Проблемы малого бизнеса в аграрной сфере в период кризиса 2008 - 2010 гг

Проблемы кредитования малого бизнеса

Для развития малого бизнеса частным предпринимателям часто не хватает собственных денежных средств, поэтому они вынуждены обращаться за помощью в кредитные организации. В настоящее время кредиты для индивидуальных предпринимателей выдают множество банков, но получить денежную ссуду для предпринимателя является очень большой проблемой.

Как уверяют банкиры, они открыты для сотрудничества с малым бизнесом. Предприниматели же это отрицают, жалуясь, что кредит им получить в банке так сложно, что проще занять на «черном» рынке.

За последние три-четыре года объем кредитования малого бизнеса вырос на 80%. Потребность данной отрасли в заемных средствах сегодня удовлетворяется не более чем на 15-17%. Более оптимистически настроенные финансисты говорят о 20-процентной насыщенности рынка. Что же мешает его развитию?

Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса. Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества.

Третий немаловажный фактор – недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне – небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные, к тому же большинство из них не смогло пережить кризис 1998 года. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.

С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие даже если у банка и имеются соответствующие программы для малого бизнеса, то довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.

Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8-10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%, но и это большая редкость. Как правило, "малые" предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20-24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.

Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдают ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие – до 50 тысяч долларов (микрокредиты), эффективная ставка довольна высокая (28-30% годовых в рублях), сроки ограниченные – как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.

Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10-15 млн рублей на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита.

Но у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит [4].

Кредиты после начала кризиса стали выдаваться на иных условиях – под больший процент, под лучший залог и по значительно ужесточенному выбору заемщиков.

Однако на кредитовании малого бизнеса кризис ликвидности сказался меньше всего. Банки отказываются от долгосрочных схем кредитования, сворачивают ипотечные программы, но не планируют лимитировать выдачу бизнес - кредитов. В условиях дефицита ресурсов сам процесс получения ссуды может несколько затянуться, но это не повод отказываться от кредитования.

Малый бизнес сегодня поставлен в чуть более жесткие условия. Незначительно возросли процентные ставки: средняя цифра по бизнес -кредитам составляет 15-19% годовых. Причем идеальные, в глазах банка, заемщики, могут претендовать на их снижение: клиентам с хорошей кредитной историей обычно предоставляется скидка (обычно не более 1%). Устойчивое финансовое положение, прозрачная бухгалтерия, наличие ликвидного залога существенно облегчают малому бизнесу получение кредита.

В самых лучших условиях очутились так называемые постоянные клиенты – организации и индивидуальные предприниматели, уже кредитовавшиеся в этом банке. Банки делают ставку на увеличение числа таких клиентов, и предлагают им более выгодные условия кредитов на бизнес – льготы по срокам погашения бизнес - кредита, меньшие требования к его обеспечению залогом, индивидуальное снижение процентной ставки[7].

Главной проблемой кредитования малого бизнеса в условиях сегодняшнего кризиса остаются короткие сроки бизнес - кредитов. Согласно статистике, более 80% кредитов малому бизнесу выдается на срок менее года. Для большинства организаций, особенно работающих в сфере торговли, неудобством это не является: через год, выплатив взятую ссуду, можно получить новый бизнес-кредит, и его условия, возможно, будут лучшими.

Для того чтобы оказать поддержку малому бизнесу Правительство России и органы местного самоуправления разработали определённые меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Многие региональные власти предоставляют кредиты для индивидуальных предпринимателей по ставкам, которые намного ниже среднерыночных. Для того чтобы получить подобный кредит, индивидуальный предприниматель также должен выполнить ряд условий: например, малое предприятие должно работать в определенной сфере бизнеса или предприниматель должен относиться к определённой возрастной категории (молодёжное предпринимательство).

Также во многих регионах действуют программы поддержки малого бизнеса, благодаря которым начинающие предприниматели могут получить беспроцентный кредит или грант, который может быть использован для покупки помещения или оборудования, пополнения основных или оборотных фондов, патентования изобретений или выплаты зарплаты сотрудникам. Региональные власти также предлагают приватизировать или выкупить на льготных условиях помещения, которые предприниматели занимали в течение долгого времени.

В любом случае, для получения кредита для индивидуального предпринимателя владелец бизнеса должен тщательно разработать инвестиционный план, а также подготовить экономическое обоснование кредита, которое должно быть предоставлено в кредитную организацию [10].

