Развитие мелиорации в Дагестане до 2020 года
Состояние мелиорации сельскохозяйственных земель в Республике Дагестан
На Республику Дагестан приходится 10% орошаемых земель в Российской Федерации и 20% на Северном Кавказе. Площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий в республике составляет 384,4 тыс. га, в том числе пашня – 277,8 тыс. га, многолетние насаждения – 44 тыс. га, сенокосы – 29,6 тыс. га, пастбища – 32,4 тыс. га, другие земли – 0,6 тыс. га, на которых производится 70% продукции растениеводства.
Мелиоративный комплекс Республики Дагестан объединен в 50 межхозяйственных оросительных систем, которые включают в себя: головные водозаборные сооружения – 101 шт., оросительные каналы протяженностью 17,0 тыс. км., в том числе межхозяйственные – 5,1 тыс. км, гидротехнические сооружения на оросительных каналах и коллекторах – 21,7 тыс. шт., коллекторно-дренажная сеть протяженностью 8,6 тыс. км, трубопроводы протяженностью 450 км, электрифицированные насосные станции (межхозяйственные) – 39 шт., водохранилища, пруды и водоемы – 34 единицы. Балансовая стоимость основных мелиоративных фондов превышает 20 млрд.руб.
Значительная часть оросительных систем в Республике Дагестан построена в довоенный период (41%), а свыше 80% систем не являются инженерными, большинство каналов проложено в земляном русле и подвергаются сильному заилению и зарастанию, только 3% оросительной сети имеет противофильтрационную одежду, всего 20% орошаемых земель имеет дренажную сеть. Оснащенность оросительных каналов регулирующими гидротехническими сооружениями в 3 раза ниже нормативного уровня.
Вследствие старения и низких темпов переустройства на орошаемых землях республики сложилась крайне неудовлетворительная мелиоративная обстановка – наблюдается тенденция повышения уровня грунтовых вод и происходит вторичное засоление и заболачивание земель. Ежегодно по причине низкой пропускной способности оросительных сетей в сельском хозяйстве республики не поливается около 85 тыс. га, или 22% орошаемых сельскохозяйственных угодий. В вегетационный период ощущается дефицит поливной воды, а кратность поливов не превышает 50% от нормы.
Главными причинами сложившегося положения являются моральный и предельный физический износ (94%) объектов мелиоративного комплекса, высокая степень заиленности оросительной и коллекторно-дренажной сети. В частности, основные магистральные каналы, такие, как Дельтовый, Старотеречный, Сулу-Чубутла, Таловский, им. Дзержинского, Самур-Дербентский и другие, заилены более чем на 50 проц., крупные гидротехнические сооружения – Юзбашский, Копайский гидроузлы, Акташский, Ярыксувский, Герменчикский акведуки, водозаборные сооружения Верхне-Хасавюртовского, Тальминского, Теречного каналов, дюкеры на каналах КОР, Шабур требуют срочного ремонта и работают в аварийном режиме. Водохранилища Аксаевское и Ачи-Карув находятся в аварийном состоянии и требуют срочного ремонта или вывода из эксплуатации.
На предельно изношенном электрооборудовании работают насосные станции I и II подъема на канале им. Октябрьской Революции, обеспечивающие водой Карабудахкентский и Каякентский районы. Требует замены морально и физически устаревшее оборудование насосных станций «Алихан» и «Учкент» Кизилюртовского, «Аксай» Хасавюртовского районов, необходима модернизация и повышение энергоэффективности насосных станций в Хунзахском, Ботлихском и Левашинском районах. Коллекторы Тальминский, Кизляр-Каспий, Дзержинский, Юзбашский и другие не оказывают дренирующего влияния на орошаемые земли, что приводит к выводу из оборота орошаемых земель. Более того, многие мелиоративные объекты становятся опасными для дальнейшей эксплуатации, так как они не способны отвечать «вызовам природы», что и показали стихийные бедствия, вызванные многодневными ливневыми дождями в конце 2009 года и в начале 2010 года. Информация о техническом состоянии оросительных систем Республики Дагестан приведена в таблице 1.
