и сдать ее заказчику - сельскохозяйственному кооперативу (ширкату) в согласованные сроки, а заказчик обязуется ее принять и оплатить.

Физические и юридические лица, внесшие в ширкатное хозяйство паевой взнос, но не принимающие участие в производственной деятельности, получают статус ассоциированного члена. Они получают свою долю в прибыли, но не имея права голоса на общем собрании.

На 1.06.2000 г. в сельском хозяйстве функционировало 1424 ширкатных хозяйства. В 64,9 % хозяйств активно внедряется чековая форма учета и контроля затрат, а в 81,4 % хозяйств созданы финансово-расчетные центры. Если в 1998 г. только 47 %  посевов хлопчатника, 46 % посевов зерновых и 63 % посевов овощеводческих культур были переданы подрядными коллективами на 1 год, то в 1999 г. подрядными договорами было охвачено в хлопководстве - 87 %, зерноводстве - 95 % посевов на срок не менее 3 лет.

Несмотря на значительное расширение хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных кооперативов, в настоящее время еще нередки случаи, когда во внутренние дела многих хозяйств вмешиваются местные чиновники и руководители предприятий агропромышленного комплекса. Это выражается в назначении руководителей ширкатных хозяйств, директивном установлении производственных целей и заданий, цен и издержек, в требовании увеличить объемы производства и контроле за банковскими счетами аграрных хозяйств.

Главная цель всех преобразований на селе - воспитать собственника, заинтересованного в своем труде и распоряжающегося его результатами. По этой причине в перспективе в ширкатных хозяйствах необходимо усилить роль общего собрания, обязательными должны стать независимые аудиторские проверки. Действия администрации должны реально контролироваться членами правления и наблюдательного совета. Чтобы обеспечить стимулы к высоко производственному труду, основой распределения дохода должна стать денежная оплата по труду. Не менее важным направлением повышения эффективности функционирования как ширкатных хозяйств так и аграрного сектора в целом является постепенное создание свободных рынков хлопка, пшеницы и средств производства для сельского хозяйства. Это позволит устранить существующие искажения относительных цен и будет способствовать более эффективному распределению и использованию ресурсов.

Фермерское хозяйство (ФХ) - самостоятельный хозяйственный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, основанный на совместной деятельности членов фермерского хозяйства, ведущих товарное сельскохозяйственное производство с использованием земельных участков, предоставляемых ему в долгосрочную аренду.

Членами ФХ являются глава хозяйства, его супруга (супруг), в том числе усыновленные (удочеренные), приемные дети, родители, иные родственники, а также другие лица, достигшие трудоспособного возраста, совместно ведущие ФХ, для которых работа в нем является основным местом трудовой деятельности. Лица, работающие в ФХ по трудовому договору, не являются его членами.

ФХ создается на конкурсной основе, преимущественно на тех землях и территориях, где не ощущается избытка трудовых ресурсов.

ФХ, специализирующееся на производстве продукции животноводства, создается при наличии скота численностью не менее 30 условных голов. Минимальный размер земельных участков, предоставляемых ФХ в аренду, — не менее 0,3 гектара на одну условную голову скота на орошаемых землях Андижанской, Наманганской, Самаркандской, Ферганской и Хорезмской областей, не менее 0,45 гектара орошаемых земель в Республике Каракалпакстан и других областях, а на неорошаемых (богарных) землях - не менее 2 гектаров на одну условную голову скота.

В настоящее время земли вод ФХ выделяются на основе долгосрочной аренды сроком от 10 до 50 лет. если в 1995 г. на долю ФХ приходилось 3,8 % всей посевной площади и 2,6 % валовой продукции сельского хозяйства, то в 2000м эти показатели достигли уже соответственно 16,7 % и 5,1 %. На 1.01.2001 г. в Узбекистане за 43 тысячами имевшихся ФХ было закреплено 889,6 тыс. га земли (в среднем на 1 занятого в них - 3 га)

Как создать фермерское хозяйство? (Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. "О фермерских хозяйствах", статьи 6,7)

ФХ образуется на добровольных началах на основе письменного обращения главы хозяйства к правлению сельскохозяйственного кооператива (ширката) и хокиму района. В заявлении указываются местоположение испрашиваемого земельного участка, его площадь, состав ФХ и представляется бизнес-план организации товарного сельскохозяйственного производства.

