Развитие предпринимательства в Узбекистане
История предпринимательства в Узбекистане.
Предпринимательство в Узбекистане имеет многовековую историю, но предпринимательство рыночных его форм, процесс создания промышленных, торговых, финансовых фирм активизировался в конце XIX в., когда число их резко возросло. Центрами хлопковой торговли, где открывались хлопковые фирмы, отделения различных крупных банков, становились Ташкент, Самарканд, Андижан и др. по свидетельству историков, 1 производственно-промышленное предприятие возникло в 1868г, когда на станции Горчаково (недалеко от Маргелана) был открыт хлопкозавод, оборудованный 6 джинами, паровым двигателем. Примечательно, что круг крупных узбекских предпринимателей производственно-промышленной сферы приложения капитала первоначально формируется на базе торгово-коммерческого направления хозяйственной деятельности. Еще в 1890-е годы старинные купеческие династии стали инвестировать свой капитал в закупку и первичную обработку хлопка, т.е. в реальной хозяйственной практике Узбекистана начался процесс интеграции финансовой и коммерческой и производственной сфер предпринимательства. Причем, этот интеграционный процесс результатом своего развития имеет концентрацию капитала, что увеличивает его инвестиционную активность способствует развитию экономики нашего края. В начале ХХ века далеко за пределами Узбекистана были известны владельцы крупных фирм - Даутбаев, Ходжаев, братья Вадьяевы из Ферганской области, Фузаилов, Калантаров, Хакомбаев из Самаркандской области, братья Яушевы, Асадуллаев, Юсуф Давыдов из Ташкента.
В связи с быстрым ростом производства и экспорта хлопка из благодатной Ферганской долины в Коканде, Андижане, Асаке, Маргелане появились торгово-закупочные, сбытовые фирмы, транспортные конторы, специализирующиеся на закупочно-экспортных операциях с хлопком. В отличии от ферганских монофирм, в Самаркандской области, Ташкентском уезде, Бухарском эмирате, Хивинском ханстве подобные коммерческие структуры не отличались четкой специализацией на операциях с хлопком. Помимо хлопка, они одновременно занимались закупкой, сбытом всех сельхозпродуктов, реализацией местных и импортных промтоваров. Производство хлопка-сырца, хлопкоочистка, а через них и др отрасли промышленности, торговли Туркестана находились в зависимости от крупных монопольных торгово-промышленных компаний вроде "Московского торгово-промышленного товарищества для торговли с Персией и Средней Азией", "Товарищества братьев Шлоссберг", что затрудняло развитие местного предпринимательства, придавало нашей экономике односторонний, аграрно-сырьевой характер. Многие из названных фирм имели в Ташкенте свои хлопко перерабатывающие заводы.
В 1912 г. по центральноазиатскому региону иностранным фирмам принадлежало 96 заводов из имеющихся 256, остальными владели местные предприниматели, перепродававшие абсолютное большинство очищенного хлопка этим же зарубежным фирмам. При этом только некоторые отечественные предпринимательские структуры имели свои представительства на центральных хлопковых рынках и сами экспортировали волокно за пределы Центральной Азии, испытывая на себе весьма жесткую конкуренцию монополистов. Но, несмотря на это, немало наших предпринимателей добивались существенных успехов в бизнесе, способствуя своей активной деятельностью развития экономики Узбекистана. Среди занятых успешным предпринимательством в то время в нашем крае был Ю. Давыдов. Он не только занимался оптовой продажей мануфактуры московских, лодзинских фабрик в Ташкенте, Адлие-Ата, Туркестане, но и построил современные хлопкоочистительный, пивоваренный заводы. Коммерческие, закупочно-сбытовые операции с хлопком приносили немалый доход, что послужило условием и стало причиной активизации финансово-банковской деятельности в Узбекистане в конце 1890х годов, когда в центральноазиатский регион направили свои инвестиционные интересы российские и зарубежные банки.
