Сельское хозяйство Японии после Второй мировой войны
Сельское хозяйство военного времени и последствия войны.
До 1943 сельскохозяйственное производство самой Японии и ввоз продовольствия с оккупированных территорий позволяли в основном удовлетворять потребности вооруженных сил и населения страны. В 1942 в метрополии было выращено 10.7 млн.т. риса (в 1941 – 8.8 млн.т.), и ввезено почти 2.6 млн.т. (довоенное потребление риса составляло 12 - 13млн.т.).
В 1943 положение стало ухудшаться: в метрополии было произведено 9.4 млн.т. и ввезено 1.2 млн.т. В селе стала остро ощущаться нехватка рабочей силы. В феврале 1944 правительство было вынуждено освободить сельскохозяйственных рабочих от трудовой мобилизации и привлечь к работе старшеклассников из сельских школ и учащихся средних сельскохозяйственных заведений. Несмотря на это Япония в 1944 произвела и ввезла в страну всего 9 млн.т. риса, а посевная площадь уменьшилась с 3079 до 2950 тыс.га.
В целом, война нанесла тяжелый урон сельскому хозяйству страны. Шелководство было сильно подорвано, применение удобрений резко сократилось, производство всех основных видов продукции заметно снизилось. Всего за 1937 – 1945 производство риса сократилось более, чем на 40%, овощей – на 20%, фруктов – на 40%, коконов – на 75%. Из-за реквизиции рыболовных судов (для обнаружения минных постановок и дозорной службы), сокращения районов рыболовства и уменьшения численности рыбаков уменьшился вылов рыбы. [по 3 – стр.447-448]
Сельское хозяйство. Основные показатели. |
|||||||
|
обрабатываемая земля, тыс.га |
сельскохозяйственная продукция, % (1970 – 100%) |
занятые в с/х, тыс. |
кол-во хозяйств, тыс.
|
|||
всего |
растениеводство |
шелководство |
животноводство |
||||
1941 |
5 759 |
54 |
64 |
28 |
11 |
13 360 |
5 412 |
1947 |
4 971 |
41 |
59 |
46 |
3 |
16 620 |
5 909 |
1950 |
5 048 |
54 |
73 |
70 |
15 |
16 100 |
6 176 |
После войны драматический характер приобрела продовольственная проблема. Япония, из-за отсталости её сельского хозяйства, и до войны не могла обеспечить себя полностью собственными продуктами питания. Зависимость от импорта главного вида продовольствия – риса – приближалась к 20%. К концу войны собственное производство риса резко сократилось (в 1945 – 5.8 млн.т., т.е. 57% от уровня 1939). При этом ввоз риса из Кореи и с оккупированных территорий был затруднен, а в августе 1945 – полностью прекращен. Введенная в 1939 государственная система распределения риса и “замещающих продуктов” предусматривала нормы, не удовлетворявшие физиологическим потребностям человека. На этом фоне после войны расцвел продовольственный “черный рынок”, цены которого были недоступны для большинства населения. [по 3 – стр.484]
Экономическое положение Японии в течении первых двух лет оккупации продолжало оставаться очень тяжелым. Рост производства был очень медленным. Даже в сельском хозяйстве, где восстановление шло относительно быстрыми темпами, в 1948 объем производства всё ещё значительно отставал от довоенного уровня..
Аграрная реформа 1946.
Среди различных реформ, инициированных американской администрацией, наиболее значимой с точки зрения социально-экономических результатов стала аграрная реформа.
Сельское хозяйства, в котором была занята приблизительно половина населения Японии, находилось в состоянии упадка. В нем господствовала система помещичьего землевладения. Большая часть земель принадлежала крупным и мелким помещикам, которые преимущественно сдавали их для обработки арендаторам на кабальных условиях. В 1946 из 5698 тыс. крестьянских хозяйств лишь 1869 тыс. (около 1/3) не прибегали к аренде земли, причем 1637 тыс. дворов (около 29%) вообще не имели своих наделов.
