Инвестиционная политика Финляндии
Инвестиционная политика Финляндии определяется ее местом в международном разделении труда, членством в ГАТТ и Европейском Союзе и возрастающей инвестиционной активностью финских крупных компаний на внешних рынках, в том числе ряда стран СНГ, особенно России и Балтии. В связи со вступлением в ЕС, с начала 2000 года в Финляндии будут отменены последние ограничения, касающиеся иностранного владения, за исключением компаний, работающих в оборонной промышленности.
В настоящее время иностранным предпринимателям в Финляндии при осуществлении инвестиций предоставляется национальный режим с изъятиями, предусмотренными в соответствующих межправительственных соглашениях. Согласно Закону об осуществлении контроля над закупками предприятий иностранцами от 1992 г., иностранные юридические лица могут свободно приобретать акции финских компаний вплоть до 100% с определенными ограничениями, существование которых определяется государственной монополией на некоторые виды деятельности.
Также финское законодательство разрешает вывоз капитала из страны для инвестиционной деятельности за рубежом. Особое значение в Финляндии придается содействию в инвестиционной деятельности мелким и средним предприятиям, которым предоставляются определенные условия налоговых льгот, займов и субсидий.
Меры государственной поддержки предоставляются и иностранным инвесторам, которые намерены осуществлять деятельность в районах Финляндии, требующих перспективного развития (особенно восточный и северный регионы) в зависимости от выбора конкретного района и сферы предпринимательской деятельности. При этом, размер государственной субсидии может варьироваться в пределах от 20 до 45% стоимости проекта. Предпочтительными отраслями являются: производство, туризм и сфера услуг. Таким образом, государство стремится к привлечению иностранного капитала для стимулирования роста экономики страны, а стабильность законодательного регулирования и условия инвестирования иностранного капитала обеспечивают привлекательность финского инвестиционного рынка.
Общий объем инвестиций, вовлеченных в экономику Финляндии в 1997 году, увеличился на 11,5% по сравнению с предыдущим годом. Оживление инвестиционной активности имело место в лесной отрасли, строительстве, в том числе в объекты транспортных инфраструктур, в сфере торговли, услуг, туризма и гостиничного комплекса. Некоторое снижение в привлечении инвестиций по сравнению с предыдущим годом было в энергетической, целлюлозно-бумажной, деревоперерабатывающей, пищевой, металлургической, некоторых видах металлообрабатывающих отраслей промышленности и сельском хозяйстве. Особых изменений не наблюдалось в текстильной, швейно-трикотажной, кожевенно-обувной, пушно-меховой, фармацевтической, медицинской отраслях производства.
Общая накопленная сумма прямых иностранных инвестиций в экономику Финляндии, включая 1997 год, составила 48,9 млрд. фмк и увеличилась за 1997 год приблизительно на 8 млрд. фмк или 19% по сравнению с предыдущим годом.
В стране действует около 1 тыс. фирм, в которых доля иностранного владения превышает 20%, их совокупный оборот составляет около 60 млрд. фмк и численность персонала – 45 тыс. чел.
Крупнейшие финские компании имеют значительную, в некоторых случаях, основную долю иностранного владения. Так, у компании «Нокиа», «Хухтомяки», «Сканска», «НСС Поулиматка» в иностранном владении находится более 70% акций, у фирм «Тампелла» – более 60%, «Валмет», «Тамро», «Култор», «Бенефон» – более 50%, «Райсио» – более 45% акций.
В 90-е годы иностранные инвестиции в Финляндии направляются в основном в промышленность (около 60%), хотя по количеству иностранные фирмы больше действуют в сфере торговли и прочих услуг. Самым крупным инвестором в Финляндию в 1997 году являлась Швеция (23%), затем Нидерланды (9%). Бельгия (7,3%) и США (3,3%).
