Районирование лесного фонда Томской области

Лесной кодекс Российской Федерации в статье 76 " Районирование лесного фонда" определяет, что:

1. Использование, охрана и воспроизводство лесов осуществляются на основе районирования лесного фонда, объединяющего леса с относительно однородными природными и экономическими условиями и определяющего систему ведения лесохозяйственных мероприятий и лесопользования.

2. Схемы районирования лесного фонда и разработанные применительно к соответствующим схемам районирования региональные системы лесохозяйственных мероприятий утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным фондом.

Современные модели управления лесами разработаны, в основном, применительно к одному из многообразных ресурсов и полезностей леса - древесине. Вместе с тем, российские леса представляют собой мощный экологический фактор общепланетарного масштаба. В работах российский ученых часто ставится вопрос о том, что следует ли по тем или иным причинам и дальше сокращать объем лесозаготовок и продолжать увеличивать площади спелых и перестойных насаждений. Оставшиеся на корню ценные лесные ресурсы со временем увеличивают запасы перестойных насаждений, которые образуют большой отпад и содержат избыток углерода и его соединений. Поэтому целесообразность недоиспользования расчетной лесосеки в таких размерах, какие отмечаются в настоящее время, требует убедительных доказательств. Известно, что практически все оптимальные экологические показатели приходятся на средневозрастные насаждения.

Таким образом, целью районирования является выделение в регионе лесоэкономических районов, исходя из разработки для каждого из них показателей-факторов, характеризующих особенности ведения лесного хозяйства. Основная задача лесоэкономического районирования – дать объективные предпосылки для правильного размещения систем лесохозяйственных мероприятий. Соблюдение требований экономической эффективности при эксплуатации лесных ресурсов, в данном случае, не означает только получение прибыли от рубки леса, при обязательном соблюдении требований экологии, но и получение прибыли от недревесных полезностей леса, например, создание и развитие такого важного направления в этой отрасли, как экотуризм.

Объективная эколого-экономическая оценка лесоэкономических районов позволит:

во-первых, добиться максимально эффективных капиталовложений в лесное хозяйства,

во-вторых получать максимальные доходы от эксплуатации ресурсов, путем определения рентной стоимости участка.

Оптимальное лесопользование заключается в соблюдении баланса между требованиями экономической эффективности использования лесных ресурсов, развития лесной промышленности и удовлетворения потребности людей в продукции из древесины и требованиями экологии – сохранение и воспроизводство леса, как средообразующего фактора.

Рассмотрим схемы районирования лесного фонда и разработанные применительно к соответствующим схемам районирования региональные системы лесохозяйственных мероприятий на примере Томской области.

Развитие любого региона, столь богатого лесом, каким является Томская область, заключается в устойчивом управлении лесными ресурсами, эффективным распределением финансовых средств при проведении лесохозяйственных работ. Томская область обладает огромной площадью лесов, расчетная лесосека также велика, однако основная часть расчетной лесосеки приходится на северные труднодоступные районы области, где заготовка экономически неэффективна. Такой показатель, как расчетная лесосека в масштабах всего региона, создает иллюзию огромного эксплуатационного запаса, который ведет к перерубам вблизи населенных пунктов и ухудшению качества древостоев.

Лесоэкономическое районирование Томской области основано на различии количественных и качественных показателей ресурсного потенциала и системами материально технического производства. Для анализа лесного фонда, исходя из дифференциации лесорастительных и экономических условий территории, приведем схему лесоэкономического районирования. По способам поставки лесопродукции в области можно выделить 2 лесоэкономических района, которые разделены на 8 лесоэкономических подрайонов.

Обско-Томский лесоэкономический район. Осуществляет поставку лесоматериалов водным транспортом непосредственно потребителям или с последующей перегрузкой в железнодорожные вагоны. Район охватывает 66 % территории области, 74 % запасов эксплуатационных лесов, в том числе хвойных 70,3 %. Расчетная лесосека составляет 23,5 млн. м 3, в том числе по хвойному хозяйству 8 млн. м3. (Здесь и далее данные приведены по учету лесного фонда на 01.01.1998 г.). Освоение расчетной лесосеки в годы интенсивных лесозаготовок не превышало 13 %, а по хвойному хозяйству - 17%. Разделен на 4 лесоэкономических подрайона.

Александровский лесоэкономический подрайон. Выделен в пределах Александровского административного района. Запасы возможных для эксплуатации спелых и перестойных лесов составляют 149,7 млн. м 3, в том числе хвойных 80,4 млн. м 3. Расчетная лесосека используется на 6%, по хвойному хозяйству - на 11%.

Нарымский лесоэкономический подрайон. Расположен на территории Каргасокского района, Тымского, Каргасокского и Васюганского лесхозов. Запасы возможной для эксплуатации спелой древесины 268,8 млн. м 3, из них хвойной 190,8 млн. м3. Ежегодно осваивалось 0,9 и 0,7 млн. м3. Расчетная лесосека использовалась на 9 %, по хвойному - на 18 %.

