Система и процедура планирования лесными ресурсами
Планирование лесопользования и лесовосстановления как важнейшая составляющая управления лесами
Лесное хозяйство, как никакая другая отрасль, нуждается в прогнозах на длительную перспективу, что связано с большой продолжительностью периода производства. Для перспективного прогнозирования используется информация о сложившихся тенденциях с прогнозированием их на период расчета. Основанием для последнего служат состояние и перспективы изменений в лесном фонде. Поэтому оптимальная структура лесного фонда, а также стратегия ведения лесного хозяйства должны рассматриваться на основании анализа сложившейся породно-типологической структуры лесного фонда. Такой анализ позволяет определить возможность и целесообразность проведения соответствующей хозяйственной деятельности с целью формирования оптимальной структуры лесов. Рассматривая динамику лесного фонда, можно определить, на сколько используются природные возможности в реальных экологических условиях, оценить результаты прошлой хозяйственной деятельности, эффективность проведения основных лесохозяйственных мероприятий, наметить стратегию развития на предстоящий период.
Структура лесного фонда изменяется в результате естественного роста древостоев и проводимой в лесу хозяйственной деятельности. Особенно большие изменения в сравнительно короткий период происходят в результате рубок и проведения лесохозяйственных мероприятий. При этом, чем больше территория изучаемой единицы, тем менее заметны изменения. Известно также, что изменений значительно больше в тех хозяйственных единицах, в которых ведется более интенсивное хозяйство.
Исследование динамики лесного фонда для крупной территориальной единицы (экономического района, области) имеет большое значение для выработки стратегии ведения лесного хозяйства того или иного региона, его планирования и прогнозирования. Изучение динамики лесного фонда предприятия требуется для целей лесоустроительного проектирования и текущего планирования производственной деятельности.
Лесоустроительное проектирование, а также прогнозирование объектов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий закладывают основы для долгосрочного и кратковременного планирования важнейших составных частей процесса воспроизводства лесных ресурсов.
Достоверная информация о размещении в стране или отдельном регионе объектов лесопользования является надежной основой для управления процессом воспроизводства лесных ресурсов путем последовательного подключения основных его функций: планирования, организации, регулирования, учета и контроля.
Важнейшим элементом экономических методов управления воспроизводством лесных ресурсов является прогнозирование лесопользования и связанного с ним лесовосстановления. По своим задачам и целям лесоустройство призвано осуществлять проектирование общей схемы воспроизводства лесных ресурсов для первичных организационно-хозяйственных единиц – хозсекций. Такое проектирование необходимо для каждого лесохозяйственного предприятия и является основой планирования целесообразного объекта лесопользования и лесохозяйственных мероприятий.
При лесоустройстве затрагивается много разнообразных вопросов: организация территории, выявление границ, определение площадей, проектирование дорожной сети, капитальное строительство и др. Лесотипологическая основа создает реальные предпосылки для повышения эффективности текущего и перспективного планирования.
Задача лесоустройства состоит в том, чтобы показать, какие лесохозяйственные мероприятия, в каких объемах и в какой очередности необходимо выполнить в ближайший период, чтобы приблизить состояние лесов к той норме, которая соответствует целевому назначению лесов и введенной лесоустройством генеральной схеме организации производства лесовыращивания. При этом назначении лесоустройства должны исходить не из сегодняшних возможностей финансирования лесохозяйственной деятельности, а из тех требований, которые будут предъявлять к лесным ресурсам в будущих периодах.
Роль лесоустройства в управлении воспроизводства лесных ресурсов значительно возрастает, а качество лесоустроительной документации повышается в том случае, когда оно станет намечать не простой набор мероприятий, а системы мероприятий в рамках целевых программ воспроизводства лесных ресурсов, составляемых по вариантам (максимальному, минимальному и промежуточному). Лесоустройство, осуществляя многовариантные расчеты лесопользования, является предпосылкой составления многовариантных лесоводственных и, соответственно, лесозаготовительных программ единой программы воспроизводства лесных ресурсов.
Лесоустройство выполняется государственными лесоустроительными предприятиями (в системе управления лесным хозяйством России их 13). Например, в Европейской части России: Северо-западным (Санкт-Петербург), Карельским (Петрозаводск), Северным (Вологда) и его филиалом в Архангельске и др. Лесоустройство включает в себя инвентаризацию лесного фонда лесхозов один раз в 10-15 лет, по итогам которой разрабатывается «Проект организации и развития лесного хозяйства в лесхозе» на следующее десятилетие. Инвентаризация выполняется путем сочетания инструментального и глазомерного определения таксационных показателей. Установленная в пункте таксации характеристика распространяется с помощью аэрофотоснимка на участок леса, однородный по фотоизображению. По итогам инвентаризации обновляются все лесоучетные материалы, корректируется государственный учет лесного фонда и подобная характеристика лесов в пределе лесхоза. По этим данным производится расчет возможного ежегодного пользования лесом, который утверждается Министерством природных ресурсов в качестве норматива (лесосеки), а также составляется десятилетняя программа всех лесохозяйственных работ.
Процедура и порядок подготовки и утверждения лесного плана субъекта РФ. Состав лесного плана
Созданный в 2007 году Проект постановления РФ о лесных планах субъектов РФ определил цели и смысл планирования на уровне субъектов, а также состав плана и порядок его принятия.
Постановление гласит:
«1. Настоящий Состав и порядок подготовки лесного плана субъекта Российской Федерации (далее - Состав и порядок) разработан в соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает основные требования к составу и порядку подготовки лесного плана субъекта Российской Федерации.
2. Планирование в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесное планирование) направлено на решение задач по обеспечению устойчивого развития территорий и является основой освоения лесов, произрастающих на территории субъекта Российской Федерации.
3. Лесной план субъекта Российской Федерации (далее - Лесной план) является основным документом субъекта Российской Федерации, который определяет планирование управления лесами, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в пределах территориальных единиц - лесничеств и лесопарков на территории субъекта Российской Федерации.
4. Лесной план составляется сроком на десять лет.
5 Разработка Лесного плана обеспечивается органами государственной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации. Лесной план утверждается высшим должностным лицом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации.