Общий накопленный объем прямых инвестиций Финляндии за рубежом на конец 1997 года составил более 104 млрд. фмк и увеличился приблизительно на 23 млрд. фмк или 28% по сравнению с 1996 годом. Финские инвесторы вложили в 1997 году за границу почти в три раза больше, чем иностранные инвесторы в Финляндию.
Наиболее активно за рубеж инвестирует финская промышленность (до 80% годового объема капвложений), банки и страховые компании. Особое место в географии инвестиций в 90-е годы занимают страны ЕС (в 1997 году 61%), США (13%), Юго-Восточной Азии (4,3%), а также Балтии и Россия. У многих крупных финских концернов, как например «Оутокумпу», «Кемира», «Альстрем», «Коне» и «Хухтамяки» торговый оборот зарубежных подразделений уже превышает стоимость прямого экспорта продукции из Финляндии. Вместе с тем, у таких фирм как «Нокиа», «Несте», «Энсо», «УПМ-Кюммене», «Метса Серла» стоимость традиционного экспорта все еще превышает оборот их зарубежных подразделений.
Расширяя международную деятельность, финские фирмы стремятся улучшить конкурентоспособность своей продукции путем размещения своих производств вблизи сырьевых источников и дешевой рабочей силы, а также основных рынков сбыта.
Основными институтами и фондами, действующими в Финляндии, которые осуществляют поддержку инвестиционной деятельности отечественных компаний как внутри страны, так и за рубежом, являются организации «Кера», «Финнфанд», «Норум» ("Северо-западный фонд венчурного капитала» ), «Ситра», «Текес», и ряд других. Эти фонды, в отличии от ЕБРР, ЕИБ и СИБ, ориентированы на финансирование проектов для средних и малых предприятий. Практически всегда предполагается участие в проекте финского или другого европейского партнера. Фонды тесно координируют свою деятельность с министерствами торговли и промышленности, иностранных дел, окружающей среды, транспорта и связи, другими правительственными ведомствами.
Основная цель – содействие в привлечении иностранных инвестиций и поддержка венчурных финских проектов за рубежом. Фонды оказывают консультативную и техническую помощь фирмам по управленческим и юридическим вопросам, а также по созданию новых компаний.
Инвестиционный фонд «Кера» – кредитная организация, специализирующаяся на развитии регионов и рисковом финансировании мелких и средних предприятий. 99,95% акций принадлежит Правительству. «Кера» имеет сеть своих региональных представительств в Финляндии и за рубежом, в т. ч. в Санкт-Петербурге. С объемом разрешенного кредитования до 6,7 млрд. фмк в год, участвует в венчурном финансировании компаний с участием финского капитала.
Фонд финансирования совместных инвестиций и промышленного сотрудничества «Финнфанд» содействует инвестиционной деятельности финских компаний в различных странах. Фонд инвестирует в акционерный капитал перспективных совместных фирм и предоставляет средне и долгосрочные валютные кредиты на конкурсных условиях (до 50% от участия финского партнера по проекту). На конец 1997 г. фонд имел только 2 реализуемых и 7 перспективных инвестиционных проектов в России. В целом объем финансирования восточноевропейских государств составляет в настоящее время 180 млн. фмк в год, в т. ч. России – 10 млн. фмк.
"Северо-западный фонд венчурного капитала» создан ЕБРР при участии средств Северных стран в 1995 году для инвестирования около 30 млн. долл. в акционерный капитал перспективных российских предприятий, главным образом, Мурманской и Архангельской областей и Республики Карелия. Финская управляющая компания - «Норум» осуществляла реализацию 3 проектов, финансирование по которым обеспечивалось в 1997 году.
Независимый фонд «Ситра», основанный в 1950 году, является инвестором в финские предприятия, производящие высокие технологии, как правило, на начальной стадии их деятельности. В 1991 году «Ситра» вышла из подчинения Банка Финляндии и стала независимым фондом, ответственным непосредственно перед парламентом. Обычно его инвестиции составляют 0,5-10 млн. фмк. Имеет свою собственную сеть внутренних и иностранных партнеров и может содействовать поиску дополнительных источников финансирования.