Правление сельскохозяйственного кооператива (ширката) вопрос об образовании ФХ выносит на рассмотрение общего собрания, которое принимает соответствующее решение. На основании решения общего собрания сельскохозяйственного кооператива (ширката) хоким района принимает решение об образовании ФХ с учетом заключения районной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков.

Решение хокима района об образовании ФХ является обязательным документом для реальных финансовых, банковских, налоговых и иных структур. ФХ считается созданным с момента государственной регистрации ФХ и договора аренды земельного участка в установленном порядке.

Дехканское хозяйство (ДХ) - семейное мелкотоварное хозяйство, осуществляющее производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе приусадебном земельном участке, предоставленном наследуемое владение. Деятельность в дехканском хозяйстве может вестись (по желанию его членов) как с образованием, так и без образования юридического лица.

Членами ДХ являются глава семьи, его супруга (супруг), дети, в том числе усыновленные (удочеренные), приемные дети, родители, иные родственники, а также другие лица, достигшие трудоспособного возраста, совместно проживающие и ведущие совместно ДХ.

Согласно существующему законодательству ДХ не может использовать в своей деятельности наемный труд на постоянной основе.

Для создания ДХ семьям членов сельскохозяйственного кооператива (ширката), работников иных сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений, организаций, а также семьям учителей, врачей и др специалистов, проживающих в сельской местности, в установленном законодательном порядке предоставляется в пожизненное наследование приусадебных земельный участок. Его размер, включая площадь, занятую строениями и дворами, не должен превышать,35 гектара на орошаемых и 0,5 гектара на неорошаемых (богарных) землях, а в степной и пустынной зоне - 1 гектара (на неорошаемых землях). Для введения ДХ право пожизненного наследуемого владения на приусадебные земельные участки в пределах 0,06 гектара может реализоваться на аукционной основе.  

Как создать дехканское хозяйство? (Закон Республики Узбекистан от 30.04.1998 г. "О дехканском хозяйстве", статья 5)

ДХ образуется на добровольных началах на основе письменного обращения главы хозяйства к правлению сельскохозяйственного кооператива (ширката) либо работодателю (администрации) других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций и хокиму района. В заявлении указывается местоположение целевого использования земельного участка для организации сельскохозяйственного производства.

правление сельскохозяйственного кооператива (ширката) выносит вопрос об образовании ДХ на рассмотрение общего собрания, которое принимает соответствующее решение. В др сельскохозяйственных предприятиях, учреждениях и организациях решения о создании ДХ принимается высшим органом управления, работодателем (администрацией) этих предприятий, учреждений и организаций.

На основании решения общего собрания сельскохозяйственного кооператива (ширката) или высшим органом управления, работодателем (администрацией)  др сельскохозяйственного предприятий, учреждения и организации хоким района принимает решение об организации ДХ с учетом заключения районной комиссии по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков.

Решение хокима района об образовании ДХ является обязательным документом для районных финансовых, банковских, налоговых и иных структур. ДХ считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном порядке.

В настоящее время в сельском хозяйстве функционирует 3,3 млн. личных подсобных хозяйств, из которых 54,1 % перерегистрированы в ДХ. На их долю в 2000 г. приходилось 10,6 % всей посевной площади и 66 % валовой продукции сельского хозяйства (против 9,1 и 49,3 % соответственно в 1995 г.)

В результате происходящих изменений доли фермерских и дехканских хозяйств в структуре посевных площадей и в объеме производимой сельскохозяйственной продукции заметно увеличиваются. При этом размеры посевной площади более высокими темпами растут в ФХ, а объем сельскохозяйственной продукции - в ДХ. Распределение посевной площади и производство валовой продукции по категориям хозяйств (в % к итогу):

 

Распределение посевной площади

Производство валовой продукции

1995 г.

2000 г.

1995 г.

2000 г.

Всего

100

100

100

100

Коллективные предприятия

87

72,6

48,1

28,9

Фермерские хозяйства

3,8

16,7

2,6

5,1

Дехканские хозяйства

9,1

10,6

49,3

66,0

Дехканские и фермерские хозяйства служат катализатором реальных преобразований в аграрном секторе. К сожалению, процесс их создания и развития идет медленно из-за указанной выше специфики сельскохозяйственного производства и неразвитости рынка ресурсов. Хотя государство всячески их поддерживает (путем выделения дополнительных земель, создания законодательных основ их деятельности), эти хозяйства оказываются неконкурентоспособными по сравнению с ширкатами, в основном из-за плохого доступа к рыночной инфраструктуре. Перерабатывающая промышленность, заготовительные организации и финансовые структуры предпочитают иметь дело с крупными производителями. Иными словами, инфраструктура сельского хозяйства пока не приспособлена к работе с мелкими производителями. В странах с развитой рыночной экономикой эволюционно сформировался разветвленный и многоярусный слой посредников, которые обеспечивают услугами как мелкие хозяйства, так и крупный бизнес. В наших условиях одни из путей решения проблемы - развитие кооперативных связей между фермерскими и дехканскими хозяйствами.

Де-юре ФХ в Узбекистане не должны получать производственных заданий, однако исследования, проведенные Центром экономических исследований на местах, показывают, что де-факто они продолжают их получать. Это является следствием того, что ФХ зависят от крупных сельскохозяйственных предприятий и др организаций в снабжении финансовыми и материально-техническими ресурсами. Возможно, этим обстоятельством частично можно объяснить тот факт, что доля ФХ в общей посевной площади растет более высокими темпами, чем их доля в валовой продукции сельского хозяйства. Между тем ДХ, имеющие возможность самостоятельно определять направления своей деятельности, структуру и объемы производства, а также свободно распоряжаться результатами своего труда, в 2000 г., обрабатывая всего 10,6 % посевной площади, произвели около 66 % валовой продукции сельского хозяйства.

Следовательно, повышение эффективности ФХ зависит главным образом от расширения их самостоятельности, развития производственной и рыночной инфраструктуры села. Решение этих проблем требует дальнейшего развития оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, материально-технических ресурсов, средств малой сельскохозяйственной техники, организации обслуживания фермеров и обеспечения им свободного доступа к кредитным и другим ресурсам.

Неправительственные организации в поддержке частного предпринимательства.

В последние годы, особенно после принятия курса на либерализацию, в поддержке, представлении интересов и защите прав частного бизнеса все большую роль играют неправительственные организации, объединяющие предпринимателей. Центральное место среди них занимает Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана. Важное значение также играют Ассоциация дехканских и фермерских хозяйств, Ассоциация ремесленников "Хунарманд", Ассоциация деловых женщин Узбекистана и др.

Палата товаропроизводителей и предпринимателей была создана в апреле 1996 г. в числе основных ее функций -представление интересов и защита прав предпринимателей как перед государством, так и перед др органами власти и организациями, в том числе зарубежными. В 04.1998 г. постановлением Кабинета Министров "О совершенствовании деятельности Палата товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана" установлено, что все проверки проводимые производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса - членов Палаты - осуществляются с обязательным участием юридических служб Палаты и ее территориальных структур.

При палатах всех уровней функционируют 183 центра информационно-консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства. Палата является учредителем таких организаций, оказывающих услуги субъектам предпринимательства, как Центр тестирования и сертификации "Тест-Сервис", Технологический бизнес-инкубатор. При Палате созданы Центр автоматической идентификации товаров и услуг "EAN Uzbekistan" по присвоению и регистрации штриховых кодов, внешнеэкономическая фирма "Мовароунахр", а также многофункциональный информационный центр "Marokand", который через электронные сети объединяет и делает широко доступными для предпринимателей информационные ресурсы всех организаций входящих в систему Палаты. Этим центром ведется и распространяется на лазерных дисках электронный реестр всех членов Палаты товаропроизводителей и предпринимателей Узбекистана, а также сформирована база данных по потребностям и предложениям товаров и услуг членов Палаты.

Кроме того, при Палате формируется система непрерывной профессиональной подготовки кадров для предпринимательской деятельности, куда входят Республиканская школа бизнеса с 14 филиалами в областях, которые являются по сути профессиональными колледжами, где обучается около 4,5 тыс. учащихся, а также Центр развития рыночных навыков и Центр содействия бизнесу, созданные при содействии программы ТАСИС, в которых проходят ежегодно подготовку свыше 3 тыс. человек.

Самой главной на сегодняшний день является проблема водоснабжения, как промышленных и сельскохозяйственных объектов, так и населения в целом. Значимость водных ресурсов с жизни станы трудно переоценить. Аграрный сектор является самой крупной отраслью экономики Узбекистана и производя около 30 % ВВП, ежегодно использует более 90 % потребляемой в стране воды (свыше 90 % урожая у нас приходиться на орошаемое земледелие). В силу различных объективных и субъективных обстоятельств в системе водопользования страны накопилось немало нерешенных проблем. Это и дефицит свободного качественного стока поверхностных вод, и его абсолютный дефицит в маловодные годы (2000 год). Это и не совсем удовлетворительное техническое состояние ирригационно-мелиоративных систем, в частности из-за сократившихся инвестиций в данную сферу. Это и усиление процессов минерализации воды и засоления почв, в том числе из-за неадекватности коллекторно-дренажных систем и объемов промывных работ. Это и не достаточно высокий уровень использования оросительной воды (КПД, КИВ), а также его продуктивности- выход продукции на 1000 кубометров оросительной воды. Это и медленное освоение водосберегающих технологий. Наконец, это углубляющиеся различия в подходах сопредельных государств к режиму использования водных объектов бассейна Амударьи и Сырдарьи.  И тут возникает вопрос Нужен ли Узбекистану водный кодекс?

Президент И. А. Каримов, беспокоясь о состоянии ирригационного и мелиоративного состояния земель, в своем выступлении на заседании Каб. Минов в 02.2001 года подчеркнул: "Сама жизнь сегодня настоятельно требует кардинального пересмотра нашего отношения к этому важнейшему участку работы, от масштабов и эффективности которой, можно сказать без преувеличения, зависит судьба сельского хозяйства, а значит, решение исключительно важных социальных, экономических проблем и в конечном итоге- продовольственная безопасность страны". и совсем не случайно принято решение о разработке программы мер по улучшению мелиоративного состояния земель на 2001-2005 года и на перспективу до 2010 года.

Представляется, что в данную программу целесообразно включить пункт о совершенствовании законодательства о воде, его адаптации к новым условиям. Необходимость такой меры либо разработки Водного кодекса страны, что еще предпочтительнее, обусловлена следующими причинами.

Во-первых, действующий в республике Закон "О воде и водопользовании", безусловно сыгравший положительную роль, в какой-то мере отражает затратный, централизованный подход к водопользованию, доставшийся нам в наследство от тоталитарной системы. а это мешает исправлять создавшееся в системе водного и сельского хозяйства положение, о котором говорилось выше. Новое законодательство должно быть от начала до конца пронизано идеей применения технологий водосберегающих, сохраняющих и поддерживающих естественный экологический баланс, идеей ответственности каждого гражданина, каждого хозяйствующего агента за реализацию прав нынешнего и будущего поколений на использование в достаточном объеме доброкачественного водно-ресурсного потенциала, без чего не возможно повышение уровня жизни.

Во-вторых, переломный, переходный период, который переживает наша страна, требует изменения устаревших положений законодательных актов, обновления подходов к хозяйствованию с точки зрения их соответствия развивающимся рыночным институтам и принципам внедрения рыночных механизмов на микроэкономическом уровне в системе водного хозяйства.