6. В районных лесных планах содержится:
1) информация о состоянии и динамике лесов по целевому назначению лесов, лесничествам и лесопаркам;
2) современная социально-экономическая оценка использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории субъекта Российской Федерации (доходы от использования лесов, объемы лесопромышленного производства, объемы лесохозяйственной деятельности, ресурсное и транспортное освоение лесов и другие);
3) зонирование территории лесов по видам использования и интенсивности освоения;
4) возрасты рубок основных лесообразующих пород по лесным районам субъекта Российской Федерации;
5) характеристика лесосырьевого потенциала и современный уровень его использования, определение потребности в лесах и лесных ресурсах;
6) количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния и динамики лесов;
7) планируемые объемные показатели использования лесов;
8) планируемые основные направления деятельности в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения;
9) перечень мероприятий, направленных на осуществление эффективного использования лесных ресурсов, а также обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения;
10) показатели развития транспортной сети территории, лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
11) целевые показатели уменьшения антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок на леса;
12) перечень мероприятий, направленных на привлечение инвестиций в развитие лесного комплекса региона;
13) финансово-экономическое обоснование реализации эффективного использования лесов;
14) индикаторы эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов;
15) мониторинг и контроль за выполнением Лесного плана.
7. К Лесному плану прилагаются карты лесов с обозначением границ лесных зон и лесных районов, лесничеств, лесопарков, в также зон их планируемого освоения.
8. Лесной план подготавливается на основе материалов лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетных данных по освоению лесов, планов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
9. Министерство природных ресурсов Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, в том числе типовую форму Лесного плана и методические документы по подготовке Лесного плана.
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О составе и порядке подготовки лесного плана субъекта Российской Федерации" подготовлен в соответствии со статьей 86 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливает основные требования к составу и порядку подготовки лесного плана субъекта Российской Федерации.
Проект Постановления Правительства Российской Федерации определяет срок разработки Лесного плана и порядок его согласования.
В состав Лесного плана включаются сведения о существующем состоянии и целевом назначении лесов, их социально-экономической оценке, зонировании территории по видам использования и интенсивности освоения, а также планируемые направления и объемные показатели использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения, о развитии транспортной сети территории, лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; мероприятия для привлечения инвестиций в развитие лесного комплекса региона.
Лесным планом предусматриваются количественные и качественные целевые показатели улучшения состояния и динамики лесов, финансово-экономическое обоснование реализации мероприятий по использованию лесов, установление индикаторов эффективности выполнения мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов.
Устанавливается, что основой для подготовки Лесного плана служат материалы лесоустройства, государственной инвентаризации лесов, государственного лесного реестра, отчетные данные по освоению лесов, планы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Проектом Постановления Правительства Российской Федерации предусматривается принятие Министерством природных ресурсов Российской Федерации нормативных правовых актов и методических документов по подготовке Лесного плана.
Принятие данного проекта постановления Правительства Российской Федерации не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Стратегия управления лесами и системный подход к разработке долгосрочных программ на региональном и федеральном уровне
Управление лесными ресурсами
Грамотное управление лесными ресурсами – залог их рационального использования и воспроизводства.
Эффективность управление, по мнению западных ученых, определяют восемь характерных черт, которые присущи ведущим американским компаниям и фирмам. К ним относятся ориентация на энергичное и быстрое действие, постоянный контакт с потребителем, предоставление людям определенной автономии, поощряющей их предприимчивость, рассмотрение людей как главного источника повышения производительности труда и эффективности производства, связь с жизнью, усиленный акцент на одну (или несколько) имеющую ключевое значение ценность данного бизнеса, ограничение своей деятельности тем, что знаешь и умеешь лучше всего, простота форм управления, немногочисленность управленческого штата, одновременное сочетание в управлении свободы в одном и жестком в другом.
В настоящий момент с точки зрения управления, в России можно условно выделить три модели.
Первая – это менеджмент здравого смысла. Благо бизнес на первой стадии был довольно простым, менеджмент здравого смысла тоже был незатейливым. По мере роста компаний здравого смысла просто перестало хватать для управления компаниями в условиях рынка.
Вторая модель представлена западными фирмами, работающими на российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские дела не нужно, но нельзя и не замечать некоторых ее следов.
Третья – «увязывать все между собой», в чем весь смысл менеджмента.
Если плановая экономика СССР насчитывала около десяти типов объединений предприятий, западная рыночная – примерно 100, то в сегодняшней России число предприятий бизнеса перевалило за многие сотни.
Критерием успеха в управлении лесными ресурсами бесспорно является разумный подход к созданию организационно-управленческого механизма, который должен охватывать по крайней мере семь переменных составляющих элементов, впервые успешно примененных на Западе: структура, стратегия, состав работников, стиль управления, системы управления и процедуры, совокупность приобретенных навыков и умений, совместно признаваемые ценности (т.е. культура), а также уже имеющиеся и развивающиеся сильные стороны корпорации. Это получило известность как схема 7-С компании «Маккинси». Все это дает основание говорить о типологическом разнообразии управления. В условиях российской действительности в ходе экономических реформ наука и практика, совершенствуя и реформируя указанную схему в преломлении к управлению лесными ресурсами, выработали свою схему. Основными приоритетными направлениями в модели лесного менеджмента являются структура, финансы на воспроизводство и охрану лесных ресурсов, учет лесных ресурсов, бизнес-план на воспроизводство лесных ресурсов, экономика (лесной доход), логистика (организация).
Изменения в системе управления лесами в России. Уровни управления
В мае-июне 2008 года в результате формирования новой структуры правительства Российской Федерации в системе управления лесами России произошли некоторые изменения. Лесной форум Гринпис России приводит упрощенную схему управления лесами Российской Федерации (в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724, постановлениями Правительства РФ от 29 мая 2008 г. №404, от 11 июня 2008 г. №445, и от 12 июня 2008 г. №450). Некоторые категории лесов, имеющие незначительную площадь, в схеме не представлены.
Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) теперь выполняет Министерство сельского хозяйства. Ему подчиняются Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) и Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Рослесхоз обеспечивает администрирование лесных субвенций и лесных доходов федерального бюджета, а также осуществление тех полномочий в области управления лесами, которые не переданы на уровень субъектов Российской Федерации (включая управление лесами Московской области). Россельхознадзор обеспечивает пожарный надзор в лесах, а также лесной надзор и контроль в лесах Московской области.
Непосредственное управление лесами, предоставление лесов в пользование, а также государственный лесной надзор и контроль осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации (кроме Московской области). Они же полностью обеспечивают управление лесами, расположенными на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Однако, вопросы управления лесами, произрастающими не на землях лесного фонда, действующим лесным законодательством практически не урегулированы.
Местный уровень управления лесами обеспечивается лесничествами или лесопарками (по масштабам территории примерно соответствующими старым лесхозам). Хозяйственная деятельность в лесах обеспечивается или арендаторами (в лесах, переданных в аренду), или хозяйствующими структурами, образованными на базе бывших лесхозов и иными, выигравшими конкурсы на проведение работ по охране, защите и воспроизводству лесов.
Лесами на землях особо охраняемых природных территорий должно управлять Министерство природных ресурсов и экологии (после того, как состоится передача всех заповедников и национальных парков в ведение этого министерства). Государственный лесной надзор и контроль в этих лесах осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Статус лесов, расположенных на землях поселений, и городских лесов, в настоящее время не вполне ясен, но в большинстве случаев управление этими лесами осуществляется администрациями городов и поселений. Статус некоторых других категорий лесов (лесов на землях сельхозназначения, лесов, находящихся в пользовании Академии наук, и др.) в настоящее время также не вполне определен.
Программно-целевой подход в планировании освоения лесных ресурсов
Для повышения уровня специализации и концентрации воспроизводства и потребления лесных ресурсов необходима разработка самостоятельных программ многоцелевого освоения лесных ресурсов по регионам. Под многоцелевым освоением лесных ресурсов понимается использование полезных функций леса, всех видов лесного сырья и их расширенное воспроизводство.
Программно-целевой подход в планировании экономического освоения лесных ресурсов основан на долговременной стратегии развития хозяйственной деятельности смежных лесных отраслей, что способствует повышению эффективности капитальных вложений и снижению производственных затрат. При разработке целевой программы экономического освоения лесных ресурсов следует учитывать специфические особенности рассматриваемого комплекса отраслей:
- сочетание ярко выраженных технологических процессов восстановления сырьевых запасов, заготовки сырья и производства продукции обработки и переработки древесины;
- широкую взаимосвязь сырья, т.е. возможность производить продукцию почти из всех его видов;
- неравномерность запасов лесных ресурсов;
- неравномерность размещения мощностей по переработке сырья;
- дефицитность подавляющего большинства традиционных и новых изделий из древесины.
Объектом оптимального планирования могут служить отдельные районы производства продукции, расположенные в пределах экономико-территориального региона.
Экономические интересы лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса нередко направлены в противоположные стороны, а выполнение каждой из них своих производственных планов далеко не всегда означает, что Российская Федерация в полном объеме удовлетворяет свои запланированные потребности и решают на этой основе необходимые социально-экономические задачи. Так как отрасли лесного сектора все еще слабо увязывают свои долгосрочные цели и нередко рассматриваются как совершенно независимые друг от друга во многих областях программно-целевого метода планирования развития взаимосвязанных отраслей комплекса. Комплексный подход к оптимальному планированию развития и размещения лесных подотраслей в регионах, учитывающий преимущества специализации и концентрации производства, возможность комбинирования производств и межотраслевой кооперации, как в рамках лесного комплекса, так и за их пределами, является важнейшим этапом в реализации принципа многоцелевого использования лесных ресурсов.
Разработка, реализация и финансирование государственных программ в области лесопользования и лесовосстановления
Воспроизводство лесных ресурсов – это длительный, пространственно- временной процесс, направленный на динамическое сбалансирование растущих потребностей в долгосрочной перспективе с помощью производимого заблаговременного комплекса мероприятий. Следовательно, предусмотреть будущее, все возможные факторы воздействия и последствия процесса возобновления, создания новых лесов крайне сложно. Однако регулировать этот процесс можно через систему прогнозирования, перспективного планирования и разработку текущих планов.
Лесное законодательство Российской Федерации направлено на обеспечение рационального и неистощительного использования лесов, их охрану, защиту и воспроизводство, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
К полномочиям Российской Федерации в областях использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относится и «разработка, утверждение и реализация федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов».
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся, во-первых, «разработка, утверждение и реализация территориальных (региональных) государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов», во-вторых, участие в разработке и реализации федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.
Для осуществления рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов разрабатываются федеральные государственные и территориальные государственные программы.
Федеральные государственные программы использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства леса разрабатываются федеральным органом управления лесным хозяйством с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, других государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов. Реализация федеральных государственных программ осуществляется федеральным органом управления лесным хозяйством.
Финансирование федеральных государственных программ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок разработки, финансирования и реализации территориальных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов определяется органами государственной власти Российской Федерации.
При лесоустройстве лесного фонда составляются лесоустроительные проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и использования лесного фонда за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и ведения лесного хозяйства.
Разработка лесоводственных программ. Проектирование лесовозобновительных мероприятий
Система лесоводственных мероприятий включает следующие основные направления:
1) эффективное естественное воспроизводство лесов,
2) сохранение и повышение продуктивности лесов,
3) рубки с целью формирования древостоев заданных параметров,
4) рубки для удовлетворения потребностей в древесине и древесном сырье,
5) использование недревесных ресурсов леса.
В лесоводственных программах должны учитываться не только прямые затраты на воспроизводство лесных ресурсов, но и общие экологические затраты на воспроизводство лесных ресурсов, а также общие экологические затраты, связанные с охраной и защитой леса, ликвидацией неблагоприятных побочных последствий лесоэксплуатации на флору и фауну за пределами эксплуатируемой площади, охраной окружающей среды.
Лесоводственная программа должна быть сбалансирована по основным параметрам с лесозаготовительной программой, а также с программой комплексного и рационального использования лесных ресурсов. В этих последних программах на основе совершенствования методов расчета лесопользования (с учетом последствий реализации лесоводственной программы) следует предусматривать такое потребление древесного сырья, которое сбалансировано по его целевому назначению. Например, при разделке хлыстов можно, в первую очередь, выбирать пиловочник (или балансы для ЦБК), а не другие сортименты, взаимозаменяемые по техническим требованиям.
Естественно, что в рамках программы воспроизводства лесных ресурсов в ценах на круглые лесоматериалы должна обеспечиваться окупаемость затрат на лесовыращивание и заготовку леса.
Программа воспроизводства лесных ресурсов представляет собой органически взаимосвязанный единой целью ряд этапов, реализацию которых производят в такой последовательности:
а) лесной фонд разграничивают по своему целевому назначению:
уточняют хозяйственные части и выделяют хозяйственные блоки на зонально-типологической основе;
б) с учетом принятых целевых пород устанавливают оптимальные возрасты спелости по этапам выполнения лесоводственной части программы, так как при повышении продуктивности лесов (как следствие программных мероприятий) они могут снижаться;
в) учитывая достигнутый уровень продуктивности лесов и перспективу его роста по мере реализации лесоводственной программы, определяют размер лесопользования по главному и промежуточному пользованию лесом для каждого хозяйственного блока (в максимальном и минимальном вариантах);
г) решают задачу размещения и выбора оптимальных размеров комплексных лесных предприятий (территориально – производственных комплексов);
д) балансируют программу воспроизводства лесных ресурсов по параметрам выхода лесного сырья с программой потребления лесных ресурсов обрабатывающими и перерабатывающими отраслями лесного комплекса.
Программы воспроизводства лесных ресурсов в силу значительного влияния природно-климатических условий на конечные результаты лесного производства, особенностей регионального размещения лесных ресурсов по сути своей являются территориальными. Они призваны решать региональные проблемы, способствовать формированию и развитию территориально-производственных лесных комплексов. Подготовка таких программ должна осуществляться в соответствии с методическими указаниями по разработке территориальных программ.
Мероприятия по лесовосстановлению и лесоразведению разрабатываются для лесов всех групп и категорий защитности, кроме резервных лесов и участков лесного фонда, недоступных для хозяйственного воздействия. Проектирование ведется в соответствии с действующими Основными положениями по восстановлению лесов в Российской Федерации, региональными наставлениями и руководствами с учетом опыта работ в лесхозе и данных анализа материалов обследования лесных культур и хода естественного возобновления. В состав проектируемых мероприятий входят:
- создание лесных культур на не покрытых лесом и нелесных землях, а также в порядке реконструкции насаждений;
- меры содействия естественному возобновлению, в т.ч. сохранение подроста при рубках главного пользования;
- оставление под естественное лесовыращивание;
- развитие лесосеменного и питомнического хозяйства.
По данным натурной таксации определяется лесокультурный фонд, в который включаются участки, нуждающиеся в искусственном лесовыращивании и лесоразведении, доступные для хозяйственного воздействия, в т.ч.:
- не покрытые лесом земли, на которых естественное возобновление хозяйственно ценных пород невозможно или затруднено;
- лесосеки ревизионного периода, намеченные под сплошную рубку, на которых восстановление леса целевыми породами возможно только искусственным путем;
- осушенные болота, назначенные под лесные культуры в соответствии с проектами их осушения;
- рекультивированные земли, на которых лесные культуры намечены в порядке - лесомелиорации (пески, овраги, балки и т.п.);
- малоценные и низкополнотные насаждения, намеченные к реконструкции путем создания лесных культур.
Площадь лесосек ревизионного периода, нуждающихся в искусственном лесовосстановлении, определяется расчетным путем с учетом лесорастительных условий, хода естественного возобновления целевых пород под пологом спелого леса, а также степени фактического и возможного на перспективу использования расчетной лесосеки.
При отсутствии расчетно-технических карт (РТК) для участков, намеченных под лесные культуры, в тексте пояснительной записки к лесоустроительному проекту указывается количество посадочных мест и схема размещения для данных лесорастительных условий.
При реконструкции насаждений лесные культуры проектируются: сплошные – при полном удалении реконструируемого древостоя и частичные – при посадке в прорубленные коридоры или по открытым местам в низкополнотных насаждениях.
Содействие естественному возобновлению проектируется на лесосеках ревизионного периода с достаточным количеством благонадежного подроста целевых пород, под пологом приспевающих и спелых насаждений с целью обеспечить предварительное возобновление леса ценными породами, а также на вырубках и иных не покрытых лесом землях, обеспеченных условиями эффективного лесовосстановления.
В соответствии с действующими инструктивными указаниями проектируются следующие способы содействия естественному возобновлению:
- сохранение подроста и молодняка ценных пород с последующим уходом за ними при проектировании сплошных рубок по соответствующей технологии;
- уход за подростом и самосевом хозяйственно ценных пород, создание частичных культур на участках с недостаточным количеством сохраненного подроста;
- частичная обработка почвы, механическая или химическая;
- огораживание возобновляющихся участков.
Прогноз естественного возобновления леса разрабатывается на основе изучения этого процесса на вырубках прошлых лет, а также анализа динамики и состояния молодняков и непокрытых лесом земель. При этом набор участков, оставляемых под естественное лесовозобновление, как правило, производится в тех типах леса, где целевые породы успешно возобновляются от стен леса и обсеменителей на не покрытых лесом землях и лесосеках ревизионного периода.
Отдельно учитываются объемы работ по лесоразведению на оврагах, песках и других неудобных землях различных сельскохозяйственных формирований, выполняемые по договорам с ними лесхозами.
В соответствии с проектируемыми объемами лесовосстановления, реконструкции и рубок ухода за лесом с учетом состояния не сомкнувшихся лесных культур прошлых лет составляется ведомость подбора участков лесного фонда, намечаемых к переводу в покрытые лесом земли, а насаждений малоценных пород в хозяйственно ценные по годам ревизионного периода.
Региональная система лесохозяйственных мероприятий
Чтобы обеспечивать воспроизводство лесных ресурсов и одновременно поддерживать непрерывно-продуктирующий лес (НПЛ), как средство труда, в функционирующем состоянии, а также обновлять его, необходимо ежегодно проводить соответствующую целям, характеру лесов и экономическим условиям в каждом районе соответствующую региональную систему лесохозяйственных мероприятий (РСЛХМ) на зонально-типологической основе. РСЛХМ представляет целостную совокупность взаимообусловленных мероприятий, включая способы рубок, возобновления леса, ухода за ним, защиты и охраны, а также организационные меры, связанные с управлением лесами.
РСЛХМ имеют основополагающее значение для организации и ведения лесного хозяйства подобно тому значению, какое имеют и для сельского хозяйства зональные системы земледелия. Полные затраты на ежегодно повторяющиеся РСЛХМ по своей природе являются текущими и по существу отражают себестоимость воспроизводимых ресурсов и (или) услуг леса, соответствующих целям хозяйства. Именно они отражают цену производства этих ресурсов в отличии от рыночной стоимости их, которая определяется в рыночных условиях соотношением спроса и предложения на них. О цене производства и себестоимости в лесном хозяйстве впервые, пожалуй, писал В. И. Переход в своей книге «Теория лесного хозяйства». Здесь пока заметим, что именно на основе затрат РСЛХМ объективно можно судить о величине минимальной платы за древесину на корню, которая вошла в обиход с помощью «Лесного Кодекса РФ» по примеру, впервые на практике показанному в Канаде.
Затраты на РСЛХМ, обеспечивающие поддержание и обновление НПЛ, как средства труда, носят одновременно и амортизационный характер, однако, не требуя начисления амортизации, поскольку они должны находить отражение в себестоимости воспроизводимого ресурса, которая для экономически доступных лесов в рыночных условиях должна находить компенсацию в процессе стоимостного возмездного обмена, как одной из стадий воспроизводства. Итак, если затраты на создание НПЛ, как средства труда, относятся к основному капиталу, то затраты на РСЛХМ, обеспечивающие обновление, устойчивое управление лесами и производство соответствующих целям ресурсов леса, как продуктов труда в лесном хозяйстве, относятся к текущим и, выражаясь терминологией рыночной экономики, образуют оборотный капитал.
Отмеченные разные по экономической природе затраты факторов производства обеспечивают функционирование разных по сроку оборотов двух взаимосвязанных процессов воспроизводства в лесном хозяйстве. Один из них связан с расширенным воспроизводством, направленным на создание НПЛ, как основного средства труда и на завершение оборота основного капитала, измеряемого величиной оборота рубки. Другой – с ежегодно повторяющимся благодаря РСЛХМ годичным циклом процесса простого воспроизводства самих лесных ресурсов, как конечной цели лесного хозяйства.
Оба отмеченных процесса воспроизводства имеют место в лесном хозяйстве и требуют отдельного учета при экономической оценке затрат, участвующих в них.
В данном случае пока лишь отметим, что учет фактора времени для сопоставления равновременных эффектов и затрат относится только к инвестициям, направляемым на расширенное воспроизводство. И тут мы пользуемся известными примерами дисконтирования или компондирования, давно предложенными экономической практикой. Но учет фактора времени не требуется для текущих затрат в лесном хозяйстве с годичным циклом оборота.
При экономическом обосновании комплекса мер по расширенному воспроизводству лесных ресурсов отбирают те из них, которые обеспечивают наиболее существенное сокращение оборота рубки, а, следовательно, и основного капитала.
Управление лесами и хозяйством в них осуществляется с помощью экономически обоснованных программ использования и воспроизводства лесных ресурсов, которые состоят из комплексов мероприятий по расширенному воспроизводству РСЛХМ, обеспечивающих простое воспроизводство. Составление таких программ предусматривается «Лесным Кодексом РФ» на разных уровнях управления лесами (федеральном, региональном и местном).
Процесс планирования на разных уровнях управления лесами для подготовки согласованных между ними решений будет рассматриваться отдельно. Здесь только отметим, что именно долгосрочный процесс расширенного воспроизводства, обязанный долгосрочной специфике лесовыращивания, связан со стратегической государственной лесной политикой, входящей в сферу макроэкономики лесного сектора народного хозяйства. Именно в задачу этой сферы управления входит обоснование и реализация упреждающих, заблаговременно меняющихся во времени спроса и предложения на ресурсы и услуги леса, которые должны прогнозироваться на долгосрочную перспективу, оправдывая известное изречение «руководить – значит предвидеть». Естественно, что стратегические решения для лесного хозяйства, требующие учета информации в широких пространственно – временных рамках, обоснованно могут приниматься на более высоких уровнях управления (федеральном и региональном).
Что же касается обоснования наиболее эффективных РСЛХМ, обеспечивающих устойчивое управление лесами на местном уровне, то это в большей степени относится к микроэкономике лесного хозяйства с учетом спроса и предложения на лесные ресурсы при существующих экономических условиях и состояний местных и отдаленных рынков, в сфере влияния которых находятся конкретные леса и хозяйствующие в них субъекты.
Естественно, что макро- и микроэкономика лесного сектора, в т.ч. и лесного хозяйства, взаимосвязаны и их взаимосвязь учитывается при подготовке принимаемых решений и в первую очередь стратегического характера.
Региональная система лесохозяйственных мероприятий – это совокупность объединенных основным назначением лесов и целями ведения хозяйства взаимообусловленных лесохозяйственных мероприятий, соответствующих лесоводственными особенностями древесных пород, групп типов леса, природным и экономическим условиям лесохозяйственных районов или округов, базирующихся на определенном техническом уровне и обеспечивающих при их реализации воспроизводство лесных ресурсов, непрерывное, неистощительное пользование лесом /6/.
Региональные системы лесохозяйственных мероприятий – классификационная единица базовой подсистемы в общей системе ведения лесного хозяйства, соответствующего современным принципам хозяйствования и природопользования при устойчивом управлении лесами, что предусмотрено ст. 54 и др. Лесного кодекса. Ведение лесохозяйственных мероприятий на любых, предназначенных для этой цели участках земли, независимо от форм собственности, владения и пользования, должно осуществляться по соответствующим региональным системам лесохозяйственным мероприятиям.
Региональные системы лесохозяйственных мероприятий по своим параметрам увязываются с другими системами ведения хозяйства и природопользования, в т.ч. сельского хозяйства, особенно при лесоразведении, установлении оптимальной лесистости и оптимального размещения лесов по водосборным бассейнам.
Формирование систем лесохозяйственных мероприятий базируется на трех основных факторах:
- лесохозяйственном районировании, построенном на основе лесорастительного и лесоэкономического районирования и учитывающего, соответственно, зональные особенности и экономические условия территорий по лесохозяйственным районам или округам.
- типологической классификации лесов – разделении лесов, лесных земель и земель, предназначенных для лесоразведения соответственно по группам типов леса и типам лесорастительных условий.
- классификации лесов по целевому назначению – разделение лесов в соответствии с их экономическим, экологическим и социальным значением, местоположением и выполняемыми функциями на группы лесов, с выделением в перовой группе категорий защитности и во всех группах – особо защитных участков и объединении всех выделенных классификационных единиц в три группы (А, В, С) по сходству режима ведения хозяйства и лесопользования, установленного лесным законодательством.
Для групп А и В региональные системы лесохозяйственных и циклично повторяющихся мероприятий по рубкам – возобновлению – формированию насаждений (рубкам ухода: осветления - прореживания – проходные рубки) с включением также мероприятий по охране и защите леса. Для переформирования ценных, но не отвечающих целям хозяйства неспелых насаждений, используются рубки переформирования.
Региональные системы лесохозяйственных мероприятий группы С включают в основном последовательно и циклично повторяющиеся рубки ухода: осветления – прочистки - прореживания – проходные и обновительные рубки В сочетании их в той или иной мере и на разных этапах цикла с возобновительными мероприятиями (содействием естественному возобновлению целевых пород), а также мероприятия по охране и защите леса. В целях коренного изменения состава, структуры или строения насаждений применяются также рубки переформирования.
Для всех групп А, В и С могут формироваться специальные системы (называемые также комплексы мероприятий, включающие мероприятия по повышению или восстановлению утраченной производительности лесов (мелиоративные мероприятия, реконструкция и др.).
Реализация системного подхода при планировании и осуществлении лесохозяйственных мероприятий в определенной мере предусматривается региональными Правилами рубок главного пользования, наставлениями по рубкам ухода, лесоустроительной инструкцией, а также лесоустроительными проектами организации и ведения лесного хозяйства. Для более полной реализации этого подхода и повышения комплексной эффективности применения лесохозяйственных мероприятий целесообразна разработка специальных региональных систем лесохозяйственных мероприятий для отдельных регионов и субъектов Российской Федерации.
Планирование развития и размещения лесопользования и лесного хозяйства в условиях арендных отношений и краткосрочного лесопользования.
Предоставление в аренду лесных участков
Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.
Представления о передаче участков лесного фонда в аренду подготавливаются территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством с участием органов местного самоуправления и лесопользователей.
Порядок проведения конкурсов установлен статьей 35 Лесного кодекса. Для проведения лесного конкурса создается комиссия. В нее входят представители органа государственной власти субъектов Российской Федерации (председатель), территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством (заместитель председателя), специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций. Состав комиссии утверждается органом государственной власти Российской Федерации.
Лесные конкурсы организуются и проводятся территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством.
Участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством.
Лицо, выигравшее лесной конкурс, и организатор лесного конкурса подписывают протокол о результатах лесного конкурса, на основании которого заключается договор аренды участка лесного фонда.
Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в порядке, определяемом федеральным органом управления лесным хозяйством в соответствии с Лесным кодексом и гражданским законодательством. На основании «Положения об аренде» заявитель должен в течении года представить лесхозу проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда, а при составлении договора на аренду охотничьего хозяйства- проект организации охотничьего хозяйства на арендуемых участках лесного фонда. Указанные проекты составляются в трех экземплярах за счет заявителей лесоустроительными предприятиями (экспедициями) и другими специализированными проектными организациями на основании материалов лесоустройства по схеме, утвержденной Федеральной службой лесного хозяйства России. После очередного лесоустройства при изменении объемов лесопользования и лесохозяйственных мероприятий в эти проекты лесопользователем вносят, по согласованию с владельцем лесного фонда, соответствующие изменения.
Проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, организации охотничьего хозяйства согласовываются с заявителем, с государственным управлением лесным хозяйством субъектов федерации и с соответствующим органом охраны окружающей среды и утверждаются органом власти, приявшим решение о передаче участков лесного фонда в пользование.
Согласно рекомендованной Федеральной службой лесного хозяйства схеме проект является нормативно-техническим документом, обеспечивающим непрерывное и рациональное пользование лесным фондом, а также соблюдение лесоводственно-экологических требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда. В перспективе такой проект должен стать основой сертификации систем ведения лесного хозяйства, организуемой в целях устойчивого управления лесами.
Арендатор обязан выполнять все предписания органов управления лесным хозяйством в части соблюдения лесоводственно-экологических правил лесопользования. В проекте ведения лесного хозяйства должны быть предложены такие правила, за которые отвечают как разработчик проекта (лесоустроительная организация), так и органы государственного управления лесным хозяйством. Чтобы в определенной мере решить вопросы распределения такой ответственности и избежать при реализации проектов негативных экологических последствий, постановлением Правительства Российской Федерации утверждено Положение о Межведомственной экспертной лесоводствено-экологической комиссии.
Главной задачей комиссии является экспертиза проектной документации на арендуемые участки лесного фонда в целях обеспечения непрерывного и неистощительного использования лесных ресурсов, своевременного и качественного воспроизводства лесов в соответствии с требованиями лесного законодательства, правилами и нормативами ведения лесного хозяйства. Комиссия рассматривает проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства на арендуемых участках лесного фонда при ежегодном отпуске древесины свыше 150 тыс. м3 в многолесной зоне и 50 тыс. м3 в малолесной зоне, а также при аренде участков лесного фонда совместными предприятиями и иностранными юридическими лицами.
Задачей комиссии является также экспертиза проектов международных соглашений по вопросам лесного хозяйства и лесопользования. При анализе проектных документов комиссия устанавливает:
- обоснованность принятых норм лесопользования, обеспечивающих непрерывное и неистощительное использование лесных ресурсов;
- соответствие планов рубок леса и подсочки насаждений, мероприятий по лесовосстановлению, противопожарному устройству, размещению лесопромышленных объектов на арендуемых участках лесного фонда лесоводственным и экологическим требованиям.
На представляемые на рассмотрение комиссии проекты организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства должны иметься заключения от лесхозов и органов охраны окружающей природной среды, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На заседание комиссии приглашаются представители заинтересованных министерств, ведомств, администраций соответствующих территорий, лесопользователей и при необходимости других организаций. Комиссия в течение 30 дней рассматривает представленные проектные документы и выносит по ним свое решение.
Решения комиссии, принятые в соответствии с ее компетенцией, являются обязательными для всех органов исполнительной власти, представленных в комиссии, государственных органов управления лесным хозяйством и государственных органов охраны окружающей природной среды в субъектах Российской Федерации, а также лесопользователей, осуществляющих аренду участков лесного фонда. Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывает председатель или по его поручению заместитель председателя.
Комиссия имеет право создавать при необходимости рабочие группы из числа ученых, руководящих работников и специалистов министерств, ведомств, предприятий и организаций для изучения и подготовки предложений по вопросам ее компетенции. Таким образом, только имея на руках решение органа государственного управления лесным хозяйством, утвержденную лицензию, утвержденный проект организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства, протокол экспертной лесоводственно-экологической комиссии, лесопользователь получает право на оформление договора аренды с лесхозом.
Согласно договору аренды участков лесного фонда пользование им может быть осуществлено только на основании лесорубочного билета, ордера и лесного билета.
Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю при краткосрочном пользовании лесным фондом на срок до одного года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев.
Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.
Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом.
Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет. На основании ордера лесопользователь осуществляет отдельные виды заготовки и вывозку древесины, заготовку второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.
Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования – лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Лесхозы для выполнения ими лесохозяйственных работ (рубок промежуточного пользования, прочих рубок и других работ) оформляют лесорубочный билет в установленном порядке.
Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, прядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством.
Аренда наиболее эффективна при следующих условиях.
1. В эксплуатацию поступают лесные ресурсы в районах, транспортно не освоенных, с отсутствующей или неразвитой социальной инфраструктурой, а следовательно, для осуществления пользования лесными ресурсами нужны большие единовременные затраты в виде капитальных вложений (инвестиций).
Эти вложения должны окупаться получаемой прибылью, на что пользователю необходим длительный период, когда ему гарантируются права на эксплуатацию лесных ресурсов.
2. Отсутствует конкуренция лесопользователей, способных инвестировать большие финансовые средства и взять на себя обязанности по гарантированному лесовосстановлению на вырубках.
3. Конечным потребителем лесных ресурсов выступают крупные деревообрабатывающие предприятия со стабильным во времени спросом на древесное сырье (целлюлозно-бумажные, фанерные, лесопильные).
4. Лесная промышленность представлена предприятиями (компаниями, фирмами), где лесозаготовки интегрированы с деревопереработкой. Только такая интеграция способна создать финансовые условия для организации арендных отношений, основанных на способности арендаторов платить за предоставляемые в пользование лесные ресурсы. В данном случае доход в лесопользовании обеспечивается реализацией конечной продукции (бумага, фанера, пиломатериалы и др.). На величину дохода в меньшей степени влияют факторы, связанные с характеристиками лесного фонда, чем это имеет место тогда, когда арендаторами выступают лесозаготовительные предприятия.
Названные выше условия характерны для многолесных районов Европейского Севера, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Продажа древесины на корню на торгах (аукционах) в этих районах не имеет реальной перспективы и будет ограничена отдельными случаями.
Классификация и содержание видов лесопользования
Лесопользование осуществляется с соблюдением следующих основных требований:
- обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесов для удовлетворения потребностей экономики, населения в лесных ресурсах;
- сохранения и усиления средообразующих, водо-охранных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды развития экономики;
- установления порядка лесопользования в зависимости от значения лесов и выполняемых ими функций, их местоположения, природных и экономических условий;
- обеспечения условий для воспроизводства лесов;
- платности лесопользования;
- соблюдения научно обоснованных норм лесопользования.
Одна из основных задач лесопользования в современных условиях – это использование в интересах человека экологических, сырьевых и социальных функций леса.
Согласно лесному кодексу в лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:
- заготовка древесины;
- заготовка живицы;
- заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.);
- побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством.
- пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.
Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Особенности использования участков лесного фонда при осуществлении определенных видов лесопользования, а также виды и особенности пользования лесами, не входящими в лесной фонд, определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии с лесным кодексом.
Лес служит источником многих полезностей. Получение древесины связано с рубкой деревьев, затрагивающей само существо леса. Эту полезность, извлекаемую из леса, называют прямым пользованием, которое подразделяют на два вида. Рубка спелого и перестойного леса называется главным пользованием. В течение длительного периода лесовыращивания многие деревья отстают в росте и постепенно отмирают, не достигнув возраста, в котором лес считается спелым, пригодным для главного пользования. Древесину отмирающих деревьев целесообразно своевременно использовать, не ожидая наступления срока главной рубки. Это пользование лесом в период между возникновением насаждений и их главной рубкой в возрасте спелости называется промежуточным. При этом виде пользования проводят рубки ухода за лесом. Кроме того, к промежуточному пользованию относят санитарные рубки, при которых удаляют отмирающие деревья и выбирают перестой в разновозрастных насаждениях. Рубки ухода за лесом в насаждениях до 10 лет называют осветлением, а в насаждениях от 10 до 30 лет – прочистками. В насаждениях хвойных и твердых лиственных пород семенного происхождения, имеющих возраст от 21 до 40 лет, рубки ухода называют прореживанием. Насаждения мягких лиственных и твердых лиственных пород порослевого происхождения прореживают в возрасте от 21 до 30 лет. Рубки ухода в насаждениях более старших возрастов называются проходными.
Материальные полезности леса не ограничиваются заготовкой древесины. На полянах и прогалинах лесов из светолюбивых древесных пород образуется очень мощный напочвенный покров. В таких лесах заготавливают сено и пасут скот. В кедровниках Сибири и Дальнего Востока, среднеазиатских древостоях заготавливают орехи. Древостои липы служат сырьевой базой для пчеловодства. На обширных лесных пространствах заготавливают грибы и ягоды. В лесных водоемах ловят рыбу, в таежных лесных массивах ведут промысловую охоту на зверей и птиц. Из стволов растущей березы и клена в период их сокодвижения добывают пищевой сок, а из сосны – живицу, служащую ценным сырьем для целого ряда химических производств.
Все перечисленные виды пользования лесом и, главным образом, окружающей его средой называют побочными пользованиями. Они не связаны с рубкой леса, не влияют на длительность периода, необходимого для выращивания спелого леса. От них не зависят объем заготавливаемого леса и способы его рубок, поэтому они являются побочными по отношению к собственному лесу. Такое их название не означает, что в народном хозяйстве они имеют второстепенное значение. В определенных условиях их экономическая роль весьма значительная. Примерами этому могут служить промысловая охота в таежных районах, дающая ценную пушнину; пастьба скота и сенокошение в районах с ограниченными кормовыми ресурсами.
Таким образом, краткий обзор полезностей леса позволяет дать такую их классификацию:
1. Прямое пользование лесом путем рубки деревьев, разделяющееся на главное и промежуточное пользования.
2. Побочные пользования лесом, дающие возможность получить целый ряд полезностей, не прибегая при этом к рубке деревьев.
3. Полезности лесной среды, не поддающиеся непосредственному учету и измерению, но имеющие важное значение в жизни людей и регулировании процессов, обеспечивающих сохранение природы.
При прямом пользовании лесом наряду с заготовкой стволовой древесины хозяйство ставит задачу более полного использования древесины корней, пней, сучьев, листьев, хвои, всех древесных отходов, получаемых в процессе лесозаготовок и при переработке древесины. Особо важное значение в многоцелевых хозяйствах придается оценке санитарно-гигиенических, оздоровительных, эстетических и других полезностей леса. Озонированный, насыщенный фитонцидами воздух в лесу, сама красота леса, лесные пейзажи, вызывающие положительные эмоции у людей, в многоцелевых хозяйствах получают своеобразную материализацию. Эти полезности воплощаются в вещественные материальные ценности, приобретающие право на стоимостное (денежное) измерение. Соответственно этому взгляду на лес каждый час пребывания в нем рассматривается как процесс созидания незримых материальных предметов (вещей), поддающихся денежной оценке. При этом своеобразная стоимость материализированных прогулок, исчисленная в рублях, оказывается во много крат выше стоимости древесины, которую можно было бы заготовить в лесу, используемом для прогулок.
При такой трактовке благ леса он дает большую доходность без всякой его рубки, будучи лишь широко используемом для отдыха и прогулок. Главное пользование лесом, т.е. заготовка древесины в нем, теряет былое экономической значение. В лучшем случае она обращается во второстепенное, дополнительное благо. Путем интенсификации прогулок и надлежащим образом организованного отдыха в лесу, оказывается, от леса можно получить большую доходность, чем от заготовки в лесу необходимых народному хозяйству тех или иных сортиментов.
Принципы договорных отношений при организации лесопользования
Несмотря на большое влияние лесоводственных, экономических и экологических факторов на выбор форм лесопользования, его организация в рыночной экономике должна базироваться на следующих общих принципах. Рассмотрим эти принципы.
1. Добровольность сторон.
Реализация этого принципа основана на экономических интересах сторон, вступающих между собой в договорные отношения. Формирование экономических интересов при различных формах организации лесопользования показано на рис. 3. Гарантия воспроизводства лесных ресурсов и услуг леса после проведения пользований является одним из главных интересов собственника лесного фонда или органа, уполномоченного собственником передавать лесные ресурсы в пользование. Практически названный интерес может быть реализован двояко:
- получение от пользователя суммы финансовых средств, достаточной для финансирования лесохозяйственных работ по воспроизводству леса на вырубках;
- выполнение пользователем всего комплекса лесохозяйственных работ с оплатой последних органом, передающим ресурсы (услуги) в пользование. Пользователь, в свою очередь, должен иметь полную свободу в выборе направлений и форм использования и переработке лесных ресурсов, рассчитывая при этом на получение максимального предпринимательского дохода. С этой точки зрения, объектом договора должны быть только экономически доступные ресурсы, приносящие лесопользователю доход, достаточный для внесения всех налоговых платежей, платы за лесные ресурсы, оплаты труда и окупаемости капитала.
Исходя из сказанного, нельзя административными или иными принудительными мерами заставлять пользователя брать в пользование участки лесного фонда, не приносящие ему гарантированный чистый доход (транспортно удаленные лесные массивы, насаждения низких классов бонитета, не обеспечивающие высокий выход
Рис. 1. Экономические интересы сторон при организации лесопользования в рыночных отношениях
деловой высококачественной древесины, значительный удельный вес в составе лесосечного фонда лиственных пород и т. п.). Пользование участками лесного фонда для лесопользователя – это, в первую очередь, получение временных прав на освоение лесных ресурсов в целях получение прибыли.
2. Равноправие сторон.
Стороны, подписавшие договор на пользование участками лесного фонда, становятся равноправными партнерами при его реализации. Равноправие сторон проявляется в неукоснительном выполнении взятых на себя обязательств и в разрешении возникающих при этом конфликтных ситуаций через судебно-арбитражную систему. Никаких преимуществ при этом у собственника лесного фонда, как у органа государственной власти, не должно быть; все условия лесопользования, в том числе и льготные, должны быть указаны в договоре.
3. Платежи за пользование лесными ресурсами.
При всех формах лесопользования в эксплуатацию сдаются ресурсы, объемы заготовки которых должны быть указаны в договоре. Только эти ресурсы должны быть объектом для определения платы. Очевидна во всех случаях необходимость платы за древесные ресурсы, поскольку они подлежат инвентаризации и существует система государственного контроля за их использованием.
Более сложной является проблема платежей за пользование ресурсами побочного пользования лесом и услуг в виде полезных функций лесов. Для того чтобы названные ресурсы стали платными, необходимы следующие условия:
- наличие сплошного контроля за ресурсами, исключающие какую-либо возможность бесплатного пользования ими. Например, для всех очевидна потребительская полезность дикорастущих ягод, грибов, лекарственных растений. При этом весьма трудно, а в реальной практике невозможно ввести контроль за их сбором местным населением. Попытки такого контроля, осуществленные в ряде районов страны, оказались безуспешными и дорогостоящими;
- введение нормированного потребления ресурсов, что требует применения достоверных методов их количественной и качественной оценки. Например, очевидна полезность для человека кислорода, выделяемого при фотосинтеза деревьями и другими растениями. Если допустить, что потребление кислорода становится платным, то для каждого физического или юридического лица необходимо ввести учет такого потребления посредством своего рода счетчиков. Разумеется, в ближайшем будущем такой сценарий использования полезных функций леса маловероятен;
- согласие общества платить за ресурсы побочного пользования и за нематериальные полезные функции леса, что в условиях низких доходов населения проблематично.
Именно наличие этих условий обусловило тот факт, что в зарубежной литературе названные ресурсы классифицируются как неоцениваемые полезности леса. Сказанное выше не означает, что ресурсы побочного пользования и полезные услуги не могут быть сданы в пользование за плату. Такие ситуации возможны для конкретных случаев, когда, например, арендатор, получая монопольное право на заготовку дикорастущих ягод, осуществляет контроль за их использованием, вводя запрет на посещение лесной территории другими физическими или юридическими лицами. Вводя платность ресурсов побочного пользования лесов и их полезных функций, всегда необходимо учитывать возможность появления при этом конфликтных ситуаций, опасных в социальном плане.
4. Срочность пользований.
Пользование участками лесного фонда всегда предполагает передачу прав собственника пользователю на определенное время, указанное в договоре. Пользователь заинтересован при этом получить права на пользование лесными ресурсами на возможно длительные сроки, тем самым становясь монополистом в эксплуатации лесных ресурсов, избегая конкуренции с другими потенциальными лесопользователями.
Для собственника лесного фонда наиболее привлекательны короткие сроки аренды, позволяющие заменить партнера по договору, если последний нарушает требования к ведению лесного хозяйства и платить недостаточно большие суммы денег за используемые ресурсы, надеясь при этом найти других лесопользователей, обеспечивающих все интересы собственника. При согласовании интересов двух сторон оптимальным является срок долгосрочного пользования участками лесного фонда в 20…25 лет, если речь идет о больших территориях. При первоначальном сроке аренды 20…25 лет пользователь будет заинтересован осуществлять инвестиции в создание и развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры на территориях, переданных в аренду (строить дороги, сооружения, производственные и жилые здания и т.п.), поскольку такие сроки достаточны для простого воспроизводства основных фондов через их амортизацию, особенно если применять ее регрессивные формы с ускоренным начислением амортизационных сумм.
Срок аренды 20…25 лет отвечает интересам собственника, поскольку является достаточным, чтобы убедиться, как на практике реализуются лесоводственные требования и гарантии лесовосстановления, обусловленные договором. За этот срок можно оценить результаты как естественного лесовосстановления, так и лесокультурного производства через аттестацию и приемку вырубок, где произошло лесовосстановление. В пользу срока аренды участков лесного фонда более короткого, чем установленной лесным законодательством – 49 лет, говорит весь опыт арендных отношений, накопленный в лесном хозяйстве за последние годы.
С правовой точки зрения, любой договор легче продлить при соответствующих условиях, чем прекратить его действие. Поэтому целесообразно в договоре аренды участков лесного фонда установить механизм продления прока аренды, например, через каждые 5 лет на 5 или на 10 лет и т.п. Такой механизм продления срока аренды, с одной стороны, будет способствовать привлечению инвестиций в лесопромышленное производство, с другой стороны, обеспечивать выполнение лесопользователем всех необходимых лесоводственных требований.
Изложенные выше принципы являются общими для всех возможных форм организации лесопользования в рыночных условиях. Практическая реализация этих принципов осуществляется через лесное законодательство, которое должно определять:
- органы государственной власти, наделенные полномочиями передавать участки лесного фонда в пользование;
- формы организации лесопользования;
- процедуры передачи участков лесного фонда в пользование;
- подходы и процедуры установления и сбора платежей за пользование лесным фондом.