Сущность и виды планирования на предприятии АПК

Переход от командно-административной к рыночной экономике существенно повысил значимость планирования. Раньше союзный центр при принятии решений опирался на такие формы планирования, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Сегодня центр тяжести переместился на уровень предприятия, организации, банка, фирмы, холдинга, которые самостоятельно принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их выполнение и последствия. Результаты российской практики в период становления рынка обострили потребность в планировании социально-экономических процессов с учетом специфики переходного периода. Спрос на качество разработки планов резко возрос. Теперь планы требуются всем субъектам рынка. Это вызывает острую необходимость реанимации и дальнейшего развития планирования, качество и результаты которого соответствовали бы потребностям современного управления.

Планирование на предприятии АПК может быть эффективным, если оно базируется на фундаментальной методологической и теоретической основе.

Фундаментальная теоретическая основа планирования — планомерность как метод обеспечения пропорциональности. Пропорциональность может возникать стихийно и сознательно. Стихийно пропорциональность достигается лишь на момент, потом она разрушается, а затем снова восстанавливается. При сознательном научно обоснованном обеспечении возникает возможность постоянного поддержания динамичной пропорциональности.

В экономической литературе под планомерностью понимают общественно-экономическую согласованность труда, как в пространстве, так и во времени. Планомерность, состоящая в поддержании пропорциональности и согласованности, реализуется в процессе взаимодействия всех стадий расширенного воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления.

Планомерность как экономические отношения лежит в основе закона планомерного развития. Закон планомерного развития выражает необходимость и возможность постоянно поддерживать пропорциональность в рамках национальной экономики в целом и в ее структурных подразделениях. При этом государство как субъект рыночных отношений использует не только закон планомерного развития, но и всю систему экономических законов, включая законы рынка: стоимости, спроса и предложения, денежного обращения и т. д.

Планирование соотносится с более широким понятием — предвидением, под которым понимают опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления. Выделяют три формы предвидения: гипотезу, прогноз, план, которые отличаются степенью конкретности и характером воздействия на ход исследуемых процессов.

Гипотеза — это научное предвидение на уровне общей теории. Исходная точка построения гипотезы — теория, открытые на ее основе закономерности и причинно-следственные связи формирования и развития исследуемых объектов. Гипотеза раскрывает качественную характеристику объекта, выражает общие закономерности его развития.

Прогноз — это научное предвидение на уровне конкретно-прикладной теории. Он имеет значительно большую определенность и достоверность, чем гипотеза. В основе разработки прогноза не только качественные, но и количественные параметры. При этом прогноз, естественно, носит вероятностный характер.

План — это научное предвидение, которое предполагает четкую постановку точно определенной цели и отражение конкретных событий исследуемого объекта. План, как и прогноз, основан на закономерностях и достижениях конкретно-прикладной науки. В нем предвидение получает наибольшую точность и определенность.

Все формы предвидения тесно взаимосвязаны как на стадии познания поведения объекта в будущем, так и на стадии принятия управленческих решений. В качестве исходного момента познания объекта выступает гипотеза, завершающий этап — разработка плана развития объекта как нового качественного и количественного состояния его в будущем. Связующим звеном между гипотезой и планом выступает прогноз.

Ясно, что планирование и прогнозирование тесно взаимосвязаны. В конечном итоге прогнозирование — это инструмент разработки плана. При этом сочетания прогноза и плана могут быть различными: как правило, прогноз предшествует разработке плана; при прогнозировании последствий выполнения плана прогноз может следовать за ним; прогноз может обосновываться непосредственно в процессе разработки плана.

Между планом и прогнозом есть и различия. Прогноз, как правило, исходит из альтернатив поведения объекта и имеет вариантное содержание. План по существу содержит однозначное решение в том случае и тогда, когда он разрабатывается на альтернативной основе. Прогнозирование основано на прогностических методах, разработка планов — на более строгих и точных методах планирования.

Процесс планирования на предприятии включает три этапа.

1. Процесс разработки планов, то есть принятие управленческих решений о целях предприятия и методах их осуществления. Результат процесса планирования на предприятии — система планов.

