Железорудная отрасль в некоторых странах мира

Бразилия

В Бразилии подтвержденные запасы железных руд оцениваются в 11 млрд.т. (6,4% мировых). Наиболее крупные месторождения разведаны в штатах Минас-Жерайс (среднее содержание железа - 30%, однако добываются и руды с содержанием железа более 60%) и Пара (месторождение Караджас - содержание железа более 60%). Крупный железорудный бассейн (Морру ду Урукум) расположен также в штате Мату-Гроссу.

Конституцией Бразилии от 1891 года было утверждено положение о том, что владелец земли является также и владельцем природных ресурсов, содержащихся в ней. Также было определено разрешение на их разработку иностранными компаниями. В 1981 году Бельгия, Франция, Великобритания и США скупили множество месторождений железной руды практически за бесценок. Была основана английская компания Itabira Iron Ore Co., которая купила месторождения железорудной провинции Итабира в штате Минас-Жерайс и железную дорогу, ведущую от месторождений к порту Витория. Компания была выкуплена американским предпринимателем Персивалем Фаркухаром в 1919 году. Железная руда была впервые экспортирована из Бразилии в США в 1930 году. Однако регулярный характер экспорт железной руды стал приобретать лишь к концу 30-х годов. В 1930 году президент Бразилии Хетулио Варгас выступил за национализацию природных ресурсов страны. С 1940 года компания Itabira Mineracao начала стабильные поставки железной руды в США. Однако в 1942 году она была национализирована и переименована в CVRD (Compahnia Vale do Rio Doce). Уже к 1949 году на эту компанию приходилось около 80% всего экспорта железных руд из Бразилии.

В 1952 году операции компании поставлены под прямой контроль правительства Бразилии. В 40-е гг. были основаны большинство современных добывающих компаний Бразилии. Рост экспорта потребовал наращивания пропускной способности порта в Витории - компанией CVRD были построены два рудных причала. В 1962 году компания заключает первые долгосрочные контракты на поставку железной руды. К этому времени она уже занимает 6-е место в списке крупнейших экспортеров железной руды. В 1966 году CVRD строит собственный рудный порт Тубарао. В 1969 году CVRD строит первый завод для производства металлизированных окатышей в порту Тубарао. На протяжении 70-х гг. компанией организуется геологическое подразделение и проводятся семилетние поиски новых месторождений железной руды (совместно с USGS). В это же время в порту Тубарао совместно с испанскими, японскими, итальянскими компаниями строятся заводы по производству металлизированных окатышей (суммарная мощность выросла до 22 млн.т. окатышей в год). В 1975 году CVRD стала самой крупной компанией в мире по объемам экспорта железных руд (доля рынка - 16%). В 1976 г. дублируется железная дорога Итабира-Витория, в 1978 г. начинается строительство железной дороги к месторождению Караджас в штате Пара, в 1985 г. начинается его промышленная разработка.

В настоящий момент компания CVRD является крупнейшей в мире горнодобывающей компанией. Компания разрабатывает не только месторождения железных руд, но является также крупным производителем и экспортером марганца, золота и многих других видов минерального сырья, размеры прибыли этого концерна достигают $900 млн. в год. В 1997 году компания CVRD была приватизирована. Условия аукциона были очень жесткими: суммарное количество акций принадлежащих производителям и потребителям железной руды не должно превышать 45% голосующих акций, ни один покупатель не мог приобрести более 45% голосующих акций. Кроме того, количество акций принадлежащих сталеплавильной компании производящей более 8 млн.т. в год или торговой компании-оператору с оборотом более 30 млн.т. в год не может превышать 10%. Победителем стал консорциум Valepar возглавляемый крупнейшим производителем стали в Бразилии - корпорацией CSN. За $3,1 млрд. консорциум приобрел 25% акций CVRD (34% голосующего пакета). Остальные акции были приобретены группой пенсионных фондов (39%), компаниями Eletron (17%), Bndespar (9%), американским Nation's Bank и фондом Investvale. Правительство оставило за собой "золотую акцию", гарантирующую право вето.

