Состояние и пути совершенствования учета продукции растениеводства

Организация складского хозяйства и складского учета

Для обеспечения сохранности продукции и прочих товарно-материальных ценностей на сельскохозяйственных предприятиях организуется складское хозяйство.

Все складские помещения должны быть оборудованы противоположными средствами и иметь хорошо налаженное весовое хозяйства, а также необходимый инвентарь. Не все материальные ценности хозяйства могут размещаться на складах. Так, сено, солому и другие грубые корма укладывают в скирды и стога в полевых условиях. Силос, корнеплоды хранят в буртах, траншеях, ямах. Непродолжительное время на токах находится зерновая продукция.

Во всех случаях материальные ценности, где бы они ни хранились, передают под ответственность кладовщикам и другим специально выделенным материально ответственным лицам. Этих лиц назначают руководители хозяйства. С каждым из них в установленном порядке заключают письменный договор о материальной ответственности. Материально ответственные лица должны быть специально проинструктированы по поводу своих обязанностей и ответственности. Инструктаж проводит главный бухгалтер хозяйства.

Материально ответственные лица отвечают за сохранность вверенных и материальных ценностей. Со своей стороны руководители хозяйства должны создать им необходимые условия для работы, в том числе организовать охрану складов в нерабочее время и ночные часы и т.п.

На всех складах, в кладовых и других местах хранения учет движения материальных ценностей ведут на карточках складского учета материалов (тип. Межвед. Ф. № М-17), которые выдают материально ответственным лицам под расписку в реестре выдачи карточек. На складе карточки хранят в специальных картотеках по учетным группам, а внутри группы – по номенклатурным номерам. Карточка открывается на каждый номенклатурный номер продукции и материалов.

На складах и в кладовых с небольшой номенклатурой материалов и продукции вместо карточек допускается ведение книги складского учета (ф. № 40), имеющей те же реквизиты, что и карточки. До передачи книги на склад все страницы в ней должны быть пронумерованы.

На складе в непосредственных местах хранения каждого вида продукции и материалов к ним прикрепляются специальные ярлыки с указанием названия данного вида материальных ценностей, его характеристики, а в необходимых случаях и целевого значения.

В книге складского учета или соответственно в карточках складского учета материалов на каждый вид хранимых материальных ценностей открывают отдельный счет; учет ведут только в натуральных измерителях. В заголовке счетов указывают единицу измерения, номенклатурный номер и цену (цена проставляется для справок и используется при таксировке объектов). Последовательность открытия счетов должна быть такой же, как и в аналитическом учете в бухгалтерии. По каждому субсчету в книге (картотеке) необходимо оставлять место для открытия новых счетов в течении года для записи данных о вновь поступивших материалах.

Записи в книге (карточках) складского учета должны вестись только на основании документов. Без правильно оформленных документов на оприходование или выдачу продукции кладовщик не имеет права принимать или отпускать продукцию.

Материальные ценности, поступающие на склад со стороны, приходуют на основании счетов – фактур и других документов организаций-поставщиков. При поступлении материальных ценностей кладовщик расписывается об этом на сопроводительных документах.

В конце каждого месяца на основании первичных документов и записей в книге (карточках) складского учета материально ответственные лица составляют отчет о движении материальных ценностей (ф. № 265- АПК).

К отчету прилагают все первичные документы за месяц. Отчеты составляют материально ответственные лица обычно в натуральных измерителях; оценку отраженных в отчете материальных ценностей производят в бухгалтерии. Отчеты о движении в материальных ценностей составляют в двух экземплярах, из которых один остается в бухгалтерии, а второй с подписью бухгалтера в приемке возвращается кладовщику после сверки его данных с документами.

На каждую группу материальных ценностей, учитываемых на отдельных синтетических счетах, составляют отдельный отчет, в котором указывают остаток ценностей на начало месяца, затем заполняют приходную и расходную его части и выводят сальдо на конец месяца по каждому виду ценностей и в целом по учету.

Приход и расход ценностей группируют по источникам их поступления и направлениям расходования. Этот порядок составления отчетов значительно облегчает их проверку и дальнейшее использование в учетной работе.

Во всех местах хранения периодически производят инвентаризацию товарно – материальных ценностей в установленном порядке.

Оценка продукции растениеводства

Готовой считается продукция, которая прошла полную обработку, и укомплектование, отвечает требованиям стандартов, условиям договора, принятая отделом технического контроля и сдана на склад готовой продукции или передана покупателю.

Продукция, не прошедшая все операции обработки или неукомплектованная, а также не сданная на склад, числится в учете составе незавершенного производства.