Как свидетельствуют показатели таблицы, на большей площади орошаемых земель республики требуется проведение комплексных мелиоративных мероприятий на основании инновационных технических, технологических и организационных решений. В целом оценка мелиоративного состояния орошаемых земель в Республике Дагестан характеризуется следующими показателями: «хорошее» – 75,6 тыс. га (20%.), «удовлетворительное» – 99,8 тыс. га (26%), «неудовлетворительное» – 209,0 тыс. га (54%). Сложившаяся в мелиоративном комплексе ситуация существенно снижает эффективность сельскохозяйственного производства в республике и может привести к полной деградации земель сельскохозяйственного назначения, что вызывает необходимость разработки и осуществления комплекса мероприятий по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель.
Таблица 1
Техническое состояние оросительных систем в Республике Дагестан
Наименование мелиоративного мероприятия |
Тыс. га |
Общая площадь орошаемых земель | 384,4 |
Из них площадь,
требующая реконструкции и ремонта, в том числе необходимо выполнить: |
209 |
комплексную реконструкцию | 142,2 |
строительство коллекторно-дренажной сети | 124,9 |
капитальную планировку | 22,1 |
повышение водообеспеченности | 14 |
химические мероприятия | 5,9 |
Неудовлетворительное техническое состояние большинства оросительных систем, крайне недостаточное финансирование мелиоративных мероприятий не позволяют использовать потенциал орошаемых земель, и сдерживает развитие сельскохозяйственного производства. Для повышения эффективности использования орошаемых земель и приостановления тенденции дальнейшей деградации мелиорированных земель необходимо принятие долгосрочных программных государственных мер по восстановлению орошаемых земель республики и вовлечению в мелиорацию как бюджетных, так и внебюджетных инвестиций (средств сельхозтоваропроизводителей и инвесторов).
Особенности и условия развития АПК, влияющие на этапы реализации Программы
Программа развития мелиорации должна учитывать особенности, возможности, сложившиеся в современной экономике страны, оказывающие существенное влияние на развитие мелиораций в России, в т.ч.:
1) Природные катаклизмы 2010 года засуха в 43 субъектах РФ обострили проблему обеспечения устойчивого развития АПК, заставили смотреть на мелиорацию как на единственный фактор, способный решить проблему производства продукции в объемах достаточных для продовольственной безопасности страны.
2) Учесть, что, если путем дотаций и других способов господдержки сделать производство мяса и молока, производимых на мелиорированных землях рентабельным, то постоянная потребность в кормах вынудит крестьян развивать мелиорацию земель за счет возросших собственных оборотных средств или искать другие пути и средства на эти цели.
3) Формирование на мелиорированных землях конкурентоспособных сельхозтоваропроизводителей за счет увеличения биопродуктивности и эффективности использования мелиорированных земель в условиях сложившихся в нынешней экономике и свободной конкуренции.
4) Совершенствование земельных отношений, расширение земельно-ипотечного кредитования и разработка действенного механизма земельно-ипотечного кредитования в современных условиях.
5) Создание на мелиорированных землях многоукладной, многофункциональной инфраструктуры агропромышленного производства с различными организационно-правовыми формами ведения сельскохозяйственного производства и формами интеграции различного уровня по производству продукции, поставке ресурсов и услуг (НИОКР, консультационных и информационных), переработке и реализации продукции.
6) Инновационное техническое и технологическое преобразование мелиоративного комплекса, обеспечивающее модернизацию и эффективное использование мелиорированных земель.
7) Развитие кооперации сельхозтоваропроизводителей в области производства, переработки и реализации готовой продукции, как основного фактора, способствующего перераспределению прибыли от переработки и реализации внутри кооперации, снижению себестоимости продукции и повышению доходности, снижению рисков и конкурентоспособности.
8) Создание на мелиорированных землях благоприятной инфраструктуры, привлекательной для проживания сельского населения, сглаживание размеров доходов и условий жизни сельского и городского населения.