В 1889 г. в Туркестане функционировало одно отделение Госбанка, в 1891 г. - 5 отделений коммерческих банков. В 1912 г. в центрально-азиатском регионе финансовые услуги отечественным деловым кругам оказывали уже 7 отделений Госбанка, 40 коммерческих банков. Следует отметить, что усиление кредитно-инвестиционной активности банковского капитала на территории Узбекистана не замедлило принести свои позитивные результаты. Так в Кокандском уезде возникло нефтезаводское товарищество "Риштан" с уставным капиталом в 130.000 руб, в 1906 г. было основано ферганское нефте-, горнопромышленное товарищество "Чимион", капитал которого оценивался в 2 млн.руб. К 1917 г. наших предпринимателей, имевших часто годовой оборот до млн.руб, в туркестанском крае насчитывалось уже сотни. Многие из них становились партнерами инофирм, входили в учебный комитет центрально-азиатских отделений Государственного и коммерческих банков. Таким образом, являющееся одним из приоритетных направлений при переходе Узбекистана на рыночные отношения развитие малого и среднего бизнеса (МСБ), предпринимательской активности населения началось в нашей стране не на пустом месте. Предпринимательская инициатива узбекского народа уходит своими корнями в историческое прошлое. В частности уже на рубеже XIX-XX вв на территории Узбекистана стали активно формироваться и функционировать предпринимательские структуры разных сфер бизнеса, имеющие в определенных чертах принципиальное сходство с реалиями сегодняшнего дня.
Государственная поддержка АПК (Узбекистан).
Аграрный сектор экономики нуждается в государственной поддержке, а главным образом в законодательной защите. Основополагающим для формирования законодательной базы предпринимательской деятельности и системы государственной поддержки и стимулирования развития малого и среднего бизнеса стал Указ Президента от 21.01.1994 г. "О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства". Следующий важный документ в этой сфере был принят 5.01.1995 г. - Указ Президента "Об инициировании и стимулировании частного предпринимательства". Законодательная база предпринимательской деятельности формировалась и укреплялась с принятием законов "О стимулировании и развитии малого и частного предпринимательства" (12.1995 г.), "О палатах товаропроизводителей и предпринимателей" (04.1997 г.), "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" (12.1998 г.).
В соответствии с этими документами предпринимателям был предоставлен широкий перечень гарантий и льгот. Государство взяло на себя обязательства защищать права и интересы предпринимателей, создавать условия для свободной конкуренции, обеспечивать равные возможности доступа к материальным, трудовым, финансовым и др. ресурсам для всех предприятий независимо от форм собственности. Большое значение имело законодательно установленное требование о юридической экспертизе всех нормативных актов по вопросам частного предпринимательства и малого бизнеса, принимаемых республиканскими и местными органами государственной власти и управления и их обязательной регистрации в министерстве юстиций.
Были установлены специальные льготы для производителей экспортной продукции, малых предприятий, выпускающих товары народного потребления, производителей продукции из местного сельскохозяйственного сырья. Малые и средние предприятия освобождаются от уплаты таможенных пошлин при импорте технического оборудования. Для предприятий, расположенных в сельской местности, были введены льготы по оплате электроэнергии. Льготы по налогу на прибыль (доход) получили вновь созданные малые и средние предприятия, особенно в сельской местности.
Особое место в законодательной базе занимают гарантии предпринимателям от незаконного вмешательства со стороны контролирующих инстанций и произвола чиновников, характерных практически для всех стран с переходной экономикой. В частности, строго лимитировано количество проверок хозяйствующих субъектов контролирующими органами и предусмотрена серьезная ответственность должностных лиц как за проведение незаконных проверок, так и за незаконные действия, совершаемых в ходе проверок. Взятый в республике в последние годы курс на либерализацию обусловил необходимость сокращения регламентации хозяйственной деятельности, упрощения учета и отчетности, совершенствования форм и методов контроля. В связи с этим законодательная база предпринимательской деятельности пополнилась новым Законом Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", который был принят на 2 сессии Олий Мажлиса 2 созыва 25.05 и введен в действие с 15.06.2000 г.
в целом законодательно-нормативная база в Узбекистане не только создает равные условия для эффективного функционирования всех форм собственности, но и носит стимулирующий характер и отношении малого и среднего бизнеса, что относится в первую очередь к формам налогового стимулирования.
В области налогового законодательства предусмотрен широкий ряд льгот, стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса.
Так, любые вновь созданные предприятия не облагаются налогом на имущество в течении первых 2 лет с момента регистрации (часть 2 ст. 92 Налогового кодекса).
От уплаты налога на доходы (прибыль) в первые 2 года с даты регистрации освобождаются вновь созданные фермерские хозяйства, частные предприятия -по доходам, полученным от производства и переработки сельскохозяйственной продукции, выпуска товаров народного потребления, производства строительных материалов (п. 11 части 1 ст. 31 Налогового кодекса).
При исчислении налога на доходы (прибыль) частных предприятий по установленному для юридических лиц порядку налогооблагаемая база уменьшается на сумму, направленную на развитие, расширение и реконструкцию, оснащение основного производства, а также погашение инвестиционных кредитов -при условии полного использовании начисленного износа, но не более 50 % налогооблагаемого дохода (прибыли) (часть первая ст. 332 Налогового кодекса).
Производственные малые и средние предприятия, лизинговые компании освобождаются от уплаты импортных таможенных пошлин на технологическое оборудование, завозимое за счет привлекаемых иностранных кредиторов (п. 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 31.01.1997 г. "О дополнительных мерах по стимулированию малого и среднего предпринимательства").
При этом установлено, что, если в налоговое законодательство внесены изменения, ухудшающие условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течении последующих 2 лет взимается налог в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их государственной регистрации (часть 2 ст. 18 Закона Республики Узбекистан от 25.12.1995 г. "О стимулировании развития малого и частного предпринимательства").
Для малых предприятий действует упрощенная система налогообложения. Причем выбор системы налогообложения (упрощенная или общепринятая) - за самим предпринимателем. Малые предприятия всех форм собственности, кроме предприятий, производящих подакцизную продукцию, взамен налогов на доходы (прибыль) юридических лиц, на валовой доход (предприятия торговли, общественного питания), на добавленную стоимость, за пользование недрами, экологического, ни имущество, земельного, на рекламу, на перепродажу автотранспортных средств, платы за воду, сборы а благо устроительные работы уплачивают единый налог. От уплаты единого налога освобождаются предприятия, где в общей численности рабочих не менее 50 % рабочих- инвалиды.
Ввиду значительной роли аграрного сектора в экономике Узбекистана особо важное значение имеет углубление реформ в сельскохозяйственном производстве. В целью стимулирования этого процесса и использования возможностей ипотечного механизма кредитования был создан специализированный ипотечный банк "Замин", а при Ассоциации дехканских и фермерских хозяйств -специализированный Фонд поддержки этих хозяйств. Кроме того, с целью стимулирования создания новых рабочих мест в сфере малого бизнеса для предоставления льготных кредитов малым и средним частным предприятиям выделяются средства Фонда содействия занятости при Министерстве труда.
Сначала льготные кредиты Бизнес - фонда, Фонда поддержки дехканских и фермерских хозяйств и Фонда содействия занятости выделялись напрямую фермерам и предпринимателям, а с 1999 г. был введен "Порядок кредитования индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего бизнеса коммерческими банками за счет кредитных линий вне бюджетных фондов", согласно которому внебюджетные фонды открывают кредитные линии в коммерческих банках, где и осуществляется льготное кредитование инвестированных проектов малого и среднего бизнеса.
Важную роль для современного технологического оснащения малых и средних предприятий играет возможность получения льготных кредитов по иностранным кредитным линиям, -например Европейского банка реконструкции и развития, Азиатского банка развития, OECF (Япония), Международной финансовой корпорации, Кредитного агентства развития Германии, Центрально-азиатско - американского фонда поддержки предпринимательства. Средства за счет иностранных кредитных линий выдаются уполномоченные банки, в число которых входят Национальный банк внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан, Асакабанк, банк "Ипак Йули", Приватбанк.
В 2000 г. был принят новый порядок выдачи микрокредитов малым фирмам и индивидуальным предпринимателям, значительно упрощающий процедуру их получения, обеспечивающий более требования к залоговому обеспечению и позволяющий получать до 50 % микрокредита наличными, что значительно облегчает предпринимателям закупку сырья и исходных материалов для организуемого производства. в соответствии с Указом Президента "О мерах по дальнейшей либерализации и реформировании банковской системы" от 21.03.2000 г. было начато формирование механизма, стимулирующего коммерческие банки кредитовать малый бизнес за счет собственных средств. Этим указом освобождаются от налога на доход сроком на 5 лет доходы коммерческих банков, получаемые от предоставления кредитов малому и среднему бизнеса, при условии, что эти средства направляются в ту же сферу.
Вопросы совершенствования механизма ипотечного (залогового) кредитования.
Введение платности землепользования, расширения различных форм собственности на землю побуждают к переходу на следующий этап развития земельных отношений - превращения земли в реальный производственный ресурс и, как следствие, вовлечения земли в денежный оборот путем ипотечного кредитования под залог.
Из-за нынешней низкой платежеспособности аграрных хозяйств банки слабо заинтересованы выдавать им долгосрочные кредиты. Надежной гарантией возврата последних могут служить земля и другая недвижимость, переданные под залог. Впрочем, значение ипотечного кредитования под залог земли не исчерпывается для сельского хозяйства потребностью расширения базы кредитного обеспечения. С его помощью ускоряется и развивается оборот земли, который поможет преодолеть ее бесхозяйственное использование. О важности данной задачи говорит тот факт, что площадь сельскохозяйственных угодий, переведенных в залежи и практически не использующихся, в 1999 году была уже на 29 % больше, чем в 1991 году.
рассмотрим некоторые проблемы, возникающие при освоении залоговых операций с землей. Реализация ипотечного механизма во многом будет зависеть от заинтересованности банков. Игнорирование объективных особенностей залоговых операций и разумных требований банковских структур по обеспечению их интересов неизбежно влечет за собой неприятие кредитными учреждениями системы залога.
Интересы банковской системы в вопросах кредитования под залог неоднозначны. С одной стороны, земля выступает в качестве реального кредитного ресурса, усиливает степень гарантированности ссуд. С другой стороны - реальные гарантии, обеспечиваемые залогом земли, зависят от ряда обстоятельств. Во-первых, от возможности беспрепятственно востребовать объект залога в случае невыполнения залогодателем своих обязательств по возврату кредита. Во-вторых, от возможности отчуждения земельного участка в собственность залогодержателя (т.е. кредитного учреждения).
Поэтому очень важно разработать порядок отчуждения земельных участков и меры по предотвращению невыполнения залогодателем своих обязательств. Осуществлять эти меры можно через областные или районные комитеты по земельным ресурсам с помощью конкурсов или аукционов, предусматривающих сохранение назначения сельскохозяйственных земель. При невозможности организации таких конкурсов или аукционов целесообразна продажа отчужденных земельных участков по соглашению с конкретными юридическими или физическими лицами, обязывающему сохранять целевое назначение земли и предельный размер участка. До принятия четкого механизма отчуждения земель можно использовать добровольное соглашение об отчуждении земельного участка в форме мирового соглашения, которое можно регистрировать в комитете по земельным ресурсам (на областном или районном уровне) и нотариально удостоверяться.
Нужны также формы защиты ипотечного кредита от инфляции в случае неисполнения залогодателем своих обязательств.
Кроме маневрирования с уровнями процентных ставок банки располагают и другими возможностями защиты от инфляции при проведении залоговых операций. Рассмотрим 2 из них, наиболее вероятные. Первая состоит из занижении залоговой цены земельного участка, вторая- в занижении соотношения между суммой ипотечного кредита и объективной стоимостью заложенного земельного участка. Оба способа ведут к повышению уровня гарантированности ипотечного кредита и одновременно защищают от инфляции.
Рассмотренные методы хорошо знакомы специалистам по ипотечному кредиту в зарубежных странах. В наших условиях вероятность их использования существенно усиливается по трем причинам.
Во-первых, из-за монопольного положения банковских структур, особенно в глубинных сельских районах.
Во-вторых, в следствии сложного финансового положения многих сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В-третьих, из-за отсутствия опыта по проведению залоговых операций как у банковских служащих, так и у сельских товаропроизводителей.
Однако применение описанных методов защиты кредитных учреждений при проведении залоговых операций означает ущемление интересов залогодателей. Ведь чем менее выгодные условия удасться навязать сельскохозяйственному предпринимателю, т.е. чем ниже залоговая цена и (или) отношение сумы ипотечного кредита к стоимости заложенного земельного участка, тем вероятнее разорение залогодателя. Отсюда следует, что поддержание интересов кредитных учреждений в проведении залоговых операций должно сопровождаться мерами защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей. Иными словами, необходимо обеспечение баланса интересов обоих участников залогового процесса: залогодателя и залогодержателя.
Речь идет о таких мерах государственного регулирования как определение залоговой цены земельного участка и процентной ставки за пользование ипотечным кредитом. При отсутствии достоверной рыночной стоимости земли в качестве ориентира для назначения ее залоговой цены могла бы служить нормативная или базовая цена. Она может рассматриваться как нижняя граница залоговой цены земельного участка. Конечно, нормативная цена - не идеальный измеритель залоговой стоимости земельного участка, прежде всего потому, что не отражает колебаний цены под воздействием спроса и предложения на землю. Однако на данном этапе нормативная цена земли представляется нам единственным критерием, который позволит относительно объективно определить стоимость предмета залога. Вполне вероятно, что нормативная цена не будет не будет устраивать одну из сторон ипотечного договора. Поэтому целесообразно внести в залоговую практику 2 процедуры, которые могут могут применяться в случае возникновения разногласий. Если же заключение независимых экспертов все-таки не устраивает одну из сторон, придется прибегнуть к судебному рассмотрению вопроса. Применение этих процедур позволит, на наш взгляд, определить более объективную залоговую цену участка с учетом спроса и предложения до формирования полноценного земельного рынка.
Было бы целесообразно и предоставление льгот при налогообложении прибыли банковских учреждений, полученной за счет кредитования под залог земельных участков. По нашему мнению, данный вид прибыли должен полностью освобождаться от налогов, что сделает кредитование залоговых операций более привлекательным для банковских структур и будет служить определенной компенсацией за утрату кредитных ресурсов вследствие инфляции.
Перспективы развития ипотечного кредитования во многом будут зависеть от уровня государственной поддержки. Источниками государственного финансирования могут быть внебюджетные фонды (как республиканские, так и областные), формируемые за счет платежей за землю. Эти средства можно использовать, например, для страхования сделок ипотечного кредитования.
В целом в 2000 году объем кредитов малому и среднему бизнесу превысил 92 млрд. сумов, что в 2,5 раза больше чем в 1999 г., в том числе 12,9 млрд. сумов -в виде микрокредитов. Из внебюджетных фондов на финансирование малого и среднего бизнеса было направлено 4,4 млрд. сумов, что в 1,7 раза выше показателя предыдущего года.
Основные показатели развития частного предпринимательства в Узбекистане.
Предпринимаемые государством меры по поддержке предпринимательства обеспечили его поступательное развитие. В целом в 2000 году удельный вес малого и среднего бизнеса в производстве валового внутреннего продукта Узбекистана достиг 21,6 %. В этом секторе только в 2000 году создано 192,5 тыс. новых рабочих мест, что в 1,5 раза больше, чем в 1999 году. на долю негосударственного сектора приходится три четверти всех работающих (в 1991 году - 39 %). Предприятия малого и среднего бизнеса имеют значительный удельный вес в основных отраслях экономики. (Доля малого и среднего бизнеса в отраслях экономики (2000 год, в %): Объем промышленной продукции - 11,3; Продукция сельского хозяйства - 72,4; Строительные работы - 37; Розничный товарооборот - 45,9)
положительная тенденция в развитии частного сектора экономики продолжаются. На 1.04.2001 года в республике зарегистрировано 186 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. число фермерских хозяйств по сравнению с началом года увеличилось на 7,8 %. За счет сектора малых и средних предприятий создано более 39,5 тыс. новых рабочих мест. Общая сумма выданных субъектам малого и среднего бизнеса, дехканским и фермерским хозяйствам кредитов по сравнению с началом года увеличилась на 13,7 %.
Значительные сдвиги в укреплении частноправовых форм собственности произошли и в аграрном секторе Узбекистана. Если в 1992 г. насчитывалось 5,9 тыс. фермерский хозяйств, в 1993-7,2 тыс., а в 1995-17,1 тыс., то у концу 2000 г. - свыше 43,8 тыс. Из них 38334 специализированно на земледелии и 5425-на животноводстве. За фермерскими хозяйствами закреплено 889,7 тыс. га земельных участков, в 2000 г. ими было произведено 18,3 % хлопка-сырца, 14,5 % зерна от общего объема сельскохозяйственной продукции. Земельная площадь личных подсобных и дехканских хозяйств составляет 579,3 тыс. га, или 15,3 % посевной площади страны, в 2000 г. ими было произведено 66 % валовой продукции сельского хозяйства Узбекистана.
Если дехканские и фермерские хозяйства будут развиваться такими же темпами, то скоро они займут одно из ведущих мест в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции, особенно овощей, картофеля, фруктов, винограда, зерна, мяса, молока, яиц. По прогнозам, к 2005 г. число фермерских хозяйств в Узбекистане достигнет 39 тыс., а площадь обрабатываемой ими пашни- 1 млн. га, или 25 % от всего посевного клина республики.
Перспективы развития предпринимательства в Узбекистане.
В выступлении Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова на заседании Кабинета министров, посвященном итогам 1 полугодия 2001 г., были поставлены новые задачи по поддержке малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства. Намечен комплекс мер государственной политики по ускоренному развитию частного бизнеса, прежде всего малого. Особо отмечена необходимость обеспечения всех условий для этого в сельской местности, что позволит создавать новые рабочие места. Большой потенциал в данном отношении имеет сфера переработки сельскохозяйственной продукции.
Одна из ключевых задач в плане поддержки малого и среднего бизнеса- совершенствование законодательства. Положения законов должны быть ясными и трактоваться однозначно, чтобы свести на нет практику ведомств и местных органов власти по изданию подзаконных актов и принятию решений, противоречащих правам и интересам предпринимателей. Министерству юстиции, Госкомимуществу и др ведомствам, в компетенцию которых входит поддержка предпринимательства, поручено провести инвентаризацию законодательных и подзаконных нормативных актов с целью устранения препятствий для развития бизнеса.
Кроме того, следует значительно повысить роль судебной системы и общественных организаций в защите прав и интересов предпринимателей, прежде всего в их отношениях с контролирующими органами. А в то же время самим контролирующим, проверяющим и правоохранительным органам надо переходить от мер по выявлению и борьбе с право нарушениями к работе по их предупреждению.
В механизме отношений между субъектами предпринимательства и контролирующими органами должна возрасти роль аудиторской деятельности. настало время для создания крупных независимых общенациональных аудиторских компаний с сетью филиалов в городах и районах страны.
Кардинального решения требует проблема расширения доступа малых и средних предприятий к материально-сырьевым ресурсам и обеспечения их технологическим оборудованием. Приобретать последние малым предприятиям не по средствам, а система лизинга пока не получила необходимого развития. В этой связи Госкомимуществу совместно с хозяйственными и предприятиями, Советом министров Республики Каракалпакистан, хокимиятами областей и г. Ташкента поручено сформировать базу данных по нежилым помещениям, не установленному и неиспользуемому оборудованию для последующей их передачи в аренду или реализации на условиях лизинга субъектам малого и среднего предпринимательства.
Актуальной остается проблема доступа предприятий малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам. Президент поставил вопрос об упрощении процедуры кредитования. Банкам уже пора формировать надежную клиентуру среди субъектов частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, кредиты которым выдаются на основе их надежной кредитной репутации и устойчивых финансовых показателей. Также очень важно создавать фонды стартового капитала для лиц, желающих открыть свое дело, но не имеющих достаточных средств.
Для решения данной задачи предполагается пересмотреть функции Бизнес -фонда и Фонда дехканских и фермерских хозяйств. Эти структуры н льготной или беспроцентной основе должны через коммерческие банки предоставлять начинающим предпринимателям стартовые финансовые ресурсы для открытия собственного дела с условием их возврата через 2-3 г.
Немало проблем, с которыми сталкиваются предприятия малого и среднего бизнеса, возникают в результате низкой квалификации самих предпринимателей. Это положение можно исправить путем широкой специальной подготовки организаторов предпринимательства, будущих руководителей микрофирм, малых и средних предприятий, фермерских хозяйств. В связи с этим Министерству макроэкономики и статистики, Министерству высшего и среднего специального образования, Госкомимуществу поручено внести предложения по созданию сети профессиональных колледжей по подготовке организаторов малого и среднего бизнеса, экономистов, бухгалтеров и др специалистов для малых предприятий, по разработке соответствующих учебных программ.
Приоритетные направления поддержки предпринимателей на перспективу.
Президент Узбекистана Ислам Каримов в выступлении на заседании Межведомственного координационного совета по реформированию и инвестициям, состоявшемся 11.01.2001 г., отметил необходимость "обеспечить формирование единой системы государственной поддержки и стимулирования ускоренного развития малого и среднего бизнеса, резкого увеличения его доли в структуре валового внутреннего продукта. Рассматривать это, как одну из главных стратегических задач, стоящих перед нами на современном этапе".
В качестве приоритетных направлений развития малого и среднего бизнеса в 2001 г. определены: завершение формирования основ целостной, взаимоувязанной инфраструктуры, создание специализированного банка развития для кредитования малого и среднего бизнеса, развитие альтернативных небанковских источников финансирования, создание фондов стартового капитала начинающих предпринимателей, стимулирование экспорта продукции субъектов малого и среднего бизнеса, активной участие производств и другие.
Принята и реализуется комплексная программа правовой защиты предпринимателей. Поставлена также задача создания эффективной системы подготовки кадров для малого и среднего бизнеса с привлечением иностранных грантов и технической помощи.
В 2001 г. по прогнозу, разработанному Центральным банком при участии коммерческих банков, финансирование сектора малых и средних предприятий оставит более 101 млрд. сумов. В составе выделяемых средств будет преобладать доля кредитов на инвестиционные цели. Десятую часть всех кредитных ресурсов предполагается направить на развитие частных строительных фирм и компаний.
Утверждена программа привлечения новых кредитов зарубежных финансовых институтов до 2005 г. на сумму $ 1 млрд. В 2001 г. из 11 банков и др. финансовых институтов намечается привлечь $ 139 млн.
О значении хлопководства для Узбекистана дают представленные ниже цифры. На долю Узбекистана приходиться 6 % мирового объема производства и 16 % мирового торгового оборота хлопка. Доля хлопкового волокна в общем объеме экспортно-импортных перевозок Узбекистана в 1999 году составила около 80 %.
Наиболее высокие темпы роста перевозок на южном маршруте - через Туркменистан и Ирак. Он начал действовать с 05.1996 года поле открытия участка железной дороги Теджен-Серасх-Мешхед. По этому маршруту хлопковое волокно экспортируется в основном в Юго-Восточную Азию через иранский порт Бендер-Аббас. Правительство Ирана готово увеличить мощности транзитных перевозок за счет создания второго порта- Чачбахар на побережье Османского залива. Начавшееся строительство железнодорожной линии Бафк-Мешхед на маршруте Мешхед-Бендер-аббас позволит сократить путь для узбекского хлопка на 1000 км. В настоящее время на туркменской станции Серасх ежегодно обрабатывается около 1 млн. тонн грузов. С введением дополнительной инфраструктуры ее пропускная способность может быть увеличена в 5 раз.
Традиционные северные маршруты, за исключением дальневосточного направления, продолжают использоваться в сокращенном режиме. Так, перевозка грузов по России в 1999 году составило всего 16 % в общем транзите узбекского хлопка, что, правда, в 3,5 раза больше, чем в 1998 году, а объем транзит на узбекских грузов через латвийские порты снизился за тот же период с 30 до 25 %. Несмотря на усилия России, Казахстана, стран Балтии по снижению стоимости транзитных тарифов и сборов на своих территориях и в портах, использование традиционных маршрутов для транспортировки хлопка скорее всего сократиться. Это обусловлено тем, что Юго-Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион уже сегодня являются основными потребителями узбекского хлопка. Усиленно развивая текстильную индустрию, они во все большей степени будут нуждаться в поставках хлопкового волокна.
Западный Транскавказкий коридор обеспечивает сейчас доступ узбекского хлопка к грузинским портам на Черном море (Поти и Батуми) и далее в Европу. Использование грузинских портов представляет интерес для экспорта хлопкового волокна в страны Западной Европы, потребляющие узбекский хлопок - Италию, Францию, Испанию, Португалию, а также в Центральную и Восточную Европу за счет следующих паромных переправ между портами Грузии, Болгарии, Румынии, а затем внутренним водным путем по Дунайско-Рейнской речной системе. Стоимость перевозок высокая, паромная перевозка через Черное море 40- футового контейнера хлопкового волокна стоит порядка $800, а морской фрахт того же контейнера из Поти до Антверпена обойдется с среднем в $950. Последним практическим шагом в дальнейшем развитии Транскавказского коридора стала поставка транспортного погрузочно-разгрузочного оборудования в терминалы Бухары, Алматы, порт Туркменбаши. Использование этого оборудования повышает пропускную.
Способность маршрута ТРАСЕКА за счет обработки и перевозки грузов в большегрузных контейнерах и содействуют снижению стоимости фрахта. В стадии проектирования находится восточный альтернативный вариант транспортировки хлопка: Узбекистан-Кыргыстан-китай. Здесь должны быть построена новая железнодорожная ветка между городами Анедижан (Узбекистан), Ош (Кыргыстан) и Кагар (Китай0. Этот проект должен быть завершен к 2010, после чего пропускная способность восточного коридора достигнет 12-14 млн. тонн грузов, без учета внутренних перевозок. Подписано также трех стороннее соглашение о строительстве автомобильной дороги между этими городами и реконструкции автодороги Андижан-Кашгар (940 км). Китай планирует построить ветку Ланджоу-Урумчи и тем самым обеспечить доступ к порту Ляньюньгань, расположенному на побережье Желтого моря. Работы по формированию восточного транспортного коридора продолжаются уже пятый год. этот маршрут позволит транспортировать хлопковое волокно из Узбекистана в Юго-Восточную Азию, Китай, Японию, Южную Корею.