Промысловая биология кеты и особенности лова

Кета.

Хорошим визуальным отличительным признаком кеты является наличие черной каемки на концах хвостового, анального и грудного плавников. Высота хвостового стебля укладывается около 14 раз в стандартной длине тела. Жаберные тычинки(в среднем 21) короткие, толстые, редко расположенные, на концах утолщенные.

Кета – второй по численности вид среди тихоокеанских лососей после горбуши, распространена очень широко во всей северной части Тихого океана – от Калифорнии до п-ова Корея и о. Хонсю. В Северном Ледовитом океане распространяется на восток от бассейна р. Маккензи, на западе заходит в реки Индигирка, Яна и Лена. В азиатских водах кета наиболее многочисленна на южных Курильских островах, в Амуре, на охотском побережье, западной Камчатке, в корфо-карагинском районе и в р. Анадырь. Кета не такой редкий вид на северных Курильских островах, как предполагалось ранее. Воспроизводится в 18 реках, где имеются обширные участки русла с выходом грунтовых вод. Потенциальный вылов оценивается в 250 т в качестве прилова на промысле горбуши. В Америке около 70% кеты добывается на северной и юго-восточной Аляске и на севере Британской Колумбии.

Кета образует ряд экологических форм, различающихся по экологии нереста и биологическими особенностями. Различаются осенне- и летненерестующие формы кеты, представленные многими популяциями, ареалы которых широко перекрываются. Осенняя кета мигрирует в реки в период осеннего паводка, нерестится на участках, питаемых в той или иной степени грунтовыми водами. В крупных реках она осваивает обширный нерестовый ареал, включая районы с пониженными зимними осадками. Летняя кета нерестится в основном русле реки, в подрусловом потоке, нерестилища её располагаются обычно ниже по реке, чем у осенней кеты. В Амуре она поднимается сравнительно невысоко, не более 600 км от устья, ее нерестовые реки сосредоточены в районах осеннего паводка. Осенняя кета нерестится в большинстве рек, посещаемых летней но основная масса поднимается по реке значительно выше. Наличие двух форм кеты не связано с величиной рек: в крупнейшую реки Амур и очень короткие реки восточного и западного Сахалина заходят обе. Осенняя кета отличается от летней большими размерами тела, повышенной долей старших возрастов и более высокой плодовитостью.

Подходит к устьям рек с менее развитыми половыми продуктами, чем летняя. Сроки массового нерестового хода различаются на 2-3 месяца. Из этих типичных различий летней и осенней кеты есть исключения. На Камчатке имеются популяции, которые по срокам нереста можно отнести к осенней форме, но нерестилища их располагаются в подрусловом потоке. Наоборот, некоторые летненерестующие популяции строят нерестовые гнезда в местах выхода грунтовых вод. Типичная летняя и осенняя кета размножается в р. Амур, на восточном Сахалине (летняя только в р. Поронай) и в некоторых реках материкового побережья Охотского моря. На южных Курильских островах есть только осенняя кета, на западной и восточной Камчатке и в р. Анадырь летняя (по срокам нерестового хода, по размерам тела и плодовитости). В американских реках типичная летняя кета есть в р. Юкон, но по биологическим параметрах она отличается от анадырской кеты. На Аляске и южнее, до Британской Колумбии, есть популяции по срокам нереста(июнь – начало сенртября), близкие к летней кете. Но представители их имеют крупные размеры тела и высокую плодовитость. Они предположительно относятся к раннерастущей кете.

Сроки хода, возраст полового созревания и относительная плодовитость американской кеты сильно варьируют. Считается, что пространственная и временная изоляция летних и осенних стад кеты усиливается за счет нереста в разных реках – материковых, прибрежных и островных – или в разных частях одного речного бассейна.

Осенняя кета особенно характерна для юго-западных(р. Амур, о. Сахалин, зал. Петра Великого и о. Хоккайдо) и юго-восточных (Британская Колумбия, Аляска) районов ареала.

