Среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира, важную роль в современных условиях играет предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют, - предприниматели. Выяснению сущности предпринимательства, основных черт предпринимателя мировая экономическая наука уделяет внимание на протяжении почти трех столетий. Тем не менее, понятие «предпринимательство» (как и все другие экономические категории) постоянно пополняется элементами нового содержания, которое предопределяет необходимость его системного изучения. Понятие «предпринимательство» впервые ввел в научное обращение английский ученый Ричард Кантильен. Он рассматривал его как особую экономическую функцию, важной чертой которой является риск.
Французский экономист Жан-Батист Сей утверждал, что предприниматель действует на собственный счет и риск с целью получения выгоды, владеет при этом знаниями и опытом, комбинирует факторы производства и т.п.
Известный английский экономист Адам Смит рассматривал предпринимателя как владельца, связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего с собственной заинтересованностью предпринимателя (личным обогащением), в процессе реализации которой он оказывает содействие наиболее эффективному удовлетворению нужд общества. С этой целью предприниматель сам планирует и организовывает производство, распределяет полученные доходы. Другой английский экономист Давид Рикардо усматривал в предпринимателе обычного капиталиста. Аналогично оценивал роль предпринимателя Карл Маркс.
Качественно новую оценку предпринимательства дал в конце XIX в. английский экономист Алан Маршалл, выделив организацию производства, а со временем предпринимательскую способность к такой организации как отдельный фактор производства (вместе с работой, землей и капиталом).
Более полную характеристику предпринимательства приводят в своих работах американский экономист Йозеф Шумпетер, и английский - Фридрих Хаек. На мысль И. Шумпетера, содержание предпринимательства раскрывается в его функциях:
1) реформирование и коренная перестройка производства вследствие внедрения новых видов техники и технологий, создание новых товаров, освоение новых рынков, источников сырья;
2) использование научных разработок, маркетинга и др.
Выполнение функций предпринимательства зависит от хозяйственно-политической среды, которой определяет его возможности, виды, мотивацию.
Поэтому основные функции предпринимателя, за Й. Шумпетером, - это изготовление нового блага или старого нового качества; освоение нового рынка сбыта, источников сырья или полуфабрикатов; внедрение нового метода производства; соответствующая реорганизация производства. Предпринимателем, по его мнению, может быть не только капиталист, владелец, а и управляющий. Наибольшей мерой обособленности собственности от управления (а итак и от предпринимательства) оказывается в гигантских акционерных компаниях.
Ф. Хаек связывал предпринимательство, прежде всего с личной свободой, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами.
Предприниматель стремится оптимально использовать эти компоненты, учитывая, прежде всего ситуацию на рынке (перспективность относительно инвестирования, спроса и предложения определенной области экономики, уровень цен и др.), изыскать наилучшие средства для удовлетворения собственных и общественных нужд. По мнению американского экономиста П. Самуельсон (1915), предпринимательство связано с новаторством, а сам предприниматель является смелым человеком с оригинальным мышлением, которая добивается успешного внедрения новых идей.
Отмечается, что предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, на собственный риск деятельность относительно производства продукции, выполнения работ, предоставления услуг и занятия торговлей с целью получения прибыли. Основными принципами, за которыми осуществляется предпринимательство, такие:
1) свободный выбор деятельности на добровольных началах;
2) привлечение к предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;
3) самостоятельное формирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей произведенной продукции, установление цен соответственно расходам производства с соблюдением действующего законодательства;
4) свободный наем работников;
5) привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, естественных и других ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;
6) свободное распределение прибыли, которая остается после внесения платежей, установленных законодательством;
7) самостоятельное осуществление предпринимателем (юридическим лицом) внешнеэкономической деятельности;
8) использование любым предпринимателем надлежащей ему доли валютной выручки на собственное усмотрение.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:
· производственное;
· коммерческо-торговое;
· финансово-кредитное;
· посредническое;
· страховое.
1. Производственное предпринимательство
Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.
Между тем, именно производственное предпринимательство необходимо всем нам: в конечном счете, оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство.
2. Коммерческое (торговое) предпринимательство
Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.
Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.
Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
Сфера официального коммерческого предпринимательства - магазины, рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, другие учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.
3. Финансово-кредитное предпринимательство
Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.
Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.
Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции.
Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации). Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ.
4. Посредническое предпринимательство
Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.
Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
5. Страховое предпринимательство
Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что являются одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.
Предпринимательство служит предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства, как экономической категории, обусловлена его природой и признаками как специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.
