Государственное регулирование лесохозяйственной деятельности

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов

Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и зашитой лесов возлагается на органы государственной власти субъектов РФ Федеральный орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы, а также государственные органы охраны окружающей среды в пределах их компетенции Порядок осуществления федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается Правительством РФ.

Задачей государственного контроля (за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов) является обеспечение соблюдения всеми юридическими лицами и гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.

В системе Федеральной службы лесного хозяйства РФ в соответствии с Положением о порядке осуществления государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в РФ, утвержденным Правительством РФ от 3 мая 1994 г полномочиями по осуществлению государственного контроля наделены: руководитель государственного органа управления лесным хозяйством РФ (по должности он и главный государственный инспектор по контролю) и его заместитель, который является (заместителем главного государственного инспектора по контролю); руководители, их заместители в структурных подразделениях указанных органов РФ, являющиеся (по должности одновременно старшие государственные инспекторы по контролю), а также аналогичные должностные лица в органах управления лесного хозяйства в субъектах Федерации;

директора лесхозов (старший государственный инспектор), лесничие, их помощники, мастера леса, лесники, являющимися по должности одновременно государственными инспекторами по контролю.

Государственный контроль на территории специальных объектов, закрытых административно-территориальных образований осуществляется государственными органами управления лесным хозяйством в соответствии с указанным Положением.[43]

В соответствии со ст. 14 указанного Положения государственные органы управления лесным хозяйством обеспечивают государственный контроль за соблюдением:

     ·    порядка и правил ведения государственного учета лесного фонда, лесного мониторинга, государственного лесного кадастра, технической документации, отчетности, характеризующей количественные и качественные изменения лесного фонда, использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов;

     ·    требований законодательства по вопросам аренды участков лесного фонда, по целевому использованию земель лесного фонда, повышению их плодородия, охране, своевременному проведению ре культивации нарушенных земель лесного фонда; по воспроизводству лесов и защитному лесоразведению;

     ·    правил отпуска древесины на корню в лесах рубок главного и промежуточного пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных материалов, побочных лесных пользовании, правил отвода и таксации лесосек, приемки и освидетельствования участков лесного фонда;

     ·    порядка пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства,;1 в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;

     ·    режима охраны лесов и порядка пользования лесным фондом на особо охраняемых природных территориях и объектах (в государственных природных заповедниках, природных заказниках, национальных природных парках, памятниках природы, курортных и лечебно-оздоровительных зонах);

     ·    режима ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, порядка лесопользования на территориях проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также на территориях подвергнувшихся радиационному загрязнению;

     ·    порядка охраны лесов при строительстве, взрывных работах, добыче полезных ископаемых и торфа, прокладке кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровых и других работах, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользовании;

     ·    правил пожарной безопасности в лесах; требований по учету площадей, пройденных пожарами на территории лесного фонда и определению причиненного ими ущерба лесному фонду, своевременному принятию мер по ликвидации последствий лесных пожаров;

     ·    санитарных правил в лесах, требований по предупреждению возникновения и распространения очагов вредителей и болезней леса, их учету;

     ·    соответствия лесоустроительных и специальных технических проектов, а также планируемых лесохозяйственных мероприятий задачам сохранения, приумножения и рационального использования лесов, усиления их водоохранных, средозащитных, санитарно-гигиенических и других полезных природных свойств;

     ·    требований по охране лесного фонда от захламления и загрязнения промышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами, сточными водами, а также от заболачивания, затопления и подтопления;

     ·    требований нормативных актов по вопросам ведения лесного хозяйства, качества лесохозяйственных мероприятий; иных требований законодательства по вопросам состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Для выполнения указанных функций инспектора по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеют определенные права:

     ·    запрашивать и безвозмездно получать от министерств и ведомств, предприятий, организаций и учреждений не зависимо от форм собственности и подчинения, граждан информацию, необходимую для выполнения указанных функций;

     ·    посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, учреждения, организации и другие объекты для проведения контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а специальные объекты и закрытые административно-территориальные образования — в установленном для их посещения порядке;

     ·    проверять состояние и использование участков лесного фонда, находящихся во владении и пользовании, а участков лесного фонда,

     ·    находящихся на территории специальных объектов и закрытых административно-территориальных образований — в установленном для их посещения порядке;

     ·    проверять документы на право пользования участками лесного фонда;

     ·    принимать меры по пресечению пользовании лесным фондом, не соответствующих условиям разрешительных документов или осуществляемых без них, а также иных нарушений лесного законодательства, изъятию незаконно добытой лесной продукции;

     ·    давать предприятиям, организациям и учреждениям, иностранным юридическим и физическим лицам, гражданам обязательные к исполнению указания (предписания) по вопросам устранения нарушений лесного законодательства и их последствий;

     ·    приостанавливать или ограничивать право пользования лесным фондом в порядке, установленном законодательством;

     ·    аннулировать разрешительные документы в случаях, установленных законодательством;

     ·    составлять протоколы обо всех видах нарушений лесного законодательства, в установленном порядке рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;

     ·    предъявлять претензии предприятиям, организациям и учреждениям для урегулирования споров и обращаться беспошлинно от имени государственных органов управления лесным хозяйством в суд и арбитражный суд  по делам о возмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о взыскании  неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах, а также по вопросам отмены неправомерных а решений, связанных с изъятием и предоставлением участков лесного фонда в пользование;

     ·    направлять в соответствующие органы материалы нарушениях лесного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

     ·    обращаться в органы власти по вопросам их компетенции по устранению нарушений лесного законодательства;

     ·    привлекать в установленном порядке работников научно-исследовательских, проектно-изыскательских учреждений, лабораторий, других организаций и отдельных специалистов для проведения анализов, экспертизы, подготовки и выдачи заключений, а также для участия в иных мероприятиях по осуществлению государственного контроля.