Проблемы реализации сельскохозяйственной продукции

Высокий урожай зерна в 2008 и 2009 годах обернулся для многих его производителей большими проблемами - прежде всего, снижением цен. Из регионов приходят сообщения о том, что крестьяне не могут продать выращенный урожай по приемлемым ценам. Кроме того, возникли проблемы и у покупателей зерна, которые не могут получить кредиты.

За последнее время цены на зерно упали на 1,5-2 тыс. рублей за тонну. Так, цена продовольственной пшеницы оказалась ниже 5 тыс. рублей за тонну. Хотя справедливая цена должна быть не ниже 6 тыс. рублей за тонну, учитывая, что себестоимость тонны зерна составляет до 3,5 тыс. рублей. После снижения цены рынок на какое-то время замер, но потом появились хозяйства, которые решились продавать зерно по новой цене. Однако тут возникла новая проблема - у трейдеров не оказалось средств для покупки зерна.

Также далеко не у всех хозяйств имеются свои элеваторы. Пшеница в основном хранится на открытых токах, что отрицательно влияет на ее качество.

Кроме того, положение усугубляет финансовый кризис - мелкие зернопроизводители реализуют свой товар для погашения кредитов, работая иной раз себе в убыток, отметил он. В это же время крупные предприятия удерживают зерно на хранилищах и выжидают.

Проблемы с реализацией зерна привели к появлению в ряде регионов перекупщиков, которые, воспользовавшись ситуацией, предлагают скупить урожай за бесценок [11].

Обратную ситуацию мы можем наблюдать на мясном рынке. Рассмотрим пример Алтайского края на 2009 год. В общей структуре оборота розничной торговли в третьем квартале 2009 года в Алтайском крае увеличилась доля продаж мяса птицы по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Напрямую с ЗАО «Алтайский бройлер» работают крупные сети края, такие как «Мария-Ра», «Аникс», «Лента».

Крупные и средние мясоперерабатывающие предприятия имеют более 2 тыс. торговых точек, в том числе 110 собственных. ООО «БМПЗ» в Барнауле имеет 28 собственных фирменных магазинов, где реализует продукцию собственного производства. ОАО «Рубцовский мясокомбинат» активно участвует и реализует продукцию собственного производства на ярмарках и праздниках, организованных Мясоперерабатывающие предприятия Барнаула поставляют на рынок города более 60% колбасных изделий.

ООО «Альтаир-Агро», ООО «Барнаульский пищевик», ОАО «Овчинниковский мясокомбинат» поставляют продукцию в крупные торговые сети.

Кроме того, ООО «МК Идеал-Эко», ООО «Барнаульский пищевик», ООО «Пищекомбинат Солнечный», ЗАО «Алтайский бройлер», ОАО «Восход», ООО «Брюкке» поставляют мясную продукцию по регионам Сибири. ОАО «Рубцовский мясокомбинат» и другие продолжают поставку мяса в СибВО и краевые бюджетные организации.

Рост закупочных цен на сельскохозяйственное сырье как на мировом, так и на местном сырьевых рынках (мясное сырье) стал безусловным толчком для удорожания себестоимости производимых на территории края мясных продуктов, в структуре которой сырье занимает от 30 до 70% к конечной сумме.

В разрезе городов края в течение 2009 года наметилась тенденция стабилизации потребительских цен на говядину и свинину, а по колбасным изделиям в среднем они увеличились на 1,3-3,5% соответственно (Табл. 1) [8].

Таблица 1. Средние цены на продовольственные товары по городам края за сентябрь 2009 года в рублях.

Алтайский край Барнаул Бийск Рубцовск
Говядина (кроме бескостного мяса) 153,33 153,18 153,54 153,50
Свинина (кроме бескостного мяса) 174,32 173,53 175,16 175,76
Куры 99,12 98,62 101,33 97,62
Колбаса полукопченая 224,30 222,14 230,79 222,23
Колбаса вареная, 1 сорта 164,07 163,12 165,18 165,66

Программы, меры правительства по поддержке малого бизнеса

Отраслевая целевая программа по поддержке малого бизнеса в аграрной сфере

Отраслевая целевая программа «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК на 2009-2011 годы» (далее - Программа) должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее – КФХ) и малых форм хозяйствования (далее – МФХ) в АПК России. Повышение производительности КФХ и МФХ, а также их устойчивое развитие позволит увеличить долю обрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения, увеличить объемы сельскохозяйственного производства, повысить уровень жизни сельского населения, а также решить социально-экономические проблемы развития села, относящиеся к приоритетным целям развития АПК России, на достижение которых направлена деятельность Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Программа разработана в развитие и дополнение «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2011 гг.», которая утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446.

Цель программы - повышение производительности и устойчивости крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования.
Достижение вышеуказанной цели позволит достичь следующих результатов:
• увеличение объемов сельскохозяйственного производства в крестьянских (фермерских) хозяйствах и других малых формах хозяйствования;

• повышение уровня жизни сельского населения;

• улучшение социального климата в сельской местности;

• рост занятости сельского населения и снижение скрытой безработицы.

Реализация Программы предусматривает увеличение доли и сбалансирование использования имеющихся в России земель сельскохозяйственного назначения, увеличение объемов производства КФХ и других МФХ, улучшение социального климата и повышение уровня жизни сельского населения, технологическое обновление ведения сельского хозяйства в целях повышения устойчивости и конкурентоспособности КФХ и МФХ, более полное использование предпринимательской творческой энергии сельских жителей за счет стимулирования создания КФХ.

При этом будет внесен существенный вклад в решение проблемы развития сельских территорий и рост занятости сельского населения и снижения скрытой безработицы. Научно-технический прогресс в отрасли будет осуществляться через ряд актуальных проектов по кадровому обеспечению отрасли и в сфере НИОКР.

Важнейшую роль в достижении ожидаемых результатов выполняет создание новых и совершенствование имеющихся механизмов финансово-кредитной поддержки КФХ и МФХ, создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки и хранения сельхозпродукции, а также стимулирование инноваций в деятельности КФХ и МФХ.

Согласно расчетам, при развитии отрасли по инерционному сценарию, то есть при текущем уровне поддержки государства КФХ и МФХ, 2008-2011 гг. в сложившихся социально-экономических условиях количество КФХ будет продолжать снижаться, а площади земель сельхозназначения в их пользовании останутся на прежнем уровне. Улучшение социального климата и внедрение инноваций в деятельность КФХ и МФХ может потребовать десятки лет.

Для дальнейшего и более эффективного использования имеющегося потенциала развития КФХ и МФХ необходима дополнительная государственная поддержка.

По итогам реализации данной программы социально-экономическая ситуация в секторе КФХ и других МФХ должна улучшиться.

Создание условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции позволит решить проблему, связанную с тем, что значительная часть добавленной стоимости сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ и другими МФХ, достается посредническим структурам.

Кроме того, развитие инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, произведенной КФХ и других МФХ, станет для них стимулом для наращивания объемов производства, снизит потери, связанные с её отсутствием.

Стимулирование инноваций должно создать основу для повышения производительности и устойчивости КФХ и других МФХ за счет использования передовых технологий ведения сельскохозяйственного производства, применения более высокопродуктивных пород животных и высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур.

Повышение привлекательности института КФХ станет стимулом для создания крестьянских (фермерских) хозяйств гражданами, желающими вести предпринимательскую деятельность.

Система программных мероприятий представлена направлениями, содержащими конкретные механизмы государственного регулирования и поддержки развития МФХ в сельской местности.

Для создания условий для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции программой предусмотрены некоторые меры.

С целью ликвидации острого дефицита необходимых инфраструктурных объектов субсидируется 95% ставки рефинансирования на каждый проект (исходя из средней стоимости одного проекта 20 млн. руб.).

Речь идет о реализации 500 проектов в 81 регионе.

Ежегодные субсидии на один проект стоимостью 20 млн. руб. составят 2,47 млн. руб. в год. Таким образом, Программой предусмотрены субсидии в размере 3,705 млрд. руб., (2,47 млн. руб. х 500 проектов).

Таблица 2. Ежегодные субсидии в год на 500 проектов.

 Период  2009 год  2010 год  2011 год
 Объем финансирования, млрд. руб.  1,235  1,235  1,235

По данным Минсельхоза России в настоящие годы около 15% продукции ЛПХ и КФХ реализуется на рынке. В рамках данного мероприятия целесообразно обеспечить реализацию как минимум 20% продукции КФХ и другими МФХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Также необходимо обеспечить условия, привлекательные для вступления большего числа КФХ и других МФХ в кооперативы (20 %).

Увеличение обеспеченности КФХ и СПоК складской инфраструктурой будет характеризоваться следующими показателями:

- зернохранилищ – на 50 тыс. т. за 3 года (оценочно на 1,4 %);

- картофелехранилищ – на 21,5 тыс. т. за 3 года (оценочно на 41,65 %);

- овощехранилищ – на 6 тыс. т. за 3 года (оценочно на 21,1 %) [5].

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия является пунктом VII, указанным в выше рассмотренной программе.

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70%.

Рынок зерна. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна;

- увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- стимулирование движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.

Механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.

Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» при снижении или росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.

В основе залоговых операций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе.

В целях своевременного осуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется разработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна.

При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.

При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.

Рынок мяса. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышение конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.

Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, а также возможное продление действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года.

Объем тарифных квот на период после 2009 года, механизм их распределения и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать по результатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и с учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации.

Предполагается также разработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандартами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.

Рынок сахара. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка сахара является обеспечение дальнейшего роста производства сахара белого из сахарной свеклы до уровня максимального самообеспечения сахаром потребностей внутреннего рынка за счет сокращения зависимости от импортного сахара-сырца, а также создание условий для повышения эффективности функционирования свеклосахарного комплекса и поддержания доходности производителей сахара и свекловичного сырья.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- обеспечение роста доли сахара, произведенного из российской сахарной свеклы, на внутреннем рынке;

- создание условий для привлечения инвестиций в свеклосахарный сектор.

Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения сахара в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, совершенствование мер таможенно-тарифного регулирования импорта сахара-сырца и сахара белого [6].

Помощь в кредитовании малому бизнесу

Для развития малого бизнеса правительство Российской Федерации вместе с органами местного самоуправления выделяет гранты малому бизнесу, которые могут быть получены в 2010 году.

Как правило, сумма гранта не превышает 300 000 рублей, а получить грант на развитие малого бизнеса в 2010 году может только предприниматель, который зарегистрировал свое предприятие не ранее, чем год назад. В отличие от кредита, грант не подлежит обязательному возврату, но очевидно, что в случае, если грант будет использован не по целевому назначению, предприниматель создаст себе негативную репутацию, да и на дальнейшую помощь со стороны государства он вряд ли сможет рассчитывать.

Как ни странно, но предприниматель должен заплатить подоходный налог с суммы, которую получит в виде гранта малому бизнесу в 2010 году. Хотя, в настоящее время в некоторых регионах рассматривается вопрос об отмене данного налога.

Денежные средства на гранты малому бизнесу в 2010 году выделяются как правительством Российской Федерации, так и местными органами. В разных регионах выделяются различные суммы на гранты малому бизнесу, несмотря на финансовый кризис, их общая сумма постоянно растёт. Например, в 2009 году сумма грантов, которая была выделена в Алтайском крае, составила 25 миллионов рублей [3].

Субсидии малому бизнесу – 2010. Правительство Российской Федерации продолжает осуществлять помощь малому бизнесу в соответствии с разработанной стратегией. Несмотря на финансовый кризис, субсидии малому бизнесу в 2010 году не сократились в объёме, а в некоторых регионах даже увеличились. Правительство Москвы планирует втрое увеличить количество малых и средних предпринимателей, которые получат субсидии на развитие бизнеса. По словам представителя мэрии Москвы, объем субсидий малому бизнесу составит более двух миллиардов рублей. Также ожидается, что целевая субсидия от федерального бюджета для малых предприятий составит 1 миллиард рублей.

Другие регионы Российской Федерации также предлагают предпринимателям различные виды дотаций для малого бизнеса. Например, в республике Адыгея в настоящее время в республике действует около 3000 малых предприятий, на субсидии малому бизнесу выделено около 300 миллионов рублей. В Смоленской области начинающие предприниматели могут рассчитывать не только на субсидии, но и на получения гранта для молодых предпринимателей.

Организация малых предприятий является одним из наиболее эффективных способов создания рабочих мест. Те предприниматели, которые будут готовы принять на работу безработных по направлению с биржи труда, получат субсидирование в размере 58,8 тысяч рублей.

Несмотря на увеличение субсидий малому бизнесу в 2010 году, количество людей, которые готовы открыть собственное дело в текущем году увеличилось незначительно. Несмотря на все меры, предпринимаемые правительством Российской Федерации и органами местного самоуправления, многие россияне не спешат открывать собственные малые предприятия. Виной тому в большей степени является инертность россиян, которые предпочитают работать на крупных государственных предприятиях, а не в частном секторе, где самому приходится принимать множество ответственных решений