Достопримечательности Стамбула
Софийский собор.
Главная достопримечательность Стамбула - это, конечно же, Айя София - Софийский собор. Открытие этого храма состоялось в 532 году при императоре Юстиниане. Говорят, что строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. Для этого были награблены сокровища со всего античного мира. Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире-вплоть до постройки собора святого Петра в Риме.
Высота Софийского собора-55 метров, а диаметр купола составляет 31 метр. На примере этого собора видно, как происходил процесс наложения одной эпохи на другую, разных религий. В первый же день завоевания Константинополя в 1453 году султан Мехмед II въехал в город на белом коне. Он повелел превратить собор в мечеть, сотворив при этом самолично первую молитву во славу Аллаха. К собору были пристроены четыре минарета. Мусульманские фанатики принялись уничтожать замечательные византийские фрески и мозаики.
Но, очевидно, они так спешили, что некоторая часть христианской росписи была не сбита (ислам запрещает изображать людей и животных), а просто замазана штукатуркой. Благодаря этому часть фресок и мозаик сохранилась до наших дней. Особенно поражает взор изображение Иоанна Крестителя, расположенное под сводами купола. Трудно поверить, что это мозаика, а не живопись. К достопримечательностям Святой Софии также относится "плачущая колонна", покрытая медью (говорят, что если положить руку в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудеться), а также "холодное окно", где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. С 1935 года Айя София стала музеем.
Голубая мечеть.
После завоевания Константинополя турками в 1453 году главным мусульманским храмом Оттоманской империи многие годы был обращённый в мечеть грандиозный православный храм Святой Софии. И только в начале XVII столетия по приказу султана Ахмеда I была построена мечеть, не уступающая своей монументальностью храму византийских императоров.
Строительство мечети началось в 1609 году, когда султану Ахмеду I было всего 19 лет. Существует предание, что из-за каких-то совершённых по молодости лет грехов султан строительством мечети хотел умилостивить Аллаха. По другой версии, султан Ахмед в те годы подписал с австрийским императором договор, в котором вопреки многовековой традиции турецких султанов признавал "повелителя гяуров" равным себе — "повелителю правоверных". Это вызвало большое недовольство в Стамбуле. Тогда, вероятно, Ахмед был вынужден подчеркнуть свою незыблемость в вере актом строительства самой грандиозной мечети Стамбула.
Строитель мечети — архитектор Мехмет-ага. Он строил этот шедевр мусульманского зодчества семь лет. В 1616 году мечеть была завершена. Официально она стала называться мечетью султана Ахмеда, но в народе за ней закрепилось другое название: "Голубая мечеть" — из-за того, что интерьер храма отделан голубыми изразцами. Их более двухсот тысяч и они сплошным ковром покрывают стены мечети.
Здание "Голубой мечети" в целом традиционно для мусульманской архитектуры. Несомненно, образцом для строительства явился храм Святой Софии: об этом свидетельствует нарастающий ввысь каскад куполов, напоминающий аналогичный приём, применённый строителями византийского храма. Большой центральный купол окружают четыре подкупола, а под ними располагаются ещё четыре купола меньшего размера. Необычным является количество минаретов — их шесть: четыре высоких минарета, как обычно, стоят по углам ограды, а два минарета пониже — на внешних углах внутреннего двора. "Голубая мечеть" — единственная в мире мечеть с шестью минаретами.
Во внутренний двор "Голубой мечети" ведут трое ворот. Во дворе находится традиционный фонтан для омовения. Его каменный бассейн имеет шестиугольную форму. В восточном углу двора мечети находится мусульманская школа — медресе. Мечеть окружает крытая колоннада из порфира, на крыше которой устроено тридцать маленьких куполов.
Громадный зал мечети залит светом. 260 больших окон устроены таким образом, что он достигает даже самых дальних уголков. Опирающийся на четыре мощных столба главный купол "Голубой мечети" словно парит в воздухе на высоте 24 метра. Сверху спускается подвешенный к потолку огромный светильник-паникадило. Пол устилают великолепные ковры, преимущественно красных и вишнёвых тонов. Но главные, доминирующие цвета мечети — голубой и синий. Эти цвета преобладают в тысячах изразцов, украшающих стены мечети. В XVI веке изразцы турецких мастеров пользовались исключительным успехом и экспортировались практически во все страны мусульманского мира. Во время строительства "Голубой мечети" все мастерские работали только на неё: Ахмед I запретил керамических дел мастерам поставлять плитку для других зданий.
Своды мечети и внутренняя поверхность купола выложены изразцами светлых тонов — белого, жёлтого, кремового, золотистого. Основной мотив керамического убранства "Голубой мечети" — растительный узор, а также изречения из Корана.
"Голубая мечеть" в Стамбуле стала символом турецкой столицы. Её минареты и огромный купол возвышаются над Босфором и являются доминантой силуэта этого древнего города.
Ипподром.
Древний ипподром, место, где проводили гонки на колесницах во времена расцвета Византийской империи, находился когда-то на территории перед Синей Мечетью. Это место теперь называют по имени мечети - Sultanahmet. Из памятников, которые когда-то украшали ипподром, остались только три - обелиск Теодосия, бронзовой Змеиная колона и колона Константина. Взобравшись на руины стен ипподрома, можно заметить на юго-западе эти три памятника. Сегодня эта площадь является центром исторического, культурного и туристического наследия Стамбула.
Дворец Топкапи.
Подлинным украшением Стамбула стали крепости и дворцы султанов и их вельмож. Построенный в 1453 году по приказу султана Мехмеда-Завоевателя дворец Топкапи оставался резиденцией султанов Османской империи на протяжении четырехсот лет, пока Махмуд II не перенес центр управления империей на берег Босфора во дворец Долмабахче. У парадных ворот Топкапы посетителей встречает восхитительный фонтан.
В сокровищнице дворца находится одна из самых больших в мире коллекций предметов ювелирного искусства. Здесь выставлены 4-килограммовый изумруд и знаменитый "Бриллиант ложечника" в 86 каратов! В залах музея представлены коллекция подсвечников и канделябров из золота, кальяны, столовые сервизы из серебра и золота, музыкальные шкатулки из слоновой кости индийской работы, а также трость, парадные одеяния султанов, оружие, украшенное драгоценными камнями.
Здесь хранятся как христианские, так и мусульманские реликвии - оловянная кастрюля Авраам, часть черепа и длань Иоанна Крестителя, волосы, стрелы, одно из писем пророка Мухаммеда, мечи четырех его халифов. Здесь же демонстрируется редчайшая коллекция фарфора, занимающая 3 место в мире. Особый интерес у посещающих дворец, представляют покои Гарема, поражающие роскошью и богатством убранства. Здесь же находится султанская библиотека, в собрании которой насчитывалось до 24 тыс. книг и манускриптов. В 1924 году, с установлением республики дворец был объявлен музеем, и теперь он является один из самых посещаемых музеев Стамбула и одним из самых уникальных музеев мира.
Мечеть Сулеймана.
Мечеть для Сулеймана Великолепного возводил с 1550 по 1557 гг. великий Синан. Снаружи она имеет четыре минарета, в знак того что Сулейман Великолепный был четвертым султаном правившим в Стамбуле, а десять галерей, окружающих мечеть, указывают на то, что он был десятым султаном Османской династии. На небольшом кладбище позади мечети находится гробница (тюрбе) Сулеймана, выполненная, возможно, Синаном. Этот надгробный памятник восьмигранной формы увенчан куполом, возлежащим на восьми изящных порфировых колоннах.
Великий Базар.
Базар «Капали Карси» — самый старый и большой базар в мире, также известный как Великий Базар. Он был построен во время правления Султана Мехмета Завоевателя в 1461 году и является одной из наиболее ярких и колоритных достопримечательностей Стамбула. Базар состоит из обширного лабиринта с 65 улицами и 4 тысячами магазинов, чайными, турецкими ванными, мечетями, складами и фонтанами. Во времена Османской Империи базар считался центром торговли. До сих пор здесь можно встретить традиционные караваны верблюдов с торговцами шелка.