Тенденции управления на предприятиях АПК в России
В развитии агропромышленного комплекса большое значение имеет управление, так как от него в значительной мере зависят результаты хозяйственной деятельности.
Система управления АПК включает государственное и хозяйственное управление.
Государственное управление осуществляет федеральную, региональную и аграрную политику, а также обеспечивает интересы государства, регионов и муниципальных образований в аграрной сфере. Оно основано на соблюдении требований и правил федеральных и областных законов и других нормативно-правовых актов.
Центральный орган государственного управления агропромышленного комплекса – Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Оно является исполнительным органом власти и осуществляет следующие функции:
1. выработка государственной политики;
2. нормативно-правовое регулирование;
3. оказание государственных услуг в сфере АПК;
4. управление государственным имуществом на подведомственных предприятиях и в учреждениях;
5. координация и контроль деятельности находящихся в его ведении ведомств;
6. экономический анализ деятельности подведомственных государственных унитарных предприятий, утверждение показателей их деятельности и др.
В состав Министерства сельского хозяйства входят:
- Департамент регулирования агропродовольственного рынка, рыболовства, пищевой и перерабатывающей промышленности;
- Департамент растениеводства, химизации и защиты растений;
- Департамент мелиорации;
- Департамент животноводства и племенного рода;
- Департамент сельского развития и социальной политики и др.
Государственными органами управления в субъектах РФ являются департаменты сельского хозяйства. Они осуществляют государственную поддержку сельскохозяйственных производителей, координацию их деятельности в сфере АПК, информационно-консультативную деятельность и др. В административных районах существуют управления сельского хозяйства, которые проводят единую государственную политику в отраслях АПК.
В последнее десятилетие наблюдается тенденция усиления протекционистской роли государства в развитии АПК. Государственное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами и включает:
· защиту отечественного продовольственного рынка от импорта;
· защиту аграрной сферы от высокомонополизированных отраслей, которые производят средства производства для сельского хозяйства и закупающих его продукцию;
· сохранение функции государства в качестве заказчика и инвестора;
· содействие развитию рыночной инфраструктуры и социальной сферы села;
· содействие развитию аграрной науки;
· подготовку высококлассных кадров для сельского хозяйства.
Активное воздействие на АПК государство осуществляет через кредитное и налоговое регулирование, бюджетное финансирование, совершенствование условий и уровня оплаты труда, государственные программы и государственные заказы.
В области кредитно-финансовой политики сегодня государство осуществляет целевое использование кредитов с пониженной для сельского хозяйства процентной ставкой. В роли проводника данной политики в сфере АПК выступает ОАО «Россельхозбанк», который был создан в соответствии с Распоряжением Президента РФ. Также кредитование производственной деятельности происходит и за счет субсидирования процентной ставки по кредитам за счет федерального бюджета.
В области ценовой политики одной из мер по регулированию уровня цен на продукцию сельского хозяйства и уровня доходов сельхозпроизводителей является осуществление государственных закупочных и товарных интервенций. В качестве примера можно выделить Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2010 г. №1208 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции». В нем установлено, что данные федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, для обслуживания кредиторов, полученных государственным агентом для формирования указанного фонда, и выплаты комиссионного вознаграждения за проведение закупочных, товарных интервенций и за организацию хранения запасов этого фонда. Данные мероприятия и выплаты производятся в соответствии с установленными правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2001 г. №580.
Сегодня развитие сельского хозяйства рассматривается как один из приоритетных национальных проектов, что говорит о том, что в сфере АПК существует множество проблем и необходимы новые подходы в управлении данной сферы. Тенденцией этого направления является разработка и осуществление государственных программ развития сельского хозяйства, рассчитанные на определенный период времени и предусматривающие комплексное развитие всех отраслей, подотраслей и сфер деятельности агропромышленного комплекса.
На данный момент Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы включает в себя:
Подпрограммы:
1) Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства;
2) Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства;
3) развитие мясного скотоводства;
4) поддержка малых форм хозяйствования;
5) техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие;
6) обеспечение реализации Государственной программы.
Федеральные целевые программы:
1) Социальное развитие села до 2013 года;
2) Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года (проект);
3) Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года (проект).
