Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
Закономерности размещения производительных сил
Жизнедеятельность людей протекает на конкретной территории или акватории. Она характеризуется многообразием форм и структур, тесно связанных с пространственными различиями в национальной культуре, труде, быте, отдыхе, навыках и традициях населения[12].
Для современного общества присуще сочетание двух диалектических взаимосвязанных черт. С одной стороны, оно представляет собой целостную социально-экономическую и политическую систему с едиными функционально-структурными образованьями - народнохозяйственным комплексом, системой расселения, образом жизни населения, транспортной сети и т. д. С другой - внутренне дифференцировано и дискретно в пространстве и времени. Каждое территориальное формирование обладает универсальными чертами, типичными для всего общества, и уникальными, проявляющимися только в конкретном таксоне. Нахождение оптимальных сочетаний общих и индивидуальных черт в региональной жизнедеятельности населения является одной из главных задач территориальной организации общества. Без знания общих закономерностей территориальной организации всего общества нельзя рационально организовать региональную жизнедеятельность населения. Без учета индивидуальных особенностей каждого таксона трудно добиться восстановления социальной справедливости, повышения благосостояния каждого человека.
Территориальная организация общества подчиняется определенным закономерностям и осуществляется под влиянием внутренних и внешних факторов. Под закономерностью понимается частное проявление общественных законов в определенных специфических условиях, которое выражается через устойчиво повторяющиеся взаимосвязи и взаимоотношения социально-экономических и духовных процессов и явлений.
Для выявления закономерностей территориальной организации общества нужно опираться на диалектические законы развития. Существенную роль для познания закономерностей играют территориальные исследования по размещению производительных сил страны и социально-экономическому районообразованию (Агафонов, С. Б. Лавров, Мересте, С. Ныммик, Г. Паламарчук, Пистун, Шаблий. Ю. Г. Саушкин, А. Т. Хрущев, М. Д. Шарыгин, Т Анимина и др.)[13].
Важнейшей закономерностью является рациональное, наиболее эффективное размещение производства. Рациональное, наиболее эффективное размещение производства означает всемерную экономию затрат на производство продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства вплоть до готового продукта. Природные ресурсы в разных регионах России отличаются по величине запасов, содержанию полезных компонентов, горно-геологическим условиям залегания. Большое значение при этом имеют транспортные условия, обеспечивающие приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и потребления. Также оказывает огромное влияние на размещение производства стоимость перевозок, особенно в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением природных богатств. Поэтому одной из главных задач повышения эффективности, снижения стоимостных затрат являются сокращение чрезмерно дальних, особенно громоздких перевозок, приближение материалоемких производств к источникам сырья, а топливно-энергетических - к источникам энергии.
Важным условием рационального размещения производства являются кооперирование и комбинирование производства, а также внедрение новейших наиболее прогрессивных и безотходных технологий. При этом рациональное размещение производительных сил предусматривает бережное отношение к природным ресурсам, их сбережение и улучшение экологических условий. Все большее значение приобретают сокращение потерь при добыче и обогащении полезных ископаемых, работы по лесовосстановлению, бережное использование земельных ресурсов.
Комплексное развитие хозяйства экономических районов предполагает сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение, отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, а также потребности ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры. Комплексность хозяйства регионов предполагает укрепление экономических связей между отраслями рыночной специализации, отраслями, дополняющими территориальный комплекс и сферой услуг.
Каждый экономический район России имеет свой особый природно-ресурсный потенциал, своеобразные экономические и социальные условия, которые определяют его экономический профиль. Экономический район представляет собой хозяйственный комплекс, целостную территориальную хозяйственную систему, где ведущая роль должна принадлежать отраслям рыночной специализации.
В России уже на стартовом уровне становления и развития рыночных отношений сложилась система территориально-производственных комплексов различных рангов и типов. Идет процесс постоянного развития единого хозяйственного комплекса на основе межотраслевых комплексов (топливно-энергетического, машиностроительного, химического, строительного, лесного, агропромышленного и др.), а также республиканских и региональных комплексов.
