Виды и структура управления земельными ресурсами
Виды управления земельными ресурсами
Управление земельными ресурсами – это совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов.
Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающихся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования.
Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей.
Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление.
Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли.
Управление земельными ресурсами (УЗР) имеет разделение, как по вертикали, так и по горизонтали.
По вертикале, уровни:
- Федеральный;
- Региональный;
- Муниципальный;
- Внутренний.
По горизонтали, ветви:
- Законодательная;
- Исполнительная;
- Судебная.
Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление.
Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.
Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ).
Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм.
Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками. Создание системы государственного управления земельными ресурсами является основной задачей, решение которой позволит создать механизм регулирования земельных отношений.
Рис. 1. Виды управления земельными ресурсами
Задачи управления земельными ресурсами на каждом территориальном уровне подразделяют на законодательные и исполнительные органы власти. В связи с различным целевым использованием земель деятельность отраслевых министерств, ведомств и учреждений по управлению земельными ресурсами характеризуется системой как общих, так и специальных функций.
Эти функции и задачи реализуются всеми субъектами управления и существенно различаются с учетом условий жизнедеятельности конкретных регионов и перспектив их развития. Поэтому необходимо дифференцировать задачи для ведомств и регионов, что позволит определить место и значение каждого субъекта управления в конкретном регионе, избежать дублирования в их действиях или пропусков в системе управления по важным процессам землепользования.
Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
- наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающих эффективное развитие общества;
- обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления на всех административно-территориальных уровнях (по вертикали и горизонтали);
- регулирование государственными актами финансовой и природо-охранной деятельности субъектов земельных отношений;
- обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных
отношений;
- формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;
- улучшение использования и охраны земельных ресурсов;
- создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.
Структура управления земельными ресурсами на уровне Российской Федерации
Государственное управление земельными ресурсами заключается в использовании органами власти организационно-экономического механизма воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов в области владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами.
Предметом управления являются процессы организации использования земли, которые в пределах определенной территории обеспечивают все многообразие потребностей его жителей.
Рис. 2. Структура управления земельными ресурсами на уровне федерации
Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях, исходя из принятых для конкретного административно-территориального образования критериев эффективности рационального использования земель.
Структура управления муниципальной собственностью
Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях России, еще не приобрела законченной формы, сам процесс ее формирования находится в постоянном движении и совершенствовании. Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности. Прежде чем непосредственно обратиться к способам формирования муниципальной собственности, рассмотрим общепринятые в юридической теории основания и способы приобретения права собственности. Как и всякое правоотношение, правоотношения собственности возникают на основании определенных юридических фактов, которые обычно рассматриваются в качестве оснований возникновения права собственности.
Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Основные параметры, характеризующие территорию муниципального образования, — ее географические, экономические и социальные факторы.
Для формирования этих факторов можно использовать следующие критерии: Территория и население, правовой статус муниципального образования, формы организации хозяйственной деятельности территории муниципального образования, единство инфраструктуры муниципального образования.
Все муниципальные образования можно разделить на три большие группы:
первая — поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские поселения). Как правило, к этой группе относятся тс муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов;
вторая — территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, сельские округа и др.). Такие муниципальные образования состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным циклом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства;
третья — территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований характерен для районов Крайнего Севера, где кочевой образ жизни как основной вид хозяйственной деятельности не позволяет создавать поселения. Эта схема также применима для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства.
Основной предпосылкой управления земельными ресурсами на территории муниципального образования является то, что земля – это один из основных резервов общественного развития.
В системе управления муниципальной недвижимостью наиболее важны разграничение земель по формам собственности, выбор наиболее эффективного направления использования земельных участков и организации процесса передачи прав на землю.
Предметом управления является формирование процессов использования земельных ресурсов в границах муниципальных образований.
Объектом управления выступают земельные участки в установленных границах, фиксированной площади и местоположения, а также территориальные зоны.
Субъектами управления являются органы местного самоуправления, имеющие в своей структуре специальные подразделения: Агентство по управлению муниципальным имуществом, Департаменты земельных отношений, Департаменты планирования территории.
Рис. 3. Структура управления муниципальной собственностью
Виды управления земельными ресурсами
Управление земельными ресурсами – это совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов.
Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающихся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования.
Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей.
Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление.
Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли.
Управление земельными ресурсами (УЗР) имеет разделение, как по вертикали, так и по горизонтали.
По вертикале, уровни:
- Федеральный;
- Региональный;
- Муниципальный;
- Внутренний.
По горизонтали, ветви:
- Законодательная;
- Исполнительная;
- Судебная.
Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление.
Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.
Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ).
Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм.
Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками. Создание системы государственного управления земельными ресурсами является основной задачей, решение которой позволит создать механизм регулирования земельных отношений.
