Интеграционные объединения Южной Америки
Южная Америка раньше других регионов мира вступила на путь интеграции. С 1960 г. здесь стали действовать торгово-экономические группировки – Латиноамериканская ассоциация свободной торговли – ЛАСТ (преобразована в 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции – ЛААИ), с 1968 г. – Карибская ассоциация свободной торговли, преобразованная позже в Карибское сообщество и Карибский общий рынок – КАРИКОМ. В 1969 г. возникли ещё два региональных торгово-экономических объединений – Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), преобразованная в 1996 г. в Андское сообщество наций, и Ла-Платская группа (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), государства, которой в 1991 г. образовали Общий рынок стран Южного конуса – МЕРКОСУР.
Особую роль в интеграции Южной Америки и Западного полушария имеет МЕРКОСУР (рис. 1). Именно это объединение за полтора десятилетия добилось внушительных экономических успехов, хотя его страны-члены в девяностые и в начале нынешнего столетия испытали экономические спады и кризисы. В 1995 г. в нём были введены единые внешнеторговые пошлины, т.е. возник торговый союз. Позиции МЕРКОСУР значительно окрепли после подписания в 1996 г. соглашения о создании зоны свободной торговли с Боливией и Чили. [2]
МЕРКОСУР — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента.
В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.
Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.
Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось:
• отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.;
• свободное движение капитала и рабочей силы;
• введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза;
• координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере;
• унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон;
• единый порядок определения происхождения товаров.
Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В-первых четырех работа ведется на межправительственном уровне. Основной принцип деятельности высших органов МЕРКОСУР — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки.
С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, МЕРКОСУР перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).[16]
Другим важнейшим региональным торгово-экономическим блоком в Южной Америке является Андское сообщество (группа, пакт; «Andean Group» или «Andean Common Market») создано 26 мая 1965 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора . С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла. Андская группа охватывает территорию в 4,8 млн. кв. км с населением 111 млн. человек; её совокупный валовой продукт составляет 268 млрд. долларов. Высший орган — комиссия Картахенского соглашения, состоящая из послов перечисленных стран с годичным сроком полномочий, по истечении которого комиссия перемещается в очередное по алфавиту государство, входящее в пакт. Представитель этой страны является её президентом. Комиссия обычно проводит не менее трёх сессий в год, на которых она определяет основные направления сотрудничества, утверждает программы по координации таможенной политики и экономического развития.
Совет министров иностранных дел – орган политического сотрудничества – координирует выступление Андской группы на мировой арене. Консультативным органом служит Андский парламент, состоящий из депутатов законодательных собраний стран-членов. Спорные вопросы разрешает Андский суд. Для выработки рекомендаций по конкретным вопросам созданы советы: плановый, валютный, финансовый, налоговый и другие.
Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза — Боливии и Эквадору.
Цели Андского сообщества — содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к:
выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;
гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией;
установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы — Союз частных предпринимателей и Андский институт труда.
В рамках Андской группы созданы:
Андская корпорация развития (АКР), образованная в 1968 году, выступает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия;
Андский резервный фонд (АРФ) — распоряжается частью валютных резервов стран-членов для поддержания платёжных балансов и согласования финансовой и валютной политики;
Ассоциация телекоммуникационных комиссий — используется в целях углубления сотрудничества, содействия развитию телекоммуникационных служб в регионе.
В 1990 году была принята «Андская стратегия», в которой были сформулированы три основные цели: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки. «Акт мира», принятый в том же году, выдвинул в качестве важнейших задач: углубление процесса интеграции андских стран; реализацию её отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других мер, необходимых для создания Андского общего рынка.
Таможенный союз в рамках Андской группы полностью сформирован к 1999 г., а до этого времени таможенные пошлины составляли не более 5—10%. В мае 1994 г. государства Андской группы согласились создать зону свободной торговли к 1 января 1995 года.
