Тенденции управления на предприятиях АПК в России

В развитии агропромышленного комплекса большое значение имеет управление, так как от него в значительной мере зависят результаты хозяйственной деятельности.

Система управления АПК включает государственное и хозяйственное управление.

Государственное управление осуществляет федеральную, региональную и аграрную политику, а также обеспечивает интересы государства, регионов и муниципальных образований в аграрной сфере. Оно основано на соблюдении требований и правил федеральных и областных законов и других нормативно-правовых актов.

Центральный орган государственного управления агропромышленного комплекса – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Оно является исполнительным органом власти и осуществляет следующие функции:

1.   выработка государственной политики;

2.   нормативно-правовое регулирование;

3.   оказание государственных услуг в сфере АПК;

4.   управление государственным имуществом на подведомственных предприятиях и в учреждениях;

5.   координация и контроль деятельности находящихся в его ведении ведомств;

6.   экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, утверждение показателей их деятельности и др.

В состав Министерства сельского хозяйства входят:

-      Департамент регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

-      Департамент растениеводства, химизации и защиты растений;

-      Департамент мелиорации;

-      Департамент животноводства и племенного рода;

-      Департамент сельского развития и социальной политики и др.

Государственными органами управления в субъектах РФ являются департаменты сельского хозяйства. Они осуществляют государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, координацию их деятельности в сфере АПК, информационно-консультативную деятельность и др. В административных районах существуют управления сельского хозяйства, которые проводят единую государственную политику в отраслях АПК.

В последнее десятилетие наблюдается тенденция усиления протекционистской роли государства в развитии АПК. Государственное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами и включает:

 ·   защиту отечественного продовольственного рынка от импорта;

 ·   защиту аграрной сферы от высокомонополизированных отраслей, которые производят средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию;

 ·   сохранение функции государства в качестве заказчика и инвестора;

 ·   содействие развитию рыночной инфраструктуры и социальной сферы села;

 ·   содействие развитию аграрной науки;

 ·   подготовку высококлассных кадров для сельского хозяйства.

Активное воздействие на АПК государство осуществляет через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, совершенствование условий и уровня оплаты труда, государственные программы и государственные заказы.

В области кредитно-финансовой политики сегодня государство осуществляет целевое использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой. В роли проводника данной политики в сфере АПК выступает ОАО «Россельхозбанк», который был создан в соответствии с Распоряжением Президента РФ. Также кредитование производственной деятельности происходит и за счет субсидирования процентной ставки по кредитам за счет федерального бюджета.

В области ценовой политики одной из мер по регулированию уровня цен на продукцию сельского хозяйства и уровня доходов сельхозпроизводителей является осуществление государственных закупочных и товарных интервенций. В качестве примера можно выделить Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. №1208 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции». В нем установлено, что данные федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, для обслуживания кредиторов, полученных государственным агентом для формирования указанного фонда, и выплаты комиссионного вознаграждения за проведение закупочных, товарных интервенций и за организацию хранения запасов этого фонда. Данные мероприятия и выплаты производятся в соответствии с установленными правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. №580.

Сегодня развитие сельского хозяйства рассматривается как один из приоритетных национальных проектов, что говорит о том, что в сфере АПК существует множество проблем и необходимы новые подходы в управлении данной сферы. Тенденцией этого направления является разработка и осуществление государственных программ развития сельского хозяйства, рассчитанные на определенный период времени и предусматривающие комплексное развитие всех отраслей, подотраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса.

На данный момент Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы включает в себя:

Подпрограммы:

1)        Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;

2)        Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;

3)        развитие мясного скотоводства;

4)        поддержка малых форм хозяйствования;

5)        техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;

6)        обеспечение реализации Государственной программы.

Федеральные целевые программы:

1)        Социальное развитие села до 2013 года;

2)        Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года (проект);

3)        Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года (проект).

Планируется, что объем финансовых ресурсов для реализации подпрограмм Государственной программы составит (табл.1):

Таблица 1- Объем финансовых ресурсов для реализации подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства

год 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Объем финансовых ресурсов, (млрд.руб.) 158,9 162,0 175,4 185,0 194,7 203,6 211,2 217,9

Данные суммы позволят оказать государственную поддержку агропромышленного комплекса в таких направлениях, как: возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховой премии, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие и др.