Рис. 1. Виды управления земельными ресурсами
Задачи управления земельными ресурсами на каждом территориальном уровне подразделяют на законодательные и исполнительные органы власти. В связи с различным целевым использованием земель деятельность отраслевых министерств, ведомств и учреждений по управлению земельными ресурсами характеризуется системой как общих, так и специальных функций.
Эти функции и задачи реализуются всеми субъектами управления и существенно различаются с учетом условий жизнедеятельности конкретных регионов и перспектив их развития. Поэтому необходимо дифференцировать задачи для ведомств и регионов, что позволит определить место и значение каждого субъекта управления в конкретном регионе, избежать дублирования в их действиях или пропусков в системе управления по важным процессам землепользования.
Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
- наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающих эффективное развитие общества;
- обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления на всех административно-территориальных уровнях (по вертикали и горизонтали);
- регулирование государственными актами финансовой и природо-охранной деятельности субъектов земельных отношений;
- обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных
отношений;
- формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;
- улучшение использования и охраны земельных ресурсов;
- создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.
Структура управления земельными ресурсами на уровне Российской Федерации
Государственное управление земельными ресурсами заключается в использовании органами власти организационно-экономического механизма воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов в области владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами.
Предметом управления являются процессы организации использования земли, которые в пределах определенной территории обеспечивают все многообразие потребностей его жителей.
Рис. 2. Структура управления земельными ресурсами на уровне федерации
Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях, исходя из принятых для конкретного административно-территориального образования критериев эффективности рационального использования земель.
Структура управления муниципальной собственностью
Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях России, еще не приобрела законченной формы, сам процесс ее формирования находится в постоянном движении и совершенствовании. Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности. Прежде чем непосредственно обратиться к способам формирования муниципальной собственности, рассмотрим общепринятые в юридической теории основания и способы приобретения права собственности. Как и всякое правоотношение, правоотношения собственности возникают на основании определенных юридических фактов, которые обычно рассматриваются в качестве оснований возникновения права собственности.
Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Основные параметры, характеризующие территорию муниципального образования, — ее географические, экономические и социальные факторы.
Для формирования этих факторов можно использовать следующие критерии: Территория и население, правовой статус муниципального образования, формы организации хозяйственной деятельности территории муниципального образования, единство инфраструктуры муниципального образования.
Все муниципальные образования можно разделить на три большие группы:
первая — поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские поселения). Как правило, к этой группе относятся тс муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов;
вторая — территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, сельские округа и др.). Такие муниципальные образования состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным циклом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства;
третья — территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований характерен для районов Крайнего Севера, где кочевой образ жизни как основной вид хозяйственной деятельности не позволяет создавать поселения. Эта схема также применима для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства.
Основной предпосылкой управления земельными ресурсами на территории муниципального образования является то, что земля – это один из основных резервов общественного развития.
В системе управления муниципальной недвижимостью наиболее важны разграничение земель по формам собственности, выбор наиболее эффективного направления использования земельных участков и организации процесса передачи прав на землю.
Предметом управления является формирование процессов использования земельных ресурсов в границах муниципальных образований.
Объектом управления выступают земельные участки в установленных границах, фиксированной площади и местоположения, а также территориальные зоны.
Субъектами управления являются органы местного самоуправления, имеющие в своей структуре специальные подразделения: Агентство по управлению муниципальным имуществом, Департаменты земельных отношений, Департаменты планирования территории.
Рис. 3. Структура управления муниципальной собственностью
Виды управления земельными ресурсами
Управление земельными ресурсами – это совокупность функций системы управления, направленная на рациональное использование земельных ресурсов.
Объектом управления является весь земельный фонд Российской Федерации, ее субъектов, административного района, города и других муниципальных образований, земельные участки отдельных субъектов земельных отношений, отличающихся по виду использования, правовому статусу, а также земельные участки общего пользования.
Предметом управления являются процессы организации использования земли, которая в пределах определенной территории обеспечивает все многообразие потребностей его жителей.
Субъекты управления подразделяют на субъекты, осуществляющие государственное, местное и внутрихозяйственное управление.
Целью управления земельными ресурсами является обеспечение потребностей государства и общества, удовлетворяемых за счет свойств земли.
Управление земельными ресурсами (УЗР) имеет разделение, как по вертикали, так и по горизонтали.
По вертикале, уровни:
- Федеральный;
- Региональный;
- Муниципальный;
- Внутренний.
По горизонтали, ветви:
- Законодательная;
- Исполнительная;
- Судебная.
Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление.
Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.
Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли. Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель. Особенность ведомственного управления - некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ).
Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным. Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм.
Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками. Создание системы государственного управления земельными ресурсами является основной задачей, решение которой позволит создать механизм регулирования земельных отношений.
