Индия в международных экономических отношениях
Политика Индии, одного из наиболее далеко прошедшего по капиталистическому пути развития освободившегося от колониального гнета государства, во внешнеэкономических, также как и во внутриэкономических вопросах, направлена на преодоление хозяйственной отсталости страны. Своей первоочередной задачей она ставит ускоренное развитие национальных производительных сил. Индийское правительство принимает активное участие в решении этой задачи, используя рычаги косвенного регулирования национальной экономики и непосредственно участвуя в воспроизводственном процессе через механизм государственного сектора.
Для лучшего использования внутренних ресурсов и средств, привлекаемых из-за рубежа, а также общей координации деятельности государственного и частного секторов национальной экономики и преодоления зависимости от империализма, государство стало активно применять в своей экономической политике методы программирования и планирования.
Внешняя торговля имеет немалое значение для экономики страны. Однако Индия еще слабо вовлечена в международное разделение рынка. Внешнеторговый оборот 56,5 млрд. долл., 1994 г. (экспорт -27,3; импорт - 29,2 млрд, долл.). Страна экспортирует ткани, готовые швейные изделия (29%), ювелирные изделия и драгоценные камни (18%). сельскохозяйственные и продовольственные товары (16%). машины (7%), а также руды, медикаменты и другие товары. На долю Индии приходится 31% мирового экспорта чая. В товарной структуре импорта велика доля топливных ресурсов (17%), —машин и оборудования (15%).
Значение внешнеэкономических связей для хозяйственного развития Индии определяется необходимостью привлечения в страну дополнительных материальных и финансовых средств, а также реализации части продукции на мировом рынке. Оно многократно возрастает в эпоху научно-технической революции, ибо внешнеэкономические связи становятся одним из наиболее важных каналов, по которому осуществляется импорт достижений НТР из промышленно развитых государств.
К началу 70-х годов важным фактором жизни страны стал государственный сектор экономики, произошло определенное ограничение деятельности иностранного капитала, расширились и укрепились экономические связи со странами Восточной Европы. Эти изменения оказали серьезное влияние, как на внутриэкономическое положение страны, так и на характер ее взаимоотношений с внешним миром, в частности была достигнута большая сбалансированность в масштабах и интенсивности хозяйственных связей с капиталистическими странами и странами Восточной Европы и СССР.
Соответственно претерпели качественные изменения все элементы внешнеэкономических связей Индии. В первую очередь это привело к сокращению размеров и, что особенно важно, ухудшению условий привлечения в страну иностранных частных инвестиций. Вместе с тем взаимоотношения Индии с иностранным частным капиталом остаются чрезвычайно тесными, что достигается предоставлением льгот иностранным компаниям, обязующимся ввозить в страну новую технологию, развивать ее экспорт или производство энергоресурсов.
Использования Индией внешнеэкономических связей осуществляется, в первую очередь, в целях ликвидации экономической зависимости от империализма и упрочения хозяйственной самостоятельности страны. Необходимо отметить, что индийская буржуазия и, в первую очередь, ее монополистические круги, стремятся подчинить внешнеэкономические связи интересам максимизации своих прибылей.
Отражением этого направления в развитии внешнеэкономической стратегии Индии является курс на ускоренное развертывание товарообмена с развивающимися странами. Страны Афро-азиатского региона стали одним из основных рынков сбыта продукции новых отраслей индийской обрабатывающей промышленности и одновременно важным поставщиком сельскохозяйственной продукции и сырья и, что особенно важно, минерального сырья и нефти для нужд индийской промышленности. Освоение этого рынка производится в Индии объединенными усилиями государственного и частного секторов, причем наряду с товарообменом большое значение приобретает экспорт государственного и частного капитала.
Неравномерность капиталистического развития обусловила такое положение, при котором Индия, продолжая отставать от развитых капиталистических государств, в то же время значительно опережает большинство развивающихся стран. Это тоже накладывает отпечаток на внешнеэкономическую политику Индии, согласно которой основными внешнеторговыми партнерами Индии остаются развитые капиталистические страны, страны СНГ и Россия.