2. Выполнение плановых решений. Результат этой управленческой деятельности — итоговые реальные показатели развития предприятия.

3. Контроль выполнения планов развития предприятия путем сопоставления фактических показателей с плановыми и корректировка поставленных целей.

Непосредственно процесс разработки планов, в свою очередь, можно разделить на ряд этапов, следующих друг за другом:

• исследования и анализ внутренней и внешней среды предприятия;

• определение приоритетных ориентиров предпринимательской деятельности: видение, миссия, комплекс целей;

• разработка базовой и функциональной стратегии развития предприятия: при помощи методов стратегического анализа обосновываются альтернативные варианты стратегии, производится выбор наиболее эффективного варианта;

• разработка окончательного стратегического плана развития предприятия;

• обоснование среднесрочных планов и программ;

• на основе стратегического и среднесрочного планов разработка текущих планов — годовых и оперативных;

• определение предпосылок разработки новых планов, учитывающих результаты выполнения плановых показателей путем сравнения с фактическими.

Для конкретного предприятия на каждом этапе планирования важно выделять главное. На первом этапе, прежде всего, определяют качественные параметры внешней среды функционирования предприятия. Как известно, рыночная экономика развивается неравномерно, циклично, последовательно проходя через фазы стабильного развития, кризиса, депрессии, оживления, подъема, а также среднесрочного, долгосрочного, сверхдолгосрочного (цивилизованного) циклов. В современных условиях необходимо правильно определить, в какой фазе экономического цикла находится экономика, когда будет достигнута точка перехода в другую фазу. Своевременное определение этого момента даст возможность с опережением подготовиться к нему, обосновать эффективное использование производственного потенциала предприятия.

Анализ состояния и тенденций развития основных, дополнительных и вспомогательных отраслей, результатов выполнения намеченных планов за предшествующий период и выявление резервов более эффективного использования имеющихся ресурсов с учетом оценки внешней среды дают возможность предприятию обосновать организационно-технические и социально-экономические цели и задачи развития.

Обоснование целей и выбор возможных направлений развития, средств и методов их достижения тесно взаимосвязаны. При ограниченных производственных ресурсах выдвигаемые цели во многом предопределяют выбор путей и средств их осуществления. В свою очередь, имеющиеся в распоряжении предприятия производственные и финансовые ресурсы влияют на выбор стратегических и тактических целей развития.

На предприятиях АПК применяют различные формы планирования, поскольку оно охватывает в той или иной степени все сферы социально-экономической деятельности: научно-техническую, организационно-технологическую, социально-экономическую, экологическую, финансовую и т.д. Каждая форма планирования наряду с присущими ей характерными чертами имеет свою специфику.

В экономической литературе приводятся многочисленные классификации форм планирования, что обусловлено различным подходом к выбору классификационных признаков.

Для всестороннего анализа форм планирования необходимо разработать их системную классификацию. В этой системе следует выделить сложную структуру форм — элементов структуры, а также систему взаимосвязей между формами. Эта система должна быть иерархической, в которой выделяются формы, виды, подвиды планирования.

Наиболее обоснованный методологический подход к классификации форм планирования — по семи классификационным признакам.

1. По типу социально-экономической системы:

- преимущественно директивно-централизованное с элементами самостоятельности объектов планирования;

- преимущественно индикативное в сочетании с директивностью;

2. По значимости целей планирования:

- стратегическое;

- тактическое;

3. По сроку действия разрабатываемых планов:

- долгосрочное;

- среднесрочное;

- текущее;

- оперативное;

4. По сфере деятельности:

- производственное;

- финансовое;

- кредитно-банковское;

- инновационное;

- социальное и т. д.

5. По масштабу планирования:

- международное;

- общегосударственное;

- отраслевое;

- региональное;

- корпоративное;

- внутрихозяйственное;

6. По методологии планирования:

- системное;

- ситуационной;

- генетическое;

- нормативное и др.

