Рабочая продуктивность сельскохозяйственных животных
Использование ослов и верблюдов на работах
Верблюды распространены в основном в южных районах нашей страны, встречаются на Алтае.
Род верблюдов делиться на два самостоятельных вида: одногорбых верблюдов - дромедаров и двугорбых - бактрианов.
Используют верблюдов преимущественно, как вьючное животное. Возможно, использовать верблюдов и как упряжных животных, но при этом снижается рабочая продуктивность. Главное преимущество верблюдов, как вьючного транспорта в его проходимости и исключительной дешевизне перевозок, так как необходимый корм верблюд получает по пути следования каравана, поедая растительность, плохо или совсем не поедаемую другими животными, и способности накапливать значительный запас «воды». Помимо всего прочего верблюд способен давать шерсть, мясо, молоко.
Лакоза И. И., проведя наблюдения за караванами, выявил общие ориентировочные нормы использования верблюдов под вьюком:
1. Нормальный вес вьюка при длине перехода 30 – 35 километров за 8 – 10 часов может быть равен полумассе животного.
2. Скорость движения каравана с грузом и длиной перехода 30 – 35 километров должна составлять 4,0 – 4,5 км/ч. Скорость движения каравана с такой же длиной перехода но без груза может быть увеличена до 5,5 км/ч.
3. Длина перехода без отдыха и разгрузки может составлять 30 – 35 км.
Ослы наибольшее распространение получили в горных районах, как наиболее подходящий транспорт в данных условиях. Используются ослы, как вьючные и упряжные животные. Масса вьюка перевозимого ослом может достигать ½ массы его тела.
Лакоза И. И. выявил следующие нормы нагрузки ослов в зависимости от их роста. При высоте животного до 100 см – 60 кг груза, при высоте 100 – 110 см – 80 кг, при высоте 110 – 120 см – 100 кг. Дневной переход осла с данной нагрузкой не должен превышать 35 км. При использовании арбы, нагрузку можно увеличить в 3 раза, но сократить дальность перехода.
Примером силы ослов являются испытания, проведенные Ташкентской станцией ословодства на предельную грузоподъемность <5>. Осёл массой 196 кг и ростом 110 см увез арбу (177 кг) с грузом 2532 кг.
Рабочая продуктивность лошадей
Лошадей используют для выполнения различных внутрихозяйственных работ, обслуживания животноводческих ферм, пастьбы скота, разъездов, перевозки грузов на короткие расстояния, обработки личных приусадебных участков, в конном спорте и туризме.
В настоящее время главным видом использования лошадей в стране является рабочее – пользовательное (3/4 всего конского поголовья). <14>
При этом преобладающим видом сельхозработ является транспортные хозяйственные работы (80% от числа всех работ). На долю полевых и легкотранспортных работ (разъездов) приходиться только 20%.<14>
В коневодстве различные породы специализированы по характеру рабочей продуктивности. Для работ, требующих больших тяговых усилий, создавались шаговые породы лошадей; для работ, связанных с быстрыми передвижениями – быстроаллюрные рысистые и быстроаллюрные верховые; для работ под вьюком – верхово – вьючные.
Для выполнения грузотранспортных и полевых работ лучшей рабочей лошадью является лошадь тяжеловозного типа (шаговая порода).
Показатели рабочей продуктивности
Основными показателями рабочих качеств лошадей являются: сила тяги (тяговое усилие), скорость движения, величина выполняемой работы, мощность, выносливость.
Силой тяги называют силу, с которой лошадь в упряжи преодолевает сопротивление движению сельскохозяйственных орудий и повозок. В большинстве случаев сила тяги направленная под углом к горизонту и очень редко – параллельно ему. Это снижает КПД тягового усилия.
Тяговое усилие лошади и тяговое сопротивление сельскохозяйственных орудий и машин определяются динамометрированием или расчётом. Тяговое сопротивление повозок зависит от их массы, конструкции, качества дороги.