Современный хозяйственный комплекс России имеет сложную отраслевую структуру, которая в настоящее время коренным образом перестраивается с учетом социологизации[14].
Отраслевая структура общероссийского комплекса связана с территориальной структурой комплексов разных рангов. Основное место принадлежит региональным комплексам, которые представляют собой рациональное сочетание эффективных отраслей рыночной специализации с дополняющими территориальный комплекс отраслями, а также производственной и социальной инфраструктурой (транспорт, связь, жилой фонд, предприятия сферы услуг и т. д.).
Территориально-производственный комплекс - это пропорционально согласованное сочетание производств и предприятий экономически и технологически вязанных отраслей[15].
Развитие социально-экономических районов осуществляется в результате территориального разделения и интеграции труда. Формирование районов как пространственных ячеек жизни общества и звеньев территориального разделения труда стало общей закономерностью общественного развития. Открытость районов предполагает наличие множества внешних связей и отношений. Каждый район имеет свой хозяйственный профиль, свою производственную специализацию. Это предполагает обязательный вывоз в другие районы и страны готовой продукции, полуфабрикатов, сырья. Вывоз сопровождается ввозом недостающих продуктов. Постоянный взаимный хозяйственный обмен - типичная черта всех социально-экономических районов России.
Современное разделение труда строится на основе перехода к рыночным товарно-денежным отношениям. Современный период становления рынка вносит новую специфику в сложившуюся систему территориального разделения и интеграции труда.
Территориальное разделение и интеграция труда является базисом формирования не только производственной специализации, но и комплексного развития хозяйства. Благодаря кооперации и интеграции хозяйства происходит консолидация внутреннего природного, экономического и социального потенциала каждого района и формирование целостных социально-экономических комплексов. Помимо этого территориальное разделение и интеграция труда пространственно дискретизирует жизнедеятельность общества и одновременно объединяет контактно функционирующие районы низких рангов в границах высших рангов. Таким путем происходит формирование микрорайонов на основе контактно расположенных топорайонов, мезорайонов - на основе взаимодействия контактной группы микрорайонов, макрорайонов - на основе сочетания мезорайонов. Совокупность взаимодействующих макрорайонов образует российское общество, а интеграционные процессы на основе территориального разделения труда способствуют формированию единого рынка.
Наряду с хозяйственными связями и отношениями в организации социально-экономических районов не менее важную роль играют социально-бытовые, социально-культурные, духовные и иные связи и отношения. Территориальное разделение и интеграция труда, культуры, науки, искусства, быта, отдыха и других сфер человеческого бытия создают основу пространственной социально-экономической жизни общества.
Территориальная организация общества осуществляется с учетом обеспечения разностороннего сотрудничества России с государствами Содружества и зарубежными странами на основе международного разделения и интеграции труда. Стратегическая линия отношений России с другими странами СНГ строится на основе конструктивного созидательного взаимодействия, расширения мирохозяйственных связей. Происходящие изменения в отношениях Российской Федерации с другими странам и народами осуществляются на фоне потепления международного климата, разоружения и прекращения ряда военных конфликтов. Образ врага постепенно заменяется образом друга и партнера. И как результат этих процессов трансформируется сложившаяся в застойный период структура мирохозяйственных связей. В составе экспорта и импорта все больший вес занимает готовая продукция верхних этажей промышленности.
В последние годы существенно расширяются традиционные и появляются новые формы взаимосвязей. Они обусловлены повышением самостоятельности предприятий и их прямыми торговыми отношениями с зарубежными фирмами и корпорациями, созданием акционерных предприятий и кооперативов на территории России, образованием специальных экономических зон. Все это ведет к углублению интернационализации общества, сопровождающейся расширением контактов простых людей, государственных и политических деятелей. На территориальную организацию общества все большее влияние оказывает система организационных и интеграционных мероприятий, осуществляемых с развитыми странами - строительство территориально-производственных комплексов, создание межгосударственных экономических организаций, разработка крупных научно-технических проблем и др.
Одной из важнейших закономерностей является суверенизация районов, пропорциональная территориальная организация общества и улучшение условий жизни во всех республиках и регионах страны. Все регионы имеют расширенные экономические, политические, социальные, культурные права и свободы, чтобы служить основой для их саморазвития и самоуправления. Функционируя в составе России, все республики и районы взаимосвязаны федеративным договором, который не исключает возможность заключения двухсторонних договоров.
Пропорциональность территориальной организации общества - одна из важнейших социально-экономических категорий, объективно необходимая форма рационального развития общества[16]. Она выражает определенные динамические соотношения между межотраслевыми комплексами, а также социально-экономическими районами одного и разных таксономических рангов. Одним из важнейших показателей пропорционального развития регионов является улучшение условий и повышение уровня жизни населения.
Улучшение экономических, социальных, экологических условий жизни людей во всех республиках, областях, краях и районах - объективная необходимость, обусловленная самой сутью реформируемого общества. Обновляемый способ производства, комплексное развитие и рациональная специализация республик и регионов, территориальное разделение и интеграция труда, совершенствование территориальных пропорций развития единого экономического пространства - все это способствует улучшению условий труда, быта и отдыха, повышению уровня жизни населения[17].
Процесс улучшения условий жизни населения связан главным образом с решением задач организации разнообразных форм хозяйствования, повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики, регионального использования трудовых и природных ресурсов, создания высокоразвитой производственной и социальной инфраструктуры, обеспечения отложенного спроса населения, углубления межрайонной интеграции и самовыражения личности.
Территориальная организация общества обязательно подчиняется такой закономерности, как экономическая, социальная и экологическая эффективность развития республик и регионов России. Данная закономерность вытекает из законов неуклонного и устойчивого общественного прогресса, возвышения потребностей населения и повышения производительности труда. Рациональная территориальная организация общества должна обеспечивать эффективность развития всех территориальных подразделений.
Социальная, экономическая и экологическая эффективность развития районов обусловлена сбалансированностью и гармоничностью функционирования всех сфер на, не деятельности людей, рациональностью регионального общественного воспроизводства, оптимальностью производственной специализации и комплексного развития хозяйства, территориальным сочетанием разных форм хозяйствования и т. д. Эффективное развитие общества и «каждого региона обеспечивает улучшение социально-экологических условий жизни населения, рациональное природопользование, динамическое равновесие с окружающей природной средой способствует решению национальных, политических и других задач.
Эффективность не является самоцелью развития государства и отдельных регионов. Она, выступая своеобразным критерием рациональности территориальной организации общества, служит одним из активных средств достижения ведущей цели социально-экономического развития.
Также к одной из закономерностей, бесспорно, относится выравнивание уровней экономического и социального развития регионов. В обеспечении эффективного развития экономики в условиях развития рыночных отношений велико значение выравнивания уровней социально-экономического развития всех регионов страны. При вступлении в рынок отдельные территории России, республики, автономные округа, регионы находятся на разных уровнях экономического развития.
Выравнивание уровней социально-экономического развития регионов является важнейшей закономерностью размещения производства, важным фактором ускорения темпов развития не только наиболее отсталых территорий, но и страны в целом.
В настоящее время при общем падении уровня жизни по территории страны выделяются регионы, которым в первую очередь должно быть уделено внимание правительства России. В этих отсталых регионах могут возникнуть и очаги напряженности, способные дестабилизировать ситуацию во всей России[18].
Поэтому необходимы выделение дополнительных средств из бюджета страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.
Страны для выравнивания уровней социально-экономического развития этих регионов, составление целевых программ их развития.
В зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, как известно, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы, интенсивное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и экологических требований и условий легко ранимой северной природы нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Была подорвана экономическая основа их развития - традиционные отрасли хозяйства - оленеводство, охота, рыбный промысел, то есть ухудшалась среда их обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих малочисленных народов Севера. Решение проблем народов Севера возможно на основе проведения специальной государственной политики, главной целью которой является выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение качественного улучшения условий их жизнедеятельности.
В период перехода к рыночной экономике необходимым условием возрождения малочисленных народов Севера являются усиление государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.
