Социально-экономический анализ Республики Бурятия
Социально-экономическое положение Республики Бурятия
Республика Бурятия является субъектом Российской Федерации и входят в состав Сибирского Федерального округа. Административно-хозяйственным и культурным центром республики является г. Улан-Удэ.
На территории республики расположены 23 муниципальных образования, 6 городов, 625 населенных пунктов. Численность постоянного населения на 1 января 2007 г. Составила 960 тыс. чел., средняя плотность населения – 3,0 чел. на 1 кв. км. Городское население составляет около 60% от всего населения республики, сельское – около 40%, в столице республики проживает более трети населения республики. Коренное население республики – буряты, эвенки и сойоты.
В Республике Бурятия 6 городов; 21 административный район; 18 поселков городского типа и 625 сельских населенных пунктов.
Города: Улан-Удэ – столица республики, Гусиноозерск, Закаменск, Кяхта, Северобайкальск, Бабушкин.
Баргузинский, Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Кижингинский, Курумканский, Кяхтинский, Муский, Мухоршибирский, Окинский, Прибайкальский, Селенгинский, Тарбагатайский, Тункинский, Хоринский.
В Российской Федерации проживает более 100 народов. Наиболее многочисленной доминирующей национальностью в Бурятии являются русские, затем по численности идут буряты.
По переписи 2002 г. численность бурят по РФ составили 445 тыс. человек. Прирост по сравнению с 1989 г. составил 8,1%. За последние десятилетия наблюдалось постепенное увеличение доли бурятского населения в РБ с 21% в 1959 г. – до 27% в 2002 г.
По переписи 2002 г. доля бурят в г. Улан-Удэ составила 29,8%. Большинство бурят (более 50% населения) проживает в следующих районах: Еравнинском, Иволгинском, Закаменском, Кижингинском, Курумканском, Окинском, Тункинском.
В 2007 г. число новорожденных в республике было больше, чем в 2006 г. – на свет появилось 992 ребенка. Но их численность не смогло перекрыть число уехавших. В итоге, в Бурятии стало на 305 человек меньше.
В то же время в республике уменьшилось количество смертей. В Бурятии по различным причинам умерли 11749 человек, что на 9% меньше, чем в 2006 г. Увеличилось число заключенных браков (7706), и уменьшилось количество разводов – на 6%.
В 2007 г. размер начисленной среднемесячной зарплаты вырос на 23,4% и достиг 11414 рублей. Уровень бедности в республике сократился за год на 4,3% и составил 25,4%. Среднедушевые денежные доходы населения выросли на 25,7% и составили 8827 рублей (2,14 прожиточного минимума).
85% многодетных семей Республики Бурятия имеют доходы ниже прожиточного минимума и нуждаются в поддержке со стороны государства. По данным муниципальных образований всего в Бурятии в них воспитывается более 30 тыс. детей, и за последние годы число таких семей заметно сократилось. По закону, многодетные семьи в республике могут рассчитывать на ежемесячную выплату в размере 150 рублей на каждого ребенка, на бесплатное обеспечение лекарствами по рецепту врача детей до 6 лет, на первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения и учреждения дополнительного образования. С 1 января по 1 ноября текущего года на эти цели из бюджета выделено 52,3 тыс. рублей.
По итогам декларационной кампании, двое граждан республики указали доход за год свыше 1 млрд. рублей.
Теперь рассмотрим экономику Республики Бурятия.
Таблица 3
Программа социально-экономического развития РБ на 2008-2010 гг. и на период до 2017 года.
Объем финансирования | Источники финансирования |
Федеральный бюджет | 79730,6 млн.р. |
Республиканский бюджет | 30203,6 млн.р. |
Бюджеты районов | 5618,6 млн.р. |
Бюджеты поселений | 218,7 млн.р. |
Собственные привлеченные средства организаций | 178165,0 млн.р. |
Общий объем | 293936,6 млн.р. |
Прогноз социально-экономического развития РБ на 2008 г. и до 2010 г.
Приложение №1 к Постановлению Правительства РБ от 21.06.07 №195.
Предварительный вариант прогноза социально-экономического развития на 2008 г. и на период до 2010 г. разработан МЭРТ и ВС РБ по двум вариантам:
- первый вариант – базовый – предполагает сохранение инерционной динамики развития экономики республики в среднесрочной перспективе;
- второй вариант – оптимистический – предполагает более высокие темпы роста экономики республики и основан на благоприятных сочетаниях внешних и внутренних факторов развития в среднесрочной перспективе.