Ведомственный контроль осуществляет ведомственная охрана, которая создается в лесах сельскохозяйственных организаций, государственных природных заповедников, а также в лесах военных лесхозов и лесничества учебных лесхозов государственных высших учебных заведений для охраны лесов от пожаров, незаконных порубок и других лесонарушений, защиты леса от вредителей и болезней. Положение об этой охране утверждается специальным федеральным органом управления лесным хозяйством.[44]

В системе Федеральной службы лесного хозяйства РФ и его территориальных органов организуется Государственная лесная охрана РФ для обеспечения и осуществления мероприятий по ведению лесного хозяйства.

Споры между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами по вопросам, связанным с осуществлением лесных пользовании, включая аренду участков лесного фонда и производство работ, разрешаются судом или арбитражным судом.

Ответственность за нарушение лесопользования

Основы лесного законодательства предусматривают, что виновные лица (в том числе и иностранные) за совершение нарушений лесного законодательства привлекаются к уголовной, административной, гражданской ответственности и возмещают вред, причиненный лесному хозяйству.

Основанием привлечения к ответственности служит лесное право нарушение, т.е. виновное действие либо бездействие, нарушающее установленный в законодательстве порядок использования и охраны, защиты леса, воспроизводства лесов и причиняющее вред лесному хозяйству. Это право нарушение имеет три вида - уголовное, административное, гражданское.[45]

Уголовное правонарушение - преступление, представляет собой виновное общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее лесное законодательство и предусмотренное особенной частью Уголовного кодекса РФ.

К области лесного законодательства в действующем УК РФ относятся три состава преступления. Это ст. 149, 150.устанавливающие уголовную ответственность за неосторожное или умышленное повреждение имущества, в том числе лесных массивов; ст. 168 - умышленное уничтожение или существенное повреждение полезащитных лесонасаждений; ст. 169 - незаконная парубка леса. Последняя статья является центральной в уголовной ответственности за лесонарушения. Она имеет две части. В первой части излагается простой состав лесного преступления. Привлечение к ответственности зависит от группы леса, в которой совершена незаконная парубка деревьев, и стоимости порубленных деревьев, исчисленная по штрафным санкциям. Вторая часть ст. 169 предусматривает уголовную ответственность за квалифицированный состав - при наличии повторности и при крупных размерах стоимости порубленной древесины.

Административная ответственность в виде штрафа за лесонарушения установлена в Кодексе РФ об административных правонарушениях. В самостоятельной главе кодекса, посвященной охране окружающей природной среды, ответственность за лесонарушения представлена наибольшим числом составов: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение лесных культур, саженцев; использование лесного фонда для самовольной застройки, устройства складов и т.д.; самовольное сенокошение и пастьба скота, самовольный сбор грибов, ягод, других плодов на участках, где это запрещено; повреждение леса сточными водами, химическими веществами; нарушение правил пожарной безопасности.

В качестве меры наказания предусматривается наложение штрафа по новой шкале исчисления в размере не менее одной трети минимального размера оплаты труда. Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются без возмещения виновным затрат, произведенных незаконными пользователями, а также затрат по сносу незаконно возведенных зданий, сооружений.

Штрафы подлежат взысканию по решению государственной лесной охраны и органов государственного контроля за состоянием лесов. По терпевший вправе обратиться с жалобой в суд, арбитражный суд на необоснованное привлечение к штрафной ответственности. Решение суда окончательное.

Гражданская ответственность в области лесных отношений может быть двух видов. В виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню. Это - санкции за нарушение договорных обязательств, они не связаны с нарушением законодательства. Второй вид ответственности носит деликатный характер. Он предусматривается за нарушение лесного законодательства. В свою очередь этот вид ответственности подразделяется на два подвида: таксовую и смешанную ответственность.

Новые таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, утверждены Рослесхозом в 1994 г. с учетом индекса новых цен и практики исчисления размеров штрафа применительно к минимальному размеру оплаты труда.

Перечень такс предусматривает тринадцать составов гражданских правонарушений: незаконная парубка деревьев; уничтожение или повреждение сеянцев; повреждение деревьев и кустарников; незаконная парубка сухостойных деревьев; самовольная пастьба скота и самовольное сенокошение; самовольный сбор дикорастущих плодов в промысловых целях и т.д.[46]

Размер такс устанавливается в зависимости от лесонарушения. Так, за незаконную парубку деревьев до степени прекращения роста взыскивается десятикратная таксовая стоимость незаконно срубленной древесины; за самовольное сенокошение - за каждый гектар самовольно выкошенной травы - стоимость сена по рыночным ценам; при самовольной пастьбе скота - за каждую голову скота десятикратная стоимость потравленных кормов по рыночным ценам.

Смешанная гражданская ответственность имеет место тогда, когда ущерб исчисляется при помощи штрафных такс и стоимости причиненного вреда. Так, при возмещении ущерба, причиненного пожаром, помимо стоимости уничтоженной древесины на корню, взыскиваются затраты на тушение пожара, стоимость сгоревших строений по балансовой оценке; затраты по уборке территории, при возмещении ущерба, причиненного загрязнением леса химическими веществами, взысканию подлежит стоимость погибших деревьев, а также затраты по восстановлению леса, компенсации потерь имущественных ценностей.