Рассмотренные закономерности территориальной организации общества представляют собой единую, органически взаимосвязанную систему и их нельзя разделять и изолировать друг от друга. На общероссийском и региональном уровнях они проявляются во взаимном сочетании и взаимообусловленности.
Принципы размещения производительных сил
Исходя из системы закономерностей, формируется конкретная политика регионального развития, а также те или иные ее принципы.
Принципы - это руководящие, научно обоснованные положения, которыми должно руководствоваться общество при региональной организации жизнедеятельности населения на протяжении определенного исторического этапа[19]. Если закономерности - это научные абстракции в области регионального развития экономической системы, то принципы - это научно обоснованные ведущие положения, правила деятельности, которыми руководствуются в социально-экономической политике.
В современных условиях имеет возможность реализация следующих основных принципов[20]:
Приоритет социальных принципов над экономическими, производственными и технологическими, социальная ориентация хозяйственного развития регионов.
Размещение производственных и непроизводственных объектов с точки зрения рыночной конъюнктуры, учитывая близость к источникам сыры, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления готовой продукции.
Рациональное, комплексное использование природных ресурсов, их воспроизводство, охрана и улучшение окружающей природной среды.
Сочетание самообеспечения социально-экономического развития регионов с открытостью их на внешний рынок, осуществляемый в процессе территориального разделения и интеграции труда.
Многообразие форм хозяйствования.
Обеспечение процесса саморазвития и самоуправления.
Предоставление каждому человеку экономической, политической и духовной свободы в выборе способа жизнедеятельности, не противоречащей конституции.
Факторы размещения производительных сил
В зависимости от различных элементов, воздействующих на развитие региона, можно выделить следующие группы факторов: природно-географические, экономические, технико-технологические, социодемографические, политико-правовые. В рамках перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся на внешние, возникающие в хозяйственной системе региона, и внутренние, возникающие на уровне субъектов этой системы.
Группа природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д.. и, соответственно, определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Так, например, степные районы привлекательны для развития воздушного, автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а также для производственной инфраструктуры растениеводческих хозяйств, легкой, пищевой промышленности и др. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.
Блок технико-технологических факторов отражает состояние технико-технологической базы предприятий региона.
Экономические факторы, влияющие на рыночную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок: многообразие форм собственности, рыночная конъюнктура, инвестиционная политика, демонополизация экономики, потребительский рынок, налоговая политика, государственная поддержка, финансовая политика государства, границы рынка сбыта и т. д.
Среди экономических факторов, оказывающих непосредственное воздействие на развитие регионального рыночного хозяйства, следует выделить прежде всего многообразие форм собственности. Предприятия с коллективной, государственной или частной собственностью должны существовать на равных правах в рыночной экономике. Адекватность формы собственности уровню обобществления труда и экономическим интересам субъектов способствует росту производительности труда, увеличению масштабов производства, насыщению рынка, увеличению рентабельности предприятий и их инвестиционной привлекательности, что, несомненно, будет выступать стимулирующим фактором развития хозяйства региона.
Благоприятный инвестиционный климат территории формируется в результате действий как объективных условий, так и рациональной инвестиционной политики, которая в свою очередь также выступает фактором развития региона. Причем этот фактор важен в связи с тем, что основная доля инвестиций формируется за счет негосударственных источников финансирования. От направления инвестиционной политики зависит и выбор сферы для вложения средств. Так, например, банковские структуры предпочитают финансировать быстроокупаемые проекты, часто весящие торгово-посреднический характер. По этой причине мы наблюдали сращивание банковского и торгового капиталов без вложений в сферу материального производства, а, следовательно, и в развитие регионального хозяйства.
Социо-демофафические факторы относятся к разряду субъективных, так как зависят непосредственно от человека, его менталитета, квалификации, образования, возраста. Сегодня считается, что именно молодые бизнесмены являются движущей силой экономических, социальных и политических перемен в российском обществе.
Политико-правовые факторы проявляются в следующих формах[21]:
- законодательная база в области региональных процессов, в рамках территориально-организационного размещения производительных сил, точность исполнения законов;
- изменение экономических функций государства;
- стабильность политической системы;
дифференциация экономических функций между федеральным и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти.