Значение машиностроительного комплекса в России
Машиностроение – одна из ведущих отраслей России, создавая наиболее активную часть основных производительных фондов – орудия труда. На его долю приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности РФ.
В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
Комплексные отрасли – энергетическое и транспортное машиностроение, электротехническое, станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение и другие.
Выделяют, в зависимости от металлоемкости и трудоемкости, тяжелое (большое потребление металла, малая трудоемкость); общее (средние нормы металла, энергии, невысокая трудоемкость); среднее (малая металлоемкость, высокая трудоемкость).
Роль комплекса в едином народно – хозяйственном комплексе: определяет пути совершенствования и темпы роста народно-хозяйственного комплекса; выступает как районообразующий фактор; влияет на масштабы и темпы внедрения оборудования; создает орудия труда; отражает степень развития НТП.
Факторы и особенности размещения важнейших отраслей машиностроения
Факторы, определяющие развитие и размещение машиностроительного комплекса: природные условия; объемы капитальных вложений, их источники; специализация и уровень развития районов; базовый уровень науки и техники; транспортная сеть; наличие трудовых ресурсов; масштабы и география потребителей; транспортабельность сырь и готовой продукции; экологическая обстановка в регионе.
Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения:
Тяжелое – решающее влияние имеют сырьевые ресурсы; слабое влияние – трудовые ресурсы и районы потребления.
Локомотивостроение – сильное влияние имеют сырьевые ресурсы; слабое – трудовые.
Судостроение – слабое влияние – трудовые ресурсы; решающее влияние районы потребления.
Автостроение – решающее влияние – трудовые ресурсы.
Станкостроение – слабое влияние сырьевых ресурсов; сильное влияние трудовых ресурсов и районов потребления продукции.
Приборостроение – решающее влияние имеют трудовые ресурсы.
Сельскохозяйственное машиностроение – слабое влияние имеют трудовые ресурсы; решающее значение – районы потребления продукции.
Тяжелое машиностроение связанно в основном с сырьевыми базами.
Общее машиностроение – основное значение потребительский рынок.
Среднее машиностроение – районы наличия трудовых высококвалифицированных ресурсов.
Основные итоги и проблемы развития машиностроения
В машиностроении в наибольшей степени (после легкой промышленности) сокращены объемы производства за последние годы. Одна из главных причин - резкое сокращение производство оборонной продукции. Но, к сожалению, не только ее. По отдельным показателям производства продукции в натуральном выражении максимум приходится еще на 1970 год (например, металлорежущие станки, некоторые с/х машины, бульдозеры, прядильные машины), по другим на 80-е - начало 90-х годов.
Отрасли Машиностроения |
Основные виды Продукции |
Год максимального производства | 1995 | 1995 в % к мах. |
|
|
Тяжелая, энергетическая и транспорт | Турбины, млн.кВт | 1980 | 13,2 | 5,1 | 38,6 |
|
Электротехническая | Электрическ. Машины крупные, тыс.шт | 1980 | 22,8 | 4,6 | 20,2 | |
Станкостроительная и Инструментальная | Металлорежущие станки, тыс. шт | 1970 | 119 | 17.6 | 14.8 |
|
в т.ч. с ЧПУ | 1990 | 16,7 | 0.3 | 1,8 |
|
|
Кузнечно-прессовые машины, тыс. шт | 1980 | 43.1 | 2.2 | 5,1 |
|
|
Автомобильная | Автомобили грузовые, тыс. шт | 1990 | 665 | 144 | 21.7 |
|
Начиная с 1992 года резко снизились темпы и объемы производства по машиностроительному комплексу в целом и по отдельным важнейшим отраслям (электротехническое, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение).
Износ основных фондов составляет 45%, свыше 60% станки имеют возраст свыше 100 лет. Комплекс находится в критическом состоянии, борется за выживание на внутреннем и внешнем рынках.
Основные причины: низкое техническое оснащение; общий кризис в стране; физический и моральный износ основных фондов, отсутствие схемы развития и размещение комплекса в целом; невозможность быстрого освоения видов машиностроения производимых в бывшем СССР; ограничение спроса на продукцию; недостаточная гибкость производства в условиях перехода к рынку; старение рабочей силы.
Перспективы выхода: помощь со стороны государства; привлечение инвестиций как Российских, так и зарубежных; структурная перестройка; опережающий рост таких отраслей как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производства вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.