Планируется, что объем финансовых ресурсов для реализации подпрограмм Государственной программы составит (табл.1):
Таблица 1- Объем финансовых ресурсов для реализации подпрограмм Государственной программы развития сельского хозяйства
год | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Объем финансовых ресурсов, (млрд.руб.) | 158,9 | 162,0 | 175,4 | 185,0 | 194,7 | 203,6 | 211,2 | 217,9 |
Данные суммы позволят оказать государственную поддержку агропромышленного комплекса в таких направлениях, как: возмещение части процентной ставки по кредитам и займам, возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховой премии, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие и др.
Хозяйственное управление осуществляется различными органами управления. Его цель – развитие предпринимательской деятельности сельскохозяйственных производителей. Данное управление основано на инициативе, предприимчивости, установление новых хозяйственных связей, широком использовании прав собственности, имущественных отношений, обязательственных прав.
В последнее время в сфере АПК наблюдается тенденция производственной кооперации и интеграции. Объективная сущность данных процессов реализуется посредством межотраслевого взаимодействия, выполняющего функции объединения производственных звеньев и переделов в единое целое, которое обеспечивает обмен ресурсами между ними ради производства конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Сегодня все чаще возникают так называемые агропромышленные комплексы – агрофирмы, агрохолдинги, агрокомплексы. Подобные организации характеризуются эффективным производством на основе создания механизма оптимального корпоративного управления с учетом конъектуры рынка. Деятельность данных организаций основывается на использовании новых технологий хозяйства и направлена на увеличение объемов производства, снижение удельных затрат и улучшение качества продуктов питания.
К подобным объединениям можно отнести агропромышленный холдинг «Эксима», «Черкизово» (г. Москва), ОА «Куриное царство» (Липецкая область), ЗАО «Озерский молочный комбинат» (Московская область), ООО «ПсковАгроИнвест» (Псковская область), ЗАО «Агрокомплекс» (Краснодарский край) и др.
Группа «Черкизово» охватывает технологически смежные звенья в производственно-сбытовой цепи – производство комбикормов, выработка мясной продукции и ее реализация. ОА «Куриное царство» объединяет два цеха по переработки птицы, цех по производству комбикормов, элеватор, четыре птицефабрики, три инкубатория и тринадцать птицефабрик по выращиванию бройлеров. ЗАО «Агрокомплекс» включает в себя 10 сельскохозяйственных предприятий, 10 птицеводческих фабрик, комбикормовый завод, мельничный комбинат, кондитерский цех, крупозавод, два маслозавода и два мясокомбината.
Теория корпоративного управления, а именно детальное представление теоретических аспектов кооперации, анализ и оценка деятельности кооперативов, механизм их функционирования в России сегодня находится в стадии разработки. Но в целом предприятия АПК в настоящее время готовы к переходу на принципы корпоративной организации, поскольку состоят из множества хозяйственных организаций. Однако отсутствие определенного практического опыта в сфере аграрного менеджмента приводит к нарушениям демократических принципов, что в итоге снижает эффективность их производственной деятельности.
На современном рынке сельскохозяйственного труда наблюдается тенденция текучести рабочей силы, что негативно отражается на деятельности предприятий АПК. Около 30-35% работников ежегодно увольняются и принимаются на работу. Это связанно в большей мере с несоблюдением трудового законодательства, с несвоевременной оплатой труда, с теневой формой оплаты труда, с отсутствием оформления трудовых соглашений, низкой заработной платой и др.
Для того чтобы сохранить рабочих и развить кадровый потенциал руководители предприятий АПК предпринимают следующие меры: улучшают условия труда, повышают заработную плату, проводят мероприятия по повышению мотивации, а также проводят подготовку, переподготовку и повышение квалификации персонала.
Сегодня предприятия агропромышленной сферы сталкиваются с проблемой дефицита высококвалифицированных кадров. В связи с этим крупные предприятия, такие как ООО «Бондюэль-Кубань», ООО «КЛААС», ООО «Филип Моррис», ОАО «Балтика» и др. укрепляют службы управления персоналом и организуют их целевое обучение в высших учебных заведениях. Для того чтобы ускорить подготовку молодых кадров руководителей и специалистов подобные предприятия организуют отбор молодежи из числа студентов сельскохозяйственных учебных заведений с обязательной их стажировкой. В целях ускорения адаптации молодых специалистов создаются и отлаживаются механизмы их продвижения, подбираются лучшие наставники из числа передовых работников. Подобные меры позволяют улучшить кадровый состав персонала и эффективность деятельности предприятия в целом.
Большое значение сегодня уделяется созданию мотивационного механизма работников сельского хозяйства. На многих предприятиях руководители применяют жесткую политику оплаты труда и мало заботятся о создании благополучных условий труда.
Основными мотивами у работников агропромышленного комплекса являются: заработная плата, опасение потерять работу или уважение коллектива, социальные льготы. Большинство предприятий АПК предоставляют работникам такие социальные льготы, как:
1) Единовременная материальная помощь в оздоровительных целях;
2) Единовременное денежное вознаграждение при уходе на пенсию;
3) Материальная помощь работникам в случае необходимости (смерть родственника, бракосочетание, рождение ребенка) и др.
К нематериальным способам стимулирования, которые наиболее распространены на предприятиях АПК можно отнести:
1. Предоставление учебного отпуска с сохранением средней заработной платы молодым сотрудникам;
2. Предоставление отпуска вне очереди;
3. Дополнительные дни к отпуску и др.
Негативной тенденцией современного аграрного бизнеса является снижение количества сельскохозяйственной техники. Многие предприятия столкнулись с проблемой, что старая техника свое уже отжила, а средств на приобретение новой у них не достаточно.
Сельскохозяйственное машиностроение также находится в упадке из-за низкой неустойчивой доходности сельскохозяйственного производства. Так, за 1985-2009 гг. число выпущенных грузовых автомобилей, зерноуборочных комбайнов и тракторов сократилось соответственно в 5,87, 14,1, 34 раза [19, с. 4]. Вследствие низкой технической оснащенности в сельскохозяйственном производстве применяются упрощенные технологии. А именно, при производстве используются экстенсивные и нормальные технологии, в связи с чем наблюдаются невысокие показатели урожайности. Подобная тенденция негативно характеризует ситуацию в развитии агропромышленных предприятий, и позволяет судить о недостаточной обеспеченности угодий соответствующего вида техники.
В современное время в агропромышленном комплексе страны используют достижения научно-технического прогресса и внедряются инновационные разработки. Например, в животноводстве осуществляется реконструкция ферм с переходом на беспривязное содержание скота, внедряются новые технологии содержания, кормления и доения животных, строятся животноводческие комплексы. В растениеводстве внедряются проекты сберегающего земледелия с использованием многооперационных сельскохозяйственных машин. Преимуществами применения подобных технологий является экономия ресурсов, повышение рентабельности производства, сохранение и восстановление плодородного слоя почвы и др. Управление осуществляется на основе дифференцированного использования ресурсов и средств агрокосмического и позиционного зондирования.
Подобные тенденции позволяют значительно увеличить производство, сократить сроки окупаемости вложенных капиталов, обеспечить рост производительности труда.
Многие предприятия разных отраслей агропромышленного комплекса сегодня объединены централизованным управлением, единым технологическим процессом и общей финансово-экономической деятельностью. Политика большинства руководителей направлена на получение высококачественной и экологически чистой продукции, соответствующей международным стандартам.
Для того, чтобы снизить долю логистических затрат крупные агропромышленные предприятия создают единую систему дистрибуции, которая включает собственные складские, транспортные мощности и даже вагонный парк. Подобные меры позволяют высвободить средства для формирования рациональной структуры продаж и рекламную поддержку.
Маркетинговая составляющая сегодня играет важную роль в деятельности агропромышленных предприятий и является главным условием конкурентного преимущества. Помимо традиционных маркетинговых средств, агропромышленные предприятия сегодня используют вертикальную маркетинговую систему и систему управления брендами.
Вертикальная маркетинговая система основывается на взаимодействии как единого организма следующих лиц: производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев. Доминирующей силой в подобной системе может быть любой из ее участников, и один из них также является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обеспечивает их полное сотрудничество. Данная система является экономичной с точки зрения размеров и обладает большой рыночной властью.
Система управления брендами позволяет агропромышленным предприятиям сформировать ценный нематериальный актив, который обеспечивает лояльность потребителей, а также значительно увеличивает стоимость организации [45, с. 276].
Вместе с тем текущая управленческая деятельность направлена на поддержание имеющейся системы в работоспособном состоянии.
Что касается освоения и внедрения информационных технологий, то они представлены системой информационного обмена, интегрированной в сеть Интернет. Подобная система позволяет предприятиям АПК достичь следующих целей:
1) Формирование государственных информационных ресурсов и предоставление услуг по информационному обеспечению сельскохозяйственных производителей;
2) Оказание консультационной помощи производителям сельхозпродукции и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
3) Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании государственной аграрной политики