Предпринимательство — это инициативная, связанная с хозяйственным риском и направленная на поиск наилучших способов использования ресурсов деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.
По своей экономической природе предпринимательство неразрывно связано с рыночным хозяйством и является его продуктом. Как свойство хозяйственной деятельности внешне оно проявляется в стремлении извлечь дополнительную выгоду в процессе обмена. Между тем, сам по себе обмен еще не является источником предпринимательства. Он становится таковым, когда превращается в составное звено единого хозяйственного оборота, а производство для обмена становится определяющей функцией хозяйствующих субъектов.
Стремясь к повышению доходности ресурсов, предприниматель прибегает к наиболее рациональным способам их применения. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Перемещение ресурсов в целях их более эффективного применения — лишь общая формула более сложного по содержанию процесса повышения эффективности использования ресурсов. Другой, более сложной по содержанию формой повышения эффективности применения ресурсов является комбинирование факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, проявляясь в новых технологиях, обеспечивает поступательный ход общественных производительных сил. В процессе индустриализации экономики комбинирование на основе "принципа замещения" становится определяющим фактором извлечения дохода, а "дух рационализма" пронизывает все содержание предпринимательства и отождествляется с ним.
В то же время было бы непростительным упущением сводить суть комбинирования только к вопросу эффективности использования ресурсов. Предприниматель комбинирует и в сфере более сложных параметров, обеспечивающих устойчивость самой предпринимательской структуры. Когда рыночный механизм по каким-либо причинам: дефицитность ресурсов, нестабильности поставок, трудности контроля по выполнению обязательств не обеспечивает должного уровня, предприниматель начинает комбинировать с элементами самого механизма. Он изымает отдельные элементы из рыночной сферы и включает их в структуру собственной организации, изменяя характер механизма перераспределения ресурсов. Поэтому содержание функции комбинирования шире "принципа замещения", а само оно может выступать фактором преобразования механизма распределения ресурсов.
Малый бизнес и его особенности развития в аграрной сфере
Когда распался Великий Запрещающий Механизм, утверждающий, что все люди должны иметь одинаковые возможности и перспективы, многие стали понимать, что их благосостояние в их же руках. Именно тогда начался рассвет эры малого предпринимательства, который продолжается и по сей день. Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день, и каждый человек, если сам не вовлечён в систему предпринимательства, то хотя бы осведомлён о ней.
Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала; размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия; вид деятельности.
Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.
Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям.
К субъектам малого предпринимательства законом отнесены внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям:
1. Для юридических лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать определенные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого предпринимательства.
4. Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах ФЗ № 209 от 24 июля 2007 года.
Что касается развития малого предпринимательства в аграрной сфере, то здесь наряду с вышеперечисленными законами, юридическое регулирование осуществляется на основе нормативных актов аграрного законодательства.
Среди этих актов необходимо отметить федеральный закон № 264 от 29.12.06 «О развитии сельского хозяйства», который определяет в целом аграрную политику современного российского государства и является головным интегрированным законодательным документом. На базе этого закона формируется вся система аграрного законодательства, в основе которой преобладают нормы о предпринимательстве.
Под системой понимают организацию экономической деятельности малых форм хозяйствования в аграрной сфере в кооперации с крупными комплексами холдингового типа и корпорациями на основе договоров, в том числе договоров контрактации, а также по самостоятельному, независимому ведению агробизнеса.
При планировании развития малого предпринимательства в сельском хозяйстве необходимо брать за основу два основных показателя. Во-первых, увеличение производства сельскохозяйственной продукции – сырья и продовольствия в каждом субъекте Российской Федерации и, в конечном счете, обеспечение продовольственной безопасности современного российского государства. И, во-вторых, обеспечение доходности и повышение благосостояния сельских жителей, выражающиеся в достижении уровня средней заработной платы, существующего в промышленности.
Мировой опыт развития сельского хозяйства показывает, что наивысшие результаты по производительности труда возможно достичь лишь в крупных фирмах, где используются самые новейшие достижения в селекции сельскохозяйственных растений и животных. В таких организациях всегда самое современное оборудование и техника, а также инновационные технологии.
В принципе и российское аграрное производство сегодня ориентировано на формирование крупных холдинговых компаний во главе с организацией-инвестором.