Рис. 1. Виды управления земельными ресурсами
Задачи управления земельными ресурсами на каждом территориальном уровне подразделяют на законодательные и исполнительные органы власти. В связи с различным целевым использованием земель деятельность отраслевых министерств, ведомств и учреждений по управлению земельными ресурсами характеризуется системой как общих, так и специальных функций.
Эти функции и задачи реализуются всеми субъектами управления и существенно различаются с учетом условий жизнедеятельности конкретных регионов и перспектив их развития. Поэтому необходимо дифференцировать задачи для ведомств и регионов, что позволит определить место и значение каждого субъекта управления в конкретном регионе, избежать дублирования в их действиях или пропусков в системе управления по важным процессам землепользования.
Основные задачи государственного управления земельными ресурсами:
- наделение органов управления политическими и организационно-регламентирующими функциями, обеспечивающих эффективное развитие общества;
- обеспечение взаимосогласованности решений органов государственного управления на всех административно-территориальных уровнях (по вертикали и горизонтали);
- регулирование государственными актами финансовой и природо-охранной деятельности субъектов земельных отношений;
- обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных
отношений;
- формирование благоприятных условий для предпринимательства и прогрессивного развития общества;
- улучшение использования и охраны земельных ресурсов;
- создание правовых, экономических и организационных предпосылок для различных форм хозяйствования на земле.
Структура управления земельными ресурсами на уровне Российской Федерации
Государственное управление земельными ресурсами заключается в использовании органами власти организационно-экономического механизма воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов в области владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами.
Предметом управления являются процессы организации использования земли, которые в пределах определенной территории обеспечивают все многообразие потребностей его жителей.
Рис. 2. Структура управления земельными ресурсами на уровне федерации
Субъект управления на вышестоящем уровне осуществляет координирование организации субъектов управления на нижестоящих уровнях, исходя из принятых для конкретного административно-территориального образования критериев эффективности рационального использования земель.
Структура управления муниципальной собственностью
Муниципальная собственность, начавшая с недавнего времени формироваться в муниципальных образованиях России, еще не приобрела законченной формы, сам процесс ее формирования находится в постоянном движении и совершенствовании. Муниципальная собственность, являясь формой публичной собственности, выступает средством социальной защиты населения муниципального образования, она позволяет обеспечить определенные социальные потребности людей и способствовать достойному существованию отдельным, слабо защищенным слоям населения. А это один из самых важных аргументов в пользу необходимости формирования муниципальной собственности. Прежде чем непосредственно обратиться к способам формирования муниципальной собственности, рассмотрим общепринятые в юридической теории основания и способы приобретения права собственности. Как и всякое правоотношение, правоотношения собственности возникают на основании определенных юридических фактов, которые обычно рассматриваются в качестве оснований возникновения права собственности.
Федеральный закон №131-ФЗ устанавливает, что в состав муниципальной собственности входят: средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Основные параметры, характеризующие территорию муниципального образования, — ее географические, экономические и социальные факторы.
Для формирования этих факторов можно использовать следующие критерии: Территория и население, правовой статус муниципального образования, формы организации хозяйственной деятельности территории муниципального образования, единство инфраструктуры муниципального образования.
Все муниципальные образования можно разделить на три большие группы:
первая — поселенческие муниципальные образования (города, поселки, сельские поселения). Как правило, к этой группе относятся тс муниципальные образования, в которых имеется собственная инфраструктура, обеспечивающая завершенность производственных циклов;
вторая — территориально-поселенческие муниципальные образования (сельские районы, сельские округа и др.). Такие муниципальные образования состоят из нескольких поселений, объединенных общим хозяйственным циклом, общей инфраструктурой производственной деятельности и муниципального хозяйства;
третья — территориальные муниципальные образования. Этот вид муниципальных образований характерен для районов Крайнего Севера, где кочевой образ жизни как основной вид хозяйственной деятельности не позволяет создавать поселения. Эта схема также применима для муниципальных образований в сельской местности с хуторским способом ведения хозяйства.
Основной предпосылкой управления земельными ресурсами на территории муниципального образования является то, что земля – это один из основных резервов общественного развития.
В системе управления муниципальной недвижимостью наиболее важны разграничение земель по формам собственности, выбор наиболее эффективного направления использования земельных участков и организации процесса передачи прав на землю.
Предметом управления является формирование процессов использования земельных ресурсов в границах муниципальных образований.
Объектом управления выступают земельные участки в установленных границах, фиксированной площади и местоположения, а также территориальные зоны.
Субъектами управления являются органы местного самоуправления, имеющие в своей структуре специальные подразделения: Агентство по управлению муниципальным имуществом, Департаменты земельных отношений, Департаменты планирования территории.
Рис. 3. Структура управления муниципальной собственностью