В 1977 г. в целях укрепления производственной базы экспорта индийским фирмам было предоставлено право импорта любых товаров, необходимых для производства экспортной продукции, в размере 25% от стоимости их экспорта. Специальные льготы были предоставлены мелким и средним экспортерам, в частности выделение импортных лицензий на сумму до 50 тыс. рупий в свободно конвертируемой валюте. Если же предприятие сектора мелкой промышленности экспортировало свыше 20% своей продукции, размеры этих лицензий не ограничивались.
Третья категория государственных мероприятий, направленных на оказание помощи частным экспортерам, включает сбор и обработку информации о зарубежных рынках, проведение рекламной работы, организацию выставок и т.д. Роль государства в развитии экспорта Индии не исчерпывается только предоставлением различного рода стимулов частным предприятиям. Государство также самостоятельно вышло на мировой рынок, первоначально через систему государственных внешнеторговых объединений, первым из которых стала созданная в 1956г. Государственная торговая корпорация (Г. Т. К.).
Экспортная деятельность Г. Т. К. характеризуется весьма высокими темпами роста. Динамика его такова, что если в 1956 году ее экспорт составлял около 90 млн. рупий, то через 20 лет, в 1976 г., он достиг 5590 млн. рупий, что равнялось 17% стоимости всего национального экспорта.
Многим индийским государственным компаниям удалось выйти на мировой рынок и в последующем расширить свой экспорт благодаря заказам из афро-азиатских стран, являющихся крупными потребителями продукции индийского машиностроения, металлообработки, металлургии и химии, т.е. продукции именно тех отраслей, где в основном действуют государственные промышленные компании.
Усиление позиции государства в экспортных операциях в связи с абсолютным и относительным ростом экспорта государственных внешнеторговых корпораций и промышленных предприятий положительным образом сказалось на повышении эффективности экспортных программ Индии в целом.
Государственное регулирование импорта включает валютное регулирование, лицензирование, тарифную политику, установление импортных квот, прямой государственный контроль за ввозом отдельных товаров и т.д. Каждое из этих направлений регулирующей деятельности государства имеет большое значение, особенно в условиях сложностей с торговым и платежным балансами. В связи с последним обстоятельством государственное внешнеторговое регулирование направлено в первую очередь на обеспечение экономии валютных средств. Этой цели государство в основном добивается посредством предоставления импортных льгот экспортерам. В этом случае импортное регулирование тесно переплетается с экспортным.
Экономному расходованию валюты при одновременном стимулировании экспорта, призваны содействовать и другие меры государственного импортного регулирования, в частности выдача лицензий на импорт оборудования, сырья, компонентов и запчастей для создания дополнительных мощностей, работающих на экспорт.
Не менее важной целью государственного импортного регулирования является защита национальной промышленности. Именно здесь протекционизм приобретает антиимпериалистическое содержание и служит общенациональным интересам. Осуществление защиты национальной экономики происходит через установление: -высоких таможенных пошлин; - импортных квот; - прямого запрета на импорт товаров, идентичных тем, которые производятся внутри страны.
Довольно сильные позиции государства в импорте определяются крупными масштабами деятельности государственных внешнеторговых организаций и предоставлении им исключительного права импорта отдельных товаров. Внешнеторговые организации являются главными, но не единственными государственными организациями, участвующими в осуществлении импортных операций. Значительный объем импорта машин и оборудования осуществляется прямыми потребителями этих товаров из числа государственных промышленных предприятий.
Более 3/4 вывоза индийского капитала приходится на два десятка самых мощных национальных частных и государственных капиталов. По всем основным признакам их следует отнести к капиталистическим монополиям. Они господствуют в сфере производства и обращения внутри страны, являются крупнейшими многоотраслевыми объединениями с многочисленными фирмами и филиалами, банками, страховыми компаниями и транспортными агентствами, на их предприятиях заняты тысячи рабочих. Среди крупнейших индийских монополий "БИРЛА", "ТАТА", "ТХАПАР", "СИНГХАНИЯ"; некоторые из них входят в число богатейших корпораций мира.
Вывоз капитала из Индии специфичен по своей географии: он ориентирован главным образом на рынки развивающихся стран Азии, Африки и Океании, на которые приходится 95,7% всех прямых зарубежных инвестиций. Лишь весьма незначительную долю составляют промышленно развитые государства Европы, США, Канады и Австралии. Такое распределение экспортируемого капитала понятно, он устремляется туда, где слабее конкуренция и его экономический потенциал и производственно-техническая специализация имеют больше шансов на успех. Индийский капитал внедряется главным образом в металлургическую, текстильную, пищевую, химическую, бумажную промышленность, в электроэнергетику, машиностроение и гражданское строительство. Он предпочитает расширять за рубежом те производства, которые уже сложились "дома", сформировав достаточно высокий технико-технологический и управленческий опыт. К тому же как раз в этих областях капитал особенно ощущает ограниченность внутреннего рынка.
Конкретные примеры из хозяйственной практики зарубежных предприятий индийских фирм показывают, что они уже не вписываются в модель мелкомасштабного, низкопроизводительного производства. Не случайно индийские инвеститоры в целом заслужили репутацию технологических лидеров среди новичков международного бизнеса, лидеров, которые за рубежом внедряются в отрасли, производящие средства производства, требующие чрезвычайно сложной технологии, крупных масштабов производства, где все время необходимо идти в ногу со временем.
Важной особенностью международной деятельности индийских монополий является преобладающая ориентация их иностранных предприятий на внутренние рынки принимающих стран. Так, некоторые индийские компании, взявшие курс на активное внедрение на мировом рынке и добившиеся необходимой конкурентоспособности, переносят свое производство за границу, несмотря на более высокие издержки в принимающих странах, поскольку это расширяет границы узкого национального рынка.
Роль иностранного частного капитала во внешнеэкономических связях современной Индии Вопросы взаимоотношения с иностранным частным капиталом постоянно находятся в центре внимания индийского государства при решении главных проблем национального хозяйственного развития.
По отношению к иностранному частному капиталу определяющим направлением в политике Индии, отражающим позицию всех слоев индийского населения, за исключением монополистической верхушки буржуазии, является курс на установление эффективного контроля над деятельностью иностранного капитала с целью сокращения его влияния в индийской экономике. Законодательство ограничивает деятельность иностранных частных инвеститоров определенными отраслями экономики, также устанавливаются ограничения в размерах прибылей, уходящих за рубеж. Однако это не означает, что позиции иностранного капитала коренным образом подорваны, а его влияние на ход хозяйственного развития Индии несущественно. Достаточно сказать, что объем иностранных частных капиталовложений, несмотря на все ограничения, продолжает увеличиваться, хотя темпы роста иностранных инвестиций в отдельные периоды неодинаковы. При чина заключается в том, что иностранные компании находят в Индии весьма благоприятные условия, обеспечивающие довольно высокую норму прибыли на функционирующий капитал. Так по данным американского журнала "Business international" (1985) средняя прибыль американских компаний от индийских инвестиций в обрабатывающую промышленность возросла с 15,8% (1982) до 20,3% (1984).
Стремясь привлечь иностранную технику и технологию, опыт и финансовые ресурсы иностранных фирм, государство идет на предоставление фирмам определенных, иногда значительных льгот. Нажим иностранного капитала вызывает в стране различную реакцию, возникают внутринациональные споры и конфликты. Индийское правительство пытается также привлечь капитал иностранных компаний на более выгодных для государства условиях, путем заключения договоров о финансовом и техническом сотрудничестве.
Темпы роста на предприятиях, использующих зарубежный опыт и технологию через системы соглашений, намного выше, чем в среднем по стране. Отмечая определенные выгоды, которые извлекает Индия из таких соглашений, необходимо отметить, что эта форма взаимоотношений с иностранным капиталом в ряде случаев используется фирмами для получения, по существу, односторонних выгод, не имеющих ничего общего с индийскими национальными интересами. Более того, иностранные компании вносят в соглашения о сотрудничестве различного рода запретительные и ограничительные статьи, прежде всего касающиеся экспорта продукции новых предприятий. В ряде случаев, не взирая на имеющиеся ограничения сфер деятельности, иностранному капиталу удается добиваться заключения соглашений о сотрудничестве в отраслях, не имеющих первостепенного значения для национальной экономики, но приносящих хорошие доходы (косметика, некоторые отрасли пищевой и легкой промышленности).
География внешнеэкономических связей Индии
Индия и промышленно развитые капиталистические страны Крупнейшими торгово-экономическими партнерами Индии являются развитые капиталистические страны, на долю которых приходится около половины ее внешнеторгового оборота. Основными партнерами Индии являются США, Япония и страны ЕЭС.
Несмотря на значительную диверсификацию внешнеэкономических связей, Индия по-прежнему реализует значительную часть своих традиционных, а в последние годы и новых товаров на рынках этих стран. Доходы от экспорта товаров и услуг в промышленно развитые капиталистические страны составляют основу валютных поступлений в Индию.
Развитые капиталистические страны важные поставщики на индийский рынок многих машин и оборудования, продовольствия и промышленных товаров. Значение этой группы стран во внешнеэкономических связях Индии определяется еще и тем, что они, а также на холящиеся под их контролем международные финансовые организации МВФ и МБРР являются ее крупнейшими кредиторами. Не лишне отметить, что Индия имеет один из самых высоких размеров внешнего долга среди развивающихся государств (829 млрд. рупий, 1989 г.), что является тяжким бременем для ее экономики.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что укрепление национальной промышленной базы в результате индустриализации сельскохозяйственного производства, а также переориентация Индии в области географии внешнеэкономических связей с акцентом на развивающиеся страны и страны Восточной Европы позволили Индии сократить зависимость от развитых капиталистических государств, доля которых в импорте Индии упала с 75% в начале 70-х годов до 55% в 1989 году. По тем же причинам сокращается удельный вес капиталистических стран и в экспорте.
Стремясь преодолеть негативные тенденции в торговле с США индийские государственные и частные внешнеторговые организации тщательно изучают конъюнктуру американского рынка и осуществляют довольно значительную рекламу традиционных и новых товаров индийского экспорта. Вместе с тем, как отмечает индийский журнал "Коммерс", торговля Индии и США "... продолжает развиваться по классическому образцу отношений между развитой и развивающейся страной".
На первый взгляд отношения между Индией и странами ЕЭС в области торгово- экономических связей развиваются сравнительно успешно. Об этом свидетельствуют: -быстрый рост товарообмена со странами семерки; - заключение соглашения о торговом сотрудничестве - первое соглашение такого рода между странами "общего рынка" и не ассоциированной с ним страной; - временное сохранение Англией после ее вступления в ЕЭС прежних таможенных преференций в отношении Индии; - заключение Индией соглашения с ЕЭС по кофе и джуту.
Наряду с развитием экспорта в развитые капиталистические страны Индия пытается ослабить проблему несбалансированности торговли с ними путем финансирования своего импорта из этих государств за счет получения от них кредитов и льгот.
Происходит либерализация условий кредитов предоставляемых Индии рядом западноевропейских государств: ФРГ, Англией, Голлан дней. Отличительной чертой 80-х годов является то, что значительная часть льготных кредитов, предоставляемых Индии развитыми капиталистическими странами, поступает к ней от западноевропейских государств. Последние используют такие кредиты как весьма эффективное средство конкурентной борьбы на индийском рынке с монополиями США и сумели добиться существенного роста своих продаж в индию. За период 1982-1989 гг. ввоз в Индию товаров из стран членов ЕЭС увеличился с 2,2 млрд. рупий, а их доля в индийском импорте возросла с 13,3% до 29,2%. Также выросла торгов ля с Японией.
Индия и развивающиеся страны, Освободившиеся государства Азии, Африки и Латинской Америки занимают видное место во внешнеэкономических связях Индии. Более того, по ряду товаров эти государства являются основными поставщиками на индийский рынок (нефть, хлопок, медь), либо представляют собой важнейшие рынки сбыта индийской продукции ("инженерные" товары, текстильные изделия).
Разумеется, значение отдельных стран, субрегионов и регионов в индийском внешнеторговом обороте далеко не одинаково. Так латиноамериканские страны занимают весьма скромное место, как в экспорте, так и в импорте страны. Размеры торговли Индии с развивающимися африканскими странами были также относительно невелики вплоть до конца 60-х годов. В последующие годы в торговле Индии с африканскими государствами наметилась положительная тенденция и в период с 1966 по 1976 годы ее товарооборот с ними удвоился.