Разница между российскими и зарубежными крупными компаниями в аграрной сфере заключается в том, что зарубежные агрофирмы работают в комплексе с большим количеством потребительских кооперативов, которые оказывают заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие, сбытовые и иные другие услуги для головной коммерческой организации. В комплексе с ними трудятся и малые формы хозяйствования, занимающиеся производственно-хозяйственной деятельностью на основе диверсификации экономики основного узкоспециализированного аграрного производства крупной структуры агробизнеса, или на условиях договора контрактации продукции.
В России же агрохолдинги и другие крупные агроформирования практически на сто процентов выполняют сами все производственные, обслуживающие и другие функции, что является не всегда экономически эффективно и выгодно.
В связи с этим в сельском хозяйстве Российской Федерации имеется реальные возможности развития малых и средних форм предпринимательства совместно с крупными агрохолдингами. Как указывалось выше, малое и среднее предпринимательство в аграрной сфере в большей степени связывается с сельскохозяйственными кооперативами, как производственными, так и потребительскими; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами; личными подсобными хозяйствами граждан. Но, на наш взгляд, в правовом положении этих субъектов сельскохозяйственной деятельности имеются определенные юридические вопросы, требующие законодательного урегулирования. Если крупные субъекты аграрного производства изначально являются коммерческими организациями и созданы для занятия предпринимательской деятельностью, то сельскохозяйственный потребительский кооператив, а тем более личное подсобное хозяйство – не коммерческие организации.
Так, сельскохозяйственные потребительские кооперативы в соответствие со ст.4 закона «О сельскохозяйственной кооперации» по своему юридическому статусу не должны быть ориентированы на систематическое получение прибыли. Их цель – оказание услуг главной своей организации и на условиях гражданско-правовых договоров другим организациям и предприятиям аграрной сферы.
Как пишет профессор Белых В. С. – предпринимательская и хозяйственная деятельность - это перекрещивающиеся понятия. Не всякая хозяйственная деятельность может считаться предпринимательской.
В соответствии с нормами федерального закона № 264 «О развитии сельского хозяйства» (статья 2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы – перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные, садоводческие, огороднические, животноводческие признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Это дает им юридическое основание для занятия предпринимательской деятельностью, но извлечение прибыли не должно быть отражено в их Уставах.
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций может выполнять только вспомогательную функцию, т.е способствовать достижению уставных целей этих некоммерческих организаций.
Анализируя нормы закона «О сельскохозяйственной кооперации», мы обнаруживаем, что там нет ни одной нормы, регламентирующей именно предпринимательскую деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов. То есть налицо нестыковки между законами «О сельскохозяйственной кооперации», «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации» и нормами Гражданского Кодекса РФ. Эту проблему необходимо решить на законодательном уровне, дабы исключить разночтения в указанных федеральных законах.
Крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии с нормами Гражданского Кодекса РФ (глава III) является разновидностью индивидуальной предпринимательской деятельности. В то же время, согласно федеральному закону от 11.06.03 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» КФХ как организация без образования юридического лица осуществляет совместную предпринимательскую деятельность всех членов хозяйства, а не индивидуальное предпринимательство его главы. Глава фермерского хозяйства не вправе вести самостоятельную предпринимательскую деятельность, осуществляемую от своего имени вне связи с интересами коллектива. Крестьянское (фермерское) хозяйство обязано вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций как индивидуальный предприниматель. Это особенно важно в случаях получения льгот по кредитованию, при заключении договора лизинга и других финансовых взаимоотношений с государственными органами исполнительной власти.
Как и в случае с сельскохозяйственным потребительским кооперативом у крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время проявились проблемные вопросы. С одной стороны, по Гражданскому Кодексу РФ фермерские хозяйства относятся к индивидуальным предпринимателям. С другой стороны, по законам «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О развитии сельского хозяйства» и «О малом и среднем предпринимательстве в Российской Федерации» к предпринимательской деятельности фермерского хозяйства применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями и сельскохозяйственными товаропроизводителями. По закону, фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином и (или) группой лиц, находящихся в родстве или свойстве. Очевидно, что надо определить правовой статус фермерского хозяйства, созданного одним человеком и группой лиц.
Это важно для того, чтобы в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 22 июля 2008 года «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» определить к какой категории относится конкретное фермерское хозяйство. Или это – микропредприятие, или малое предприятие или среднее предприятие.