Хозяйственное управление осуществляется различными органами управления. Его цель – развитие предпринимательской деятельности сельскохозяйственных производителей. Данное управление основано на инициативе, предприимчивости, установление новых хозяйственных связей, широком использовании прав собственности, имущественных отношений, обязательственных прав.

В последнее время в сфере АПК наблюдается тенденция производственной кооперации и интеграции. Объективная сущность данных процессов реализуется посредством межотраслевого взаимодействия, выполняющего функции объединения производственных звеньев и переделов в единое целое, которое обеспечивает обмен ресурсами между ними ради производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Сегодня все чаще возникают так называемые агропромышленные комплексы – агрофирмы, агрохолдинги, агрокомплексы. Подобные организации характеризуются эффективным производством на основе создания механизма оптимального корпоративного управления с учетом конъектуры рынка. Деятельность данных организаций основывается на использовании новых технологий хозяйства и направлена на увеличение объемов производства, снижение удельных затрат и улучшение качества продуктов питания.

К подобным объединениям можно отнести агропромышленный холдинг «Эксима», «Черкизово» (г. Москва), ОА «Куриное царство» (Липецкая область), ЗАО «Озерский молочный комбинат» (Московская область), ООО «ПсковАгроИнвест» (Псковская область), ЗАО «Агрокомплекс» (Краснодарский край) и др.

Группа «Черкизово» охватывает технологически смежные звенья в производственно-сбытовой цепи – производство комбикормов, выработка мясной продукции и ее реализация. ОА «Куриное царство» объединяет два цеха по переработки птицы, цех по производству комбикормов, элеватор, четыре птицефабрики, три инкубатория и тринадцать птицефабрик по выращиванию бройлеров. ЗАО «Агрокомплекс» включает в себя 10 сельскохозяйственных предприятий, 10 птицеводческих фабрик, комбикормовый завод, мельничный комбинат, кондитерский цех, крупозавод, два маслозавода и два мясокомбината.

Теория корпоративного управления, а именно детальное представление теоретических аспектов кооперации, анализ и оценка деятельности кооперативов, механизм их функционирования в России сегодня находится в стадии разработки. Но в целом предприятия АПК в настоящее время готовы к переходу на принципы корпоративной организации, поскольку состоят из множества хозяйственных организаций. Однако отсутствие определенного практического опыта в сфере аграрного менеджмента приводит к нарушениям демократических принципов, что в итоге снижает эффективность их производственной деятельности.

На современном рынке сельскохозяйственного труда наблюдается тенденция текучести рабочей силы, что негативно отражается на деятельности предприятий АПК. Около 30-35% работников ежегодно увольняются и принимаются на работу. Это связанно в большей мере с несоблюдением трудового законодательства, с несвоевременной оплатой труда, с теневой формой оплаты труда, с отсутствием оформления трудовых соглашений, низкой заработной платой и др.

Для того чтобы сохранить рабочих и развить кадровый потенциал руководители предприятий АПК предпринимают следующие меры: улучшают условия труда, повышают заработную плату, проводят мероприятия по повышению мотивации, а также проводят подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.

Сегодня предприятия агропромышленной сферы сталкиваются с проблемой дефицита высококвалифицированных кадров. В связи с этим крупные предприятия, такие как ООО «Бондюэль-Кубань», ООО «КЛААС», ООО «Филип Моррис», ОАО «Балтика» и др. укрепляют службы управления персоналом и организуют их целевое обучение в высших учебных заведениях. Для того чтобы ускорить подготовку молодых кадров руководителей и специалистов подобные предприятия организуют отбор молодежи из числа студентов сельскохозяйственных учебных заведений с обязательной их стажировкой. В целях ускорения адаптации молодых специалистов создаются и отлаживаются механизмы их продвижения, подбираются лучшие наставники из числа передовых работников. Подобные меры позволяют улучшить кадровый состав персонала и эффективность деятельности предприятия в целом.

Большое значение сегодня уделяется созданию мотивационного механизма работников сельского хозяйства. На многих предприятиях руководители применяют жесткую политику оплаты труда и мало заботятся о создании благополучных условий труда.