7. По типологии планирования (временная ориентация):

- реактивное;

- инактивное;

- преактивное;

- интерактивное;

По типу социально-экономической системы выделяют преимущественно директивно-централизованное и индикативное планирование с элементами директивного. Под индикативным планированием понимают процесс определения и сознательного поддержания рациональной динамичной пропорциональности в народнохозяйственном комплексе в целом, его структурных подразделениях посредством разработки и реализации системы планов, качественные и количественные показатели которых имеют преимущественно рекомендательный характер.

Индикативное планирование осуществляется не только «сверху вниз», но и «снизу вверх», путем добровольного согласования планов и программ совместного участия в их реализации на контрактно-договорной основе. Государство при этом сознательно поддерживает стратегические, общеэкономические, межотраслевые, отраслевые и территориальные пропорции воспроизводства, разрабатывая систему индикаторов, дающую ориентировочную информацию предприятиям об эффективных направлениях развития. Одновременно государство формирует механизмы стимулирования устойчивого развития социально-экономической системы предприятий, используя налогообложение, кредитование, страхование, амортизационную политику, государственные заказы и т. д.

По целям планирования, которые могут быть построены по иерархическому принципу как «дерево целей», выделяют стратегическую цель («вершина дерева») и подчиненные ей тактические цели, или подцели первого, второго и последующих уровней («ветви дерева»). Формы реализации этих целей — стратегическое и тактическое планирование.

Стратегическое планирование как форма определения перспектив развития предприятия, достижения высоких темпов роста на основе совершенствования производственно-технических и организационно-экономических факторов составляет основное содержание стратегического менеджмента. Выделяют три основные функции стратегического планирования на предприятии. Во-первых, определение перспективных целей развития предприятия с учетом как внутренних, так и внешних факторов. Во-вторых, выбор стратегических приоритетов, позволяющих достичь целей социально-экономического, научно-технического, инновационного и экологического развития в перспективе. В-третьих, выработка хозяйственного механизма реализации выбранной системы приоритетов.

Стратегическое планирование — это единственный инструмент прогнозирования будущего предприятия, позволяющий связать текущую деятельность с долгосрочными целями. При этом ключевой момент стратегического планирования — всестороннее обновление базовой стратегии в органической связи с функциональными стратегиями развития предприятия (маркетинговой, производственной, социальной, организационно-управленческой, экологической и др.), а также с резервной стратегией быстрого реагирования (мобилизационной, ситуационного характера). Любая из этих стратегий должна соответствовать системе критериев: внутренняя целостность по всем параметрам; совместимость со средой, органическая увязка целей и ресурсов; комплексный учет положительных и отрицательных последствий риска; реальность горизонта планирования развития предприятия.

Тактическое планирование направлено на решение текущих задач развития предприятия. Это средство реализации стратегических планов. Тактические планы базируются на более объективной и полной информации, осуществление их сопряжено с меньшим риском. Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, сложившихся на нем методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики и финансов, рыночной конъюнктуры и т. д. Управленческие решения, принимаемые при тактическом планировании, проще оценить, структурировать, выбрать оптимальный вариант. Эти решения более конкретны, адресны, как правило, они привязаны к целям функционирования структурных подразделений предприятия.

В зарубежной науке и практике планирования развития предприятия выделяют четыре основных вида временной ориентации, или типологии планирования: реактивное, инактивное, преактивное, интерактивное.

Реактивное планирование (возврат к прошлому). Представители этого направления свои идеалы и способ управления находят в прошлом. Они отрицают достижения научно-технического прогресса, негативно относятся к технике и современному технологическому обществу.

При инактивном планировании (инертность) не считается нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем стремиться к движению вперед. Удовлетворенность настоящим — отличительная черта инактивизма.

Преактивное планирование (упреждение) ориентировано в основном на будущее. Преактивисты стремятся ускорить изменения, приблизить будущее. Преактивисты положительно относятся к технике и к экономико-математическим методам планирования. Планирование на предприятии осуществляется «сверху вниз», то есть на высших уровнях прогнозируются внешние условия, формируются цели и стратегии, затем определяются цели низших уровней и программы их действия.

Интерактивное планирование сводится к проектированию желательного будущего и поиску путей его достижения.