Транспорт леса

Общие сведения

Лесной сухопутный транспорт играет важную роль не только в освоении лесосырьевой базы лесозаготовительного предприятия, но и внутрирайонных перевозках, успешно служит для выполнения лесохозяйственных, сельскохозяйственных и многих других задач и целей. Даже после освоения лесосырьевой базы автомобильные дороги остаются и служат народному хозяйству того района, где они проходят. К основным особенностям сухопутного лесовозного транспорта относятся: собирательный характер работы лесовозных путей; одностороннее направление перевозки лесных грузов; сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог; временный характер работы.

Собирательный характер работы лесовозных путей предопределяется наличием нескольких погрузочных пунктов, размещенных в различных точках лесного массива, где ведется заготовка леса. Это все вызывает необходимость строительства в пределах лесосырьевой базы густой сети путей с различными сроками действия.

Одностороннее направление перевозки лесных грузов обусловливается вывозкой леса с лесосек на нижний склад. В обратном направлении перевозят топливо, тракторы, запасные части, рабочих предприятий, жителей поселков и деревень и т.д.

Сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог, а часто и самой дороги, обуславливается трудностями в весенний и осенний периоды, когда происходят таяние снега весной и выпадание большого количества дождей осенью. Чтобы сохранить дорогу в хорошем состоянии, в эти периоды вывозку леса прекращают. Сезонность работы дорог или отдельных их участков зависит также и от рельефа местности, грунтов, наличия болот и т.д.

Так, из труднодоступных заболоченных массивов вывозка леса может производиться только в зимний период, когда обустраиваются временные ледяные дороги.

Временный характер работы отдельных участков дорожной сети предопределяется периодом освоения отдельных лесосек, частей лесного массива и даже периодом выращивания насаждений.

Собирательный характер лесовозной дороги и различные сроки действия ее отдельных участков вызывают по мере освоения лесного массива перенос части ответвлений с одного участка на другой. Участок дороги, строящийся на весь период работы предприятия, по которому проходит весь грузовой поток, называется магистралью. Ответвления, обслуживающие некоторую часть сырьевой базы (их протяженность обычно превышает 3 км) и эксплуатируемые не менее 5…8 лет, называются ветками. Для освоения отдельных лесосек строятся временные пути, называемые усами, протяженность их не превышает 3 км, срок эксплуатации - 1…2 года.

Эксплуатация дорог, тяговый и прицепной состав

В процессе эксплуатации автомобильной дороги количество неровностей и их размеры увеличиваются. Если появившаяся выбоина не будет своевременно ликвидирована, она послужит причиной появления новых выбоин. В результате воздействия колес подвижного состава и природных факторов (осадков, ветра, колебаний температуры и др.) происходят износ и деформирование земляного полотна, водоотводных сооружений и дорожной одежды. Кроме того, на прочность сооружений влияют и такие причины, как низкое качество дорожно-строительных работ и другие природные факторы. Интенсивнее изнашивается проезжая часть дороги.

Для поддержания лесовозной дороги в исправном состоянии и проведения ее ремонтов в леспромхозах организуют дорожную службу. Содержание дороги в исправности проводят по сезонам.

Летом выполняют систематическую планировку (утюжку) поверхности (после дождей), обеспыливание, также запрещается езда по одному следу. Осенью обеспечивают водоотвод, устраняют рытвины, выбоины и колеи, делают снегощиты, закрывают отверстия мостов и труб (перед снегопадом). Зимой для борьбы со снежными заносами и гололедом дороги посыпают песком, щепой, хвоёй, для ухода за снежно-ледяными, ледяными дорогами проводят полив, подсыпку щепы, опилок. Весной обеспечивают исправную работу водоотвода, борются с пучинообразованием, закрывают движение по грунтовым, гравийным дорогам на период распутицы, раскрывают отверстия мостов и труб, пропускают ледоход под мостами, планируют проезжую часть к началу летней вывозки. В течение года необходимо проведение систематических планировок автогрейдерами или дорожными утюгами.
Тяговый и прицепной состав для транспорта леса. Вывозка леса по автомобильным лесовозным дорогам производится автомобильными поездами, состоящими из автомобиля-тягача и роспуска (рис.1).

Роспуском называется автомобильный прицеп для поддержания хлыстов при перевозке.

Рис.1. Автопоезд для транспортировки хлыстов

Роспуск 2 соединяется с лесовозным автомобилем 1 при помощи дышла 3. На верхнем складе производится погрузка деревьев или хлыстов на коники автомобиля и прицепа до нормативной загрузки. Погруженная древесина транспортируется к месту переработки на нижний склад лесозаготовительного предприятия.

Основными видами лесовозных автопоездов являются: легкие, грузоподъемностью 10…11 т, на базе автомобилей ЗИЛ с двухосным роспуском ТМЗ-802; средние, грузоподъемностью 17 т, на базе МАЗ с роспуском ГКБ-9383; тяжелые, грузоподъемностью 25 т, на базе КрАЗ с роспуском ГКБ-9383. Легкие автопоезда ЗИЛ с роспуском ТМЗ-802 целесообразно применять при небольших грузооборотах (до 100 тыс. м3 в год), потому что в таких случаях не требуется больших капиталовложений в дорожное строительство и погрузочных средств большой грузоподъемности. Легкие автопоезда можно использовать на автодорогах местного значения (они по осевым нагрузкам соответствуют пропускной способности этих дорог), а также при малых расстояниях вывозки леса и при среднем объеме хлыстов до 0,25 м3. Эти автопоезда имеют низкое давление в шинах (0,35 МПа), что дает возможность значительно облегчить конструкцию дорожной одежды. Это важно для районов, где недостаточно местных каменных материалов (или они отсутствуют). При работе таких автопоездов упрощается строительство усов, так как можно использовать хворостяную выстилку или облегченные переносные типы покрытий.

Лесовозные автопоезда среднего и тяжелого типов целесообразно применять при больших грузооборотах дорог, имеющих усовершенствованные типы покрытий (гравийные смеси толщиной 35…40 см или дорожные железобетонные плиты), при больших расстояниях вывозки и в крупномерных насаждениях. Автопоезда для транспортировки сортиментов. В настоящее время на транспортировке сортиментов в России широкое применение находят автопоезда-сортиментовозы российского и зарубежного производства фирм Сису, Скания, Вольво и др.

Автопоезд представляет собой сочетание тягового модуля 1 на базе отечественного или зарубежного автомобиля с платформой, куда загружаются сортименты 2. На платформе смонтирован гидроманипулятор 3, с помощью которого осуществляется погрузка сортиментов на верхнем складе и разгрузка на пункте доставки. Для увеличения объёма транспортируемых материалов в состав автопоезда включают прицеп с платформой 4

В России и Белоруссии разработаны и освоены в производстве автопоезда-сортиментовозы на базе автомобилей Камского, Уральского, Минского и Белорусского автозаводов.

Анализ тягово-сцепных качеств показал, что эксплуатация зарубежных автопоездов затруднена на дорогах со снежноуплотненным и ледяным покрытием, особенно во влажном состоянии. На лесовозных дорогах этот недостаток усугубляется тем, что имеющие место на большинстве этих дорог ограничения видимости и скорости движения ввиду наличия кривых малого радиуса в плане и профиле и крутых уклонов не позволяют в полной мере использовать динамические и скоростные возможности автопоездов для преодоления крутых подъемов. Поэтому в тяжелых условиях эксплуатации неоспоримо преимущество автопоездов на базе автомобилей высокой проходимости с колёсной формулой 6х6 и 6х4.