Демографическая ситуация
Начнется процесс постепенного повышения удельного веса населения старше трудоспособного возраста – 14,97% (по России – 20,39%). Одновременно продолжится снижение численности населения в возрасте моложе трудоспособного – 20,7% (в РФ – 16,3% на 01.01.2006). Период 2004-2008 гг. характеризуется максимальной численностью трудоспособного населения (64,3% от всего населения на 01.01.2006), прирост которого завершится в 2008 г.
В республике отмечается неравномерность демографического и миграционного развития. Уровень рождаемости на 1000 населения колеблется от 12,4 родившихся в Кабанском районе до 19,3 в Окинском. Уровень смертности – от 9,7 умерших в г. Северобайкальск, до 18,1 в Окинском районе.
Валовой региональный продукт
Расчет объемов DHG позволяет прогнозировать ежегодные темпы его прироста в 2008-2010 гг. на уровне 5,2-5,5 % по 1 одному варианту и 7,0-7,2 % - по второму.
По оптимистичному варианту прогноза в 2010 г. ВРП достигнет 229,6 млрд. руб., что составит 130,8 % к уровню 2006 г. (в сопоставимых ценах).
Промышленное производство
Индекс производства промышленности в 2007 г., по предварительной оценке, ожидается на уровне 107 %. В сельском хозяйстве прогноз на 2008-2010 гг. рост объемов производства во всех категориях хозяйств составит 106,1 % по 1 варианту и 114,0 % - по 2 к уровню 2006 г.
К 2010 г. по оптимистичному варианту прогнозируется по отношению к 2006 г. увеличение производства зерна до 104,5 тыс. т. (114,9 %), скота и птицы на убой в живом весе – до 62,4 тыс. т. (115,1 %), молока – до 259,8 тыс. т. (114,9 %), яиц – до 72,2 млн. шт. (113,7 %).
Рынок товаров и услуг
К 2010 г. в сфере торговли будут осуществлять деятельность 4029 объектов торговли с площадью 226,1 тыс. кв.м., в сфере общественного питания – 670 объектов на 25,9 тыс. посадочных мест.
В 2010 г. рост оборота розничной торговли по 2 варианту составит 81000,0 млн. руб., или 147 % к уровню 2006 г. оборот общественного питания в 2010 г. достигнет по оптимистичному варианту 423,0 млн. руб., или 135,9 % к уровню 2006 г. [25]
Таблица 4
Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия
Показатели | Ед. изм. | 2008 | 2009 | 2010 |
1. Демографические показатели | ||||
Численность постоянного населения (среднегодовая) - всего | тыс. чел. | 958,12 | 958,12 | 958,12 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении | число лет | 63,50 | 63,60 | 63,70 |
2. Выпуск товаров и услуг | млн. руб. | 259412,92 | 317561,10 | 382638,26 |
2.1. Валовой региональный продукт | млн. руб. | 155647,75 | 190536,66 | 229582,96 |
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всего категорий | млн. руб. | 12147,10 | 13039,00 | 14291,00 |
Транспорт и связь Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием |
км | 6329,00 | 6329,00 | 6329,00 |
Протяженность автомобильных дорог федерального значения | км | 829,00 | 829,00 | 8290 |
2.2. Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении | ||||
Зерно (в весе после доработки) | тыс. тонн | 101,10 | 102,10 | 104,50 |
Картофель | тыс. тонн | 244,20 | 252,50 | 261,30 |
Овощи | тыс. тонн | 111,30 | 115,10 | 119,10 |
Скот и птица | тыс. тонн | 58,30 | 60,30 | 62,40 |
Молоко | тыс. тонн | 242,80 | 251,10 | 259,80 |
Яйца | млн.штук | 67,50 | 69,80 | 72,20 |
Древесина деловая | тыс. плот. куб. м | 735,00 | 760,00 | 780,00 |
Мясо, включая субпродукты 1 категории | тыс. тонн | 3,80 | 4,00 | 4,10 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко) | тыс. тонн | 13,80 | 14,40 | 15,00 |
Товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы рыбные | тыс. тонн | 3,70 | 3,90 | 4,00 |
Оборот розничной торговли | млн. руб. | 59675,00 | 70106,00 | 81000,00 |
Оборот общественного питания | млн. руб. | 2947,00 | 3563,00 | 4230,00 |
Объем платных услуг населению | млн. руб. | 15636,90 | 19373,30 | 24095,00 |
Оборот малых предприятий | млн. руб. | 46727,00 | 64623,50 | 90020,50 |
Собственные средства предприятий | млн. руб. | 5384,58 | 6224,90 | 7445,00 |
