Структура рынка сельскохозяйственной продукции

Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда.

По мнению многих экономистов, система рынка лучше, чем другие системы, приспособлена для использования достижений научно- технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для полного удовлетворения потребностей общества. Его преимущество состоит в том, что она содержит стимулы к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Рынок информирует производителей о состоянии дел во всех отраслях и сферах хозяйственной жизни, указывает направления и характер изменения производства. Через него происходит приспособление структуры производства товаров к объему и структуре общественных потребностей.

Рынок сельскохозяйственной продукции — это сфера обмена товарами сельского хозяйства между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда. Создание этого рынка тесно связано с ликвидацией монополии государства на закупку сельскохозяйственной продукции по «твердым» ценам, с широким развертыванием прямой продажи произведенной продукции непосредственно самими товаропроизводителями. При формировании рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья государство использует экономические методы. Важное значение при этом заключается в соблюдении принципа паритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию[6].

В зависимости от видов сельскохозяйственной продукции, представленных на рынке, различают: рынок зерна, рынок картофеля и овощей, рынок мяса и мясопродуктов, рынок молока и молокопродуктов и т.д.

Рынку сельскохозяйственной продукции свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого сельскохозяйственного производства.

1. Зависимость предложения от погодных условий, ограничивающая возможности контроля сельским товаропроизводителем количества и качества продукции.

2. Гарантированный спрос на сельскохозяйственную продукцию, что обусловлено ее способностью удовлетворять потребности населения в пище. В определенной степени эта особенность компенсирует отрицательное влияние предыдущей. Сельскохозяйственный товаропроизводитель может использовать ее для повышения эффективности своей деятельности. Он имеет возможность не производить из года в год одну и ту же продукцию, а маневрировать, развивать производство новых, пользующихся спросом товаров, таким образом, успешно бороться с конкурентами и находить новые источники дохода.

3. Большой объем продукции, и ее скоропортящийся характер вызывают необходимость, с одной стороны, в хранилищах (в особенности для овощей, картофеля, плодов), с другой — в реализации в максимально сжатые сроки. Это позволяет избежать значительных потерь, а, следовательно, снижения доходности производства.

4. Сосредоточение потребления сельскохозяйственной продукции в городах, что вызывает необходимость ее сбыта через различного рода посредников. Это означает потери определенной доли дохода товаропроизводителей; они вынуждены «делиться» с посредниками частью стоимости своей продукции [3].

В самом общем виде структура рынка сельскохозяйственной продукции представлена на рис.1.

Структура рынка сельскохозяйственной продукции

Рис.1 –Структура рынка сельскохозяйственной продукции

В основе ценообразования на сельскохозяйственную продукцию должен лежать принцип учета спроса и предложения. При этом следует помнить, что рынок сельскохозяйственной продукции имеет ряд особенностей, которые не позволяют оставлять цены на нее полностью свободными. Это связано с обязанностями государства как гаранта продовольственного обеспечения страны, с необходимостью учета природно-экономических условий производства и высокой капиталоемкостью сельского хозяйства. Нужна разветвленная и гибкая система ценового регулирования, включающая:

-    определение целевых цен, обеспечивающих доходность, достаточную для покрытия текущих затрат и расширения производства;

-    установление гарантированных (защитных) цен, которые могут быть ниже целевых и использоваться тогда, когда рыночные цены опускаются ниже их уровня;

-    введение механизма залоговых операций и использование рыночных цен; для залоговых операций целесообразно иметь квоты на гарантированные закупки продукции.

Рыночные отношения предполагают конкурентное, но беспрепятственное продвижение продукции от производителя к потребителю. Эта система должна включать: механизм квотирования, обеспечивающий гарантию реализации определенной части сельскохозяйственной продукции; создание фермерских региональных продовольственных фондов и резервов; закупки государством продукции для осуществления товарных инвестиций в случаях, когда необходимо вмешательство с целью ликвидации дефицита продукции, стабилизации и понижения уровня цен; обеспечение свободы перемещения продукции внутри страны