Максимальная зарегистрированная длина кеты 102 см, масса 15 кг(зал. Аляска). Летняя кета имеет на 5-10 см линейные размеры меньше, чем осенняя. В азиатских водах длина тела летней половозрелой кеты варьирует от 41 до 67 см (в среднем 55-63 см), а масса – от 2.3 до 3.9 кг(в среднем 2.5-3.0 кг в разных реках). Наиболее крупная летняя кета заходит в р. Поронай (44-93 см и 2.6-3.9 кг). Длина тела летней кеты в Амуре изменяется от 42 до 77 см, масса – от 1.0 до 5.5 кг. Размеры осенней кеты в азиатских реках по многолетним данным изменяются от 44 до 93 см, составляя в среднем 64-75 см, масса – от 1.9 до 6.8 г. Самая крупная осенняя кета подходит в зону ставных неводов на о. Итуруп, ее средняя длина варьирует по годам от 68 до 75 см, при максимальной длине 93 см. В Амуре длина осенней кеты изменяется от 45 до 89 см, в среднем по годам колеблется в пределах 64-70 см. На северо-восточном Сахалине длина кеты за все годы наблюдений в среднем составляла 64-74 см, а масса 3.0-4.4 кг при максимуме 7.5 кг.

В годы развития японского дрифтерного промысла, в 60-70-е гг. 20-го века, проявлялась явно выраженная тенденция уменьшения размеров кеты в устьях рек. Такое измельчание и омоложение кеты, наблюдаемое на всем ареале в американских и азиатских водах в тот период, было следствием селективного вылова крупной рыбы, характерного для сетного промысла. В настоящее время продолжается уменьшение размеров, массы тела и плодовитости кеты всех природных стад с одновременным увеличением среднего возраста полового созревания. Такие изменения в структуре популяций объясняются резким увеличением объемов заводского разведения кеты на фоне высокой численности природных стад. Общая численность кеты, нагуливающейся в океане, увеличилась более чем в 2 раза, что не могло не привести к усилению пищевой напряженности и, как следствие, к уменьшению размеров и воспроизводительного потенциала.

Кета заходит в реки размножения на 2-7-м годах жизни. Случаи присутствия в нерестовых стадах двух- и семилеток очень редки. В азиатских водах летняя кета такого возраста вообще не встречается. У осенней кеты двухлетки зафиксированы в 5 пробах за 14-летний ряд наблюдений(0.2-0.3%) на юго-восточном и юго-западном Сахалине. Были единичные попадания двухлетней кеты также на южных Курильских островах. Еще реже встречается семилетняя кета, она обнаружена только один раз за 12-летний ряд наблюдений в р. Тымь(0.1%). Как правило, в уловах ставных неводов преобладают пятилетние особи(4+). У летней кеты рек Амур и Поронай четырехлетки за многолетний ряд наблюдений составляли 80%, при колебаниях от 41 до 91%. Количество 5-леток в среднем составляло 6.1% в Амуре и 17.9% в Поронае, при значительных колебаниях по годам – соответственно от 2.4 до 10.5 и от 2 до 57%. 6-летки встречаются еще реже, максимально они составляют в нерестовых подходах не более 1%. У осенней кеты основу нерестовых стад тоже составляют 4-летки. Их количество в Амуре, на западном и восточном Сахалине и на южных Курильских островах за 14-летний ряд наблюдений в среднем составляло соответственно 77,4, 68,3, 71.6 и 50.4%, при межгодовых колебаниях от 13 до 94%. А относительная численность 5 и 6-леток была больше, чем у летней кеты, и в среднем колебалась в указанных районах от 7,0 до 31,0 и от 0,5 до 0,9%. Таким образом, осенняя кета в отличие от летней характеризуется большей долей рыб старше 4+. В р. Анадырь, на западной и восточной Камчатке пятилетки составляли в среднем соответственно 21,1, 9,4 и 17,8%, 6-летки – 0,1, 1,4 и 0,4%, т.е. больше, чем у летней кеты Амура и Сахалина. Кета в возрасте 2+ в Анадыре в среднем составляет 19,2%, на восточной и западной Камчатке 0,8 и 1,9%. Анадырская кета по возрастному составу больше соответствует летнему, а камчатская – осеннему типу.