Фонд «Ситранс» учрежден в 1991 г., как российско-финское предприятие, осуществляющее трансфер российских передовых технологий, субподрядные и консультационные работы в российском оборонном комплексе, консультации фирм и организаций в сфере развития предпринимательства, производственной кооперации и т. д.
"Финский экспортный кредит» – специальная финансовая компания, предоставляющая средне- и долгосрочные кредиты. Компания финансирует международные операции и внутренние поставки финских фирм, принадлежит правительству Финляндии. «Финский экспортный кредит» финансирует проекты как под государственные, так и под коммерческие гарантии. В 1997 году вошел в холдинг с банком «Постипанкки».
Кредиты предоставляются в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭРС) на строительство морских судов и в виде субсидий для развивающих государств в рамках международных соглашений. Рыночные кредиты используются финскими фирмами для финансирования экспорта и других международных операций, а также для внутренних поставок средств производства. «Финский экспортный кредит» привлекает средства для финансирования, в т. ч. из-за рубежа.
СИБ-Северный инвестиционный банк, – с центральным офисом в г. Хельсинки, осуществляет инвестиции в проекты на территории Северных и третьих стран. СИБ получает финансовые ресурсы на международном рынке капиталов и предоставляет долгосрочные кредиты под соответствующее реальное обеспечение. Тесно сотрудничает с экологическим фондом «Нефко».
В настоящее время СИБ рассматривает возможность предоставления кредитов под инвестиционные проекты в России в соответствии с подписанным с правительством РФ соглашением. Однако ратификация этого соглашения ожидалась в1998 году и конкретных шагов по финансированию не предпринято. Ранее, до 1990 года, СИБ предоставлял кредиты Внешэкономбанку.
Центр развития технологии Финляндии ТЕКЕС – предназначен для разработки конкурентоспособных товаров и внедрения высоких технологий. ТЕКЕС осуществляет финансирование фирм, исследовательских институтов и университетов для проведения научных исследований и освоения производства с использованием ноу-хау.
Муниципальный финансовый фонд – его акции полностью принадлежат пенсионным фондам местного самоуправления. Средствами фонда могут воспользоваться региональные власти, объединенные муниципальные советы и сотрудничающие с ними компании. Муниципальный финансовый фонд занимается долгосрочными кредитами как в финских марках, так и в других валютах, муниципальными ценными бумагами и лизингом.
Муниципальная организация для финансирования жилищного строительства производит долгосрочное финансирование новых муниципальных проектов и ремонта зданий.
Центр госгарантий Финляндии. Основной функцией центра является содействие расширению экспорта и поддержка мелких и средних финских предприятий, путем предоставления государственных экспортных гарантий на коммерческих условиях.
В 1997 для некоторых российских банков были увеличены сроки кредитования с 2 до 5 лет. Центром введены специальные условия для компенсации среднесрочных рисков при поставках в Россию. Для долгосрочных кредитных соглашений возможно предоставление гарантий при условии организации встречных поставок из России, в виде инструмента гарантии возврата кредита. В ноябре 1997 года при участии Минфина РФ и Центра госгарантий Финляндии подписаны Межправительственные меморандумы о взаимопонимании по предоставлению гарантий на сумму около 2 млрд. фмк.
Центр гарантий имеет соглашение с ОПИК США (Overseas Private Investment Coгрoration) с целью поддержки финско-американских проектов в России и странах Балтии. Кроме того, Центр осуществляет сотрудничество с кредитными агентствами Германии, Англии, Франции и Швеции.
Наряду с указанными выше фондами, существенными инвестиционными возможностями обладают крупные финские фирмы. Однако их активность пока не отвечает как их потенциальным возможностям, так и объемам участия в двухстороннем сотрудничестве с учетом имеющейся у них ранее многолетней совместной деятельности на российском рынке.