Основными мотивами у работников агропромышленного комплекса являются: заработная плата, опасение потерять работу или уважение коллектива, социальные льготы. Большинство предприятий АПК предоставляют работникам такие социальные льготы, как:

1)        Единовременная материальная помощь в оздоровительных целях;

2)        Единовременное денежное вознаграждение при уходе на пенсию;

3)        Материальная помощь работникам в случае необходимости (смерть родственника, бракосочетание, рождение ребенка) и др.

К нематериальным способам стимулирования, которые наиболее распространены на предприятиях АПК можно отнести:

1. Предоставление учебного отпуска с сохранением средней заработной платы молодым сотрудникам;

2. Предоставление отпуска вне очереди;

3. Дополнительные дни к отпуску и др.

Негативной тенденцией современного аграрного бизнеса является снижение количества сельскохозяйственной техники. Многие предприятия столкнулись с проблемой, что старая техника свое уже отжила, а средств на приобретение новой у них не достаточно.

Сельскохозяйственное машиностроение также находится в упадке из-за низкой неустойчивой доходности сельскохозяйственного производства. Так, за 1985-2009 гг. число выпущенных грузовых автомобилей, зерноуборочных комбайнов и тракторов сократилось соответственно в 5,87, 14,1, 34 раза [19, с. 4]. Вследствие низкой технической оснащенности в сельскохозяйственном производстве применяются упрощенные технологии. А именно, при производстве используются экстенсивные и нормальные технологии, в связи с чем наблюдаются невысокие показатели урожайности. Подобная тенденция негативно характеризует ситуацию в развитии агропромышленных предприятий, и позволяет судить о недостаточной обеспеченности угодий соответствующего вида техники.

В современное время в агропромышленном комплексе страны используют достижения научно-технического прогресса и внедряются инновационные разработки. Например, в животноводстве осуществляется реконструкция ферм с переходом на беспривязное содержание скота, внедряются новые технологии содержания, кормления и доения животных, строятся животноводческие комплексы. В растениеводстве внедряются проекты сберегающего земледелия с использованием многооперационных сельскохозяйственных машин. Преимуществами применения подобных технологий является экономия ресурсов, повышение рентабельности производства, сохранение и восстановление плодородного слоя почвы и др. Управление осуществляется на основе дифференцированного использования ресурсов и средств агрокосмического и позиционного зондирования.

Подобные тенденции позволяют значительно увеличить производство, сократить сроки окупаемости вложенных капиталов, обеспечить рост производительности труда.

Многие предприятия разных отраслей агропромышленного комплекса сегодня объединены централизованным управлением, единым технологическим процессом и общей финансово-экономической деятельностью. Политика большинства руководителей направлена на получение высококачественной и экологически чистой продукции, соответствующей международным стандартам.

Для того, чтобы снизить долю логистических затрат крупные агропромышленные предприятия создают единую систему дистрибуции, которая включает собственные складские, транспортные мощности и даже вагонный парк. Подобные меры позволяют высвободить средства для формирования рациональной структуры продаж и рекламную поддержку.

Маркетинговая составляющая сегодня играет важную роль в деятельности агропромышленных предприятий и является главным условием конкурентного преимущества. Помимо традиционных маркетинговых средств, агропромышленные предприятия сегодня используют вертикальную маркетинговую систему и систему управления брендами.

Вертикальная маркетинговая система основывается на взаимодействии как единого организма следующих лиц: производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев. Доминирующей силой в подобной системе может быть любой из ее участников, и один из них также является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обеспечивает их полное сотрудничество. Данная система является экономичной с точки зрения размеров и обладает большой рыночной властью.

Система управления брендами позволяет агропромышленным предприятиям сформировать ценный нематериальный актив, который обеспечивает лояльность потребителей, а также значительно увеличивает стоимость организации [45, с. 276].

Вместе с тем текущая управленческая деятельность направлена на поддержание имеющейся системы в работоспособном состоянии.

Что касается освоения и внедрения информационных технологий, то они представлены системой информационного обмена, интегрированной в сеть Интернет. Подобная система позволяет предприятиям АПК достичь следующих целей:

1)        Формирование государственных информационных ресурсов и предоставление услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных производителей;

2)        Оказание консультационной помощи производителям сельхозпродукции и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;

3)        Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики