Проблемы и перспективы развития овцеводства Читинской области
Овцеводство традиционно являлось стратегической отраслью народного хозяйства Читинской области как важнейшая сырьевая база для ряда отраслей промышленности, обеспечивающая занятость населения.
Особое положение отрасли обусловлено тем, что значительная часть территории страны имеет экстремальные природно-климатические условия. В эту зону с резко континентальным холодным климатом входит и Читинская область. Вместе с тем за последние 9 лет происходят весьма нежелательные процессы: сокращение поголовья овец, снижение объемов производства шерсти, особенно наиболее ценной тонкой, составляющей ранее более 3/4 общего объема заготовок.
Овцеводство в Читинской области всегда было одной из ведущих отраслей сельскохозяйственного производства. Этому способствовали наличие огромных площадей, степных и горных пастбищ, климатические условия, позволяющие использовать пастбища зимой, богатый опыт местного населения, потребность в шерсти и баранине, необходимых для людей, живущих в экстремальных природно-климатических условиях.
Общеизвестно, что, начиная с 1990 г. цены на промышленную продукцию выросли в 4 тысячи раз, а на электроэнергию и горюче-смазочные материалы – почти в 6 тысяч раз. В то же время цены на сельхозпродукцию выросли всего в 800 раз. Поэтому производить шерсть стало невыгодно, так как ее себестоимость превышала цену реализации. Производили за 40–45 рублей, а продавали за 7–8 рублей.
В 1998 году себестоимость произведенной шерсти в среднем составляла 45–55 руб. за один килограмм, а закупочная цена была всего 14 рублей в чистом волокне, цена овчины 10 рублей и за один килограмм баранины высшей упитанности мясокомбинат выплачивал хозяйствам 2,5 рубля. Это явилось основной причиной сокращения поголовья. Конечно, не обошлось и без, может быть, поспешных решительных действий отдельных сельскохозяйственных руководителей, так как многие оказались в сложных условиях, без опыта рыночных отношений. Многие из них растерялись и пошли по линии наименьшего сопротивления, то есть ликвидации поголовья.
Наряду с сокращением поголовья идет снижение продуктивности животных. В лучшие годы развития овцеводства из-за большой численности овец, а следовательно огромной нагрузки на пастбища и кормовые угодья, многие руководители стремились заготовить на одну овцу, чтобы получить от нее качественную шерсть, а также мясо, как минимум 2–2,5 центнера корм. единиц. Но заготовляли от силы 1–1,5 центнера корм. единиц на голову, остальная потребность компенсировалась за счет пастбищ. Сегодня обстановка изменилась и нагрузка на пастбища стала ниже. Средний настриг шерсти за последние годы снизился почти на 1 килограмм по области. В последние годы этот показатель колеблется в пределах 2,5–3 кг.
Сокращение поголовья, снижение среднего настрига шерсти, естественно, приводят к большому недобору производимой продукции. Общее производство шерсти в этом году составило в области всего 400 т., в то время как в 1979 г. было произведено 6,1 тыс. т – уменьшилось в 11 раз
Из-за убыточности отрасли во многих хозяйствах полностью перестали существовать пункты искусственного осеменения маток. Все предприятия уничтожили баранов, от которых ранее получали сперму для осеменения маток. Почти во всех хозяйствах перешли на вольную случку. Для этого используются низкопродуктивные бараны. Все это приводит к снижению продуктивности потомства, способствует появлению слабых нежизнеспособных ягнят и большому их падежу. Не случайно в последние годы выход ягнят на 100 маток составляет не более 55 голов. Получали ранее 78–80 голов.
Поэтому в настоящее время назрела острая необходимость в дополнительном принятии экстренных мер по сохранению оставшегося поголовья овец.
В разряд первоочередных мер по стабилизации поголовья скота и развития животноводства Правительство Читинской области отнесло материальное и моральное стимулирование животноводов по результатам работы; обеспечение животноводства кормами и улучшение племенной работы; внедрение прогрессивных методов ведения животноводства; дополнительное привлечение денежных ресурсов для дотирования продукции, осуществление комплекса мер по интеграции на взаимно выгодных условиях сельхозпроизводителей и предприятий перерабатывающей промышленности, в том числе и акционерных обществ; предусмотрение льготного налогообложения перерабатывающим предприятиям, в том числе зачисление в местный бюджет; улучшение ветеринарного обслуживания и другие меры. Все эти внутренние резервы, которые область может мобилизовать, но, к сожалению, они ограничены из-за недостаточности финансовых ресурсов. Поэтому нам необходима поддержка на федеральном уровне, особенно в части выплаты дотаций на овцеводство.
Для развития овцеводства потребуются материальные затраты. При сокращении поголовья были разрушены и пришли в ветхое состояние многие кошары, которые строились в основном из железобетона и дерева, и вмещали по 600 голов. Сейчас же необходимо строить кошары разной вместимости и предельно использовать дешевый строительный материал в безлесных районах. В несколько раз дешевле обходится строительство кошар из самана. При малой механизации бригада из 4 человек делает за смену до 800 саманных блоков размером 20 ґ 20 ґ 40 м, которые весной быстро высыхают на открытой площадке, их легко укладывать в стены на глиняный раствор. Кровля выполняется тоже из саманной массы. Пиломатериал требуется только на стропила, двери и окна. Думаю, что сегодня тот самый случай, когда этот опыт надо использовать по всей области.
В приказе Министерства сельского хозяйства России №485 от 22.06.99 г. о мерах по стабилизации овцепоголовья и козоводства Российской Федерации была разработана федеральная целевая программа на 1999–2009 год по стабилизации и развитию овцеводства и козоводства.
В Федеральной программе стабилизации и подъема овцеводства России было предусмотрено наращивание потенциала племенного тонкорунного овцеводства и прогрессивных технологий применительно к новым условиям хозяйствования; предложен эффективный механизм государственной поддержки отрасли, связанных с ней перерабатывающих отраслей, социальной сферы села и повышение уровня жизни селян.