Территориально, деятельность компании в области железорудного сырья делится на две не связанные системы - Северную и Южную. Северная система включает в себя месторождение Караджас в штате Пара, одноколейную железную дорогу (900 км.) от месторождения до принадлежащих компании морского порта Понта да Мадейра и завода окатышей (см. карту). Месторождение Караджас является уникальным по запасам железных руд при высоком содержании железа. В первый год работы (1985) добыча составила 15 млн.т., во второй - 25 млн.т., в третий - 35 млн.т. Северная система работает на полную мощность (около50 млн.т. в год). В ближайшем будущем производство железной руды увеличить будет невозможно из-за полной загрузки железнодорожной трассы и морского порта. Компания планирует модернизацию железной дороги, что позволит увеличить ее пропускную способность на 5 млн.т. в год.

Южная система создана на основе железорудной провинции Итабира в штате Минас-Жерайс. В нее входит несколько шахт в районе одноименного города (на карте не нанесены шахты Тимбопеба - производство железной руды 10 млн.т. в год, Брукуту - 5 млн.т., Капанема - 5,8 млн.т., Бау - 3 млн.т. и Фазендао - 1 млн.т.), обогатительный завод мощностью 20 млн.т. в год и железная дорога E.V.F.M. от шахт до принадлежащего компании морского порта Тубарао (пропускная способность 80 млн.т.). В порту Тубарао расположены 7 заводов по производству металлизированных окатышей, суммарной мощностью 26 млн.т. в год. (2 завода принадлежит CVRD, остальные находятся в совместном владении с компаниями Японии, Испании, Италии и Южной Кореи). Южная система производит около 50 млн.т. железных руд в год. В 1985 году на нее приходилось около 70 млн.т., однако в связи с началом разработки месторождения Караджас и истощением месторождений производительность шахт снизилась. СVRD планирует увеличить производство железных руд на южных месторождениях до 61 млн.т. к 2003 году. Ежегодно компания CVRD производит около 100 млн.т. товарных железных руд, около 70% которых поставляется на экспорт (Япония - 18%, Германия и Южная Корея - по 9%, Китай - 7%, Франция, Италия, Испания и Великобритания и США - по 3%, другие страны Европы - около 6%, а также Аргентина, Тайвань, Филиппины, Бахрейн и др.).

Вторым по величине производителем железных руд в Бразилии (и пятой в мире) является компания MBR (Mineracao Brasileiras Reunidas). В 1999 году этой компанией было произведено около 26 млн.т. железной руды. Компания была основана в 1965 году на основе месторождений штата Минас-Жерайс (шахты Агуас Кларас и Мутука). В настоящий момент компании принадлежит 6 железорудных шахт к юго-востоку от города Белу-Оризонти. Этот район является основным районом добычи для большинства добывающих железную руду компаний. Компания MBR экспортирует около 85% добываемой железной руды через принадлежащий ей порт Гуаиба недалеко от Рио-де-Жанейро. Пропускная способность морского порта около 25 млн.т. в год. Компании MBR принадлежит 33% акций железнодорожной компании MRS, такой же пакет акций принадлежит металлургической компании CSN, которая также ведет добычу железной руды в этом районе (около 7 млн.т. в год), 21% акций контролируют добывающие компании Ferteco и Usiminas. Компанией MBR владеют международная торговая компания-оператор Caemi Mineracao e Metalurgia S/A (85% акций), американская сталеплавильная компания Bethehem Steel Co. (5%), и несколько сталеплавильных компаний Японии (10%). Компания компенсировала потери, связанные с истощением месторождений Агуас-Кларас и Мутука вводом рудников Капао-Шавьер, Тамандуа и Капитао-ду-Мато в 1997 году, что увеличило ее производственные мощности до 32 млн.т. в год.

Компания Ferteco произвела в 2000 году около 20 млн.т. железной руды, в 1999 году закончила строительство морского порта Сепетиба недалеко от Рио-де-Жанейро пропускной способностью 25 млн.т. в год. До этого Ferteco использовала железную дорогу CVRD до порта Тубарао, что увеличивало транспортные издержки компании. Теперь компания отгружает через порт Тубарао около 10 млн.т. в год, главным образом с шахты Фабрика, которая подсоединена к дороге CVRD. Вторая шахта компании использует новый порт. Экспорт компании составляет около 12 млн.т. (главным образом в Германию, на металлургический комбинат Thyssen Krupp Stahl - 6,7 млн.т.).

