Российская система аккредитации

Основу нормативной базы действующей системы аккредитации в Российской Федерации составляют Общие правила по проведению аккредитации в Российской Федерации и межотраслевой комплекс национальных стандартов серии 51000 "Система аккредитации в Российской Федерации". До завершения реформирования отечественной системы аккредитации в каждой из 19 обязательных систем сертификации продолжают действовать свои процедуры аккредитации.

Процедура аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий одинакова. Процедура аккредитации должна соответствовать общим требованиям, установленным ГОСТ Р 51000.1—95 "Система аккредитации в Российской Федерации. Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. Общие требования". Работа по аккредитации включает следующие этапы:

представление заявки на аккредитацию;

экспертизу документов по аккредитации;

аттестацию испытательной лаборатории (органа по сертификации);

анализ всех материалов по аккредитации и принятие решения по аккредитации;

оформление, регистрацию и выдачу аттестата аккредитации (либо отказа в аккредитации).

Каждый последующий этап аккредитации проводят при положительном результате предыдущего этапа. Все процедуры, связанные с аккредитацией, должны быть документированы. Вместе с заявкой на аккредитацию организация-заявитель подает комплект документов (приложений) установленной формы, основные из которых:

заявленная область аккредитации;

проект положения об аккредитованной ИЛ (ОС);

паспорт испытательной лаборатории (органа по сертификации);

заполненная анкета;

Руководство по качеству;

копия устава и/или других учредительных документов организации-заявителя;

справка о деятельности испытательной лаборатории (органа по сертификации) и организации, в состав которой они входят.

За аккредитованными органами по сертификации и испытательными лабораториями осуществляется плановый и внеплановый инспекционный контроль в соответствии с рекомендациями Р 50.4.002—2000 (за органами по сертификации) и Р 50.4.003—2000 (за испытательными лабораториями).

Существенный недостаток действующей системы аккредитации Российской Федерации — отсутствие взаимного признания различными системами обязательной сертификации, созданными федеральными органами исполнительной власти, и совмещение функций аккредитации и сертификации, что противоречит международной практике и нарушает принципы технического регулирования, установленные Федеральным законом "О техническом регулировании".

В соответствии с требованиями Федерального закона аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) осуществляется в целях:

подтверждения компетентности органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечения доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

создания условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров).

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляют на основе следующих принципов:

добровольности;

открытости и доступности правил аккредитации;

компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях.

На основе указанных принципов в Российской Федерации создается новая Единая система аккредитации поэтапно для обеспечения преемственности. Одним из первых шагов по созданию Единой системы аккредитации стал подготовленный для утверждения постановлением Правительства РФ опубликованный проект документа "Порядок аккредитации в Российской Федерации в области технического регулирования". Организационная структура Единой системы аккредитации показана на рисунке 1.

На первоначальном этапе формирования Системы, до выхода соответствующих технических регламентов, сохранятся несколько созданных ранее федеральными ведомствами органов по аккредитации, однако все они будут работать по единым правилам и использовать единый знак Системы.

Создаваемая в рамках формирования Системы Межведомственная комиссия осуществляет координирующую деятельность в системе и вносит в Правительство Российской Федерации предложения по ключевым вопросам в области аккредитации в Российской Федерации и по развитию и совершенствованию Системы.

Организационная структура Единой системы аккредитации РФ по техническому регулированию

Рис. 1. Организационная структура Единой системы аккредитации РФ по техническому регулированию

В Системе создается Бюро по аккредитации, на которое возлагаются функции, необходимые для обеспечения работы Системы в целом, а также функции по аккредитации, выполняемые в рамках Системы сертификации ГОСТ Р.

Работы по аккредитации осуществляют эксперты, прошедшие подготовку и аттестацию по правилам Единой системы аккредитации и занесенные в Единый реестр экспертов по аккредитации системы.

За аккредитованными объектами устанавливают инспекционный контроль, по результатам которого решают вопрос о продлении или отзыве аттестата аккредитации. Функционирует Система на основе самофинансирования.

Введение Единой системы аккредитации позволит полностью исключить имеющиеся противоречия с международными нормами и обеспечить взаимное признание результатов сертификации.