Такая система землевладения тормозила расширение сельскохозяйственного производства, что оказывало негативное воздействие на всю экономику в страны. Нищета деревни была важнейшим фактором социального недовольства, отсутствие собственной земли у основной массы сельских тружеников – причиной постоянных арендных конфликтов. С другой стороны, господствующее положение крупных землевладельцев в деревне обеспечивало им большое влияние на государственную политику, служило препятствием любым демократическим преобразованиям.
Неотложность реформ перестройки землевладения хорошо понимали специалисты японского министерства сельского и лесного хозяйства, которые ещё в период войны подготовили основные положения аграрной реформы. В октябре 1945, ещё до появления соответствующей директивы оккупационных властей, под руководством возглавлявшего в правительстве Сидэхара это министерство Мацумара Кэндзо был разработан “План реформы землевладения”. Предусматривалось принудительное отчуждение в пользу арендаторов земель, принадлежавших “отсутствующим помещикам” (т.е. не занимавшимся сельским хозяйством и не жившим в деревне). Но при обсуждении этого плана в кабинете министров число земельных владений, подлежавших полному или частичному изъятию, было сокращено в 10 раз. Тем не менее, даже столь основательно исправленный план встретил сильное сопротивление в императорском парламенте, где многие политики опирались на помещичьи слои.
Недостаточность “первой земельной реформы” (так и не осуществленной) вызвала недовольство в штабе Макартура, который передал правительству Японии 9 декабря 1945 “Меморандум о земельной реформе”. Это побудило парламент ускорить принятие закона.
Между тем аграрный вопрос стал предметом обсуждения в союзном совете для Японии. Советский представитель предлагал провести безвозмездную конфискацию земель у крупных землевладельцев и распределить их среди крестьян-арендаторов. Это радикальное предложение не было принято. В основу рекомендаций японскому правительству был положен более умеренный план, предложенный британским представителем и согласованный с американцами.
17 июля 1946 штаб оккупационных войск вручил правительству Японии “Рекомендации относительно второй земельной реформы”. Руководствуясь ими, правительство, которое к этому времени уже возглавлял Ёсида, разработало соответствующие законопроекты. В октябре 1946 они были приняты императорским парламентом, состав палаты представителей которого резко изменился в результате первых послевоенных выборов. Крупнейшая реорганизация аграрных отношений началась.
Согласно новым законам о земельной реформе государство выкупало у “отсутствующих помещиков” все принадлежащие им земли, а у “обрабатывающих помещиков” – земли, превышающие площадь 3 тё* (на Хоккайдо – более 12 тё). Из этого земельного фонда участки земли продавались по твердым ценам крестьянам-арендаторам. Устанавливались максимальные размеры участка, который крестьянский двор мог приобрести в собственность: в среднем по стране не более 3 тё на одно хозяйство, на Хоккайдо – до 12 тё. Институт земельной аренды сохранялся, но устанавливались предельные нормы арендной платы непременно в денежной, а не в натуральной форме. Для практического осуществления реформы на местах создавались выборные земельные комитеты. На все преобразования отводилось 2 года (по плану “первой реформы” – 5 лет).
Для арендаторов известие о том, что земли будут конфискованы в их пользу, казалось чудом. Но множество небогатых землевладельцев восприняло реформу с горечью, поскольку она лишала их главного достояния. Но так как значительное число сельских жителей выгадало от реформы, землевладельцы фактически не имели возможности сопротивляться.
Неотъемлемым элементом аграрных преобразований стало также государственное поощрение кооперирования в сельском хозяйстве. В упомянутом выше “Меморандуме о земельной реформе” отмечалась необходимость “программы развития и поощрения кооперативного движения в деревне, свободного от господства некрестьянских элементов и ставящего целью экономический и культурный прогресс японского крестьянства”.
В разгар земельной реформы, в ноябре 1947 были приняты законы о роспуске прежних “сельскохозяйственных ассоциаций” и формировании сельскохозяйственных кооперативов. Тем самым был заложен прочный юридический фундамент для развертывания широкого кооперативного движения. Создание демократических сельскохозяйственных кооперативов вместо прежних их суррогатов, служивших для мобилизации сельского хозяйства на нужды агрессивной политики, стало важной мерой обеспечения жизнеспособности хозяйств новых крестьян-собственников. Участие практически всех крестьянских хозяйств в различных формах кооперации стало одним и факторов подъёма сельскохозяйственного производства, а также решения многих социальных проблем крестьянства.
Земельная реформа была завершена, в основном, в 1949. Её ускорению способствовали как сравнительно низкие выкупные и продажные цены, так и бурная инфляция первых послевоенных лет. Денежная компенсация, выплаченная правительством помещикам за отчужденную землю, быстро обесценилась, и в результате помещики лишились не только земли, на и каких-либо финансовых рычагов влияния на жизнь деревни. Крестьяне же, напротив, оказались в выигрыше, так как инфляция привела к существенному уменьшению реальной величины их выплат за приобретенную землю. Арендаторы в короткий срок смогли рассчитаться за приобретенную землю, по сути, символическими денежными суммами. Если накануне реформы 45.9% сельскохозяйственных площадей сдавались в аренду, то к 1950 этот показатель упал до 9.9%. При этом за 1946 – 1942 число хозяйств крестьян-собственников (не прибегавших к аренде) увеличилось почти на 1700 тыс., а число хозяйств безземельных крестьян-арендаторов, напротив, сократилось на 1150тыс.
Земельная реформа радикально изменила ситуацию в сельском хозяйстве страны. Главным ее результатом стало формирование многочисленного слоя крестьян-собственников. Им предстояло хозяйствовать на малых по размерам земельных площадях. Но хотя основная часть хозяйств (4630 тыс., что составляло около ¾ общего числа дворов) владела наделами до 1 га, упразднение помещичьей эксплуатации повысило заинтересованность крестьян в результатах своего труда, привело к росту их доходов и создало возможность накопления на производственные нужды, открывало путь к расширению производства, совершенствованию его методов, росту урожайности и т.д.
Коренные преобразования в сельском хозяйстве помогли снизить остроту послевоенной проблемы нехватки продовольствия, способствовали ускорению восстановления разрушенной экономики. Аграрная реформа превращала деревню из постоянного источника потрясавших страну социальных конфликтов в фактор политической стабильности. [по 3 – стр. 514-518]
1945 - 1960
В период 1945 – 1960 позитивные сдвиги произошли в сельском хозяйстве страны. После проведения земельной реформы жизнь деревни стала довольно быстро налаживаться. Высокие цены на продовольствие в первые послевоенные годы, обесценение крестьянских долгов вследствие инфляции, а с начала 50-х возрастающие возможности получить дополнительные заработки в городе привели к быстрому росту доходов крестьянских семей. Это, в свою очередь, позволило крестьянам закупать больше удобрений, пестицидов, механических средств, а также диверсифицировать производство.
Производство некоторых сельскохозяйственных культур, тыс. тонн |
|
Культура |
Производство |
1950 |
|
Овощи | |
Картофель |
2 442 |
Соевые бобы |
447 |
Огурцы |
312 |
Помидоры |
166 |
Баклажаны |
379 |
Белокочанная капуста |
314 |
Пекинская капуста |
423 |
Шпинат |
82 |
Лук-батун |
289 |
Лук |
323 |
Салат-латук |
- |
Японский белый редис |
2 174 |
Таро |
440 |
Сахарная свекла |
175 |
Фрукты и ягоды | |
Мандарины |
360 |
Яблоки |
439 |
Виноград |
37 |
Японская груша |
71 |
Персики |
32 |
Хурма |
198 |
Злаки | |
Рис |
9 593 |
Пшеница |
1 338 |
Рис, разумеется оставался основной культурой, но из года в год росло производство овощей и фруктов, мяса животных и птицы. В целом питание японцев стало более разнообразным и калорийным.