9) Формирование системы государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей с учетом вступления России в ВТО и того, что затраты на мелиорацию земель на территориях с неблагоприятными агроклиматическими условиями относят к «зеленой корзине».
10) Экологическое состояние мелиорированных земель России по содержанию тяжелых металлов и пестицидов намного лучше, чем в других странах за счет значительно меньших доз вносимых минеральных удобрений и средств защиты растений, поэтому должна преобладать парадигма биологизации земледелия и расширения площадей биологической системы земледелия для получение экологически безопасной продукции на экспорт и потребления на внутреннем рынке, которая в 2-3 раза дороже обычной.
11) Восстановление мелиоративного комплекса и эффективное использование материальных, трудовых и природных ресурсов на мелиорированных землях способно увеличить объемы производства отечественных продуктов питания достаточных для восполнения дефицита продовольствия и достижения продовольственной безопасности в соответствии с положениями Доктрины продовольственной безопасности страны.
Цели и задачи, целевые индикаторы и показатели, сроки и этапы реализации Программы
Изменения агроклиматических условий и возникшая проблема обеспечения продовольственной безопасности страны убеждает в необходимости приоритетного развития мелиоративного комплекса, как одного из самых реальных и надежных способов обеспечения стабильного развития АПК.
Целями Программы являются рациональное использование орошаемых сельскохозяйственных угодий, создание условий для увеличения объемов производства конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции на основе комплексного выполнения мелиоративных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Основными задачами Программы является:
- восстановление и поддержание в рабочем состоянии существующего гидромелиоративного комплекса республики для обеспечения сельскохозяйственных культур поливной водой в соответствии с научно обоснованными оросительными нормами, поддержания плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и получения стабильных урожаев без отрицательного воздействия на все компоненты агроландшафтов;
- создание условий для привлечения инвестиций в мелиоративный комплекс.
Также задачами Программы являются:
- организация мониторинга состояния мелиорированных земель на основе проведения их агрохимического экологотоксикологического обследования;
- обеспечение защиты земель от затопления и подтопления путем строительства и реконструкции гидротехнических и мелиоративных сооружений;
- обеспечение защиты сельскохозяйственных угодий от эрозии и опустынивания;
- сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства;
- создание экономически благополучных условий для привлечения инвестиций в мелиоративный комплекс, в том числе путем ввода в хозяйственный оборот дополнительных мер государственной поддержки мелиоративных мероприятий;
- сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве.
Реализация мероприятий Программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе (2012-2013 гг.) предусматривается:
- разработка проектно-сметной документации на комплексную реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем на площади 209 и 175,4 тыс. га соответственно;
- разработка и утверждение нормативной правовой базы для ввода в хозяйственный оборот дополнительных мер государственной поддержки, которые должны стимулировать привлечение внебюджетных инвестиций в мелиорацию сельскохозяйственных земель.
На втором этапе (2014-2020 гг.) предусматривается проведение следующих мероприятий:
- осуществление комплексной реконструкции и проведение технической модернизации существующих оросительных сетей, строительства новой оросительной сети в Тешкелинской долине Буйнакского района;
- проведение комплекса агрохимических, гидротехнических и культурно-технических мероприятий, борьба с опустыниванием, ветровой и водной эрозией, подтоплением и затоплением сельскохозяйственных угодий.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать:
- осуществлению реконструкции мелиоративных систем на площади 209 тыс. га;
- вводу в эксплуатацию новых орошаемых земель на площади 2,6 тыс. га;
- осуществлению технической модернизации существующих оросительных систем на площади 175,4 тыс. га;
- предотвращению выбытия из сельскохозяйственного оборота 35 тыс. га сельскохозяйственных угодий;
защите и сохранению сельскохозяйственных угодий от ветровой эрозии и опустынивания на площади 76 тыс. га;
- вовлечению в сельскохозяйственный оборот 50 тыс. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;
- проведению капитально-восстановительной планировки на 15,8 тыс. га орошаемых земель;
- внесению в почву минеральных удобрений в объеме 76,5 тыс. тонн;
- созданию в сельском хозяйстве республики 35385 новых рабочих мест.