Бюджетные средства, в т.ч. | млн. руб. | 5463,40 | 6342,74 | 7086,70 |
из федерального бюджета | млн. руб. | 3803,40 | 4582,74 | 5186,70 |
из бюджетов субъектов федерации | млн. руб. | 1660,00 | 1760,00 | 1900,00 |
Средства внебюджетных фондов | млн. руб. | 71,20 | 72,70 | 81,50 |
Всего доходов | млн. руб. | 48505,10 | 53993,70 | 59070,00 |
Всего расходов | млн. руб. | 49458,20 | 54747,20 | 59704,10 |
Предпосылки создания и развития системы информационно-консультационного обслуживания в республике
Анализируя опыт функционирования ИКС в зарубежных странах, нужно отметить, что создание службы во многих из них было обусловлено кризисным состоянием сельского хозяйства и необходимостью решения проблем отрасли. Не являются исключением Россия и Республика Бурятия в частности. Проведенные в стране реформы имели тяжелые последствия для сельского хозяйства, и хотя основные цели реформы (создание многоукладной сельской экономики, формирование конкурентных отношений между производителями, сокращение роли государственных институтов в регулировании рыночного хозяйства, формирование новых земельных отношений и др.) достигнуты, отрасли все еще необходима поддержка.
Формирование рыночной инфраструктуры и системы информационно-консультационного обслуживания являются сегодня важными элементами поддержки сельского хозяйства.
Создание информационно-консультационной службы в Бурятии в целом отвечает потребностям отрасли.
Формирование многоукладной экономики, усиление конкурентной борьбы между сельскими товаропроизводителями на фоне разрушения межхозяйственных связей и каналов реализации продукции обусловили потребность в информации о сельскохозяйственных рынках продукции, сырья, материалов и комплектующих, а также ценах на них. Кроме того, число хозяйствующих субъектов значительно возросло, в основном за счет того, что деятельность хозяйств населения, направленная в дореформенных период в первую очередь на удовлетворение потребностей семьи, сегодня более ориентирована на производство с целью реализации и получения дохода. Увеличивается как объем информации о действующих на рынке субъектах, так и количество потребителей, нуждающихся в такой информации, при этом процесс ее сбора и распространения затруднен. Участие ИКС в данном процессе позволяет решить эту проблему.
Анализ положения в отрасли свидетельствует о сокращении объемов производства, низкой конкурентоспособности и рентабельности производства. Встает вопрос о необходимости обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных организаций и постепенного перехода от экстенсивных технологий производства к интенсивным. Последнее касается не только сельскохозяйственных организаций, но и хозяйств населения, в которых нередко весь производственный процесс осуществляется на основе ручного труда. Так как одной из функций ИКС является доведение до товаропроизводителей и внедрение инновационных технологий, деятельность службы в этом направлении позволяет значительно ускорить процесс. Организация демонстрационных полей и ферм в какой-то мере может заменить практически свернутую в республике опытно-производственную деятельность.
С помощью ИКС возможно содействие решению проблемы снижения общего кадрового потенциала села. Обучение в рамках ИКС позволяет не только получить необходимые знания фермерам и владельцам личных подворий, но и повысить уровень квалификации отраслевых специалистов и руководителей сельскохозяйственных организаций.
Консультационная служба в Бурятии способствует процессу реформирования сельского хозяйства и адаптации его к рыночной системе хозяйствования. Направления консультирования и другие услуги, оказываемые службой, ориентированы на разные категории пользователей.
В целом формирование перечня услуг, предлагаемых ИКС, происходит, с одной стороны, в соответствии со спросом на консультационные услуги, с другой – исходя из знаний и навыков, которыми обладают сотрудники службы (рис. 1).
