Совершенствование развития АПК Ставропольского края

Повышение эффективности развития сельскохозяйственного производства в АПК Ставропольского края

Ставрополье - это регион развитого сельскохозяйственного производства, которое является основополагающей отраслью экономики края. По объему валовой продукции сельского хозяйства на душу населения края входит в число первых десяти регионов России. Удельный вес сельского хозяйства в валовом региональном продукте составляет около 40 процентов. С учетом многообразия природно-климатических условий в крае десятилетиями складывалась оптимальная структура аграрного производства.

Достаточно высок удельный вес производства сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и в Российской Федерации. Так, в 2002 году в крае по всем категориям хозяйств был получен рекордный за последнее десятилетие урожай зерновых культур - 6,3 млн. тонн (в первоначальном весе), что составляет 7,3 процента от общего объема зерна по России; 0,69 млн. тонн сахарной свеклы и 0,25 млн. тонн подсолнечника, что соответственно составляет 4,4 и 6,9 процентов от общего его объема по РФ (табл.3). Доля продукции животноводства в общем производстве по Российской Федерации колеблется от 1,5 до 3 процентов.

Основу экономики аграрного сектора края составляет растениеводство, которое формирует до 70 процентов общей выручки, в том числе производство зерна и подсолнечника, которые являются самыми высоко доходными и рентабельными культурами. В последнее десятилетие, в силу известных причин, уровень рентабельности зерновой отрасли в крае снизился с 408 процентов в 1992 году до 57,2 процента в 2001 году. Зерно стало убыточным во многих хозяйствах края. В 2002 году уровень рентабельности производства зерна составил 32,5 процентов, подсолнечника 74,0 процентов. Поэтому на Ставрополье основное направление повышения эффективности аграрного сектора видится в дальнейшем развитии зернового производства, возврате к технологиям выращивания пшеницы.

Таблица 3 - Производство основных видов продукции сельского хозяйства по России и в Ставропольском крае во всех категориях хозяйств(тыс. тонн)

Продукты Россия Ставропольский край В%к
1996г. -2000г. (в среднем за год) 2001

г.

2002 г. 1995 г. 1996г. -2000г. (в среднем за год) 2001 г. 2002 г. 2001 г. По краю 2002 г. По России
Зерно (в массе после доработки) 65200 85200 86500 3851 3399 4774 6122 128,5 7,1
Сахарная свекла 14000 14600 15500 609 506 457 85 149,9 4,4
Подсолнечник 3300 2700 3600 412 244 151 249 164,9 6,9
Картофель 34500 35000 32800 278 300 248 302 121,8 0,9
Овощи 11400 13300 13000 246 203 234 206 88,0 1,6
Скот и птица на убой (в живой массе) 6900 7000 7300 267 219 200 202 101,0 2,8
Молоко 32100 32900 33500 732 564 543 553 101,8 1,7
Яйца млн шт. 33300 35000 36200 910 754 748 904 120,9 2,5

В целом в течение последних трех лет ситуация в сельском хозяйстве Ставропольского края стабилизируется, что проявляется в укреплении финансово-экономического положения крупных и средних сельскохозяйственных предприятий. Значительно уменьшилось число убыточных хозяйств, по итогам хозяйственной деятельности сельскохозяйственные предприятия получили прибыль от 0,9 до 1,5 млрд. руб. Возросла рентабельность сельскохозяйственного производства: еще в 1998 году она была отрицательной и составляла - 13,6 процентов, а в 2002 году повысилась до 13,8 процентов.

В целом Ставропольский край относится к категории производящих (вывозящих) регионов. То есть край в состоянии обеспечить свое население основными продуктами питания, как на уровне минимальных нормативов, так и на уровне рациональных норм питания, рекомендованных ФАО РФ. При этом избыток продукции, произведенной в регионе может поступать межрегиональный обмен.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий АПК повышение эффективности производства на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоление бесхозяйственности, активации предпринимательства, инициативы и т.д.

Одна из главных причин развала агропромышленного производства - утрата со стороны государства управляемости процессами, происходящими в аграрном секторе. Так называемые реформаторы считали, что рынок все отрегулирует, ликвидирует диспаритет цен и сделает экономику эффективной. Но десятилетний опыт говорит об обратном. Вместо цивилизованного рынка Россия и, в частности, Ставропольский край получили настоящую анархию с хорошей почвой для роста криминальных структур. За годы реформ АПК практически утратил свои позиции.

Реформирование АПК проходило в условиях общеэкономического кризиса в стране. Инфляция, дефицит бюджета, резкое удорожание кредитных ресурсов, неплатежи, низкая покупательная способность населения и другие факторы крайне тяжело сказались на деятельности предприятий, организаций всех отраслей аграрной сферы. Так, в 2003 году в России по сравнению с 1990 годом объемы капитальных вложений в АПК (в сопоставимой оценке) уменьшились в 20 раз. Парк основных видов сельскохозяйственных машин сократился на 40-50 процентов. Посевные площади культур уменьшились на 32,2 миллиона гектар, или почти на треть. В 6 раз снизилось применение органических и в 7 - минеральных удобрений. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств снизился на 37 процентов. Удельный вес отрасли в ВВП страны сократился с 16,4 до 7,1 процентов. Даже в таком ведущем сельскохозяйственном регионе, как Ставропольский край, общий объем валовой сельскохозяйственной продукции снизился на 63 процента.

Сельское хозяйство стало нерентабельным. Сельскохозяйственные предприятия утратили собственные оборотные средства, превратились в убыточные. Кризис в аграрной сфере - следствие несовершенства действующего экономического механизма функционирования АПК, в том числе системы взаимоотношений аграрной сферы и несельскохозяйственных отраслей экономики.

Несмотря на нерешенные проблемы, АПК края имеет огромные потенциальные возможности и сохраняет большие перспективы (табл.4).

По итогам за 2002 год 24 района края получили прибыль от сельскохозяйственной деятельности в размере 1,7 млрд. руб., что на 23 процента больше их производственных затрат. Основную часть прибыли в 2002 году, как и в предыдущие годы, сельскохозяйственные предприятия получили от реализации зерна, но уровень рентабельности зернового производства из-за падения цен на зерно снизился и составил 32, процентов против 70,5 процентов в 1999-2000 гг. Животноводство по-прежнему остается убыточной отраслью, уровень убыточности ее в 2002 году составил (-11,3 процента). Рост цен реализации и полученные дотации и компенсации, выделенные на поддержание производства животноводческой продукции, не устранили убыточности производства мяса крупного рогатого скота и свиней. Но самые большие убытки сложились от производства шерсти, так как затраты на ее производство в 2 раза превышают доходы от ее продажи. Вместе с тем в течение 2-3-х последних лет, помимо растениеводческой продукции, рентабельным для сельскохозяйственных предприятий является производство мяса овец и коз, молока и яиц.

Таблица 4 - Финансовые результаты деятельности крупных и средних сельскохозяйственных предприятий


1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Число с. -х. предприятий на конец года 420 421 399 423 442 405 378
В том числе: прибыльные

убыточные

183 129 289 123 119 120 271
237 292 289 123 119 120 107
Получено, млн. руб.: прибыли убытка чистый рез-т 320,4 203,4 202,3 1163,1 1838,6 2090,1 1772,8
696,0 790,6 731,6 240,8 394,4 569,2 384,6
-365,6 -587,2 -529,3 922,3 1444,2 1520,9 1388,2
Прибыль (+), убыток (-) полученный от реализации с-х. продукции млн. руб. -383,8 -494,0 -433,3 1022,3 1556,7 1863,6 1502,2
Уровень рентабельности (+), убыточности(-) по всей финансово- хозяйственной деятельности % -11,0 -16,8 -13,6 21,2 22,9 18,6 13,8

Ставрополье может не только обеспечить себя качественной продукцией, но и поставлять конкурентоспособную продукцию на мировой рынок. Однако для этого нужно использовать достижения научно-технического прогресса, хорошо подготавливать кадры, а также перейти к инновационной модели экономики.

Нестабильность состояния аграрной сферы в нашем крае требует адекватных мер. Во-первых, сельское хозяйство способно возродиться только при активной государственной поддержке, именно она должна стать центром в системе мер. Однако в целом доля сельского хозяйства в общих расходах федерального бюджета неуклонно снижается (1991 год - 19,8%; 1995 год - 3,8%; 1996 год - 2,2%; 1997 год - 2,4%; 1998 год -  1,9%; 1999 год - 1,6%; 2003 год - 0,9%). Наоборот, развитые капиталистические страны официально рассматривают аграрную политику в качестве важнейшей и приоритетной. В странах ЕС государственные субсидии в доходах фермеров в 2003 году составили 49 процентов, в Финляндии - 71, Норвегии - 77, Швеции - 59, Японии - 66 процентов.

Вторым важным условием выхода АПК из сложной ситуации следует считать всемерное развитие кооперативного движения. Сельскохозяйственная кооперация может стать для края базой мобилизации внутренних сил и ресурсов для подъема аграрной экономике. Именно кооперативы в состоянии защитить интересы сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечить им рынки сбыта и гарантированные цены на продукцию, создать службу агросервиса.

Третьим важнейшим условием стабилизации развития сельскохозяйственного производства является сельская промышленность. Исследования показывают, что создание промышленных предприятий на селе - стратегическое направление в подъеме сельского хозяйства. При сочетании сельского хозяйства с промышленным производством приводит к росту его доходности. Это объясняется более рациональным использованием трудовых и сырьевых ресурсов, достижением ритмичности процесса труда. Организация производства, обработки и переработки сельскохозяйственного сырья непосредственно в хозяйствах позволяет снизить издержки, сократить потери продуктов. Отходы переработки утилизируются в качестве корма для скота или для удобрения полей, а главное, дает возможность исключить из производственной цепочки много численную армию посредников. От переработки сырья на месте производства в готовый продукт выигрывают и потребители. Во-первых, в ценах - они более низкие, Во-вторых, в качестве продукции - оно более высокое.

Таким образом, ныне возникли предпосылки для восстановления возможности эффективного ведения сельскохозяйственного производства и установления стабилизации агропромышленного комплекса.

Основные направления совершенствования развития АПК Ставропольского края

Повышение уровня жизни населения связано с необходимостью разработки и реализации эффективной аграрной политики, где должны быть предусмотрены приоритетные основные направления совершенствования и развития АПК Ставропольского края.

Одно из главных условий формирования высокоэффективного конкурентоспособного АПК - создание условий для его расширенного воспроизводства, которое может быть обеспеченно только при сбалансированных межотраслевых отношениях. К сожалению, такие отношения между отраслями до сих пор не сложились.

Отношение сводного индекса цен на реализованную сельскохозяйственную продукцию и на приобретаемые промышленные средства производства и тарифы на услуги составило в 2003 году всего 0,23 к его величине в 1990 году. Не улучшилась ситуация и в 2004 году. Особенно это относится к ценам на горючее и смазочные материалы. Если цены на сельскохозяйственную продукцию в декабре 2004 года в целом были выше по сравнению с декабрем 2003 года на 17,7 процентов, то на бензин - более чем на 35 процентов, дизельное топливо - почти на 60 процентов. Поэтому в структуре затрат сельскохозяйственных предприятий на энергоресурсы приходится около 53 процентов общих расходов на приобретение промышленных средств производства. В 1991 году этот показатель составлял лишь 12,2 процента.

В результате прекратились связи сельского хозяйства со сферой производственных услуг, многократно уменьшилось приобретение машин и оборудования, строительных материалов, другой промышленной продукции. При таких невыгодных условиях обмена межотраслевые связи сельского хозяйства с другими сферами будут сворачиваться и дальше.

Много нерешенных проблем в области финансово-кредитных отношений, лизинга, страхования, налогообложения, использования других инструментов государственной поддержки АПК.

Роль агропродовольственного рынка в экономике на столько велика, что не будет преувеличением считать его стержневым для эффективного функционирования и укрепления всего внутреннего рынка региона. В этой связи правомерно говорить о важном значении АПК для создания конкурентоспособной рыночной экономики Ставропольского края, избавления его от необходимости служить сырьевым придатком мирового рынка. Агропромышленная политика в зависимости от правильности или неправильности ее построения способна превратить край либо в мощный экономический, либо в слаборазвитый край.

Особенно сложное положение отмечается на рынке животноводческой продукции, продолжается угрожающее сокращение поголовья сельскохозяйственных животных в хозяйствах всех категорий.

Основными причинами спада производства животноводческой продукции связаны с низким уровнем его доходности, платежеспособным спросом населения, прекращающимся "давлением" импорта на внутренний продовольственный рынок.

Существуют проблемы и на зерновом рынке края. Они связаны, во-первых, с рисками спада производства из-за погодных условий - такие годы, как 1998, повторяются через каждые 5-7 лет. Во-вторых, для развития животноводства (особенно свиноводства и птицеводства) требуется значительное увеличение валовых сборов зерна, чего можно достичь лишь на основе современных технологий и технического перевооружения зернового хозяйства. В-третьих, продолжается сокращение посевов зерновых культур.

Особое беспокойство вызывает вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО). При оценке условий и последствий этого акта для аграрного комплекса необходимо принимать во внимание, что ВТО - это организация экспортеров, ее цель - максимально расширить рынок для экспорта, улучшить условия для проникновения товара на не го.

Существует точка зрения, что при вступлении в ВТО в самом выигрышном положении окажется отечественное сельское хозяйство.

Надо учитывать другие последствия, в частности, рост безработицы, а, следовательно, отток из села дееспособной части населения. Современное состояние российского АПК существенным образом отличается от положения аграрного сектора в странах с развитой рыночной экономикой, расположенных в сходных агроклиматических условиях. Сельское хозяйство в этих странах является приоритетной отраслью, на функционирование которой ежегодно выделяются крупные государственные средства.

Важным направлением аграрной политике должны стать формирования новой институциональной структуры АПК, развитие цивилизованных земельных отношений, обеспечивающих приоритет тех, кто непосредственно работает на земле.

Как известно, в процессе структурных преобразований сложилось многоукладное агропромышленное производство, значительно сократился государственный сектор, доминирующее положение заняло частное предпринимательство, произошли изменения в соотношениях крупного и мелкотоварного производства.

В АПК определились основные организационно-правовые формы хозяйствования. Нынче в аграрном секторе одновременно функционируют, с одной стороны, малые предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйства населения, с другой - крупнотоварный сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, их ассоциации и союзы, агрофирмы, холдинги, агрокомбинаты и др. Тенденции их развития и экономическая эффективность производственно-финансовой деятельности представляет собой сложную и противоречивую картину.

Наблюдается резкая дифференциация сельскохозяйственных предприятий по финансовому состоянию: лишь небольшая их часть финансово устойчивы, наращивают объемы производства, а остальные закредитованы и неплатежеспособны.

Хозяйство населения, став основными производителями сельскохозяйственной продукции и весомым источником доходов сельского населения, остаются средством выживания в условиях экономического кризиса и безработицы и во многом исчерпали ресурсы своего роста.

Кооперация в сфере сельскохозяйственного производства и его обслуживании могла бы стать важным средством защиты экономических интересов селян. Однако численность сельскохозяйственных производственных кооперативов неуклонно сокращается, а потребительских - растет крайне медленно. Для развития кооперации в аграрном секторе необходимо принять государственные программы в поддержке производственных и потребительских кооперативов, оказание стартовой помощи кредитным и страховым объединениям. Целесообразно устранить двойное налогообложение в системе потребительских кооперативов, всемерно способствовать внедрению инноваций, обеспечивать научное консультирование, оказывать поддержку подготовки кадров.

Существенной проблемой остается формирование цивилизованного земельного рынка в интересах непосредственных сельхозтоваропроизводителей. До настоящего времени он преобладает вблизи городов и курортных зон где осуществляется строительство жилых домов и дачных поселков, а также в регионах располагающих запасами сырья для добычи полезных ископаемых.

В этой сфере распространены коррумпированность, теневой оборот, в котором участвуют огромные денежные средства. Крайне недостаточно влияние земельных органов на процессы, происходящие на рынке сельхозугодий. Сюда следует добавить неразвитость инфаструктуры, отсутствие информационного и консультационного обеспечения.

Низкий доход не позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям использовать землю для ипотеки. Непростая ситуация сложилась с оборотом земельных долей в сельскохозяйственных организациях, в том числе и по причине несовершенства земельного законодательства. Существует реальный риск обезземеливания крестьянства, возникновение долговременных негативных последствий, которые возможны в результате этого процесса.

В области земельных отношений необходимы срочные государственные меры по созданию институтов земельного рынка, землеустройству, укреплению органов, ответственных за регулирование земельных отношений и организацию рационального использования земель, кадастровая, техническая, информационное обеспечение.

Определяющее значение для развития АПК и сельского хозяйства имеет инновационно-инвестиционная политика. В этой связи необходимо принять координальные меры по повышению эффективности использования научно-технических достижений во всех отраслях аграрного сектора экономики.

Эффективная система управления инновационными процессами в АПК, к сожалению, пока не сформировалась. Сильное неблагоприятное воздействие на развитие инновационной деятельности оказывает низкий платежеспособный спрос на научно-техническую продукцию. У большинства сельхозтоваропроизводителей отсутствуют собственные денежные средства, бюджетные источники финансирования ограниченны, нет возможности получить и кредиты. Все это не позволяет хозяйствам внедрять новые ресурсо - и трудосберегающие технологии в производство.

Противоречивость современного состояния инновационной деятельности в сельском хозяйстве заключается в том, что аграрная наука, располагая высоким потенциалом, способным создать и реализовать на практике эффективные научные разработки не задействована в качестве важного стратегического развития АПК.

Сложившиеся темпы инновационного развития в аграрной сфере, несмотря на некоторое оживление этой деятельности, нельзя считать удовлетворенными.

Чтобы создать условия для проведения единой, согласованной научно-технической и инновационной политики в отрасли необходимо:

 ·  усилить роль Минсельхоза Ставропольского края в выработке обоснованной стратегии научного обеспечения развития края;

 ·  разработать национальную инновационную систему и принять законы, стимулирующие инновационную и инвестиционную деятельность;

 ·  использовать различные виды стимулирования(таможенные сборы, специальное страхование, освобождение от налогов прибыли, направляемой на модернизацию производства, и др.);

 ·  создать многоуровневую систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно - технологической и научно- технической областях, включая сферу малого инновационного предпринимательства;

 ·  реализовать важнейшие инновационные проекты государственного значения;

 ·  усилить региональный аспект государственной политики в сфере научно-технической и инвестиционной деятельности.

В случае отказа от курса на развитие высокотехнологичного наукоёмкого производства в рамках АПК Россия лишается перспективе вернуться в число лидеров научно-технического прогресса.

Проблемы, накопившееся в АПК, требуют хорошо продуманных, долгосрочных и системных решений. Речь идёт о необходимости принятия взвешенной и эффективной стратегии развития аграрного сектора экономики1.

Проект такой стратегии до 2010 года подготовлен специалистами Минсельхоза Ставропольского края. Ведущая роль в решении системных проблем в нём отведена государству, которое должно обеспечивать:

 ·  формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования;

 ·  развитие рыночной инфраструктуры;

 ·  ликвидацию административных барьеров на пути движения аграрной продукции;

 ·  разработку и внедрение систем информационного обеспеченья деятельности сельскохозяйственных предприятий;

 ·  регулирование тарифов естественных монополий и транспорта;

 ·  товарные и закупочные интервенции на аграрных рынках;

 ·  создание специализированных кредитных институтов;

 ·  подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства;

 ·  поддержку инновационной деятельности;

 ·  стимулирование экспорта продукции АПК;

 ·  сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.

Главная цель стратегии - обеспечение динамичного, эффективного и устойчивого развития АПК. Достижение поставленной задачи должно идти по трём основным направлениям:

форсированное развитие животноводства в режиме импортозамещения на внутренних рынках;

 ·  восстановление и наращивание экспорта зерна;

 ·  комплексное развитие сельских территорий.

Стратегия предусматривает разработку и принятие федеральных цельных программ (ФЦП): во-первых, повышения эффективности и развития ресурсного потенциала сельского хозяйства, во-вторых, сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России. Предложено также скорректировать действующую ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года". Здесь же обозначено необходимость разработки нескольких отраслевых программ, а именно по поддержке малого предпринимательства и сельскохозяйственной потребительской кооперации; созданию единой системы информационного обеспечения АПК.

Из выше изложенного, можно сделать вывод, что мероприятия по совершенствованию развития агропромышленного комплекса Ставропольского края будут реализованы при достаточной поддержке со стороны государства.