Для определения примерной силы тяги лошади при работе в повозке, пользуются формулами: для ровного профиля
Р = g×f;
при подъёме
P = g×f + sinά
где P-тяговое сопротивление; g- масса повозки с грузом; f- коэффициент сопротивле-ния дороги; ά- угол подъёма пути.<2>
При характеристике рабочих качеств лошади, различают нормальное и максимальное тяговое усилие. Нормальным тяговым называют усилие, с которым лошадь работает изо дня в день в течении нескольких месяцев, не проявляя при этом признаков усталости, расстройства здоровья и не снижая упитанности. В повседневных условиях использования рабочих лошадей нормальная сила тяги у них составляет 13 – 15% живой массы. Ориентировачно этот показатель можно рассчитать:
P = 1/9Q (по В. П. Горячкину);
P = Q/9 + 12 (по В. П. Вюсчу);
P = Q/9 + 8 (по А. А. Молигонову);
P = (1/20h)² (по В. П. Селезнёву);
P = 30c²/H (по Креве);
где P – нормальная сила тяги, кг;
Q – живая масса лошади, кг;
h – высота в холке, см;
H – высота в холке, м;
с – обхват груди, м.
Максимальное тяговое усилие лошадь проявляет в специальных испытаниях на тяговую выносливость или на максимальную грузоподъёмность, в момент трогания повозки, преодоления подьёмов и т.д. Максимальное усилие в 3 – 5 раз превышает нормальное и может превышать живую массу лошади. Например при прыжках через препятствия.
Скорость движения лошади и её тяговое усилие имеют обратную зависимость. Это обусловлено тем, что при значительной скорости лошадь не может развивать большую силу тяги. Поэтому наиболее производительный рабочий аллюр – шаг.
Скорость движения является объективным показателем, характеризующим индивидуальные рабочие качества лошади. Для проведения расчётов дневной выработки лошади учитывают среднюю скорость её движения, которая представляет собой количество пройденного пути за единицу времени. Средняя скорость движения лошади шагом 4 – 7 км/ч, рысью 10 – 12 км/ч, галопом 20 – 25 км/ч. Наибольшую скорость движения аллюрами лошадь развивает при наименьшем тяговом усилии.
Величина выполненной работы зависит от величины груза, качества дороги, размера и устройства повозки, состояния повозки, пройденного пути. Количество работы, выполненной лошадью за день, выражают в килограммометрах и определяют по формуле
R = P×S
где R – работа,
P – сила тяги,
S – путь.
Количество работы, выполненной лошадью за определённый промежуток времени определяют по формуле:
R = P×V×t,
где P - сила тяги;
P скорость движения;
t – время.
В зависимости от объёма работ, выполненных при нормальной силе тяги: различают лёгкую, среднюю и тяжёлую работу.
К лёгким работам относят работы, выполняемые с силой тяги не более 10% её живой массы, пройденным 15 км и продолжительностью работы не более 4 часов.
К средним – с силой тяги до 15%, пройденным путем 25 км и продолжительностью работы 6 часов.
К тяжёлым – с силой тяги до 20%, пройденным путём 35 км и продолжительностью работы 9 часов.
Мощность лошади определяется количеством работы, выполненной за единицу времени
N = R/t или PS/t или PV
где: N – мощность;
R – работа, кгм;
P – сила тяги, кг;
S – путь, км;
t – время, ч;
V – скорость движения, км/ч.
Мощность выражают в лошадиных силах. Одна лошадиная сила равна 75 кгм в секунду. На небольших расстояниях и в течение непродолжительного времени лошади могут проявлять мощность, в несколько раз превосходящую нормальную.
Выносливость является ценным свойством лошадей. Признаки утомления бывают внешние и внутренние. К внешним относят пониженную реакцию на средства понуждения, вялость, потливость, дрожание конечностей и т.д. К внутренним – концентрация углекислоты в крови и т.д. Выносливость проверяют замеряя у животных частоту пульсации и дыхания, температуры до и после нагрузки. Чернышев Э. А. указывает, что целесообразно измерять утомляемость животных при помощи тонуса мышц в сочетании с определением температуры тела. Он же выявил, что для восстановления функциональных систем организма лошадей используемых в туризме, достаточно суточного отдыха.