Компания Samarco ежегодно производит около 11 млн.т. товарной железной руды. Компании принадлежат два завода по производству окатышей (суммарная мощность - 12 млн.т. в год) в порте Понта-ду-Убу и рудник Эрмано, связанные рудопроводом. Кроме того, компании принадлежит обогатительная фабрика мощностью 9,5 млн.т. в год. 49% акций компании принадлежит австралийскому концерну BHP, 51% - компании Samitry, вся продукция компании идет на экспорт.

Компания Samitry производит около 12 млн.т. железной руды в год, около 90% произведенной продукции идет на экспорт (преимущественно в Бельгию).

Сталеплавильная компания CSN добывает руду на собственной шахте Каса до Педро (около 7 млн.т. в год) только для внутреннего потребления.

В Бразилии также ведет добычу железных руд консорциум Rio Tinto. На единственной шахте Корумб (штат Мату-Гроссу) производится около 1,7 млн.т. железной руды в год.

Особенностью развития железорудной отрасли Бразилии является огромные внешние инвестиции со стороны развитых стран. Так, например, стоимость разработки месторождения Караджас составляла $4,6 млрд. Собственные средства компании CVRD составили 41% от этой суммы, остальные деньги были оформлены в кредит. Существенную роль сыграла система долгосрочных контрактов, компания получила письма заинтересованности со стороны сталеплавильных компаний на поставки руды общим объемом 15 млн.т. в год. На все бразильские компании в 1998 году приходилось 33,1% мирового экспорта железной руды. Сама территориальная организация отрасли очень похожа на типично колониальную структуру с сетью дорог, ведущих от месторождений полезных ископаемых к морским портам, откуда они отправляются на экспорт. Доля доходов страны от экспорта железной руды снизилась по сравнению с 1980 годом с 7,7% до 5,5% в 1995, однако все равно продолжает оставаться довольно высокой.

Правда, за последние два года производство стали в Бразилии выросло с 26,5 млн.т. в 1998 году до 45,6 млн.т. в 2000 году (за период с 1985 года по 1998 год производство стали в Бразилии выросло всего на 6,8 млн.т.). Если подобные темпы роста в сталеплавильной промышленности продолжатся, то Бразилия, возможно превратится в крупного экспортера стали, железная руда станет сырьем внутреннего потребления. Возможно некоторое уменьшение доли Бразилии на мировом рынке железной руды.

Швеция - домашняя шахта Западной Европы

В начале 1998 года подтвержденные запасы железных руд Швеции составили 3 млрд. т. Среднее содержание железа в руде - 51%. Отличительным качеством железной руды является высокое содержание магнетита, что удешевляет процесс обогащения. Швецию часто называют "домашней шахтой Европы". Эта страна является самым древним поставщиком железных руд в страны Западной Европы. Уже с середины XVII века она была главным экспортером железных руд в Англию, Францию и другие европейские страны.

Экспорт железорудного сырья стал быстро расти с 1890 года, когда была основана компания LKAB. Железная руда, наравне с высококачественной древесиной долгое время были основными продуктами экспорта Швеции, а железорудная отрасль доминировала в шведской экономике вплоть до середины 70-х. Это объясняется, не только, высоким содержанием железа в руде по сравнению с другими европейскими странами, но и близостью Швеции к потребителям сырья. В эпоху высоких транспортных издержек это было одним из определяющих факторов конкурентоспособности товара. Надо отметить, что во времена военных конфликтов в регионе спрос на шведскую железную руду всегда находился на высоком уровне, из-за перевода промышленности в военный режим. В то же время несколько изолированное положение страны уберегло ее от участия в большинстве из них. Неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814 года обеспечил неучастие в обеих мировых войнах, что не только сохранило производственный потенциал и трудовые ресурсы Швеции, но и обогатило страну за счет поставок воюющим сторонам. Так, например, Швеция поставляла железную руду в фашистскую Германию.