В конечном итоге это позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции за период реализации Программы на 17 млн. тонн зерновых единиц и существенно повысить конкурентоспособность отрасли. Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы приведены в приложении № 2 к настоящей Программе.
Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы представляют собой комплекс работ, направленных на восстановление, строительство и техническую модернизацию мелиоративных систем республики и повышение эффективности орошаемых земель и включают в себя:
- реконструкцию, строительство и техническое перевооружение оросительных систем;
- агролесомелиоративные мероприятия, рекультивацию опустыненных и нарушенных земель на Кизлярских пастбищах, а также обводнение Кизлярских пастбищ;
- проведение на орошаемых землях капитально-восстановительных планировок;
- мероприятия по обеспечению безаварийных пропусков паводков;
- мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах;
- агрохимические мероприятия (стимулирование приобретения и использования минеральных удобрений);
- субсидирование части затрат на электроэнергию при использовании для орошения насосных станций.
Предусматривается реконструкция крупных водохозяйственных объектов, в том числе реконструкция межрегионального канала Суллу-Чубутла, значимых для республики оросительных систем, таких, как КОР, Дзержинская, Юзбаш-Сулакская, Старотеречная, Бороздиновская, Самур-Дербентская и других.
Реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем включают в себя проведение технических, технологических и организационных мероприятий.
Проведение технических мероприятий позволит:
- довести коэффициент полезного действия водопроводящих магистральных каналов и каналов межхозяйственных сетей до уровня не ниже 0,95-0,99 и внутрихозяйственных сетей - 0,90-0,95;
- сократить потребность в водных ресурсах при возделывании риса на 15-20%. за счет обратного использования оросительной воды;
- модернизировать гидротехнические сооружения на мелиоративных системах;
- оснастить мелиоративные системы средствами водоучета, автоматизации водоподачи и водораспределения;
- внедрить в сельскохозяйственное производство ресурсосберегающую поливную технику, а также технические средства для ремонта и ухода за мелиоративными системами.
Проведение технологических мероприятий направлено на:
- внедрение технологий строительства открытых каналов с использованием современных противофильтрационных материалов, снижающих потери воды на фильтрацию практически до нуля, использование новых строительных материалов;
- совершенствование способов и технологий орошения с внедрением в практику современных прогрессивных методов орошения, таких, как капельное и капельно-струйное;
- повышение плодородия засоленных почв, борьбу с опустыниванием и засухой;
- внедрение ресурсосберегающих технологий водораспределения, водоучета и водоподачи на основе модернизации существующих приборов и сооружений, автоматизации систем управления этими процессами;
- обоснование потребности в водных ресурсах и корректировку норм орошения с учетом биологических потребностей сельскохозяйственных растений, т.е. оптимизацию структуры посевных площадей на орошаемых землях.
Организационные мероприятия направлены на создание нормативно-правовой базы, предусматривающей стимулирование внебюджетных источников в строительстве и реконструкцию мелиоративных объектов. Важное значение на данном этапе имеет обеспечение безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений. Для этого необходимы правила эксплуатации, декларации безопасности и паспорта антитеррористической защищенности, а также средства контроля за их техническим состоянием.
Обеспечить охрану водных объектов, в которые осуществляется сброс из мелиоративных систем и с орошаемых земель, можно путем реализации следующих мер:
- внедрение в практику орошаемого земледелия принципов экологического нормирования допустимого воздействия на водные объекты;
- внедрение научно обоснованных мелиоративных технологий, снижающих рассредоточенный (диффузный) сток с сельскохозяйственных территорий;
- применение технологий управления водораспределением на мелиоративных системах, обеспечивающих минимальный сброс воды;
- внедрение механизмов государственного контроля и стимулирования сокращения сброса загрязненных веществ с орошаемых земель и мелиоративных систем.
Реконструкция объектов мелиорации и гидротехнических сооружений федеральной собственности создаст условия для восстановления земельных угодий, вовлечения их в сельскохозяйственный оборот и предотвращения их выбытия из оборота. Общая стоимость работ по реконструкции оросительных систем составит 37620 млн.руб., в том числе внутрихозяйственных – 21706 млн. руб.
На данном этапе решить проблему реконструкции мелиоративных объектов без привлечения средств федерального бюджета не представляется возможным, но в последующем это создаст благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в сельскохозяйственное производство, повысит привлекательность мелиорируемых земель за счет повышения их плодородия.
На техническую модернизацию существующих морально устаревщих оросительных систем предусматривается направить 4056,2 млн. руб., в том числе внутрихозяйственных сетей – 2338,6 млн. рублей.
Наиболее привлекательным для частно-государственного партнерства является освоение сельскохозяйственных земель в Тешиклинской долине в Буйнакском районе. Строительство оросительной сети в Тешиклинской долине со строительством магистрального канала из Чиркейского водохранилища в Буйнакском районе создаст условия для введения в сельскохозяйственный оборот 10,3 тыс. га земель под кормовые, зерновые и овощные севообороты и виноградники с выделением первого этапа на площади 2,6 тыс. гектаров. Ориентировочная стоимость строительства Тешиклинской оросительной системы на площади 10,3 тыс. га составит в текущих ценах 2,47 млрд. руб., в том числе I этапа на площади 2,6 тыс. га – 655 млн.руб. Но главным в мелиоративной отрасли представляется сохранение и реконструкция существующих мелиоративных объектов, систем и сооружений. Решение этих задач должно осуществляться на основе анализа технического уровня оросительных систем и продуктивности орошаемых земель на новом техническом и технологическом уровне с минимизацией экологических рисков.
Мероприятия включают в себя замену межхозяйственных насосных станций, а также проведение технической модернизации оросительных систем на площади 175,4 тыс. гектаров.
Мероприятия Программы предусматривают ежегодное увеличение применения минеральных удобрений с учетом бюджетного субсидирования их приобретения и внесения.
Для недопущения разрушения гидротехнических сооружений при весенних паводках, влекущих за собой затопление значительных площадей сельскохозяйственных угодий и населенных пунктов, предусматривается выполнение комплекса работ по предотвращению чрезвычайных ситуаций. Общая стоимость противопаводковых мероприятий на 2012-2020 годы составит 2290 млн. руб. Стоимость мелиоративных мероприятий, предусмотренных на рыбохозяйственных водоемах (прудах), составляет 455 млн. руб.
Площадь Черных земель и Кизлярских пастбищ, используемых сельхозтоваропроизводителями, составляет 1693 тыс. га, из них площадь деградированных (эродированных, дефлированных, засоленных) составляет 1575 тыс. га, или 90 проц., в том числе подвижных (открытых) песков – 70 тыс. га, засоленных – 364 тыс. гектаров. В условиях постоянно растущей нагрузки на пастбища, засушливого климата полупустыни, а также постоянного недофинансирования работ по фитомелиорации и обводнению процесс деградации пастбищ приобретает разрушительный характер.
Ежегодно сотни гектаров сельскохозяйственных угодий превращаются в пески. Поэтому Программа предусматривает проведение комплекса агрохимических, гидротехнических и культуртехнических мероприятий, создание пастбищезащитных лесных полос, борьбу с опустыниванием, ветровой и водной эрозией. Реализация этих мероприятий позволит предотвратить выбытие из сельскохозяйственного оборота путем коренного улучшения 35 тыс. га сельскохозяйственных угодий, защитить от ветровой эрозии и опустынивания 75 тыс. га сельскохозяйственных угодий, ввести в полноценный оборот 50 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. На указанные мероприятия предусматривается направить за 2012-2020 годы 961 млн. руб.
Общая потребность в финансовых средствах для реализации предусмотренных Программой мероприятий составляет 46698,12 млн. руб., из них средства: федерального бюджета – 18283,65 млн. руб. (39,15%), республиканского бюджета Республики Дагестан – 12000,15 млн. руб. (25,7%.), внебюджетных источников – 16414,32 млн. руб. (35,15%). Общая потребность в финансовых средствах, их распределение по источникам и годам приведены в приложениях №7 и 8 к настоящей Программе.
В ходе реализации Программы отдельные мероприятия, объемы и источники финансирования могут подлежать ежегодной корректировке на основе анализа полученных результатов и реальных возможностей республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников финансирования.
Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников.
Расчет объемов финансирования на реконструкцию, строительство и техническое перевооружение по источникам финансирования осуществлен на долевой основе исходя из соотношения: по межхозяйственной сети – 30:30:40, по внутрихозяйственной сети – 50:20:30 соответственно средства из федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Дагестан и внебюджетных источников.
Финансирование агролесомелиоративных мероприятий, рекультивация опустыненных и нарушенных земель на Кизлярских пастбищах, а также обводнение Кизлярских пастбищ осуществляется за счет средств федерального бюджета, субсидирование капитально-восстановительного планирования орошаемых земель (ставка 15000 руб./гектар) – за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, противопаводковых мероприятий – исходя из соотношения 13:37:50, субсидирование мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственных водоемах – 13:40:47, субсидирование затрат на приобретение минеральных удобрений – 17:4:79, из республиканского бюджета Республики Дагестан предусматривается 30% субсидирование затрат на электроэнергию, используемую межхозяйственными насосными станциями на орошение, 70% затрат оплачивается из федерального бюджета за счет ежегодных текущих платежей, выделяемых балансодержателю федеральной собственности в Республике Дагестан. Субсидирование электроэнергии внутрихозяйственными насосными станциями осуществляется из республиканского бюджета Республики Дагестан.
Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Министерство сельского хозяйства Республики Дагестан, которое осуществляет координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы, ее нормативное правовое и методическое обеспечение.
Государственный заказчик Программы:
- осуществляет управление реализацией Программы;
- осуществляет подготовку предложений по объемам и условиям финансирования мероприятий Программы, взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и организациями;
ежегодно с учетом выделяемых на реализацию Программы средств уточняет целевые показатели и затраты по мероприятиям, механизм реализации Программы и состав исполнителей, а также при необходимости вносит в установленном порядке предложения о корректировке, продлении срока реализации Программы либо прекращении ее выполнения;
по завершении Программы подготавливает доклад о выполнении Программы и об эффективности использования средств за весь период ее реализации и представляет его до 1 июля 2021 года в Правительство Республики Дагестан, Министерство экономики Республики Дагестан и Министерство финансов Республики Дагестан.
Софинансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется на основе соглашений (договоров), заключаемых Правительством Республики Дагестан с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами и организациями.
Соглашения (договоры) о софинансировании мероприятий Программы за счет внебюджетных источников с хозяйствующими субъектами заключаются государственным заказчиком Программы. Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В заключаемых государственных контрактах (договорах) определяются объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечни хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ.
7. Экономическая и социально-экологическая эффективность реализации Программы
Для оценки экономической эффективности мероприятий Программы в расчетах использованы ежегодные потоки чистого дохода и срок окупаемости инвестиций.
Затраты на мероприятия по реализации Программы путем повышения продуктивности орошаемых земель и увеличения объема сельскохозяйственной продукции окупаются к середине 2035 года.
Чистый экономический эффект от прироста производства за период 2012-2020 годов составит 12658 млн. руб.
Экономический эффект за весь инвестиционный срок проекта (40 лет) составит 93 млрд. руб., то есть за срок амортизации оросительных систем вложенные в мелиорацию капитальные вложения окупаются в 2 раза.
При этом бюджет получит в виде налогов и других платежей не менее 5,6 млрд. рублей. Экологическая эффективность реализации мероприятий Программы проявляется как результат восстановления и сохранения плодородия почв на площади 209 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
Социальная эффективность Программы обеспечивается путем сохранения существующих и создания 35385 новых рабочих мест, повышения водообеспеченности сельских поселений, а также путем защиты от подтопления сельских населенных пунктов.
Выполнение мероприятий Программы будет способствовать развитию не только агропромышленного комплекса республики, но и других отраслей экономики.