Государственное экономическое регулирование АПК
АПК – ключевой сектор национальной экономики, обеспечивающий продовольственную безопасность страны. Он определяет уклад жизни почти трети населения страны. Развитие сельскохозяйственного производства и других отраслей АПК зависит от многих факторов – достижений науки, системы подготовки кадров, производственно-ресурсного потенциала, состояния аграрного рынка труда и социальной инфраструктуры.
Сдерживающий фактор развития АПК России – недостаточные инвестиции. Государство предпринимает в этом направлении определенные меры, в частности, реализация национального проекта «Развитие АПК» предусматривает механизм субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам, что обеспечит привлечение 40 млрд. руб. средств коммерческих банков для закупки по лизингу 100 тыс. голов высокопродуктивного скота и современного оборудования на 130 тыс. скотомест. В то же время, учитывая сложное финансовое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, низкую доходность аграрного производства, необходимо увеличить централизованные источники финансирования инвестиций на коренное улучшение земель, повышения плодородия почв, восстановление орошаемых земель эксплуатацию и ремонт оросительных систем, крупных животноводческих, тепличных комплексов.
В целом, с точки зрения стратегии, необходим переход к модели устойчивого развития АПК России.
Государственная поддержка АПК, с одной стороны должна соответствовать возможностям бюджета, с другой – быть достаточной для того, чтобы вместе с другими мерами государственного экономического регулирования обеспечить условия для устойчивого развития функционирования аграрного сектора.
По мнению работников сельскохозяйственных предприятий, основными факторами, ограничивающими развитие сельскохозяйственного производства являются диспаритет цен и связанные с ним тяжелое финансовое положение хозяйств, а также изношенность материальной базы.
Одним из важнейших путей решения проблемы диспаритета цен является антимонопольная политика государства. Нужна реальная программа по демонополизации предприятий, производящих средства производства для аграрного сектора. Должны быть созданы условия для формирования конкурентной среды, поскольку в настоящий момент объемы производимой промышленной продукции недостаточны, качество ее неудовлетворительно, а цена для аграрников очень высока.
В настоящее время распределение дохода между участниками технологической цепочки не соответствует их реальному экономическому вкладу. Значительная доля прибыли изымается у сельхозтоваропроизводителей монополизированными заготовителями, перерабатывающими и торговыми организациями путем занижения цен на закупаемое в аграрном секторе сырье.
Для преодоления монополизма посреднических структур возможно введение, аналогично зарубежному опыту, механизма регулирования их доходности через установление предельных долей в структуре розничной цены. Исходя из этого, конечную прибыль от продажи сельскохозяйственной продукции следует распределять между всеми участниками технологической цепочки (производство, заготовка, переработка и реализация) пропорционально нормативным материальным затратам и заработной плате.
Особое значение для сельских товаропроизводителей имеет надежный сбыт продукции. Важно законодательно оформить продовольственный рынок, организовать биржевую торговлю, внедрить современную систему информации о конъюнктуре рынка.
Развитие правового и организационного механизмов проведение аукционов и улучшение деятельности бирж, повышение эффективности интервенций обеспечат устойчивое развитие агропромышленного комплекса и стабилизацию внутреннего продовольственного рынка России.
По аналогии с США, где функционирует федеральная продовольственная корпорация, которая гарантирует закупки продовольствия по рыночным ценам, целесообразно создать подобную организацию в России.
Формирование экспортного потенциала – одно из ключевых направлений развития и повышение экономической устойчивости российского аграрного сектора, особенно в преддверии вступления страны в ВТО. Для этого необходимо создание соответствующей инфраструктуры, а также институциональной среды: содействие экспорту продукции отечественных товаропроизводителей, ликвидация административных барьеров в торговле между регионами, оптимизация транспортных тарифов, внедрение системы сертифицирования продукции, соответствующей международным требованиям.
Важное значение имеет стимулирование и поддержка со стороны государства отечественного экспорта агропродовольственной продукции, прежде всего зерна, экологически чистых продуктов питания. В этой связи необходимо разработка новых инструментов поддержки экспорта, таких как, предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым экспортерами в российских кредитных организациях, субсидирование за счет средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, привлекаемым экспортерами.
Необходимо также введение механизма компенсации части затрат экспортеров по страхованию и совершенствование порядка возврата им налога на добавленную стоимость. При этом необходимо четко определить перечень экспортных товаров и стран-импортеров. Не менее важное значение имеет и осуществление субсидирования процентных ставок по кредитам, привлекаемым для развития транспортной и портовой инфраструктуры, так как ограниченная пропускная способность терминалов, а зачастую и отсутствие технической возможности перевалки продукции ограничивают возможности экспорта.