Согласно пункту 59 положения по ведению бухгалтерского учета продукция может оцениваться:

1. По фактической производственной себестоимости. Этот способ оценки применяется в производствах, выпускающих продукцию или выполняющих работы по индивидуальным заказам. Фактическая себестоимость каждой продукции, определяется по мере их завершения, что и позволяет использовать эту оценку;

2. По нормативной (плановой) себестоимости. При данном способе оценки по окончании месяца выявляют отклонения фактической себестоимости от нормативной, которые в аналитическом учете отражаются обособленно. Этот способ оценки возможен при применении в организации нормативного метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции.

3. По продажным ценам на продукцию. В этом случае по окончании отчетного периода исчисляется разница между стоимостью продукции по продажным ценам (тарифам) и фактической ее себестоимостью, которая, как и отклоненная при предыдущем способе оценки, в аналитическом учете показывается также обособленно.

Принципы оценки отгруженной в течение месяца и числящейся на конец месяца на складе готовой продукции не зависят от отраслевой специфики и определяются в соответствие с п. 2 ст. 319 Н. К Р. Ф. в следующем порядке:

Оценка остатков готовой продукции на складе производится на основании данных первичных документов о движении и об остатках готовой продукции на складе и определяется как разница между суммой прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца, увеличенной на сумму прямых затрат, приходящейся на выпуск продукции в текущем месяце, и суммой прямых затрат, приходящейся на отгруженную в текущем месяце продукцию.

При этом для определения доли прямых расходов относящихся к отгруженной в текущем месяце продукции, необходимо общую величину прямых расходов приходящихся на всю имеющуюся готовую продукцию, которая равна сумме прямых расходов относимых к выпущенной продукции в текущем месяце с учетом суммы прямых затрат, приходящейся на остатки готовой продукции на начало текущего месяца умножить на коэффициент равный отношению количества отгруженной к общему количеству произведенной и числящейся на складе на начало месяца продукции.

Виды себестоимости продукции

Схема 3. Виды себестоимости

В зависимости от того, какие затраты включаются в себестоимость продукции, в российской практике и теории принято выделять:

цеховую себестоимость – включаются прямые затраты и общепроизводственные расходы; характеризуют затраты цеха на изготовление продукции;

производственная себестоимость – состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов; свидетельствует о затратах предприятия, связанных с выпуском продукции;

полная себестоимость – производственная себестоимость, увеличенная на сумму коммерческих и сбытовых расходов. Этот показатель интегрирует общие затраты предприятия, связанные как с производством, так и с реализацией продукции.

В соответствии с Международными стандартами бухгалтерского учета:

в производственную себестоимость должны включаться лишь производственные издержки: прямые трудозатраты, прямые материальные затраты и общепроизводственные расходы;

полная себестоимость состоит из производственной себестоимости, сбытовых и административных (общехозяйственных расходов).

Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость продукции.

Индивидуальная себестоимость – свидетельствует о затратах конкретного предприятия по выпуску продукции.

Среднеотраслевая себестоимость – характеризует средние по отрасли затраты на производство данного изделия. Это средневзвешенная из индивидуальных себестоимостей предприятий отрасли.

В зависимости от времени составления можно выделить предварительное калькулирование себестоимости продукции и последующее. К предварительным относятся плановая, сметная, нормативная и проектная калькуляции, к последующим – отчетная и хозрасчетная, составляемые после изготовления продукции и характеризующие фактическую себестоимость изделия.

Плановая калькуляция себестоимости – это максимально допустимые затраты данного предприятия на изготовление продукции, предусмотренные планом на предстоящий период. В ее основе прогрессивные среднегодовые нормы расхода всех видов затрат.

Сметная калькуляция себестоимости – разновидность плановой и разрабатывается на разовые работы и изделия, выполняемые по заказам. Она лежит в основе договорной цены при расчетах с заказчиком.

Нормативная калькуляция, в отличие от плановой, выражает уровень себестоимости, достигнутый предприятием на определенную дату, составляется по нормам расхода материальных, трудовых и прочих затрат, действующим в данное время.

Проектная калькуляция предназначена для обоснования экономической эффективности проектируемых производств и технологических процессов. Разрабатывается на основе ориентировочных, укрупненных расходных нормативов, которые в последующем уточняются.

Фактическая (отчетная) себестоимость – характеризует размер действительно затраченных средств на выпущенную продукцию. Она составляется по тем же статьям, что и плановая. В ней, кроме того, отражаются потери и расходы, не предусмотренные плановой калькуляцией.

Хозрасчетная калькуляция – разновидность отчетной, но в отличие от нее разрабатывается не на отдельные изделия, а на всю продукцию соответствующего структурного подразделения, как правило, по статьям, зависящим от него. Затраты, независящие от данного структурного подразделения, отражаются в хозрасчетной калькуляции по ценам планового задания.

Первичный учет поступления и расходования продукции растениеводства

Продукция растениеводства поступает в хозяйство в сжатые сроки уборки при различных погодных условиях. Поэтому правильная организация учета ее поступления и дальнейшего движения имеет особо важное значение. Еще до начала уборки урожая должна быть проведена большая подготовительная работа. Необходимо проверить, как подготовлены места приемки и хранения продукции, состояние весового хозяйства, подобрать и проинструктировать заведующих токами, весовщиков, кладовщиков, объездчиков, сторожей и других материально ответственных лиц.

