Тяжеловозные породы лошадей

Процесс утяжеления лошади в странах Западной Европы начался со времени рыцарства, требующей сильной и крупной лошади для тяжело-оснащенных всадников. Поэтому все лошади тяжеловозных пород ведут свое происхождение от массивных рыцарских коней.

Создание тяжеловозных пород наиболее результативно проходило в Англии, Бельгии и Франции в 18-19 вв.

Современные тяжеловозы представляют собой продукт длительной селекционной работы, направленной на увеличение размеров и массивности лошадей. Тяжеловозные породы незаменимы в сельском хозяйстве в виде тягловой рабочей силы и не утратили своего значения в наше время. Эти животные дают высококачественное диетическое мясо и ценнейший лечебный продукт – кумыс.

Русская тяжеловозная

Порода выведена в конце прошлого столетия в хозяйствах России и Украины путем сложного воспроизводительного скрещивания, отбора и подбора в условиях умеренного кормления и сельскохозяйственного использования. В выведении породы принимали участие местные лошади Украины, горные ардены и другие тяжеловозные породы ( першероны, крупные бельгийские тяжеловозы и др.), а также орловский рысак и некоторые верховые породы.

Русские тяжеловозы относятся к группе некрупных тяжеловозов и отличаются меньшими размерами, имея характерный тип телосложения для тяжеловозных пород. Лошади характеризуются отлично выраженными упряжными качествами, экономичны в содержании и неприхотливы к корму, отличаются долголетием, высокой плодовитостью, скороспелостью, добронравны и энергичны.

Лошади породы имеют удлиненный формат; глубокую и широкую грудь; голова средняя и широкая во лбу; шея короткая и массивная; холка низкая; спина длинная и широкая; круп длинный, свислый и раздвоенный. Конечности передние короткие, но широко поставлены, встречается запавшее запястье; задние- поставлены правильно, щетки малые, копыта небольшие, рог прочный.

Основные масти – рыжая (50,4 %), рыже-гнедая (12 %), рыже-чалая (17,3 %) и совсем редко гнедая.

Промеры:

- высота в холке – 149,6-150 см.

- длина туловища – 158,2-159 см.

- обхват груди – 192-192,5 см.

- обхват пясти – 21,2-21,8 см.

В породе выделено два внутрипородных типа: уральский- более крупный и украинский- менее крупный. Ведущими и перспективными линиями в породе являются: Лазутчика, Коварного, Капитэна, Свиста, Паденщика и Горностая. Имеются также семейства: 026 Булки, 144 Норки, 1611 Салфетки, 0348 Кулиги, 0340 Кристальной.

Лошади русской тяжеловозной породы установили рекорды: на доставку груза рысью с силой тяги 50 кг (в повозке с грузом 1,5 т) на дистанции 2 км- 5 мин 20,5 сек; на 2 км шагом с силой тяги 150 кг (с грузом 4,5 т)- 13 мин; тяговую выносливость по пройденному расстоянию с силой тяги 300 кг (с грузом 9 т)- 1091,6 м.

Русская тяжеловозная порода разводится в 120-м Мстиславском конном заводе Могилевской области, который организован в 1930 году. В настоящее время Мстиславский конный завод является крупным многоотраслевым хозяйством. Селекция с лошадьми ведется на основе плана племенной работы.

Советский тяжеловоз

Потребность развивающейся промышленности и роста городов России вынуждали разводить крупных лошадей для транспортных работ. Помесные лошади от западных тяжеловозов изменили свою наследственную основу под влиянием новых более суровых климатических и хозяйственных условий содержания, выращивания и кормления молодняка. Они преобразовались в новый тип крупного тяжеловоза, отличавшийся более сухой конституцией, лучшими движениями, большей выносливостью и меньшим ростам, в отличии от бельгийских тяжеловозов. Новую породу советского тяжеловоза утвердила в 1952 году.

Конституция советских тяжеловозов, хотя и суше брабансонов, но все же рыхлая и сырая. Лошади имеют среднего размера голову и шею; холка низкая; грудная клетка широкая, средней глубины; спина короткая и широкая; очень широкий раздвоенный круп; передние ноги часто косолапы, задние нередко саблисты и сближены в скакательных суставах.

Масть лошадей рыжая (65 %), иногда со светлой гривой и хвостом, рыже- чалая (13 % ), гнедая (11 %), гнедо- чалая. Вороная и реже серая.

Промеры:

- высота в холке – 161,5 см.

- длина туловища – 167,2 см.

- обхват груди – 206,6 см.

- обхват пясти – 24,0 см.

Промеры кобыл соответственно меньше.

В породе сформированы ценные линии: 50 Боже, Жасмина, 171 Жонгдера, 807 Оризона, 466 Эмигранта, 284 Ковбоя, Омуля, Режима и другие. Из семейств считаются лучшими: Зузули, Буянки, Бонапартки, Рулетки, Вьюги.

Представители породы ценятся за выдающуюся силу. В испытаниях на максимальную грузоподъемность на Тамбовском ипподроме 6- летний жеребец Форс, 1951 г.р., перевез груз в 23 т на расстояние 35 м.

Племенным разведением породы занимаются Починковский, Перевозский и Мордовский конные заводы России, а также племенные фермы Ярославской, Тамбовской, Нижегородской, Владимирской областей.

Литовская тяжелоупряжная порода

Порода выведена путем сложного скрещивания местных жмудских лошадей с лошадьми тяжеловозных пород, преимущественно с арденами из Швеции. Важную роль в создании породы сыграли Нямунская, Вильнюсская,Судавская государственные конюшни и племенные рассадники. Порода утверждена в 1963г.

Лошади литовской тяжелоупряжной породы имеют крепкую конституцию, мощного сложения, спокойного уравновешенного темперамента.

Промеры:

- высота в холке – 157,2 см.

- длина туловища – 164,2 см.

- обхват груди – 199,2 см.

- обхват пясти – 24,0 см.

Масть в основном рыжая, часть со светлой гривой и хвостом, гнедая, бурая и рыже-чалая, реже соловая.

Литовские тяжеловозы имеют очень высокую работоспособность, отличаются крепким здоровьем и долголетием, имеют хорошие воспроизводительные качества. Жеребец Арас в возрасте 9 лет на испытаниях с силой тяги 150 кг провез шагом повозку с грузом 4,5 т на расстоянии 2 км за 13 мин 20 с.

В породе имеется 9 линий и 13 семейств. Лошадей породы широко используют как рабочепользовательных животных и для улучшения местного конского поголовья в РФ, на Украине и в РБ, а также для убоя на мясо.