Земельный кадастр - бонитировка почв и экономическая оценка земли
Земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель. В Российской Федерации правила ведения земельного кадастра закреплены в Земельном кодексе.
Бонитировка почвы - сравнительная оценка почв по их важнейшим агрономическим свойствам. Помимо качественных показателей, определяющих плодородие почв, учитывают и другие условия, имеющие большое значение в сельском хозяйстве: рельеф, увлажнение, микроклимат и т.п. Бонитировку почвы выражают в обобщённых относительных показателях — баллах. Обычно основой для бонитировки почвы служат материалы почвенных обследований, в которых отражены: механический состав почвы, содержание в ней гумуса и элементов питания растений, кислотность (pH), важнейшие физические свойства и т.д. Бонитировка необходима для экономической оценки земли.
Экономическая оценка земли, определение сравнительной ценности земли как средства производства в сельском хозяйстве в зависимости от её плодородия (естественного и искусственного), различных природно-экономических условий данного района и расположения земельных участков. Экономическая оценка земли осуществляется главным образом на основе агропроизводственной группировки почв при их бонитировке. Оценка земли в баллах даёт представление о том, какие требования можно предъявить к хозяйству в отношении доходности, урожайности, налогообложения и т.п. В условиях капитализма Экономическая оценка земли оказывает решающее влияние на цену земли и арендную плату.
Оценка воздействия на окружающую среду
Деятельность человека, особенно в последние десятилетия, привела нагрузку на общую биосферу к критическим отметкам. Возможности самовосстановления природы огромны, но не беспредельны. Поэтому, чтобы не допустить необратимых процессов в природе, должны быть приняты эффективные и своевременные меры по ее охране, включая экологическую экспертизу и ОВОС - оценку воздействия на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - это проводимый в рамках экологического права процесс, способствующий принятию экологически ориентированных управленческих решений о реализации намечаемой деятельности посредством определения возможного негативного воздействия, оценки экологических последствий, разработки мер по предотвращению или уменьшению неблагоприятных воздействий с учетом общественного мнения.
Оценка воздействия является сегодня одним из передовых механизмов осуществления правовой охраны природы, являющихся наиболее эффективными и мощными управленческими рычагами охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Цели оценки воздействия на окружающую среду
Основная цель оценки воздействия на окружающую среду — предотвращение или смягчение негативного воздействия намечаемой хозяйственной или любой другой деятельности на окружающую среду, а также связанных с ней экономических, социальных или иных последствий.
Оценка воздействия на природную среду проводится в целях определения экологических последствий любых вариантов принимаемых хозяйственных и управленческих решений, а также разработки рекомендаций по улучшению состояния окружающей среды, предотвращению деградации, уничтожения или истощения естественной экологической системы.
природопользование бонитировка кадастр среда
Перечень основных задач, решаемых в процессе проведения ОВОС:
В процессе проведения оценки воздействия решаются следующие основные задачи:
1. Оценка текущего состояния окружающей природной среды до реализации решений планируемой деятельности, т.е. определение исходных параметров и характеристик компонентов природной среды, которые могут измениться в процессе этой деятельности.
2. Выявление видов и факторов возможного воздействия в связи с реализацией проектных решений: загрязнение воздуха, почв, подземных и поверхностных вод, воздействие на общую экологическую среду и т.д.
3. Обоснование показателей предельно допустимых воздействий деятельности на окружающую среду.
4. Разработка мероприятий и рекомендаций по нейтрализации или ограничению негативного воздействия на окружающую среду с учетом последних достижений в области охраны природы, современных систем защиты окружающей природной среды и использования ресурсосберегающих технологий.
Принципы проведения ОВОС
Принципы проведения оценки воздействия на окружающую среду базируются на концептуальных посылках охраны окружающей среды и регулирования природопользования.
1. Соучастие общественности. Это главное условие проведения оценки воздействия при подготовке и принятии решений о хозяйственном развитии, выполнение которых может каким-либо образом оказать воздействие на природную среду и здоровье местного населения.
2. Открытость экологической информации. К экологической информации по ОВОС, используемой при подготовке решений, должна быть обеспечена доступность для всех заинтересованных сторон, включая общественность.
3. Упреждение. Процесс оценки воздействия должен осуществляться начиная с начальных стадий подготовки решений вплоть до их принятия.
4. Альтернативность (вариантность). В процессе подготовки решений достижения цели намечаемой хозяйственной деятельности должны рассматриваться все альтернативные решения, включая возможные варианты каждого из них.
5. Интеграция (комплектность). Все аспекты воздействия намечаемой деятельности на природную среду, местное население, промышленность и сельское хозяйство должны рассматриваться в их взаимосвязи с экономическими, технологическими, социальными и иными проектными решениями.
6. Обязательность. Проведение государственной экологической экспертизы намечаемой хозяйственной деятельности должно осуществляться в обязательном порядке и в строгой последовательности действий в осуществлении всех этапов, операций и процедур.
7. Предупреждение неблагоприятных воздействий. Обеспечение предупреждения и недопущения в случае реализации намечаемой хозяйственной деятельности возможных негативных воздействий на окружающую среду.
Основные функции исполнителей оценки воздействия
Основные функции, которые осуществляются в рамках ОВОС заказчиком - это организация, осуществление и финансирование соответствующих работ. Сюда также входят:
1. Подготовка и представление необходимых документов в рамках ОВОС в соответствующие органы власти для их согласования.
2. Организация проведения исследований и изысканий.
3. Предоставление решений по объекту для общественного обсуждения.
4. Организация учета мнения общественности и результатов общественных слушаний в окончательном варианте хозпроекта.
5. Представление обосновывающей документации на экологическую экспертизу.
6. Утверждение проекта хозяйственной или иной деятельности при наличии у заказчика положительного заключения экологической госэкспертизы.
7. Организация внутреннего контроля за выполнением мероприятий, призванных обеспечить соблюдение экологических норм и требований при осуществлении хозяйственной деятельности или реализации хозяйственного проекта.
8. Осуществление мер по выявлению мнения местного населения по поводу изменений окружающей природной среды, возникающих в результате осуществления хозяйственной деятельности или реализации хозяйственного проекта.
В рамках оценки воздействия на окружающую природную среду возможно выполнение заказчиком также других функций, обеспечивающих учет в принимаемых решениях экологических условий и требований.
Результаты проведения ОВОС
Результатами проведения оценки воздействия являются информация о масштабах и характере воздействия на окружающую природную среду намечаемой деятельности, альтернативных возможностях ее реализации, оценке экологических, экономических, социальных и иных последствий данного воздействия; о возможности смягчения воздействия; выявление и учет общественного мнения при принятии решений намечаемой хозяйственной деятельности; решений по определению возможных альтернативных вариантов реализации.
Результаты ОВОС должны документироваться в материалах по оценке воздействия, являющимися частью документации по представляемой на экологическую экспертизу деятельности и используемой также в процессе принятия относящихся к этой деятельности управленческих решений.