Финляндия активно сотрудничает с международными организациями и финансовыми институтами в осуществлении инвестиционной деятельности. В частности, по программам Евросоюза ТАСИС, «Интеррег», «Фаре», по линии которой на регионы, граничащие с Финляндией, ежегодно выделяется около 400 млн. фмк (по оценке финских источников, финские фирмы участвуют приблизительно в 30% проектов ТАСИС) и в реализации проектов под кредиты ЕБРР, МБ, СИБ и других.
Общая сумма бюджета Финляндии на сотрудничество сопредельных регионов осталась в 1997 году примерно на таком же уровне, как и в 1996 году и составила 234 млн. фмк. Основными субъектами сотрудничества в рамках взаимодействия сопредельных регионов по-прежнему оставались территории Северо-запада России и страны Прибалтики.
Координирующим центром инвестиционного сотрудничества между Россией и Финляндией являются Межправительственная Комиссия по экономическому сотрудничеству (МПК) и действующие в ее рамках рабочие группы по инвестиционному сотрудничеству и по сотрудничеству сопредельных регионов, которые проводят значительную работу по содействию реализации имеющихся совместных проектов, а также по уточнению пилотных проектов, представляющих интерес как на российском федеральном, так и региональном и местном уровне, по технико-экономическому их обоснованию и определению приоритетности их решения, а также поиску возможных средств финансирования.
Общий объем прямых инвестиций финских компаний в Россию за последние 10 лет, по оценкам Банка Финляндии, составил на конец 1997 года 1,5 млрд. фмк (около 300 млн. долл.), чуть более 1% всех финских инвестиций за рубежом. К примеру, объем прямых инвестиций Финляндии в российскую экономику в 1997 году, составил 319 млн. фмк (61 млн. долл.) или всего 1,4% от общего объема финских зарубежных инвестиций (22879 млн. фмк).
Дальнейшему развитию инвестиционного сотрудничества могут способствовать имевшие место в 1997 году договоренности, достигнутые в ходе встреч Президентов и Премьер-министров двух стран, а также проведенная третья сессия Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству и реализация Сторонами пакета двусторонних документов о финансировании и гарантировании проектов инвестиционного сотрудничества.
Определенное содействие возможности повышения делового имиджа России, в том числе в Финляндии, улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала в российскую экономику может оказать достигнутая договоренность с Парижским и Лондонским клубами по определению конкретных действенных решений для России по ее кредитам и долгам с другими странами, а также принятие конкретных мер по ускорению реструктуризации имеющейся задолженности по Финляндии. Кроме того, позитивное влияние на дальнейшее развитие торгово-экономических двусторонних отношений, могла бы оказать практическая реализация как на общегосударственном, так и региональном и местном уровнях обеих стран подписанного 27 ноября 1997 г. пакета документов о финансировании и гарантировании проектов инвестиционного сотрудничества, т. е. Меморандумы о взаимопонимании, о предоставлении финансирования под гарантию или под комфортное письмо Правительства РФ. По заявлению финского Центра государственных гарантий (ЦГГ) при положительном решении Российской стороной вышеуказанных вопросов общая сумма инвестиций Финляндии в российскую экономику в ближайшие 2-3 года могла бы достичь 1 млрд. долл.
Из неевропейских промышленно-развитых стран экспорт Финляндии в США остался на уровне 1996 г., а экспорт в Японию сократился на 17%.
Товарная и отраслевая структура импорта. Устойчивый рост промышленного производства в Финляндии в 1997 г. стал основной причиной увеличения импорта сырья и полуфабрикатов, а рост частного потребления на 3,1% – значительного повышения импорта продуктов питания, потребительских товаров и услуг по зарубежному туризму.
Структуру финского импорта в 1997 г. составляли следующие группы товаров: сырье, полуфабрикаты и производственные материалы, включая сырую нефть (57,2%); топливо (3,7%); инвестиционные товары (15%); потребительские товары (21,9%); другие товары (2,1%).