Рис. 1. Факторы формирования предложения консультационных услуг
Формирование спроса на информационно-консультационные услуги проходит через несколько стадий: осознание проблем товаропроизводителями, осознание потребности в консультировании, определение потенциального объема средств, которые товаропроизводители готовы выделить на оплату информационно-консультационных услуг (в случае, когда они оказываются на платной основе).
Нужно отметить, что даже при возможности получить бесплатные информационно-консультационное обслуживание спрос на него может быть ограничен, так как товаропроизводители не имеют достаточного объема ресурсов на внедрение полученных консультаций.
Знания и навыки, которые может предложить информационно-консультационная служба, определяются после того, как сотрудники службы (или инициаторы ее создания) осознают проблемы сельского хозяйства и, исходя из имеющихся в этой области научных знаний, а также на основании информации, полученной от общественности, формируют перечень мероприятий, которые необходимо осуществить (в принципе) для решения этих проблем. Перечень мероприятий соотносится с возможностями службы или инициаторов ее создания (ими могут быть органы власти, отдельные организации или частные лица). Под возможностями в данном случае понимается обеспеченность службы финансовыми, материально-техническими, трудовыми ресурсами. Особое внимание уделяется кадровому потенциалу.
Одним из важных условий существования и успешного развития службы является постоянное расширение рынка информационно-консультационных услуг. Важную роль в этом процессе играет установление обратной связи с товаропроизводителями, которое позволяет ИКС получать информацию о степени удовлетворения потребностей товаропроизводителей в информационно-консультационных услугах, качестве работы службы в целом и отдельных ее подразделений, прогнозировать спрос на услуги. Это позволяет не только оперативно реагировать на существующий спрос на услуги ИКС, но и стимулировать его, способствуя осознанию товаропроизводителями их проблем и потребности в консультировании, мотивируя реальных и потенциальных клиентов к использованию консультационных услуг.
Использование данных обратной связи повышает эффективность планирования деятельности службы.
Результаты деятельности ГУ ИМЦ СТ РБ
Республиканское государственное учреждение «Информационно-методологический центр сельских территорий (ГУ ИМЦ СТ РБ) создано в соответствии с постановлением Правительства РБ от 20 января 2006 года №20.
Учреждение создано в целях содействия повышению эффективности и устойчивости функционирования сельских территорий и сельскохозяйственных производителей всех форм собственности в условиях рыночной экономики путем оказания информационно-методологических услуг.
Задачами деятельности ГУ ИМЦ СТ РБ являются:
- осуществление информационно-методологических услуг сельским производителям;
- информационная поддержка аграрных преобразований и реализации социальных программ на селе;
- содействие устойчивому развитию социальной и производственной сферы сельских территорий.
В состав учреждения входят 16 филиалов в районах республики: Баргузинский, Баунтовский, Бичурский, Джидинский, Еравнинский, Заиграевский, Закаменский, Иволгинский, Кабанский, Кижингинский, Курумканский, Кяхтинский, Мухоршибирский, Окинский, Тарбагатайский, Хоринский.
Учреждение проводит следующие виды деятельности:
- консультирование администрации сельских поселений, сельского населения и организации всех форм собственности по вопросам федерального регионального законодательства, создания и реорганизации организации, управление производством, экономики, финансов, бухгалтерского учета и налогообложения, освоения инновационных технологий, технологическим вопросам, по различным программам, принятым федеральным и региональных законодательством, ведения личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов, и о новых методах хозяйствования;
- мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организации;
- проведение обучающих семинаров и курсов по организации несельскохозяйственных видов деятельности;
- ведение ценового мониторинга и предоставление информации по ценам на сырье, продукцию и услуги, а также оказание консультационной помощи при маркетинге на основе получаемой информации о ценах по районам РБ и регионам России;
- распространение отечественного и зарубежного передового опыта функционирования сельских территорий и реализации сельскохозяйственной продукции, прогрессивных технологий, новой видеотехники, новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, новых пород, линий и кроссов животных, премиксов и витаминов, средств защиты животных и растений;
- организация выставок, работа с организациями, имеющие демонстрационные поля и фермы, с целью проведения испытаний новых технологий;
- содействие инновационной деятельности предприятий РБ и оказание им помощи по планированию хозяйственной деятельности, разработке бизнес-планов и ТЭО, поиску инноваций и инвесторов;
- сбор данных и анализ использования земельных, трудовых и материальных ресурсов, результатов хозяйственной деятельности предприятии РБ;
- формирование базы данных по прогрессивным технологиям, эффективным организационным, экономическим, технологическим решениям, передовому опыту ведения производства, которые возможно и целесообразно применять в условиях республики;
- распространение правовых, экономических экологических знаний, в т. ч. новых нормативных актов по налогообложению, кредитованию, бухгалтерскому учету, трудовым и земельным отношениям, гражданскому законодательству;
- издание информационных бюллетеней и другой печатной продукции для распространения информации и знаний;
- проведения краткосрочных обучающих семинаров;
- организация мониторинговых исследований с целью выявления проблем
и потребностей жителей сельских территорий и обработка обратной связи с сельскими товаропроизводителями;
- участие в рекламной деятельности и пропаганде технических и технологических достижений;
-ведение статистического учета и анализа обращений с целью дальнейшего совершенствования работы учреждения;
-формирование заказов науке на регионе прикладных научных проблем по развитию сельскохозяйственных территорий;
- распространение и разъяснение от имени и поручению органов власти и управление АПК официальной информации по агрономии, зоотехники, бухгалтерскому учету и налогообложению, экономике, юриспруденции, материально-техническому обеспечению отраслей АПК, технологиям перерабатывающей промышленности.
Также учреждение вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не противоречащий законодательству РФ:
- осуществление услуг по консультационному обслуживанию жителей сельских территорий и товаропроизводителей, независимо от их подчиненности и форм собственности по договорным ценам, а также населению по прейскуранту, утвержденному руководителем учреждения;
- осуществление услуг по оформлению гражданско-правовых договоров, учредительных документов и прочих документов;
- разработка технико-экономических обоснований и бизнес-планов;
- обучение пользователей персональных компьютеров и компьютерных программ;
- издание и распространение печатной продукции;
- проведение обучающих семинаров;
- услуги копирования, сканирования, набора и распечатки текстов;
- поиск и предоставление информации и учебных материалов с применением интернета справочно-правовых систем.
Специалисты центра предоставляют следующие виды услуг:
1. Разработка бизнес-планов к инвестиционным проектам;
2. Анализ хозяйственной деятельности организации;
3. Консультации по вопросам финансового оздоровления, реформирования, налогообложения предприятия, гражданского, земельного и трудового права.
4. Поставка, установка и внедрение программных продуктов серии
«1С: Предприятие»
«1С: бухгалтерия 7.7»
«1С: Зарплата и кадры»
«1С: Торговля и склад»
5. Компьютерные курсы:
- начальная подготовка работы на компьютере + быстропечать;
- пользователи программы «1С: бухгалтерия 7.7», «1С: торговля и склад»;
- кадровое дело;
- офис- менеджер.
6. Организация выездных семинаров по вашим заявкам;
7. Ведение бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей;
8. Операторские услуги:
- заполнение бухгалтерской отчетности на магнитных носителях;
- компьютерный набор текста;
- сканирование;
- копирование и тиражирование печатной продукции.
9. Ремонт и обслуживание компьютерной оргтехники.
10. Услуги по земельным вопросам:
- консультирование по земельному законодательству и практике его применения в условиях рынка;
- практическая помощь по оформлению прав на земельные участки, в том числе, при выделе земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения.
Мероприятия по оказанию консультационной помощи сельхозтоваропроизводителям осуществляются через информационно-методологический центр сельских территорий РБ.
В республике работают 16 филиалов центра, оказывающие консультационные услуги товаропроизводителям. За первое полугодие 2008 года консультантами ИМЦ создано 95 субъектов малого бизнеса, в том числе 7 сельхозпроизводителей. Всего с начала реализации ПНП в сельских территориях РБ создано 557 субъектов малого бизнеса, в том числе 80 сельхозпроизводителей.
Консультантами ГУ ИМЦ СТ РБ за первое полугодие 2008 года оказано 14,68 тыс. ед. консультаций, в том числе – 3, 86 тыс. ед. индивидуальных, 1,06 тыс. ед. групповых, 9,75 тыс.ед. массовых, что выше планируемого уровня на 63 %. Наибольший удельный вес занимают консультации по реализации ПНП «Развитие АПК» в республике, вопросам бухгалтерского учета и налогообложения и правовым вопросам (создание предприятия, реорганизация, реформирование, перерегистрация и т.д.).