LKAB изначально была и остается монополистом в железорудной отрасли Швеции. Основанная в 1890 году как частная компания, в 1907 году она продала 50% своих акций государству. А еще через 50 лет государство выкупило оставшийся пакет. Для Швеции вообще свойственна концентрация производства и монополизации в ведущих отраслях на уровне компаний. На долю 200 крупнейших компаний приходится почти по 75% объема производства, числа занятых, капиталовложений и экспорта Швеции.

В межвоенный период Швеция по темпам роста ВВП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны (падение промышленного производства было ниже уровня 1925 года на 25%); и в начале 30-х гг., когда безработица среди членов профсоюзов достигала 30%. Как видно из рисунка в это время экспорт железных руд из Швеции резко сокращался. После второй мировой войны поставки железорудного сырья из этой страны имели крайне важное значение для восстановления экономики Западной Европы.

Особенностью экономики Швеции является политика "рыночного социализма" - доминирование двух основных целей: полная занятость и выравнивание доходов. В качестве результатов подобной политики рассматриваются исключительно большой государственный сектор (при этом имеется ввиду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) и активные манипуляции на высокоразвитом рынке труда. В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Главным фактором этого развития был экспорт. Рост производительности труда составлял в среднем около 5% в год в 1960-1974 гг. Это объяснялось значительными капиталовложениями и успехами в политике занятости. Государственная политика обеспечивала стабильное экономическое процветание страны до середины 70-х годов. Однако с середины 70-х гг. в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и энергетическим кризисом 1973-1975 гг. положение страны заметно усложнилось. Около 25% промышленного производства приходилось на отрасли пораженные кризисом - горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Экспорт железной руды всего за один год сократился с 34 млн.т. в 1974 г. до 21 млн.т. в 1975. В результате роста цен на нефть издержки на рабочую силу возросли в 1975-1976 гг. на 40%.

После некоторого экономического подъема в 1980-81 гг. мировая сталелитейная промышленность испытала жесткий кризис. Экспорт железной руды сократился в этот период до 13 млн.т. Избыток мощностей и низкий мировой спрос на чугун и сталь отрицательно сказались на черной металлургии Швеции. Чтобы избежать слишком резких структурных сдвигов в промышленности и быстрого роста безработицы, государство с середины 70-х по середину 80-х предоставляло в значительных объемах субсидии пораженным отраслям, прежде всего черной металлургии и горнодобывающей промышленности. С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций, начиная с августа 1977 года. Кроме того, в железорудной промышленности наблюдался потрясающий рост производительности труда (за 1980-е гг. он превысил 100%). Из графика видно, что прежние объемы экспорта стране восстановить не удалось. С удешевлением транспортных перевозок на рынок железной руды вышли страны с дешевыми трудовыми ресурсами, богатыми и дешевыми железными рудами. В то же время рудники компании LKAB к 1990 году достигли глубины более 775 метров, их производительность снижалась, с учетом дорогих трудовых ресурсов это практически ликвидировало преимущество географического положения.

На протяжении 80-90-х гг. компания пошла на беспрецедентные финансовые затраты с целью снижения издержек на всех стадиях производства, увеличения производительности рудников и улучшение качества продукции. Важным направлением деятельности компании стала специализация на производстве высококачественных металлизированных окатышей (за 30 лет их доля в произведенной продукции выросла с 15,6% в 1970 году, до 76% в 2000 году). Сейчас окатыши составляют более 80% экспорта компании. Эта мера стала в какой-то мере вынужденной. Дело в том, что шведские руды содержат довольно много фосфора, и когда спрос на них начал падать, компания стала подвергать их дополнительному измельчению с целью снижения содержания этого элемента. Это дополнительное измельчение сделало возможным увеличить производство окатышей, особенно учитывая увеличение количества электропечей в Западной Европе.