В реках о. Хоккайдо за 11-летний ряд наблюдений 2 и 6-летки составляли в среднем 0,1-0,5%, 2+ и 3+ - 24,6 и 61,6, 4+ - 13,2%. В бассейне р. Юкон в промысловых уловах летней и осенней кеты количество трехлеток было 8.8 и 12,0%, четырехлеток – 70,5 и 72,7, пятилеток – 20,4 и 15,1 шестилеток – 0,4 и 0,2%. Таким образом, летняя юконская кета, по возрастному составу стоит ближе к азиатской осенней кете. В реках северной части зал. Аляска и в Британской Колумбии относительно много кеты в возрасте 4+ и 5+ (24,4-20,8 и 0,2-1,3%), а количество трехлеток соответственно составляет 7,6 и 24,4%. В р. Фрейзер по сравнению с р. Колумбия мало 3-леток (28,1% против 70,5% и относительно много 5-леток (10,5 и 0,8%). 6-леток за многолетний ряд наблюдений не отмечено совсем. Межгодовая изменчивость возрастного состава зависит от численности поколений. У высокочисленного поколения происходит задержка полового созревания и в нерестовом стаде повышается доля 5-леток, и, наоборот, особо малочисленного поколения созревают раньше и повышается доля трехлеток.

На первом году жизни летняя кета в азиатских водах достигает длины 25-28, осенняя – 28-32 см, в дальнейшем различие в приростах сохраняется, составляя 0,8-3,6 см.

Соотношение полов у кеты колеблется от 1712 до 3980 икринок (в среднем 2500-3450). Относительная плодовитость (на 1 см длины тела) – от 41 до 61 икринок. Максимальную плодовитость имеет амурская кета – в среднем 3170-3870, при относительной – 50-61 икринок. Летняя кета обладает меньшей плодовитостью как в абсолютных, так и в относительных значениях. В азиатских реках ее плодовитость на 500-800 икринок меньше, чем осенней.

Соотношение полов у кеты, как и у горбуши, закономерно изменяется во время подходов к устьям рек. Сначала преобладают самцы, в период массовых подходов к устьям рек. Сначала преобладают самцы, в период массовых подходов соотношение полов выравнивается, а к концу хода начинают преобладать самки. Эта закономерность иногда используется при прогнозировании интенсивности подходов кеты к ставным неводам и к забойкам рыбоводных заводов. Во время нереста обычно преобладают самцы, поскольку они нерестятся несколько раз и дольше остаются на нерестилищах.

В азиатских водах типичная летняя кета заходит в реки Анадырь, Амур и Поронай с конца мая до начала сентября. В Амуре подходы начинаются в мае и продолжаются до конца августа, пик хода в конце июля до середины августа, когда уже начинается ход осенней кеты. В нижних притоках реки Амур кета появляется на нерестилищах в первой половине июля при низком уровне воды, со слабо выраженным брачным нарядом. В р. Поронай подходы к устью реки начинаются во второй декаде июня, достигают максимума в середине июля и заканчиваются в конце августа, когда уже подходит осенняя кета. В целом сроки хода летней и осенней кеты в Поронае сильно перекрываются, однако сроки массовых подходов различаются почти на два месяца. Летняя кета заходит в реки западной Камчатки (р. Ича и южнее) и североохотоморского побережья(реки Охота и Кухтуй). Нерестовый ход начинается в июне и заканчивается в сентябре, пик приходится на июль-август. В р. Анадырь и в олюторском районе ход летней кеты происходит в эти же сроки. Западнокамчатская летняя кета по размерам, массе и плодовитости занимает промежуточное положение между типичной летней и осенней формой, но по возрастному составу, местам и срокам нереста приближается к осенней.