Импорт сырья, полуфабрикатов и производственных материалов вырос в 1997 г. на 14% по сравнению с предыдущим годом и в стоимостном выражении составил 91 млрд. фмк.
Импорт сырья и материалов для металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности возрос на 15%. Импорт сырья для металлургической промышленности увеличился в 1997 г. на 11%, сырья для целлюлозно-бумажной промышленности – на 14%.
Импорт сырой нефти сократился в 1997 г. на 3%. 33% от всего объема импортируемой нефти Финляндия ввозила из России, 30% – из Норвегии и 15% – из Великобритании. Импорт топлива в 1997 г. увеличился на 3%. Импорт природного газа лишь немного вырос по сравнению с предыдущим годом и в стоимостном выражении составил 1,6 млрд. фмк.
Импорт инвестиционных товаров вырос в 1997 г. на 10%. Импорт машин и оборудования увеличился на 13% и составил 20 млрд. фмк. Импорт грузовых транспортных средств сократился на 15%.
Импорт потребительских товаров вырос в 1997 г. на 13% и составил 35 млрд. фмк. В Финляндию было ввезено 112 тыс. легковых автомобилей или на 8 тыс. (на 7%) больше, чем в 1996 г. 27% импортированных Финляндией легковых автомобилей было ввезено из Германии и 17% – из Японии. Импорт других потребительских товаров длительного пользования вырос на 18%. Импорт продуктов питания вырос на 14%. В этой группе товаров значительно увеличился импорт молочных товаров и кофе. Импорт текстильных изделий и одежды вырос на 16%, лекарственных препаратов на 20%.
Географическое распределение импорта. Удельный вес стран ЕС в импорте Финляндии в 1997 г. составил 60%. На долю Германии пришлось 15% всего импорта, закупки товаров Финляндией из этой страны возросли в 1997 году на 8%. Импорт из Франции вырос на 20%, из Нидерландов – почти на 25%, из Швеции – на 13%. Из стран ЕС лишь импорт Финляндии из Великобритании сократился на 3%. Основными статьями импорта из стран-членов ЕС были машины и оборудование.
Импорт из стран ЕАСТ вырос в 1997 г. на 5%, причем импорт из Норвегии остался практически на уровне предыдущего года. Более 30% импорта из Норвегии составляли нефть и нефтепродукты.
Импорт Финляндии из России вырос в 1997 году более чем на 22% и составил 12, 5 млрд. фмк. 50% импорта из России составляли энергоносители (сырая нефть, природный газ и электроэнергия). Наиболее существенно, на 32%, возрос импорт российской нефти.
Импорт Финляндии из стран Балтии составил 2,5 млрд. фмк, что на 27% выше чем в 1996 г., из которых 2,2 млрд. фмк пришлось на Эстонию.
Импорт из США был в 1997 г. больше, чем в предыдущем году. Импорт из Японии вырос в прошлом году на 17% за счет увеличения закупок легковых автомобилей, машин и оборудования.
Торговый баланс. Положительное сальдо торгового баланса Финляндии возросло в 1997 г. почти на 8 млрд. фмк и составило 52,5 млрд. фмк. Положительное сальдо в торговле со странами ЕС возросло на 2 млрд. фмк и составило 18 млрд. фмк.
В торговле со странами ЕАСТ Финляндии удалось преодолеть дефицит торгового баланса 1996 г. и в 1997 г. экспорт и импорт в торговле с этими странами находились в относительном равновесии.
Примерно равные значения положительного сальдо торгового баланса – по 15 млрд. фмк, сложились в торговле Финляндии с остальными европейскими и с развивающимися странами, а с неевропейскими промышленно-развитыми странами составило в 1997 г. 3 млрд. фмк.
В торговле с Россией положительное сальдо торгового баланса составило в 1997 г. 2,9 млрд. фмк., что почти на 1 млрд. фмк превысило положительное сальдо в торговле между странами в предыдущем году.