1960 - 1970
В 1960 – 1970 в японской деревне произошли важные изменения. Примерно с середины 50-х начался довольно быстрый отток сельского населения в города. В 1955 – 1973 деревню покинули более 11.5 млн.чел. и к 1973 численность сельского населения сократилась до 24.7 млн.чел. (23% от общей численности населения).
Общее число крестьянских хозяйств также уменьшилось примерно на 900 тыс.чел. и составило к 1973 около 5160 тыс. Хотя сокращение числа хозяйств происходило преимущественно за счет категории мелких и мельчайших (с наделами до 1 га), последние по прежнему составляли основу сельского хозяйства Японии: в 1973 их насчитывалось более 3.5 млн. или 2/3 общего числа дворов.
Наиболее ярко последствия аграрной реформы проявились в значительном сокращении масштабов аренды земли. К началу 70-х в деревне почти не осталось безземельных крестьян-арендаторов, а число хозяйств, прибегающих к аренде, сократилось приблизительно до 1 млн.(в 1950 их насчитывалось более 2 млн.).
Общий объём сельскохозяйственного производства вырос за рассматриваемый период в 1.5 раза. В начале 70-х уже более 20% его стоимости приходилось на продукцию животноводства, хотя преобладающие позиции по-прежнему занимало растениеводство (3/4 объёма производства). Под рис отводилось теперь уже менее половины посевных площадей, а на остальных землях выращивались другие зерновые, овощи, плодовые деревья, технические культуры и т.д.
Структура сельскохозяйственного производства, в % |
||||||
Год |
Земледелие |
Животноводство |
Шелководство |
|||
в целом |
В том числе: рис |
плодоводство |
овощеводство |
|||
1960 |
82.4 |
48.5 |
6.3 |
8.3 |
14.5 |
3.1 |
1965 |
77.9 |
43.8 |
6.9 |
11.8 |
19.7 |
2.4 |
В 60-е в деревне относительно широкое распространение получила сельскохозяйственная техника (мини-тракторы, комбайны), но большинство сельскохозяйственных операций по-прежнему производилось вручную или с использованием тяговой силы. В целом по уровню механизации сельскохозяйственного производства Япония сильно уступала западным странам.
В то же время по потреблению химических удобрений к концу 60-х она вышла на одно из первых мест в мире. Благодаря интенсивному использованию удобрений, ядохимикатов, а также улучшению агротехнических методов производства японским крестьянам удалось значительно повысить урожайность и в конце 60-х по средней урожайности риса, батата, лука и т.д. Япония занимала одно из первых мест в мире.
Улучшилось и материальное положение крестьян. Средний совокупных доход крестьянской семья в 1957 – 1973 вырос почти в 7 раз, но при этом доля в нем от сельского хозяйства сократилась с 56.6% в 1957 до 32.1% в 1973, а удельный вес побочных доходов соответственно возрос с 43.4% до 67.9%. К началу 70-х лишь 15% хозяйств обходились доходами, полученными от занятия сельским хозяйством, а 85% в той или иной мере прибегали к побочным заработкам (от работы по найму до открытия собственного дела).