В 1994 году, при вступлении в Европейский Союз Швеция была вынуждена привести нормативные документы, регулирующие горнодобывающую отрасль в соответствие с законами ЕС. Были отменены закон требующий от иностранных компаний получения специального разрешения на геологоразведочные работы, закон об обязательных государственных "золотых" акциях в предприятиях отрасли, отменено временное ограничение (25 лет) на владение месторождениями, отменены все налоги и отчисления кроме обычного корпоративного налога. В принципе, такие изменения должны были привести к демонополизации отрасли. Однако за исключением кратковременного приобретения 1,7% пакета акций LKAB никаких изменений не произошло. Пакет вскоре был вновь продан государству.

В настоящий момент компания LKAB разрабатывает два рудника - Кируна (среднее содержание железа - 60%) и Малмбергет (содержание железа около 50%), рудник Сваппаваара был закрыт в 1999 году. Оба рудника разрабатываются подземным способом, протяженность подземных выработок составляет около 20 км. В 1997 году на руднике Кируна был запущен в разработку горизонт 1045 м., в 1999 году на руднике Малмбергет введен горизонт 1000 м. Производственные издержки были снижены за счет высокой автоматизации производства, в частности был освоен метод дистанционного бурения и погрузки руды, что позволило ввести режим ночного бурения, которое ранее не проводилось по соображениям безопасности. Осваивается технология откачивания пустой породы непосредственно к месту захоронения. Она должна заменить сложную систему подъемных механизмов и грузовиков. Все вышеперечисленные меры ведут к снижению производственных издержек и повышению производительности рудников.

Обогащение руды производится на пяти принадлежащих компании заводах, расположенных в Малмбергете, Сваппавааре и Кируне. Новые технологии сделали рентабельной разработку гематитовых месторождений Малмбергета. На стадии обогащения также были достигнуты значительные успехи в снижении издержек, за счет уменьшения потребления электроэнергии и автоматизации процесса.

В течение 90-х гг. LKAB установила полный контроль над железнодорожной системой, связующей рудники и обогатительные заводы компании с морскими портами Нарвик (Норвегия) и Лулео (Швеция), путем создания компаний-операторов. Закупка новых вагонов и локомотивов позволила компании добиться снижения транспортных издержек в 1996-1998 гг. на 30%. Компания планирует модернизировать железнодорожное полотно, с целью увеличения его пропускной способности. В результате всех проведенных мероприятий ожидается увеличение производства товарных железных руд до 30 млн.т. к 2005 году.

Борьба компании с издержками превратилась для LKAB в борьбу за выживание. В результате LKAB стала передовой компанией по части технологий подземной добычи полезных ископаемых и в области качества металлизированных окатышей для производства продуктов прямого восстановления железа. Жесткая специализация на производстве высококачественного железорудного сырья, сделала возможным экспорт окатышей во многие страны по всему миру. В наиболее удаленных регионах основным продуктом экспорта компании являются окатыши для производства ППВ.

Кроме того, рудники компании LKAB являются своеобразным полигоном для отработки новых методов добычи полезных ископаемых, принадлежащие компании научные и технологические подразделения приносят ей стабильный доход, продавая технологии отработанные на рудниках корпорации.

Мавритания

Железорудная промышленность развивалась в этой стране довольно медленно. Первые месторождения были обнаружены в 1935 году в области Кедиа д'Иджиль (содержание железа около 68%), однако первые исследования о потенциальной добыче были проведены лишь в 1948. Через 4 года была создана компания Mauritanian Company of Iron Mines (MIFERMA) начались подготовительные работы к добыче. В 1960 году Мавритания обрела независимость, и лишь в 1963 году первый корабль с железной рудой был отправлен во Францию.

В 70-е годы добыча железной руды велась на месторождении Кедиа д'Иджиль. По мере выработки верхних, богатых слоев этого месторождения его рентабельность начала снижаться. В условиях сокращения спроса на руду на мировом рынке в этот период стало невозможным компенсировать падение рентабельности за счет повышения цен. В 1974 году компания MIFERMA была национализирована и переименована в SNIM. Около 20% уставного капитала было внесено арабскими инвесторами. В сложившихся обстоятельствах компания SNIM приступила к освоению новых месторождений в рамках национального проекта "Гельб". В 1984 году началась промышленная разработка месторождения Гельб Рейн. Несмотря на то, что среднее содержание железа в рудах этого месторождения составляло около 38%, его эксплуатация была признана рентабельной. Был построен завод по обогащению руды и производству концентрата с содержанием железа 66%. Следующим важным этапом стала разработка в 1994 году месторождения Маудат (содержание железа около 66%), обнаруженное в 1987 году, что позволило компании поддерживать производство и экспорт железорудного концентрата на уровне 11-12 млн.т. в год. Вся произведенная железная руда отправляется на экспорт. Основными потребителями мавританской железной руды являются Италия и Франция (примерно по 27%), Бельгия - 15%, Германия - 10% и Великобритания - 8%. На другие страны (США, Япония, Тунис, Финляндия, Нидерланды) приходится около 5% экспортных поставок компании.

