Система показателей статистики птицеводства

Система показателей статистики животноводства должна обеспечить достоверное и всестороннее освещение состояния отрасли в каждый данный момент, раскрыть закономерности ее развития и наиболее существенные взаимосвязи, оценить эффективность ведения производства и мер его регулирования, вскрыть имеющиеся диспропорции, показать возможные пути их преодоления и использования имеющихся резервов. Эта система включает в себя три показателя.

Показатели валовой продукции

Валовая продукция отрасли включает в себя готовую произведенную продукцию, полуфабрикаты, выполненные работы и услуги, а также изменение размера незавершенного производства. Показатели ее объема могут быть рассчитаны на любой календарный период, а в практике государственной статистики исчисляются за каждый месяц, квартал, календарный год.

При получении показателей валовой продукции по группе отраслей и народному хозяйству в целом возникают проблемы, связанные с возмещением потребленных при производстве предметов труда для возобновления следующего цикла производства, а также с повторным счетом одной и той же продукции в силу взаимосвязи отраслей.

В процессе производства основные средства сохраняют свою натуральную форму и переносят часть своей стоимости в виде амортизации на продукт. Рабочая сила также сохраняет свою натуральную форму и создает в процессе труда новую стоимость. Сырье, материалы и другие оборотные средства полностью потребляются в производственном цикле, причем готовая продукция одной отрасли используется в качестве материальных затрат другой отрасли, например, корма, произведенные в растениеводстве, потребляются в животноводстве, зерно используется для производства муки. Таким образом, при суммировании продукции отраслей возникает повторный счет одной и той же продукции. Он имеет место и внутри одной отрасли: потребление произведенных семян для посева в данном году, молока – для выпойки молодняка животных, яиц – для инкубации. Поэтому для характеристики процесса формирования продукции, статистика, как и при изучении других сложных процессов, прибегает к расчету системы показателей валовой продукции.

Валовой оборот представляет собой простую сумму продукции взаимосвязанных отраслей. Таким способом, как сумма продукции растениеводства и животноводства, определяется валовая продукция сельского хозяйства отдельных предприятий и отрасли в целом. Наряду с валовым оборотом важно знать также объем конечной продукции отрасли или группы отраслей, то есть за вычетом продукции данного года, вновь потребленной в производстве.

Величина повторного счета в сельском хозяйстве относительна, невелика и составляет до 11…13% валового оборота. Во времени его удельный вес изменяется незначительно, и. Таким образом, валовой оборот достаточно точно характеризует динамику валовой продукции сельского хозяйства.

Наиболее общим показателем производства продуктов и услуг в рыночных условиях является валовой внутренний продукт, равный сумме валовой добавленной стоимости всех отраслей по производству товаров и услуг.

Валовой сбор яиц определяют суммарно по видам птицы (куриные, утиные, гусиные, перепиленные) в штуках и по их массе. При реализации яйца подразделяют по категориям (1-я,2-я, нестандарт и др.). Отдельно учитывают яйца, полученные от основного стада (пригодные для инкубации), а также полученные при клеточном содержании несушек для пищевых целей.

Показатели продуктивности

Продуктивность – это выход продукции на 1 голову животных за определенный период:

Продуктивность 1 головы = Валовая продукция / Численность животных (1.1)

В зависимости от содержания и характера числителя и знаменателя данной формулы возникают различные показатели продуктивности. Дифференциация производится по следующим признакам:

1) по периодам времени: за год, стойловый или пастбищный период, квартал, месяц, период выращивания или откорма, день;

2) по видам продукции (яйцо, молоко, мясо) и по способам ее представления – в натуральном, условно-натуральном или стоимостном выражении;

3) по показателям численности животных: на начало года, в среднем за год или иной период, среднегрупповая;

4) по степени охвата совокупности животных: индивидуальная, средняя по группе животных, ферме, предприятию, региону и т.д.

Яичная продуктивность птицы характеризуется яйценоскостью 1 среднегодовой несушки (курицы, утки и др.). При этом учитывают яйца, полученные от основного стада, то есть без яиц молодок, начавших яйцекладку, но еще не переведенных в основное стадо. При разной продолжительности использования взрослых несушек и интенсивном их обороте для оценки продуктивности используют процент дней с яйцекладкой (число полученных яиц в процентах к общему числу кормодней несушек).

Яйценоскость – важнейшее продуктивное качество сельскохозяйственной птицы. В яичном производстве основная товарная продукция определяется количеством яиц, снесенных птицей, и их массой.

Яйценоскость в основном обусловлена факторами внешней среды, физиологическим состоянием птицы, интенсивностью обмена веществ в организме.

Годовая яйценоскость кур кроме условий внешней среды (кормление, содержание, свет, температура воздуха) зависит от породы и линии птицы, возраста и т.д. Яйценоскость птицы всех видов и пород с возрастом снижается.

Показатели себестоимости

Обобщающим показателем текущих издержек является себестоимость. Она представляет собой фактические затраты предприятий на все элементы и ресурсы производства продукции, работ и услуг в стоимостной форме. Прежде всего рассчитывают абсолютные величины затрат, а на их основе – средние и относительные (на единицу продукции, работ и услуг, на 1 га площади и 1 голову животных и т.д.). Наиболее общим показателем являются средние затраты в рублях на 1 руб. валовой или реализованной продукции. Различают несколько видов себестоимости:

а) технологическую, включающую затраты на технологический   процесс на уровне бригады, цеха, фермы;

б) производственную, в которую входят все затраты организации франко – место хранения готовой продукции (включая общехозяйственные и общеотраслевые затраты, в том числе по управлению производством);

в) полную или коммерческую, включающую также все затраты организации по реализации продукции.