Колпашевский лесоэкономический подрайон. Объединяет территорию Колпашевкого, Парабельского и Чаинского лесхозов. Объем перспективной для заготовки спелой древесины 687,4 млн. м 3 , в том числе хвойной 266,2 млн. м 3 . Расчетная лесосека используется в 1984 г. использована на 16 %, по хвойному хозяйству - 19 %.

Томский лесоэкономический подрайон. Охватывает территорию Батуринского, Бакчарского, Кедровского, Кривошеинского, Молчановского, Тимирязевского и Шегарского лесхозов. Запасы спелой возможной для эксплуатации древесины 133,8 млн. м 3, в том числе хвойной 39.9 млн. м 3. Расчетная лесосека используется на 19%, по хвойному хозяйству - на 22%.

Таким образом, Обско-Томский лесоэкономический район можно охарактеризовать как район сокращающегося главного пользования лесом и растущих объемов рубок ухода. Представляет интерес для заготовки лиственной древесины.

Асино-Томский лесоэкономический район. Тяготеет к железной дороге Томск - Белый Яр. Объединяет лесохозяйственные предприятия Причулымского, Томь-Чулымского, Улу-Юльского частично Кетского и Обско-Чулымского лесохозяйственных районов. В районе сосредоточено 401,6 млн. м 3 спелых эксплуатационных лесов, в том числе хвойных 293,1 млн. м 3. Расчетный размер ежегодного отпуска 10,1 млн. м 3, из них по хвойному хозяйству 4,6 млн. м3 . Ежегодно вырубалось 4,2 млн. м 3, в том числе хвойных 2,6 млн. м 3. Расчетная лесосека осваивалась на 42 и 61 %. Район разделен на 4 лесоэкономических подрайона.

Железнодорожный лесоэкономический подрайон. Охватывает территорию Белоярского лесхоза. Запасы возможной для освоения спелой древесины определяются в 115,9 млн. м 3, в том числе хвойной - 80,4 млн. м 3. Расчетная лесосека в 1984 г. осваивалась на 40%, по хвойному хозяйству на 55%.

Кетский лесоэкономический подрайон. Выделен в верхнем и среднем течении p. Кети в пределах Кaтайгинского, Кетского и Максимоярского лесхозов. Запасы спелой древесины 172, 3 млн. м 3, хвойной 148,9 млн. м 3. В 1984 г. в подрайоне было заготовлено 2.5 млн. м 3 древесины, в том числе хвойной 1,5 млн. м 3. Расчетная лесосека освоена на 44%, по хвойным на 94%.

Асиновский лесоэкономический подрайон. Расположен на территории Асиновского, Комсомольского, Первомайского и Улу-Юльского лесхозов. Перспективные запасы спелой древесины 49,6 млн. м 3, хвойной - 36,7 млн. м3. Расчетная лесосека в лучшие годы осваивалась на 50 и 67%. Работают Асиновский, Первомайский, Ореховский и Сайговский ЛПХ.

Чулымский лесоэкономический подрайон. Расположен на юго-востоке области в пределах Зырянского, Туганского и Тегульдетского лесхозов. Запасы спелой древесины 53,8 млн. м 3, хвойной 26.2 млн. м 3. Расчетная лесосека осваивалась на 42%, по хвойному хозяйству на 61%. Значительная часть заготовленной древесины вывозится через Кемеровскую область.

Характеризуя лесной фонд области можно привести огромные цифры эксплуатационного фонда. Запас древесины в спелых и перестойных древостоях определен (все данные на 01.01.1998 г.) в 1,6 млрд. м3 , ежегодный возможный объем лесозаготовок в 26,9 млн. м3, лесом покрыта огромная площадь - 17,3 млн. га, что создает иллюзию безграничности лесов области. Анализ лесного фонда области показывает следующее: на площади в 17, 3 млн. га, 7,2 млн. га занято лиственными, 3,5 млн. га молодыми хвойными лесами, 0,8 млн. га представлены спелыми кедровыми лесами, где рубки главного пользования запрещены, более 1,5 млн. га низкобонитетных лесов на торфяниках верховых болот и травяно-болотных лесов, эксплуатация которых не должна вестись из-за высокой природоохранной роли, как сдерживающих прогрессирующее заболачивание территории области. После исключения всех неперспективных и непригодных для сплошных рубок лесов, получим, что только 3,3 млн. га (19 %) лесов представляют интерес для лесозаготовителей, не располагающих технологией выборочных рубок и переработки низкотоварной и лиственной древесины. Основная эксплуатационная нагрузка ложится на эти 19 % площади лесов и ее влияние является более значительным, чем это было бы при распространении заготовок на всю площадь лесов. Вырубка сосновых лесов уже давно превышает все нормы лесопользования. Поэтому расчетная лесосека не говорит о потенциальных возможностях лесозаготовок в понимании наших лесозаготовителей.

Область обладает значительными возможностями для развития лесной промышленности на базе лиственных пород. Расчетная лесосека по лиственным лесам определена в размере 19,7 млн. м3, что в 2,7 раза больше, чем по хвойным. Расчетная лесосека использована всего на 5 %, а по хвойному хозяйству - на 14 %. С учетом вышесказанного расчетная лесосека для современного состояния лесозаготовительной промышленности требует корректировки, но даже с учетом ее лесопользование осуществляется на недопустимо низком уровне.