Заинтересованность Индии в получении нефти лежит в основе ее действий по развитию отношений с нефтедобывающей страной Африки - Алжиром. В 1976 г. между Индией и Алжиром был заключен договор по которому в обмен на алжирскую нефть и сжиженный газ Индия поставляет джут, кофе, табак, специи и др. товары.
Тут следует отметить, что потребность в нефти заставляет Ин дню завязывать тесные отношения со странами-экспортерами нефти, и в первую очередь с Саудовской Аравией, на долю которой приходится 6,7% индийского импорта (1989 г.) Значение развивающихся и новых индустриальных стран Южной и Юго-Восточной Азии во внешнеэкономических связях Индии определяется их географической близостью к Индии, а также историей региона.
По роли в индийских внешнеэкономических связях эти страны делятся на две группы. К первой относятся: Бирма, Бутан, Бангладеш, Непал, Пакистан, Шри-Ланка, которые выступают в основном как рынок сбыта индийской продукции. Малайзия, Таиланд, Сингапур, Индонезия, Гонконг и Филиппины составляют вторую группу поставщиков технической и другой продукции на рынок Ин дни.
Советско-индийские торгово-экономические отношения Государства СНГ и в особенности Россия были остаются одним из главных торговых партнеров Индии. На долю СССР в 1989 году приходилось 12,9% индийского экспорта и 4,5% импорта. СНГ занимает второе место во внешнеторговом обороте Индии. Весьма примечателен тот факт, что в период с 1976 по 1986 годы объем совет ско-индийской торговли увеличился в 4,5 раза. Этот показатель темпов прироста внешней торговли превышал аналогичные показатели как СССР так и Индии. Но в настоящее время в связи с экономическим кризисом в странах СНГ стал третьим по величине внешнеторговым партнером Индии уступив второе место Японии.
Страны СНГ оказывают Индии огромную экономическую помощь.
Ценность этой поддержки для национальной индийской экономики заключается в том, что они помогают развивать основополагающие отрасли экономики: энергетику, сложное машиностроение, химическую промышленность, переработку нефти. За годы сотрудничества в Индии построено около 75 промышленных объектов и около 50 строятся в настоящее время. На долю этих предприятий в 1989 г. приходилось 44% всей выпускаемой в стране стали, 38% алюминия, 21% добычи и 45% переработки нефти, 77% металлургического, 47% энергетического и 43% горно-шахтного оборудования. Помощь из СНГ помогает Индии ликвидировать экономическую зависимость от стран Запада.
Несмотря на трудности перестройки российско-индийские отношения продолжают развиваться, причем на долговременной основе, что придает им известную стабильность. За последние годы руководители двух государств совершили визиты, в ходе которых были достигнуты важные договоренности о развитии экономического сотрудничества. Были подписаны соглашения, определяющие перспективы торгово-экономических отношений двух государств на период до 2000 года, договор о научно-техническом сотрудничестве, долгосрочная программа в области производственной кооперации.
Сотрудничество двух стран, в которых проживает более 1/5 части человечества является весомым фактором международной эко комической жизни и перспективы его развития благоприятны. СНГ и Индия демонстрируют развитие многосторонних связей между государствами с пока еще различными социально-экономическими системами.
Индия и страны Восточной Европы Важную роль в решении задач экономического развития Индии играют ее связи со странами Восточной Европы.
Крупнейший торговый партнер Индии из числа этих стран Польша. Основные товары польского экспорта в Индию - горношахтное оборудование, суда и судовое оборудование, краски и др.
Польский импорт из Индии состоит из традиционных сельхозтоваров (чай, кофе) и продукции новых отраслей индийской промышленности (электронное оборудование, химическая продукция, стальные трубы и т. д) ЧСФР является крупнейшим партнером Индии в сфере экономического сотрудничества среди восточноевропейских государств. С по мощью ЧСФР в Индии построено около 60 промышленных предприятий, в том числе завод тяжелого электрооборудования в Хайарабаде, завод литья и поковок в Рании, станкостроительные предприятия.