Конкретизирую свое предложение:

 ·  в республике сформировалась многоукладная экономика. Негосударственный сектор, представленный широким спектром различных форм собственности, стал доминирующим. Зарегистрированы и успешно функционируют сотни, тысячи субъектов малого, среднего и крупного бизнеса в различных сферах общественного производства и оказания услуг населению. Все они так или иначе являются водопользователями. Очевидно, что их права и ответственность в данном качестве должно быть четко обозначены в Водном кодексе.

 ·  произошли большие инстуциональные изменения, ликвидированы многие отраслевые министерства, созданы новые органы управления, изменились их функции. Поэтому за новыми институтами законодательно должны быть закреплены их права, обязанности и ответственность за обеспечение водопередачи различными отраслями экономики и осуществление мониторинга за соблюдением положений Водного кодекса. В этом аспекте уместно привести пример того, как практика опередила законодательную базу, не соответствующую реальности. Речь идет о не предусмотренной нынешним законом организации на уровне первичных сельскохозяйственных производителей ассоциаций водопользователей (АВП). Эти негосударственные ассоциации берут на себя функции доставки, планирования и распределения оросительной воды между членами АВП, эксплуатации внутрихозяйственных ирригационно-мелиоративных систем, осуществления финансовых операций.

 ·  в соответствии с действующим законодательством межхозяйственные каналы и сооружения водного фонда, водозабора подземных вод являются государственной ответственностью, не подлежат приватизации и эксплуатации как единая водохозяйственная система. сможет быть, с учетом ограниченности государственных финансовых средств назрела необходимость либерализации этого положения законодательства? Речь идет о возможности предоставления предпринимателем отдельных районных и межрайонных водохозяйственных коммуникационных сетей в долгосрочную аренду или концессию.

В-третьих, в специфических арендных условиях пахотные земельные и водные ресурсы сельскохозяйственного назначения взаимодополняют друг друга. И коли мы сказали "А", приняв то Земельный кодекс, должны сказать и "Б", разработав Водный кодекс. Тем более, что в принятых в 1998 году законах о ширкатном, ФХ и ДХ (соответственно в ст. 16,14,11) записано, что порядок учета расхода воды, подаваемой хозяйствам, и уплаты налога за пользования водными ресурсами, а также льготы по данному налогу определяются законодательством. О правах же и обязанностях субъектов в области водопользования в указанных законах ничего не сказано, а в Законе "О воде и водопользовании" тоже нет специальных положений, касающихся новых водопотребляющих агентов хозяйствования.

В-четвертых, в пользу разработки Водного кодекса говорит то обстоятельство, что третья и четвертая статьи действующего закона не совсем отвечают общепринятым международным нормам. Так. В ст. 3 записано: "Воды являются государственной собственностью -общенациональном богатством Республики Узбекистан, подлежат рациональному использованию и охраняются государством". Это определение носит расплывчатый характер, поскольку  непонятно, о каких водных ресурсах идет речь. По идее, речь должна идти лишь о тех, которые формируются на территории страны и сток которых не выходит за ее пределы. Кроме того, особо должны быть оговорены правовые отношения к водным ресурсам, выделяемым по межгосударственным соглашениям их межгосударственных объектов.

В ст. 4 дается перечень объектов, составляющих единый государственный водный фонд Узбекистана, - реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и и водные источники, воды каналов и прудов, подземные воды и ледники. Здесь не хватает слов: "расположенные на территории страны".

Справедливости ради следует отметить, что в законе о воде других среднеазиатских государств и Казахстана допущены такие же оплошности. Нашей стране, зарекомендовавшей себя мудростью и взвешенностью политики, следует и в этой области создать прецедент, не только четко сформулировав право собственности на внутренние и международные водные ресурсы, но и однозначно и конкретно оговорив свои обязательства и ответственность за право пользования межгосударственными источниками н взаимовыгодных началах, не нанося ущерба другим странам.