За последние 2-3 года руководство аграрным сектором экономики страны и в субъектах Российской Федерации развитие отечественного сельского хозяйства связывает с активным вовлечением в сельскохозяйственную деятельность личных подсобных хозяйств граждан. Причины здесь понятны. Раз в ходе реформ и преобразований ликвидированы крупные хозяйства, и по этой причине произошел спад аграрного производства (по объему производства продовольствия страна отброшена на 40-50- лет назад), то на слуху должны быть хоть какие-нибудь сельскохозяйственные товаропроизводители. Хотя, объективности ради привлечения внимания к личным подсобным хозяйствам и, особенно, их экономическая поддержка, будет способствовать повышению благосостояния сельских жителей и это имеет серьезное социальное значение. Но вернемся к юридическому статусу личного подсобного хозяйства. В соответствии с федеральным законом от 07.07.03 ст. 2, личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином или гражданами и совместно проживающими с ним членами семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке (придомовом или полевом). Согласно статье 3 закона «О личном подсобном хозяйстве», регистрация ЛПХ не требуется.
Сказанное выше означает, что личное подсобное хозяйство по закону не может быть субъектом предпринимательства, ибо оно не отвечает нормам Гражданского Кодекса РФ (п.1 ст.2), так как не регистрируется в качестве предпринимательской структуры. Действительно, бабушка Мария или дед Степан, прожив 80 лет в своем доме, полагали, что это их место жительства, среда обитания. Трудясь на своем придомовом участке, они обеспечивали себя и своих членов семьи овощами и другими продуктами питания. Но им и в голову не приходило, что они занимаются предпринимательской деятельностью и являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.
В другом случае работники агрохолдинга или иной крупной сельскохозяйственной организации, отработав добросовестно на производстве, во вторую смену и в выходные дни еще должны работать на своем ЛПХ. Но ведь никому не придет идея предлагать работнику завода взять на дом станок, чтобы во вторую смену поточить детали. После трудового дня заводской работник отдыхает. И только сельский житель почему-то обязан работать на износ, чтобы в статистических отчетах числились сотни тысяч субъектов сельскохозяйственной деятельности, создавая иллюзию эффективно развивающегося отечественного сельского хозяйства. Но у личного подсобного хозяйства есть действительно важная задача – вовлечь в активную трудовую деятельность трудоспособных жителей сельских населенных пунктов. В связи с ликвидацией аграрного производства, многие трудоспособные граждане не могут иметь работу и у них остаются три пути: или уезжать из родных мест, или работать где-то вахтовым методом, или заниматься производством сельскохозяйственной продукции на базе своего личного подсобного хозяйства.
Таким образом, налицо существует правовая проблема приведения законодательства о ЛПХ в соответствие с фактическим положением. По-видимому, для дедушек и бабушек, владельцев ЛПХ, государство должно создать достойные условия для жизнедеятельности и обеспечить качество их жизни.
Для тех же ЛПХ, владельцы которых решили заняться сельскохозяйственной деятельностью, надо определить их статус как аграрных предпринимателей в соответствии с существующим Гражданским Кодексом РФ.
И наконец, надо более четко определить грани между ЛПХ и фермерским хозяйством, так как в обоих случаях эти хозяйствующие структуры используют в качестве своих членов родственников или свойственников. Эти хозяйства семейно-трудового типа. Не решив законодательно юридический статус личного подсобного хозяйства, по-видимому, не правомерно говорить о предпринимательской структуре ЛПХ.
И еще одна мысль. Чтобы не придумывать новый статус личного подсобного хозяйства, может вернуться к теме организации крестьянских (фермерских) хозяйств. Все мы помним, какие организационные и экономические условия начали создавать в нашей стране после выхода закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 года. Была утверждена Целевая программа развития КФХ, создана ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов. Фермеров обучали внутри страны и за рубежом. К сожалению, в этой работе не все было гладко и не все задачи удалось довести до логического завершения. В результате в настоящее время фермерство в стране постепенно ухудшается и имеет устойчивую тенденцию к снижению численности КФХ. Между тем, крестьянские (фермерские) хозяйства являются самыми настоящими субъектами малого предпринимательства в сельском хозяйстве, и надо только серьезно подойти к реанимации фермерства в Российской Федерации на современном этапе экономического развития.
Если государство действительно кровно заинтересовано в обеспечении своей продовольственной безопасности и, в связи с этим, в развитии отечественного сельского хозяйства, то наряду с экономической поддержкой холдинговых компаний и других крупных субъектов аграрного производства, необходимо по-новому подойти и к развитию фермерства.
Предпринимательству как важнейшему фактору развития рыночной экономики альтернативы нет.
Но надо решить все имеющие правовые проблемы, чтобы создать полноценные условия и юридические гарантии для развития малого и среднего предпринимательства в аграрной сфере и в целом в Российской Федерации.