О работоспособности верховых лошадей судят по клиническим показателям (пульс, дыхание, температура).
Для вьючных лошадей максимальная масса вьюка не должно превышать 1/3 их массы. Работоспособность вьючных лошадей зависит от возраста, живой массы, жесткости и габаритов вьюка, способов его фиксации, крутизны спусков и подъёмов, размещении груза во вьюке.
Скорость движения 2 – 4,5 км/ч. Переход 16 – 36 км.
Факторы влияющие на рабочую продуктивность лошадей
На рабочую продуктивность влияют следующие факторы: живая масса животного, его возраст, упитанность, тип сложения, темперамент, условия работы и режим дня, качество дорог, количество лошадей в запряжке, масса груза, тренированность и качество повозок.
Крупные животные проявляют большую силу тяги, чем мелкие. Однако с увеличением живой массы наблюдается снижение относительной величины нормального тягового усилия. Живая масса оказывает влияние и на восстановительные свойства лошадей. Так, например, Малхосян М. А. провел опыт: он отобрал 5 полновозрастных меринов с разной живой массой принадлежащих к упряжному типу лошадей. Испытания проводились шагом на скорость доставки груза на дистанции 550 м. с массой воза 1750 кг. До испытаний лошадей взвешивали и брали основные показатели по общепринятой методике. Эти же показатели снимали после прохождения дистанции и через 20 минут отдыха. Результаты испытаний занесены в таблицу 1.
Таблица 1. Результаты испытания лошадей (по данным М. А. Малхосян, 1990)
Живая масса, кг | Время прохождения, мин. сек | Клинические показатели | |||||
до испытания | после испытания | через 20 мин. отдыха | |||||
пульс, уд/мин | Дыхание движ/мин | пульс, уд/мин | дыхание, движ/мин | пульс, уд/мин | Дыхание движ/мин | ||
429 420 430 399 335 |
6.05 6.10 6.03 6.20 6.30 |
36 40 39 35 40 |
14 12 15 12 14 |
66 60 88 74 79 |
85 82 52 60 88 |
40 46 41 43 52 |
18 15 18 17 21 |
Из таблицы видно, что у лошадей с небольшой живой массой, восстановительные процессы протекают медленно. У лошадей с большей живой массой через 20 минут отдыха пульс превышал первоначальный лишь на 5 – 14%, в то время как у лошадей с малой массой – на 23 – 30%.
Рабочих лошадей начинают использовать на работах с 3-х лет, с нагрузкой, пониженной на 20 – 25% по сравнению с полной нагрузкой в старшем возрасте. Умеренная работа положительно влияет на развитие и укрепление молодого организма. Наибольшую работоспособность лошадь проявляет в 6 – 12 лет.
Величина силы тяги, развиваемая лошадью, зависит от типа её телосложения, особенно от длины туловища и расположения центра тяжести. При выборе рабочей лошади предпочтение следует отдавать широкотелым животным с длинным туловищем на коротких костистых ногах, с просторными чёткими движениями.
Наиболее желательны лошади сильного уравновешенного подвижного типа. Такие животные энергичны, активны, спокойны, добронравны, обладают доброезжестью.
Оптимальным считается такой режим работы, при котором лошадь в течение дня работает с нормальными показателями тяги и скорости движения. На транспотрных работах лошадей рекомендуется использовать переменным аллюром (10 – 20 мин. рысь; 5 – 10 мин. шаг). 40 – 50 минутная работа должна чередоваться с 10 – 15 минутным отдыхом. Так же необходимо устраивать 2 – 3 перерыва по 2 – 3 часа для отдыха и кормления.
Количество лошадей в запряжке и их суммарное тяговое усилие имеют обратную зависимость. Потеря тягового усилия происходит за счёт отсутствия момента одновременности.
Суммарное тяговое усилие многолошадной запряжки или среднее тяговое усилие одной лошади в такой запряжке рассчитывают по формуле Боккельберга
Pn = 1,075(1-0,07n)×P
где P – нормальная сила тяги лошади при одиночной запряжке;
Pn – величина тягового усилия всей запряжки на крюку;
n – число лошадей в запряжи.