Сущность экономического прогнозирования и планирования
Прогнозирование— разработка прогнозов, это специальное научное исследование конкретных перспектив развития каких либо явлений. Оно, как одна из форм конкретизации предвидения, находится во взаимосвязи с планированием, программированием, проектированием, управлением
Прогнозирование имеет комплексный характер. Экономический прогноз охватывает проблемы развития производительных сил и производственных отношений, одновременно с этим прогнозируются и другие составляющие этого явления и процесса.
Прогнозирование разделяется на:
- краткосрочное (1-2 года)
- среднесрочное (5-10)
- долгосрочное (15-20)
- сверхсрочное (50-100)
Методы прогнозирования
1) экстраполяция
2) моделирование
3) экспертная оценка
Общее между прогнозированием и планированием:
1) Единство объекта- н/х, отрасли, отдельные объекты и процессы
2) Единство социально -экономических условий
3) Единство методов и методологий изучения явлений и процессов и установленных закономерностей
4) Целенаправленное прогнозирование и планирование, ибо как прогнозирование, так и планирование имеет не самоцель, а средство для решения задач перед общество, перед коллективом
5) Связь между прогнозированием и планированием и результатами их реализации.
Отличие прогнозирования от планирования:
1) Детализация, обоснование каждого показателя плана и его увязка друг с другом (обоснованность задания плана с точки зрения обеспеченности материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, производственными мощностями и т.д.)
2) Жесткая привязка показателей во времени и в пространстве
3) Обязательность выполнения плана
4) Планирование как средство для государственного регулирования социально-экономического развития общества
5) Единство составления проверки организации выполнения плана.
Планирование — это субъективная деятельность людей, которая на основе изучения закономерностей, каких либо явлений и процессов (сторон общественной жизни), определяют их развитие (состояние движения) в ближайшие и отдаленные периоды времени.
Планирование народного хозяйства возможно при наличии
- политических
- экономических
- организационных предпосылок
Новая модель государственного регулирования выражается в следующем
1) Предприятие выступает товаропроизводителем- любые формы воздействия на предприятие, в том числе и со стороны государства должны носить экономический характер.
2) Отказ от традиционной модели государственного директивного плана.
3) Система государственного регулирования должен исходить в современных условиях из специфики рынка, характеризующегося интенсивным развитием предпринимательства различных форм собственности.
4) Государство реализует функцию собственности не распространяя свою компетенцию на функцию владения.
5) Государство осуществляет регулирование экономики на основе законов. В этих условиях закон должен оберегать хозяйственников от государственного монополизма.
В современных условиях ставятся новые задачи, связанные с централизованным планированием. В развитии экономики важное значение имеет сочетание централизованного управления с инициативой и возможностью регионов и экономических структур.
В новых условиях центральное планирование должно распространить свое действие и охватить следующие основные области плановой экономики:
1) Установление темпов и пропорций социально-экономического развития, структура общественного производства, распространение централизованных
2) Определение объемов производства важнейших видов продукции общегосударственного назначения в натуральном выражении
3) Планирование распределения постоянно сужающегося круга материально- технических ресурсов и централизованное прикрепление поставщиков и потребителей
4) Разработка и утверждение долговременных комплексных, социальных, научно-технических, региональных программ развития народного хозяйства.
5) Установление стабильных экономических нормативов, связанных с планированием производства, распределением материальных ресурсов, а также решением материальных проблем.