Главный бухгалтер должен определить обязанности каждого из них по оформлению поступающей от урожая продукции первичными документами, подготовить достаточное количество бланков первичных документов, пронумеровать их и т. д.

Учет зерновой продукции. Первичный учет зерновой продукции, полученной от урожая, ведется по реестрам отправки зерна и другой продукции с поля (ф. № 161-АПК). Перед началом уборочных работ бухгалтерия хозяйства выдает каждому комбайнеру под расписку блокноты реестров, в которых заранее заполнены такие реквизиты, как название хозяйства, табельный (лицевой) номер комбайнера, его фамилия, имя и отчество, номер агрегата. Все реестры в блокноте должны быть пронумерованы (под одним номером — каждые три экземпляра), подписаны руководителем и главным бухгалтером хозяйства (в конце блокнота), скреплены печатью. При выдаче блокноты реестров регистрируют в специальной ведомости.

В начале смены комбайнер на каждую автомашину (трактор) при первой ее загрузке выписывает реестр отправки зерна и другой продукции с поля в трех экземплярах. В реестре комбайнер указывает дату, номер отделения (бригады, тока и т. п.), фамилию шофера (тракториста), наименование продукции. Второй и третий экземпляры реестра комбайнер передает шоферу (трактористу), а первый оставляет у себя. Если от комбайна зерно отвозят несколько автомашин (тракторов), то у комбайнера будет столько первых экземпляров реестров, сколько автомашин (тракторов) обслуживали агрегат в течение смены. Шофер (тракторист), в свою очередь, третий экземпляр реестра передает заведующему током (весовщику), а у себя оставляет второй. При этом у него за смену может быть несколько вторых экземпляров реестра в зависимости от числа комбайнов, от которых он отвозил зерно.

У лиц, принимающих зерно от шоферов (трактористов), также может быть за смену несколько третьих экземпляров этого документа. Их количество будет зависеть от числа комбайнов, с которых зерно отвозится на данный пункт приемки, и числа шоферов (трактористов), доставляющих зерно.

При разгрузке зерна из комбайна в кузов автомашины (прицепа) комбайнер записывает в свой экземпляр реестра номер автомашины и бункерную массу зерна (по отметкам в бункере), при этом шофер (тракторист) расписывается в реестре комбайнера о приеме продукции. Шофер (тракторист) в экземпляре реестра, находящемся у него, записывает номер комбайна, от которого принята продукция, и бункерную массу зерна. Комбайнер расписывается в этом экземпляре реестра, подтверждая правильность записей.

При доставке зерна на ток заведующий током (весовщик) на основании данных взвешивания продукции записывает массу брутто и массу нетто в третьем экземпляре реестра. Заведующий током (весовщик) расписывается в экземпляре реестра шофера о приеме зерна, а шофер — в экземпляре реестра заведующего током (весовщика) о сдаче продукции.

Учет поступления зерна на току при этом способе ведут в реестре приема зерна и другой продукции (ф. № 162-АПК). Форма этого документа в отличие от формы реестра отправки зерна и другой продукции с поля позволяет учитывать зерно, поступившее на ток за день от нескольких комбайнов и автомашин (прицепов), в одном экземпляре бланка, что сокращает количество учетных бланков и экономит труд работников учета при обработке и сводке документов.

Заведующий током (весовщик) записывает массу нетто доставленного шофером зерна в свой реестр, указывая фамилии шофера и комбайнера, от которых получено зерно. В реестре отправки зерна, находящемся у шофера, заведующий током (весовщик) расписывается в приеме продукции.

Реестры ежедневно сдаются в бухгалтерию. При этом первые экземпляры реестров сдают комбайнеры после записей данных о количестве убранного зерна в учетные листы тракториста-машиниста (где учитывается работа комбайна), вторые экземпляры реестров сдают шоферы (трактористы) вместе с путевыми листами грузового автомобиля (трактора), а третий - заведующий током (весовщик) вместе с ведомостью движения зерна.

Зерно, поступившее от комбайнеров на ток, в большинстве случаев требует дополнительной подсушки и сортировки. Каждую партию зерна, отпущенного для очистки, сортировки и сушки, взвешивают. По окончании сортировки и очистки определяют количество и качество полученной зерновой продукции и устанавливают размер усушки и неиспользованных отходов. Качество вышедшей после сортировки продукции определяют с помощью лабораторного анализа, при этом устанавливают натуру и влажность зерна до и после подработки, процент содержания полноценного зерна в зерновых отходах и т. п. Результаты процесса сортировки отражают в акте на сортировку и сушку продукции растениеводства (ф. № 169-АПК).

Значительную часть зерновой продукции отправляют непосредственно с поля на хлебоприемные предприятия, другую — в кладовые хозяйства. На каждую партию зерна, отправляемую на хлебоприемное предприятие с тока, склада или непосредственно от комбайна, выписывают товарно-транспортную накладную на отправку-приемку зерна, семян масличных культур и трав (ф. № 190-АПК (зерно).

При отправке зерновой продукции на склады хозяйства с тока на каждую отправляемую партию выписывают сопроводительный документ. Такими документами могут быть путевка на вывоз продукции с поля, реестр отправки зерна и другой продукции с поля или накладная. Накладную (внутрихозяйственного назначения), (ф. № 264-АПК) оформляют примерно так же, как и путевку на вывоз продукции с поля.

Сводным документом о поступлении и расходовании зерновой продукции на току является ведомость движения зерна и другой продукции (ф. № 167-АПК). Ее составляет заведующий током (весовщик) ежедневно после окончания рабочего дня по каждой культуре и сорту.

Ведомость движения зерна вместе с первичными документами, на основании которых она составлена, в конце рабочего дня передают в бухгалтерию хозяйства (подразделения). Однако прежде чем сдавать документы, заведующие токами (весовщики) отражают все данные о движении зерновой продукции в книге (карточках) складского учета. Это дает возможность систематически контролировать движение зерновой продукции на току и сверять его с данными бухгалтерского учета.

В центральной бухгалтерии ведут сводную ведомость движения зерна по хозяйству в целом.

Первичным документом по учету выхода продукции овощеводства, садоводства, виноградарства и бахчевых культур является дневник поступления сельскохозяйственной продукции (ф. № 168-АПК).

По мере поступления продукции от рабочих (колхозников), занятых на уборке урожая, приемщик (кладовщик) взвешивает собранную продукцию и каждый отвес записывает в дневник, указывая при этом качество принимаемой продукции. Если немедленное взвешивание продукции затруднено, то для определения массы собранного урожая можно применять заранее измеренную тару определенной вместимости (корзины, ящики, ведра и т. п.).

На каждый отвес продукции, сдаваемой рабочим (колхозником), приемщик выдает рабочему (колхознику) талон с указанием номера отвеса и массы сданной продукции. На основании талонов бригадиры производят записи в учетные листы выработки каждого рабочего (колхозника) для определения суммы его заработка.

С места уборки продукцию отправляют на пункты сортировки, в хранилища хозяйства, на пункты переработки и т. п. На каждую партию продукции выписывают сопроводительный документ - путевку на вывоз продукции с поля либо накладную. Оформляют эти документы в обычном порядке.

Дневники поступления сельскохозяйственной продукции с приложенными накладными, путевками, актами ежедневно сдают в бухгалтерию хозяйства (подразделения) вместе с обобщающей их ведомостью движения зерна и другой продукции.

На пунктах сортировки, сушки или переработки, а также в хранилищах всю продукцию взвешивают и записывают в книгу (карточки) складского учета. Здесь же составляют и соответствующие акты на сортировку, переработку овощей и фруктов, в которых указывают, сколько и какого сорта продукции принято на сортировку (переработку), какие получены продукты, сколько и в какую тару они упакованы. В этом же акте указывают количество используемых отходов и отдельно — отходов, непригодных к использованию. Все документы сдают регулярно в бухгалтерию.

После сортировки значительную часть овощей фруктов, ягод отправляют заготовительным организациям, на каждую партию составляют товарно-транспортную накладную (на отправку-приемку овощей, плодов, ягод, лубяных и других культур) [№ 193-АПК (овощи)]. В этой накладной указывают наименование продукции по видам и сортам, в какой таре она отправлена и ряд других показателей. Накладную выписывают в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается в пункте отправки. Он служит основанием для списания материальных ценностей с остатков. Второй, третий и четвертый экземпляры вручают водителю. После приемки продукции в заготовительной организации второй экземпляр накладной остается там, а третий и четвертый с пометкой о приемке продукции возвращают в хозяйство. При этом третий экземпляр товарно-транспортной накладной с распиской о принятии продукции поступает в бухгалтерию, где производится сверка принятого количества с отправленным. Все выявленные расхождения должны быть оформлены актом и рассмотрены руководителями хозяйства. Четвертый экземпляр товарно-транспортной накладной остается у водителя и служит основанием для учета транспортной работы и начисления оплаты труда водителю и грузчикам.

Учет сбора, сортировки, переработки и продажи винограда, орехоплодных, субтропических и цитрусовых культур осуществляется в том же порядке, что и учет продукции овощеводства и садоводства.

Синтетический и аналитический учет продукции растениеводства

Потребленные в процессе производства различные материалы, сырье, выполненные работы способствуют созданию готовой продукции.

Выпуск готовой продукции должен осуществляться под постоянным контролем со стороны учетного аппарата предприятия, так как бесперебойное ее поступление из процесса производства предполагает своевременность выполняемых договорных отношений с покупателями, организации расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, работниками предприятия и так далее.

Вся первичная документация на оприходование готовой продукции находит свое отражение в отчетах о движении материальных ценностей.

Эти отчеты содержат сведения об остатках на начало месяца каждого вида сельскохозяйственных продуктов, о поступлении и расходовании этих ценностей и об остатках на конец отчетного периода. Данные в отчетах приводятся как в стоимостном, так и в натуральном измерении в оценке по плановой себестоимости.

В бухгалтерии отчеты о движении материальных ценностей сверяют с другими регистрами. Данные о поступлении продукции из производства и расходовании ее на производство сверяют с показателями лицевых счетов подразделений; данные о реализации продукции сверяют с показателями ведомостей 62 - АПК и др. Подсчитанные в отчетах остатки на конец отчетного месяца по каждому виду материальных ценностей должны соответствовать остаткам на эту дату, числящимся у материально ответственных лиц в карточках или книгах складского учета.

Затем данные всех отчетов обобщаются в денежном выражении в целом по хозяйству. Для этой цели используют ведомость 46 – АПК учета материальных ценностей, товаров и тары. В этом регистре систематизируются по корреспондирующим счетам дебетовые и кредитовые обороты по счетам учета товарно-материальных ценностей.

Ведомости открываются на месяц в разрезе синтетических счетов. На первой странице ведомости приводится расчет отклонений фактической стоимости материалов от учетных цен. В ведомости отражают остатки материальных ценностей на начало месяца по каждому складу и их поступление, выводят итог поступления по всем складам учетным группам.

Во второй половине ведомости отражают расход товарно-материальных ценностей в корреспонденции с дебетом счетов по направлениям их расхода. После подсчета общей суммы расхода выводят остаток на конец месяца.

Поскольку записи о движении товарно-материальных ценностей в ведомости на основании отчетов отражены, как правило, в планово – учетных ценах, бухгалтерия делает распределение сумм отклонений фактической стоимости товарнно - материальных ценностей от планово – учетных цен, относящихся к израсходованным материальным ценностям.

Суммы распределенных отклонений от постоянных планово- учетных цен отражают в конце ведомости по отдельной строке. Путем сложения всех сумм расхода по планово- учетным ценам и отклонений определяют фактическую себестоимость материальных ценностей в разрезе всех корреспондирующих счетов и в целом по предприятию. После этого фактическую себестоимость использованных материальных ценностей в разрезе корреспондирующих счетов переносят из ведомости 46 – АПК в журнал – ордер 10 – АПК по кредиту соответствующего счета, на который открыта ведомость.

При ведении ведомости 46 – АПК по субсчетам или группам материальных ценностей перед занесением кредитового оборота в журнал – ордер данные отдельных ведомостей предварительно обобщают в целом по синтетическому счету. Кредитовые обороты журналов – ордеров 10 – АПК и 11 – АПК по счетам учета товарно-материальных ценностей в целом и по корреспондирующим счетам в установленном порядке переносят в Главную книгу.

Итоги оборотов сверяют с данными других регистров.

После сверки данных регистров и отчетов о движении материальных ценностей остатки каждого вида материальных ценностей на начало следующего месяца записывают в сальдовые ведомости (ф.41 или 41а) в количественном и стоимостном выражении, причем указывают остатки и тех ценностей, по которым в течение месяца не было движения. Сальдовые ведомости могут вестись по двум вариантам. При первом варианте ведомости открывают и ведут по материально ответственным лицам (ф. 41), при втором – в целом по хозяйству.

При сальдовом методе учета обороты по дебету и кредиту счетов материальных ценностей в стоимостном выражении отражают в ведомости 46 - АПК и в журналах – ордерах 10 – АПК и 11 – АПК.

Обороты по конкретным видам товарно-материальных ценностей с учетом их количества и сумм по каждому материально ответственному лицу показывают в месячных отчетах о движении материальных ценностей, а остатки на конец месяца, кроме того, в сальдовых ведомостях.

Произведенная готовая продукция, как правило, в течение учетного периода оценивается по плановой (нормативной) себестоимости, а в конце учетного периода доводится до фактической себестоимости путем списания калькуляционных разниц.

Движение готовой продукции отражается на активном балансовом основном синтетическом счете 43 «Готовая продукция».

В сельскохозяйственных предприятиях используют следующие субсчета:

43-1 «Готовая продукция растениеводства»;

43-2 «Готовая продукция животноводства»;

43-3 «Готовая продукция промышленности»;

43-4 «Готовая продукция вспомогательных, обслуживающих и других производств»;

43-5 «Готовая продукция, закупленная у населения для реализации».

Продукция растениеводства, оприходованную от урожая и предназначенную для продажи, натуральной оплаты работникам предприятия или переработки в хозяйстве, сельскохозяйственные предприятия учитывают на субсчете 43-1 «Готовая продукция растениеводства».

• Первоначально растениеводческую продукцию записывают

Дебет субсчета 43-1 «Готовая продукция растениеводства»

Кредит субсчета 20-1 «Растениеводство».

• При отправлении ее на доработку производят запись методом «красное сторно», на первоначально оприходованную продукцию:

Дебет субсчета 43-1 «Готовая продукция растениеводства»

Кредит субсчета 20-1 «Растениеводство».

• После ее доработки, сушки и сортировки продукция приходуется в новой оценке:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит субсчета 20-1 «Растениеводство», а полученные зерноотходы и семена:

Дебет субсчета 10-9 «Корма, семена и посадочный материал»

Кредит субсчета 20-1 «Готовая продукция растениеводства».

• Если сразу известно назначение готовой продукции (на корм, семена), то ее отражают в учете:

Дебет субсчета 10-9 «Корма, семена и посадочный материал»

Кредит субсчета 20-1 «Растениеводство»

без предварительного отнесения на субсчет 43-1 «Готовая продукция растениеводства».

На субсчете 43-2 «Готовая продукция животноводства» фиксируют записи по оприходованию готовой продукции животноводства.

• Учет организуют в разрезе видов поступающей продукции, при этом:

Дебет субсчета 43-2 «Готовая продукция животноводства»

Кредит субсчетов: 20-2 «Животноводство», 23-7 «Гужевой транспорт».

Расход продукции животноводства осуществляется по следующим направлениям: продажа сторонним предприятиям, работникам хозяйства, внутрихозяйственное потребление.

На субсчетах 43-3 «Готовая продукция промышленности» и 43-4 «Готовая продукция вспомогательных, обслуживающих и других производств» учитывают произведенную готовую продукцию промышленными, вспомогательными, обслуживающими и прочими производствами и хозяйствами. Поступление и расход выпущенной готовой продукции данными производствами отражают по видам, цехам, структурным подразделениям.

На субсчете 43-5 «Готовая продукция, закупленная у населения для реализации» учитывается продукция, купленная у населения для продажи:

Дебет субсчета 43-5 «Готовая продукция, закупленная у населения для реализации»

Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Приобретенная продукция у населения должна учитываться отдельно от продукции собственного производства, а также отдельно производят записи по ней при реализации.

Вышеприведенная корреспонденция бухгалтерских счетов показывает поступление готовой продукции в разрезе субсчетов. Расход ее оформляется следующими записями.

• При реализации сторонним предприятиям, организациям, населению, в столовые:

Дебет счета 90 «Продажи», субсчет «Себестоимость проданных товаров, продукции и др.», Кредит счета 43 «Готовая продукция». Данная корреспонденция отражает продажу продукции по плановой или фактической себестоимости.

Одновременно, на сумму реализованной продукции по ценам реализации записывают:

• при реализации сторонним предприятиям и организациям:

Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" Кредит счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка";

• общепиту:

Дебет счета 29 "Обслуживающие производства и хозяйства"

Кредит счета 90 "Продажи", субсчет "Выручка".

• Кроме того, при продаже продукции следует обязательно начислить налог на добавленную стоимость, который включается в себестоимость продукции.

Дебет счета 90 "Продажи", субсчет 3 "НДС по проданной продукции"

Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом».

• При расходе готовой продукции на внутрихозяйственные цели:

Дебет счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит счета 43 «Готовая продукция».

• Внутреннее перемещение продукции по складам предприятия оформляется записями:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 43 «Готовая продукция».

• Недостача продукции списывается:

Дебет счета 94 «Недостачи от потери и порчи ценностей»

Кредит счета 43 «Готовая продукция».

• Излишек продукции оформляется записью:

Дебет счета 43 «Готовая продукция» Кредит счета 91 «Итого прочих доходов и расходов».

• Списание расходов от стихийных бедствий (за вычетом стоимости готовой продукции, годной для использования) учитывается следующим образом:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 43 «Готовая продукция»

или первоначально записывают:

Дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»

Кредит счета 43 «Готовая продукция»,

а затем:

Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»

Кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Анализ производства продукции растениеводства

Объем производства сельскохозяйственной продукции является одним из основных показателей, характеризующих деятельность сельскохозяйственных предприятий. От его величины зависят объем реализации продукции, уровень ее себестоимости, сумма прибыли, уровень рентабельности, финансовое положение предприятия, его платежеспособность и другие экономические показатели. Поэтому анализ хозяйственной деятельности необходимо начинать с изучения объема производства продукции, и в частности продукции растениеводства.

В процессе анализа решаются следующие задачи:

1) осуществляется систематический контроль за выполнением плана производства продукции в хозяйстве;

2) определяется влияние факторов на объем производства продукции;

3) выявляются внутрихозяйственные резервы увеличения производства продукции;

4) оценивается деятельность хозяйства по использованию возможностей увеличения производства продукции с учетом объективных и субъективных факторов;

5) разрабатываются мероприятия по освоению выявленных резервов увеличения производства продукции.

Как видно, экономический анализ выполняет очень важные функции в системе управления производством и имеет исключительно важное значение в процессе выявления резервов увеличения производства продукции.

От того, насколько глубоко и всесторонне сделан анализ производства продукции, зависят оценка деятельности хозяйства по использованию имеющихся возможностей увеличения производства продукции, а также полнота и реальность выявленных резервов и как результат этого — дальнейшее увеличение производства продукции, снижение ее себестоимости, рост прибыли, рентабельности и т.д.


Схема анализа производства продукции растениеводства

Основным источником информации для анализа производства продукции растениеводства является отчетность «Производство и себестоимость продукции растениеводства» (форма № 9-АПК), в которой приводятся данные о размерах посевных площадей по культурам, их урожайности, объеме производства продукции в натуральном выражении и ее себестоимости. Соответствующие плановые показатели отражаются в бизнес-плане хозяйства. Для оперативного анализа используют первичные документы.

Анализ производства продукции растениеводства целесообразно начинать с изучения ее динамики, как по отдельным культурам, так и в целом по растениеводству с оценкой произошедших изменений. Для этого необходимо иметь данные об объеме производства продукции растениеводства, а также данные о валовом сборе продукции по каждой культуре за 3-5 лет.

Важное значение для оценки деятельности хозяйства имеет анализ выполнения плана по объему производства продукции растениеводства как по хозяйству в целом, так и по отдельным бригадам и другим подразделениям. С этой целью фактические валовые сборы продукции по каждой культуре сопоставляют с запланированными, выявляют процент выполнения плана и отклонения от него.

Урожайность сельскохозяйственных культур является основным фактором, который определяет объем производства продукции растениеводства. При анализе урожайности должна быть изучена динамика ее роста по каждой культуре или группе культур за продолжительный период времени и установить, какие меры применяет хозяйство, чтобы добиться подъема урожайности.

В процессе анализа выявляется степень выполнения плана по урожайности каждой культуры в среднем по хозяйству и по каждой бригаде и рассчитывается влияние факторов на изменение ее величины.

Урожайность – это качественный, комплексный показатель, который зависит от многих факторов. Большое влияние на ее урожайность оказывают природно-климатические условия: качество и состав почвы, рельеф местности, температура воздуха, уровень грунтовых вод.

Повышение урожайности во многом зависит от нормы высева и высокоурожайных сортов, сроки проведения сева и уборки.

В процессе анализа необходима изучить выполнение плана по всем агротехническим мероприятиям, определить эффективность каждого из них, после этого подсчитать влияние каждого мероприятия на уровень урожайности и валовой сбор продукции.

Анализ количественного воздействия на эффект производства условий или приемов возделывания осуществляется в полевых опытах, на специально выделенных участках, одновременные результаты возможны лишь при правильной методике.

Главное требование – соблюдение принципа единственного различия, тождественности всех условий кроме изучаемых. Особенно важно обеспечить точный учет затрат и результатов производства, раздельное проведение уборочных работ и взвешивание массы продукции, полученной с каждого из опытных и контрольных участков.

Сравнительный анализ использования комплекса факторов производства для увеличения объема производства продукции растениеводства по группе сельскохозяйственных предприятий проводится с применением метода многофакторной корреляции.

Резервы увеличения производства продукции виноградарства слагаются как совокупность основных направлений:

1. Расширение площади посева и полное ее использование.

Пределом является размеры пашни и других угодий.

2. Рост урожайности, который постоянно увеличивается с внедрением в производство достижений науки и передового опыта.

3. Повышение квалификации механизаторов, специалистов и других работников.

4. Моральное и материальное стимулирование за наращивание объема произведенной продукции и повышение ее качества.

Пути совершенствования учета продукции растениеводства

Под совершенствованием учета продукции виноградарства понимается изыскание таких приемов и методов, которые позволили бы сократить затраты на ее производство, ее реализации, а также возможности учета выхода большего объема продукции. В настоящее время в повышение урожайности сельскохозяйственных культур и снижение себестоимости продукции виноградарства первостепенное значение имеют увеличение материальных затрат на га пашни и эффективное их использование, применение в системе земледелия ресурсосберегающих технологий производства и материальная поддержка государства путем установления льготных кредитов для сельских товаропроизводителей.

Ввиду того, что затраты на сортовые семена и минеральные удобрения всегда окупаются и как показывает практика передовых хозяйств, каждый рубль, вложенный в эти виды затрат, дает по 2 - 2.5 рублей прибыли, получаемые кредиты банка даже под 25- 30% годовых хозяйства будут использовать с должной эффективностью и обеспечивать своевременный их возврат.

Влияние уровня оплаты труда работников хозяйств на производственные и экономические показатели свидетельствуют о том, что с ее увеличением существенно повышаются урожайность основных культур, растут валовой доход на одного работника и окупаемость затрат в целом по хозяйствам. Повышение уровня оплаты труда работников сельхоз предприятий необходимо сопровождать внедрением ресурсосберегающих технологий, ростом уровня интенсивности труда и производства. Тогда в соответствии с известной экономической закономерностью более высокий уровень оплаты труда будет обеспечивать существенное увеличение урожайности культур.

Важнейшим фактором, обуславливающим эффективность сельскохозяйственного производства, размер хозяйств по площади пашни. В заключение необходимо подчеркнуть, что среди указанных организационно – экономических мер по увеличению производства сельскохозяйственной продукции, центральное место должен занимать экономический механизм хозяйствования предусматривающий самостоятельность как хозяйств в целом, так и непосредственных товаропроизводителей первичных трудовых коллективов в формировании структуры и объемов производимой продукции и услуг, в распределении произведенной продукции и особенно выручки от ее реализации при самостоятельном формировании фонда оплаты труда работников подразделений.

Наряду с внутренними резервами эффективной деятельности сельскохозяйственных предприятий объективно необходимы внешние факторы уровень закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию, обеспечивающий необходимый уровень рентабельности ее производства (30-35%), льготные по сравнению с другими отраслями народного хозяйства налоги и кредиты, значительная государственная поддержка сельских товаропроизводителей.

На основе существующего в Российской Федерации законодательства во многих областях происходит объединение в единое финансовое пространство сельских товаропроизводителей, перерабатывающих и торговых предприятий, служб сельского сервиса. В процессе этой работы создаются конкурентоспособные структуры, уменьшается налогооблагаемая база, минимизируются издержки производства, увеличиваются его объемы. Предприятия выходят из кризиса неплатежеспособности, становясь в конечном счете инвестиционно привлекательными объектами рыночной экономики.

Решение задач с подъема сельского хозяйства и выхода его из кризиса требует изменения экономической и аграрной политики государства, проведения в жизнь комплекса мер государственного регулирования развития АПК с использованием рыночных механизмов с тем, чтобы приостановить дальнейшую деградацию отрасли, которая может вызвать катастрофические последствия для всей страны.

Также одним из методов совершенствования учета является выбор такой формы первичной и сводной документации, которые позволили бы сократить время на обработку документов, сократить их количество, также это привело бы и к экономии денежных ресурсов, а также ликвидации дублирования функций работников бухгалтерии и других специалистов хозяйства, участвующих при учете и выходе продукции виноградарства.

В соответствии с Международными стандартами себестоимость продукции должна включать производственные затраты. Управленческие и сбытовые издержки в калькулировании производственной себестоимости не участвуют.

Согласно Приказа Минфина РФ № 65 от 28.06.2000 г. “Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации”, все предприятия имеют право отражать в бухгалтерском учете производственную себестоимость. Это означает, что независимо от вида деятельности предприятие может списывать общехозяйственные расходы на себестоимость реализованной продукции (в Дт 90 “Продажи”).

Такой порядок позволяет предприятию формировать не полную, а производственную себестоимость. Этот прием предприятие должно отразить в своей учетной политике.

Списание общехозяйственных расходов на себестоимость реализованной продукции, минуя процесс калькулирования, имеет ряд преимуществ:

1. Снижение трудоемкости учета, его упрощение. Точное определение себестоимости в рыночных условиях не обязательно. Нет систем, которые бы позволяли рассчитать абсолютно точную калькуляцию. К тому же, общехозяйственные расходы не связаны напрямую с процессом производства.

2. Величина налогов, перечисляемых в бюджет, по срокам уплаты различна. Совокупная прибыль будет одной и той же за все время производства при использовании любой системы калькулирования, и размер налога на прибыль при любом подходе к калькулированию будет одинаков. Различия появляются в величине прибыли, относимой на каждый учетный период. Списание общепроизводственных расходов в Дт 90 счета может завысить себестоимость реализованной продукции, занизить прибыль на эту сумму и тем самым уменьшить сумму периодического платежа по налогу на прибыль, что позволит предприятию временно сохранить необходимые оборотные средства.

3. Данный способ калькулирования позволяет избежать капитализации постоянных накладных расходов в товарных запасах на складе, в неликвидных запасах в период, когда спрос на продукцию уменьшается. Калькулирование полной себестоимости на предприятиях, имеющих запасы готовой продукции на складе, приводит к капитализации части общехозяйственных расходов.

От принятого предприятием порядка списания общехозяйственных расходов зависит последовательность заполнения формы № 2. Если предприятие калькулирует полную себестоимость, то оно отражает ее в статье 020 “Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг”. Если – производственную себестоимость, то управленческие расходы (040) – общехозяйственные расходы.

Строка 030 “Коммерческие расходы” заполняется всеми предприятиями независимо от принятой формы учета общехозяйственных расходов.