Подтвержденные запасы железных руд Мавритании оцениваются в 400 млн.т. (общие - 700 млн.т.), при среднем содержании железа 50%. Компании принадлежит 5 железорудных шахт (Сеяла, Роэсса и Тазадит - на месторождении Кедиа д'Иджиль, Рейн - месторождение Гельб Рейн и Маудат на одноименном месторождении). На четырех шахтах имеются заводы по первичному измельчению железной руды. В Рейне также существует обогатительная фабрика мощностью 4 млн.т. (планируется модернизировать до 6 млн.т. к 2002 году). Также компания SNIM разрабатывает проект строительства в Рейне фабрики окатышей. Месторождения компании связаны с рудным портом в Нуадибу единственной в стране железной дорогой, пропускной способностью около 15 млн.т.

Особенностью Мавритании является то, что железорудная отрасль в этой стране не получила бурного развития, несмотря на то, что эта страна вполне могла бы претендовать на роль второй "домашней шахты" Европы. Тем не менее экспорт железной руды имеет для Мавритании крайне важное значение, формируя в отдельные годы до 40% доходов национального бюджета. С учетом большого внешнего долга такая ситуация ставит страну в прямую зависимость от кредиторов. Возможно именно этим и объясняются факты заключения первого контракта в 1993 и 2000 годах.

США и Канада

Между этими двумя странами сформировались двусторонние потоки железной руды. Это произошло в связи с тем, что около 1/3 компаний, занятых в черной металлургии в обеих странах связаны общим акционерным капиталом.

Австралия

Территориальная организация железорудной отрасли в этой стране аналогична Бразилии, и также как в Бразилии ростом экспорта Австралия обязана огромным внешним инвестициям (прежде всего из Японии) и большими запасами высококачественных железных руд. Однако в отличие от Бразилии, производство стали в Австралии не развивается, оставаясь на уровне 5-7 млн.т./год.

Индия

Несмотря на высокое качество железных руд и большие запасы месторождений, разрабатываемых открытым способом, а также выгодное географическое положение между двумя главными рынками сбыта экспорт железной руды из Индии практически не растет. Это связано с очень низкой степенью автоматизации добычи (так, например на руднике Чирия осуществляется селективная ручная добыча кусковой руды) и низкой развитостью инфраструктуры (на втором по величине руднике Гуа скопилось около 30 млн.т. рудной мелочи, разработка месторождения ведется селективно: в первую очередь разрабатываются лучшие участки). Российская компания "Тяжпромэкспорт" подала заявку на покупку индийской компании IISCO (запасы руды на принадлежащих компании месторождениях оцениваются более чем в 2 млрд.т.).

ЮАР

Экспортные возможности ЮАР обладают большим потенциалом. Наиболее перспективным считается месторождение Сайшен (запасы - 1 млрд.т.), которое можно разрабатывать открытым способом на протяжении еще 35 лет. Другие железорудные месторождения страны либо исчерпаны, либо труднодоступны.

Китай

В Китае многочисленные (около 2000) месторождения железных руд расположены в восточной и юго-восточной частях страны. Однако, по оценочным данным, около 1700 железорудных месторождений в стране не подлежат освоению из-за низкого содержания железа (в среднем около 32%) и высокого содержания вредных примесей - алюминия и фосфора в рудах. Проведенная ревизионная оценка этих месторождений показала, что на каждые 100т. руды лишь 48 т. пригодны для использования в металлургическом процессе, и то после обогащения.