Изучение административно-территориальной реформы в КНР
Общая характеристика административно-территориальной реформы: понятие, виды, направления
Вопросы административно-территориальной организации государства и территориального расположения публичной власти всегда находились в Китае в центре внимания, потому что от правильного решения этой проблемы в огромной по территориальным масштабам и численности населения многонациональной стране во многом зависит целостность самого государства. На сегодняшний день наиболее важным предоставляется возможность не только проанализировать, но и оценить полученные результаты административно-территориальной реформы в КНР и определить дальнейший путь развития государственной власти в Китае для того, чтобы вовремя выявить наиболее значимые проблемы, связанные с административно-территориальным делением и облегчить задачу в поиске их решения.
Административно-территориальная реформа изменила не только политическую организацию КНР, но также, подвергла трансформации её территориальное состояние, вследствие чего, уровни деления территориальных единиц в стране подвергались частым изменениям с целью поиска оптимальных путей улучшения территориального устройства КНР.
Административно-территориальное деление играет важную роль в условиях любых общественно-политических преобразований. Из этого следует, что оно необходимо при усилении власти в стране и укреплении системы целостности и единства всего государства.
Основными направлениями административной реформы являются оптимизация структуры и функций государственной власти в той мере, в какой она выступает как деятельность по управлению экономикой, а вместе с ней и другими социальными процессами, повышение эффективности работы всего государственного аппарата. Каждая административно-территориальная единица – это своеобразная частица социально-экономической структуры самого государства. Административно-территориальное деление, отражающее экономико-географические и демографические показатели, и учитывающее распределение производительных сил в обществе, выступает в качестве социально-экономической базы для создания и построения системы местных органов [8]. Тогда как звенья административно-территориального деления – это уже отдельные части территории государства, так как они характеризуются организационной обособленностью для наилучшего достижения задач, поставленных государственным правительством [1]. Отсюда и происходит их отличие от административно-территориальной единицы, которое заключается в том, что звенья были созданы для решения общих задач, в то время как единицы административно-территориального деления – для выполнения специальных задач государственного управления.
Разделение территории современных государств на административно-территориальные единицы складывалось под влиянием особенностей исторического развития той или иной страны. Существенные отличия характеризуют и правовой статус единиц административно-территориального деления в соответствии с положением местных органов власти в странах с различным государственным устройством [37]. Более того, даже в странах с одинаковым государственным устройством существуют различия, обусловленные различными историческими традициями.
Система административно-территориальной организации в каждом типе государства соответствует его сущности и является некой территориальной базой построения и размещения органов власти и управления. И несмотря на различные формы устройства административно-территориальных звеньев каждого государства, в основе территориальной организации лежат однородные принципы. Ведь основное содержание этих принципов сводится к обеспечению удобства управления в пределах соответствующей территории, способного наиболее эффективно применять административные, финансовые, политические и другие рычаги в интересах господствующих классов.
Таким образом, административно-территориальная реформа – это процесс, являющийся необходимой мерой, предпринятой для укрепления власти в стране и совершенствовании ее территориального устройства. Проведение данной реформы помогло устранить недостатки в территориальном делении КНР, выявить, что стоило изменить в устройстве страны, а что следовало оставить, а также, на какие процессы, протекающие внутри государства, она повлияла и к каким привела последствиям.
Административно-территориальное положение Китая накануне образования КНР
До образования КНР территория Китая имела 35 территорий, границы каждой из которых формировались на протяжении немалого количества времени, но контроль над ними было довольно трудно обеспечивать, т.к. чем больше административных единиц имеет страна, тем сложнее управлять ими. Государство нуждалось в изменении системы административно-территориального устройства, вследствие чего были две сверхзадачи, во имя которых правители решаются на новое административное районирование: укрепление целостности страны и крайняя необходимость улучшения системы регионального управления [27]. Следовательно, объединение между собой этих двух задач на этапе рыночных преобразований требует одновременно как расширения экономических прав регионов, так и укрепления вертикали власти, всей цепочки прямых и обратных связей по линии Центр – крупные регионы – низовые административные единицы [Там же].
Перед победой революции в 1949 г. в Китае числилось 35 «высшего ранга» территорий: 18 провинций собственно Китая (ареал проживания представителей ханьской нации), 4 провинции Внутренней Монголии, 9 провинций в составе Маньчжурии, две западных провинции, примыкающих к Тибету (Цинхай и Сикан), северо-западная провинция Синьцзян, а также возвращенный Китаю после многих лет японской оккупации Тайвань [Там же]. По итогам революции 1949 г. Китай «потерял» островную провинцию Тайвань, которая, однако, не приобрела уровень самостоятельного государства, признаваемого мировым сообществом.
В первые годы после революции провинциальный состав Китая испытал довольно серьёзные изменения, во многом вернувшись к состоянию середины 30-х годов (главное отличие заключалось в переходе провинций, населенных неханьскими нациями, на положение автономных районов). За последующие годы число провинций пополнилось всего лишь провинцией Хайнань, (до этого – островного административного района с особым статусом в составе провинции Гуандун). Так же, стоит упомянуть, что после создания КНР городов центрального подчинения было 14, но к середине 1950-х гг. таковых осталось всего 3 – Пекин, Шанхай и Тяньцзинь. Последний в 1958 г. был понижен до положения главного города провинции Хэбэй, но в 1967 г. его прежний статус был восстановлен [29].
Таким образом, исторически сформированные границы административно-территориальных единиц являлись точкой опоры для дальнейших преобразований в плане административно-территориального деления. Большинство современных границ между провинциями было определёно ещё при династии Мин. И с тех пор серьёзные изменения претерпело лишь административное деление на Северо-Востоке. Кроме того после прихода к власти коммунистов, следовавших советской теории национальных автономий, в Китае были учреждены автономные районы, которым были присущи некоторые особенности в административно-территориальном делении.
Причины административно-территориальной реформы в КНР
В конце XX – в начале XXI вв. в Китае произошла резкая активизация процессов реформирования, всесторонне охвативших жизнь современного общества, что привело в движение политическую деятельность внутренних органов государства и изменило социальную и экономическую сферу страны.
Основными причинами проведения административно-территориальной реформы являются: 1) экономические, т.к. стране требовалось увеличение экономического потенциала и расширение рыночных связей, а границы между административными единицами КНР в ряде случаев стали служить этому препятствием, не позволявшим стремительно расти улучшенным экономическим показателям страны, 2) политические, потому что страна нуждалась в изменениях административного управления и улучшении государственного аппарата, 3) социальные, потому что требовалось построение гармоничного общества, 4) культурные, потому как из-за частых изменений границ тех или иных территориальных единиц происходило смешивание культур различных народов Китая и появилось размытое определение национальной идентичности. Стоит отметить еще и то, что реформирование в КНР происходило с целью предупреждения межрегиональных конфликтов, которые могли отрицательно сказаться на протекающих внутри государства процессах и помешать дальнейшему экономическому развитию КНР. Вследствие чего и была проведена данная реформа, т.к. она согласовывала проведение границ между территориальными единицами с наименьшим ущербом, как для общества, так и для политической власти в стране.
Проведение административно-территориальной реформы привело к более эффективным способам управления путем усиления индивидуальной ответственности чиновников за выполнение государственных решений и качественного оказания услуг населению и бизнесу. Ведь основными направлениями административной реформы являются оптимизация структуры и функции государственной власти в той мере, в какой она выступает как деятельность по управлению экономикой, а вместе с ней и другими социальными процессами, повышение эффективности работы всего государственного аппарата.
Таким образом, при определении концепции и методов осуществления реформы государственного управления необходимо брать во внимание социально-экономические, политические и культурные предпосылки, сложившиеся в стране. От этого зависит успех преобразований и перспективы реформаторской деятельности в плане экономического и политического развития.
Нормативно-правовая база административно-территориальной реформы в КНР
Административно-территориальная реформа оказала влияние и на Конституцию КНР, обеспечив территориальным единицам поддержку со стороны законодательной власти, благодаря чему изменения в территориальную организацию страны могут быть внесены только по решению Всекитайского собрания народных представителей или Государственного совета КНР и никакими другими органами власти [25].
В начале 50-х годов в КНР были разукрупнены высшие звенья временно образованной территориальной структуры – крупные административные районы. Согласно Конституции 1954 г. (ст. 53), страна делилась на провинции, города центрального подчинения и автономные районы (области). По Конституции 1954 г., автономные районы, автономные округа и автономные уезды объявлялись районами национальной автономии, которым были присущи некоторые особенности в административно-территориальном делении. В частности, Автономный район Внутренняя Монголия делился на аймаки, а также административные районы и города, непосредственно подчинённые автономному району [26].
Современное административно-территориальное деление КНР установлено Конституцией 1982 г., где статьи №30 и №31 содержат положения об административно-территориальных единицах страны. В статье №30 сказано что: «Китайская Народная Республика имеет следующее административное деление:
1) страна делится на провинции, автономные районы и муниципальные образования, находящиеся в непосредственном подчинении центрального правительства,
2) провинции и автономные районы делятся на автономные префектуры, уезды, автономные уезды и города,
3) уезды и автономные уезды делятся на посёлки, национальные посёлки и города.
Муниципальные образования, находящиеся в непосредственном подчинении центрального правительства и другие крупные города делятся на районы и уезды. Автономные префектуры делятся на уезды, автономные уезды и города. Все автономные регионы, автономные префектуры и автономные уезды являются автономными национальными районами» [26].
В статье №31 говорится о том, что: «Государство может при необходимости создавать особые административные районы. Система, создаваемая в особом административном районе, должна быть предписана законом, принятым Всекитайским Собранием Народных Представителей с учётом конкретной специфики». Также, согласно Конституции (ст. 62, п. 12), образование провинций, автономных районов и городов центрального подчинения утверждает ВСНП. Что касается административно-территориального деления провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, а также территориального деления автономных округов, уездов, городов, то оно утверждается Госсоветом (ст. 89, п. 15) [Там же].
Таким образом, данная реформа смогла закрепить за территориальными единицами административно-правовую норму, обеспечив политическими правами административно-территориальные единицы, т.е. они образовывались на законной основе. Также, стоит отметить, что после проведения административно-территориальной реформы территориальная организация КНР определяется только по решениям высшего органа государственной власти (ВСНП) и высшего органа государственного управления (Госсовета).