В целом облик японской деревни сильно изменился. В быт крестьян вошли холодильники, пылесосы, стиральные машины, не говоря уже о телевизорах и радиоприёмниках; многие семья смогли приобрести даже автомобили. В конце 60-х между городом и деревней уже не наблюдалось такого резкого контраста, какой существовал перед войной и даже в конце 50-х. [по 3 – стр.584-585]
Производство некоторых сельскохозяйственных культур, тыс. тонн |
||
Культура |
Производство |
|
1960 |
1965 |
|
Овощи | ||
Картофель |
3 594 |
4 056 |
Соевые бобы |
418 |
230 |
Огурцы |
462 |
773 |
Помидоры |
242 |
532 |
Баклажаны |
449 |
623 |
Белокочанная капуста |
686 |
1 157 |
Пекинская капуста |
998 |
1 541 |
Шпинат |
231 |
322 |
Лук-батун |
410 |
568 |
Лук |
601 |
860 |
Салат-латук |
- |
48 |
Японский белый редис |
2 859 |
3 085 |
Таро |
496 |
478 |
Сахарная свекла |
1 074 |
1 813 |
Фрукты и ягоды | ||
Мандарины |
894 |
1 331 |
Яблоки |
876 |
1 132 |
Виноград |
155 |
225 |
Японская груша |
240 |
346 |
Персики |
170 |
229 |
Хурма |
337 |
346 |
Злаки | ||
Рис |
12 858 |
12 409 |
Пшеница |
1 531 |
1 287 |
Темпы прироста сельскохозяйственной продукции по районам |
|||
Район |
В среднем за год |
||
1961 - 1974 |
1961 – 1970 |
1971 - 1974 |
|
В среднем по стране |
1.8 |
2.3 |
0.5 |
В том числе: |
|
|
|
Хоккайдо |
2.5 |
2.6 |
2.2 |
Тохоку |
1.9 |
2.6 |
0.3 |
Хокурику |
0.7 |
0.7 |
0.6 |
Канто-Тосан |
0.9 |
2.1 |
-1.3 |
Токай |
1.4 |
2.2 |
-0.7 |
Кинки |
0.7 |
1.4 |
-0.9 |
Тюгоку |
0.8 |
0.9 |
0.6 |
Сикоку |
2.6 |
2.8 |
2.0 |
Кюсю |
2.9 |
2.7 |
3.3 |
1970 -1980
Структура сельскохозяйственного производства, в % |
||||||
Год |
Земледелие |
Животноводство |
Шелководство |
|||
в целом |
В том числе: рис |
плодоводство |
овощеводство |
|||
1970 |
73.4 |
37.9 |
8.5 |
15.9 |
23.2 |
2.7 |
1975 |
71.8 |
38.3 |
7.1 |
16.2 |
25.9 |
1.6 |
Бурное экономическое развитие позволило Японии решить задачи, стоявшие перед ней в первые послевоенные десятилетия, ликвидировав отставание от ведущих капиталистических стран. Из средне развитой страны с преобладанием легкой промышленности и сельского хозяйства она превратилась в одну из ведущих индустриальных держав мира. Доля сельского хозяйства в ВВП за 1957 -1973 сократилась с 18.7% до 5.9%, а доля промышленности заметно возросла. Вместе с тем бурный экономический рост экономики породил ряд крупных проблем: нехватка земли и воды, дефицит рабочей силы т.д.
В качестве новых стратегических, развитие которых было способно помочь Японии преодолеть возникшие проблемы и обеспечить её успех на мировых рынках, были избраны интеллектуалоемкие отрасли, требующие применения передовой технологии, больших затрат высококвалифицированного труда и значительных расходов на НИОКР.
Разработанная правительственными экспертами программа предусматривала плавное и постепенное реформирование производственной структуры Японии, но разразившийся в 1973 – 1974 энергетический кризис резко ускорил этот процесс. Вызванные им потрясения в экономике отразились на большинстве отраслей, в том числе не сельском хозяйстве, так как они серьезно пошатнули производство химических удобрений. Оживление началось лишь в 1976. [по 3 – стр.612-615]
Производство некоторых сельскохозяйственных культур, тыс. тонн |
|
Культура |
Производство |
1970 |
|
Злаки | |
Рис |
12 689 |
Пшеница |
1 046 |
Овощи | |
Картофель |
3 611 |
Японский белый редис |
2 778 |
Капуста |
1 433 |
Батат |
2 564 |
Китайская капуста |
1 744 |
Лук |
973 |
Огурцы |
965 |
Помидоры |
793 |
Морковь |
497 |
Баклажаны |
722 |
Лук-батун |
614 |
Салат-латук |
156 |
Шпинат |
363 |
Тыква |
306 |
Лопушник большой |
293 |
Фрукты и ягоды | |
Мандарины |
2 552 |
Яблоки |
1 021 |
Арбузы |
1 004 |
Японская груша |
445 |
Виноград |
234 |
Хурма |
343 |
Клубника |
134 |
Персик |
279 |
Японская слива |
68 |
1980 – 1990
Развитие сельского хозяйства Японии в послевоенный период шло по пути реализации достижений научно-технического прогресса и индустриализации отрасли, создания сельского хозяйства интенсивного типа. В результате в отрасли был достигнут сравнительно высокий уровень продуктивности, резко повысилась производительность труда. Была осуществлена экономия людских ресурсов за счет имеющихся в достаточном количестве капитальных и материальных. Эти процессы усилили взаимосвязь между различными секторами экономики, обусловили создание агропромышленных и агроторговых объединений, формирование агропромышленного комплекса экономики.
Однако процесс индустриализации носил противоречивый характер, и к началу 80-х годов сельское хозяйство подошло с пакетом нерешенных проблем, таких как
- мелкие размеры хозяйств,
- большая доля занятости в отрасли при остром дефиците молодой рабочей силы,
- сравнительно низкий уровень производительности труда (по сравнению с другими отраслями народного хозяйства и с сельским хозяйством большинства развитых капиталистических стран),
- высокие издержки производства и, как следствие всего этого, неконкурентоспособность японской сельскохозяйственной продукции на внешнем рынке. [по 4 - стр.201-202]
Структура сельскохозяйственного производства, в % |
||||||
Год |
Земледелие |
Животноводство |
Шелководство |
|||
в целом |
В том числе: рис |
плодоводство |
овощеводство |
|||
1980 |
67.9 |
30.1 |
6.7 |
18.5 |
29.9 |
1.5 |
1985 |
71.4 |
32.9 |
8.1 |
18.1 |
27.2 |
0.7 |
В 1970 – 1980 ситуация в сельском хозяйстве Японии развивалась несколько противоречиво. В 80-е заметно повысился уровень технического оснащения сельскохозяйственного производства. К концу десятилетия были практически полностью механизированы крупные животноводческие хозяйства и птицефермы, а также, в основном, завершена комплексная механизация рисоводства (начиная со вспашки земли и высадки рассады и кончая уборкой урожая и сушкой зерна). С конца 70-х в сельском хозяйстве начала появляться техника, оснащенная микропроцессорами. Для регулирования атмосферы в тепличных хозяйствах, для выработки оптимального режима кормления скота, для анализа почв и определения рациональных норм внесения удобрений стали применяться компьютеры.
Тем не менее, по уровню производительности труда с сельском хозяйстве Япония значительно отстаёт от США и развитых европейских стран. Причина этого заключается в преобладании мелких и мельчайших хозяйств, сохранившемся со времени послевоенной аграрной реформы.
Производство некоторых сельскохозяйственных культур(в тыс. тонн) |
|
Культура |
Производство |
1980 |
|
Овощи | |
Японский белый редис |
2 689 |
Китайская капуста |
1 616 |
Капуста |
1 545 |
Лук |
1 152 |
Огурцы |
1 018 |
Помидоры |
1 014 |
Баклажаны |
618,7 |
Морковь |
599,1 |
Лук-батун |
538,9 |
Таро |
458,3 |
Салат-латук |
380,9 |
Шпинат |
352,1 |
Зеленая кукуруза |
311,9 |
Дыня |
263,9 |
Тыквы и кабачки |
252 |
Репа |
193 |
Болгарский перец |
161,4 |
Фрукты и ягоды | |
Арбузы |
975,7 |
Клубника |
193,3 |
Мандарины |
2 892 |
Яблоки |
960,1 |
Японская груша |
484,6 |
Китайский лимон |
366,2 |
Виноград |
323,2 |
Хурма восточная |
265,2 |
Персик |
244,6 |
Грейпфрут |
210,3 |
Японская слива |
64 |
Ананас |
56,2 |
Каштан |
47 |
Слива |
27,9 |
Вишня |
15,1 |
Груша |
11,2 |
Злаки | |
Рис |
9 751 |
Пшеница |
583 |
Хотя к началу 90-х численность занятых в аграрном секторе сократилась до 4 млн.чел. (в середине 70-х она составляла приблизительно 8 млн.чел.), структура крестьянских хозяйств почти не претерпела изменений: по-прежнему 2/3 хозяйств имели не более 1 га земли, а на относительно крупные по японским масштабам хозяйства, т.е. имеющие более 3 га земли, приходилось менее 4% их общего числа. При этом доля доходов от занятия сельским хозяйством в совокупных доходах крестьянских семей заметно уменьшилась: в конце 80-х она уже составляла менее 20%. Лишь около 15% крестьянских хозяйств занимались только сельским хозяйством, остальные сочетали его с другими видами деятельности. Для определенной части семей занятие сельским хозяйством стало уже не столько источником дохода, сколько своего рода хобби, приносящим удовольствие от общения с природой. [по 3 – стр.638-639]
Большую роль в развитии отрасли сыграла государственная помощь сельскому хозяйству как в проведении научных исследований, так и в осуществлении финансирования перехода сельского хозяйства на промышленную основу. Протекционные государственные меры, в том числе
и ограничения импорта дешевого продовольствия, создавали возможности для приобщения мелкого производства к научно-техническому прогрессу. Вместе с тем в условиях интернационализации японской экономики и перехода к преимущественно экономическим рычагам управления в других отраслях народного хозяйства протекционистская аграрная политика государственной поддержки мелких хозяйств в том направлении, в котором она проводилась, стала в известной мере тормозом на пути дальнейшего развития отрасли, затрудняя процесс концентрации производства и перелива капитала.
К 1990 году отрасль вступила в переходный период. Закончился определенный этап её развития, который отличали тепличные условия существования, капитало- и материалоёмкого производства.
Уже наметилось некоторое улучшение ряда показателей эффективности производства. Ужесточение условий воспроизводства в связи с изменением системы контроля над продовольствием и углублением процесса интернационализации экономики, должно было содействовать убыстрению этих процессов.
Более обнадеживающим, чем раньше, выглядело и положение с молодой рабочей силой в отрасли, хотя молодёжь и продолжала уходить из сельского хозяйства, но одновременно она приходила из других секторов экономики. Нередко это были выходцы из сельской местности, а иногда и городская молодёжь.
Современный этап
Из-за высоких издержек производства в мелких хозяйствах их продукция неконкурентоспособна на внутреннем и мировом рынках. Поэтому, несмотря на протекционные меры, Япония является крупнейшим в мире импортером продовольствия – в начале 90-х на её долю приходилось около 14% общего объема такого импорта в капиталистическом мире. Особенно велика зависимость Японии от ввоза пшеницы, ячменя, соевых бобов, кукурузы и сахара. В целом за 1975 -1992 уровень самообеспеченности страны продовольствием снизился с 77% до 65%.
В то же время за счет собственного производства Япония удовлетворяет свои потребности в рисе на 100%, в молоке и молочных продуктах – на более чем 80%, в мясе – на 65%, во фруктах - примерно на 60%.
Сельское население в 1997 уменьшилось до 3.2 млн. человек (4.7% всего работоспособного населения). Кроме того, серьезной социальной проблемой стало к этому времени старение сельского населения: средний возраст почти 65% всех живущих в сельской местности достиг 60 лет.
Производство некоторых сельскохозяйственных культур (в тыс. тонн) |
||
Культура |
Производство |
Производство |
1990 |
1995 |
|
Овощи и бобовые | ||
Картофель |
3 552 |
3 365 |
Соевые бобы |
220 |
119 |
Огурцы |
931 |
827 |
Помидоры |
767 |
753 |
Капуста |
1 544 |
1 544 |
Китайская капуста |
1 220 |
1 163 |
Лук |
1 317 |
1 278 |
Салат-латук |
518 |
537 |
Японский редис |
2 336 |
2 148 |
Морковь |
655 |
725 |
Фрукты и ягоды | ||
Мандарины |
1 653 |
1 378 |
Яблоки |
1 053 |
963 |
Виноград |
276 |
250 |
Японская груша |
432 |
383 |
Злаки | ||
Рис |
10 499 |
10 748 |
Пшеница |
952 |
444 |
Табак |
81 |
70 |
Чай |
90 |
80 |
Сахарная свёкла |
3 994 |
3 813 |
Наличие мелких фермерских хозяйств стало одной из основных характеристик современного сельского хозяйства Японии. В 1998 средний размер обрабатываемой сельскохозяйственной площади, приходящейся на одно фермерское хозяйство, составил около 1.6 га. В результате сельскохозяйственное производство в Японии является трудоемким, а его производительность высокой. Однако в последнее время заметна тенденция к активному внедрению в сельское хозяйство технологий, характерных для промышленного бизнеса.
Из-за чрезвычайно холодного лета урожай риса в 1993 оказался наихудшим за все годы после второй мировой войны — 7.8 млн.т. (на 26% меньше по сравнению с предыдущим годом). В 1994 маятник качнулся в противоположную сторону, и был собран высокий урожай в 12 млн.т. (увеличение на 53% по сравнению с 1993). Хороший урожай риса в 10.7 млн.т. был собран в 1995. В 1996 и 1997 его уровень превышал 10 млн.т. Однако в 1997 сбор риса снова упал до 9 млн.т. В 1998 рис возделывался на площади в 1.8 млн.га. Средняя урожайность риса составляла с 10 аров (1000 кв.м.) 367 кг в 1993 и 509 кг в 1998.
После неурожая 1993 правительство начало ежегодно создавать государственные запасы риса в размере 1-2 млн. тонн в год. В последнее время годовой объем резерва увеличился; в 1998 он составил, например, 3.54 млн.т.
Вместе с тем устойчивая тенденция к сокращению потребления риса населением, наметившаяся с 1963, сохраняется. К 1998 обрабатывавшаяся площадь, занятая рисом, сократилась на 35%. Одновременно правительство регулирует объем производства риса в те годы, когда государственные запасы риса оказываются в предыдущий год выше нормы.
В соответствии с договоренностями, достигнутыми в 1993 г. в ходе «уругвайского раунда» переговоров в рамках ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), Япония приступила к либерализации своего рынка сельскохозяйственной продукции. Она быстро перешла от системы импортных квот к мерам таможенного импортного регулирования в отношении молочных продуктов, крахмала и пшеницы.
В связи с тем, что японские производители риса оказывали сильное противодействие установлению системы таможенных тарифов на импорт риса, Японии разрешили, в качестве специальной меры, ввести мораторий на либерализацию импорта риса на срок с 1995 по 2000. При этом Япония обязывалась устанавливать объем минимального импорта риса в размере определенной пропорции от величины его внутреннего потребления.
Минимальный размер этой пропорции должен был постепенно подниматься с 4% до 8%. В 1998. этот размер был поднят до 5%.
Одновременно в 1999 Япония отказалась от специальной меры квотирования импорта риса и перешла к системе установления таможенных тарифов на импортируемый рис. Это изменение политики объяснялось двумя причинами. Во-первых, переход к тарификации позволял наполовину сократить то увеличение импорта риса, которое намечалось в рамках разрешения минимального импорта. А во-вторых, дальнейшее применение формулы специальной меры могло затруднить сотрудничество Японии с теми государствами, с которыми ей предстоят переговоры о торговле сельскохозяйственной продукцией в рамках ВТО (Всемирной торговой организации) после 2000. Таможенные тарифы на импортируемый рис были установлены в размере 351,17¥ за 1 кг в 1999 фин.г. и в размере 341¥ — в 2000 фин.г.