Андский пакт снискал особую известность в истории интеграции развивающихся стран — попыткой сразу в масштабах целой группировки ограничить влияние иностранных монополий. Данная акция начала проводиться в первые годы существования союза, когда тон в нём задавали Чили (период правительства Народного единства), Боливия и Перу. Главной мерой в этом направлении послужило введение «Общего режима по отношению к иностранному капиталу, торговым маркам, патентам, лицензиям», призванного установить контроль за деятельностью ТНК. Эти меры стимулировали превращение иностранных предприятий, создаваемых после 1974 года в национальные или смешанные. При учреждении такого предприятия не менее 15% акций подлежит передаче государству, на территории которого оно находится. Важным положением общего режима было введение ограничений на вывозимые иностранными компаниями прибыли. Ежегодно разрешалось перевозить за границу не более 14% зарегистрированной суммы прямых инвестиций. Одновременно ограничивались сферы приложения иностранного капитала: он не допускался в страхование, внутреннюю торговлю, транспорт, в средства массовой информации. С 1976 года во многих странах группировки полагалось смягчение некоторых положений общего режима в рамках Лимского протокола.
Страны карибского региона по примеру центрально-американских соседей также начали осуществлять процесс интеграции, исходя из своего малозначительного экономического потенциала, и создали Карибское сообщество (англ. Caribbean Community (CARICOM)) — торгово-экономический союз стран Южной Америки.
Карибское сообщество включает в себя 13 англоязычных стран этой зоны с общим объемом внешней торговли 11 млрд. долларов. Это - малые островные государства (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Багамские Острова, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, СентЛюсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Монтсеррат (колония Великобритании), Сент-Китс, Невис и Ангилья), а также материковые Белиз, Гайана и Суринам (принят в 1995 г.). Ассоциированные члены КАРИКОМ - Виргинские Острова, острова Терке и Кайкос. Из всех этих стран только Суринам и Гайана находятся в Южной Америке. Договор, действующий и поныне, провозглашал образование Карибского сообщества, а в его рамках - Карибского общего рынка. Население стран КАРИКОМ составляет всего 6 млн. человек. В работе КАРИКОМ в качестве наблюдателей участвуют 12 латиноамериканских стран, среди которых наибольшую активность проявляют Мексика, Венесуэла и Колумбия. Высший орган объединения - конференция глав государств, исполнительные органы - Совет министров и Генеральный секретариат, а также постоянные комитеты и специализированные рабочие группы.
Штаб-квартира находится в г. Джорджтаун (Гайана). В июле-августе 1990 г. на встрече глав государств и правительств КАРИКОМ были приняты решения об ускорении интеграции. Страны договорились о введении общих тарифов на импорт товаров из третьих стран, т.е. создании таможенного союза, отмене всех нетарифных барьеров в торговле товарами, производимыми внутри субрегиона, создании общего рынка со свободным движением капиталов, с общей денежной единицей, согласованной политикой в области финансов, в отношении иностранных инвестиций. С января 1991 г. единый внешний тариф (ЕВТ) заменил систему количественных ограничений импорта как основного инструмента защиты внутреннего рынка КАРИКОМ. В октябре 1992 г. на специальной встрече глав правительств был утвержден график поэтапного снижения ЕВТ, начиная с января 1993 г. Предполагалось, что к 1998 г. максимальная ставка импортных пошлин на сельскохозяйственные товары, одежду, готовые промышленные изделия, потребность в которых может быть удовлетворена за счет внутреннего производства, составит 20% по сравнению с 45% в 1992 г. (к декабрю 1995 г. верхняя граница ЕВТ была снижена до 30%). Минимальная ставка ЕВТ - 5% (0-5% для наименее развитых стран).
Бразилия является лидером и осью интеграционных процессов в регионе, она в 1993 г. выдвинула идею создания Южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА). Бразилия стремиться на принципиально отличной основе от США создать Зону свободной торговли Америки. В качестве шага на этом пути в 2004 г. было создано Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН), в которую вошли члены МЕРКОСУР, Андского сообщества наций, некоторые члены Карибского сообщества (Гайана и Суринам), а также Чили, как ассоциированный член МЕРКОСУР.
9 декабря 2004 года было создано Южноамериканское сообщество (другое название - Декларация Куско).
Подписание декларации о создании новой организации состоялось на саммите 12 государств в Куско (Перу). В неё вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), Андского сообщества (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор), а также Чили, Гайана и Суринам. Гайана и Суринам подписали декларацию, но отложили своё вступление в Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН) на неопределённый срок.
Наибольшую активность при создании сообщества проявили президент Перу Алехандро Толедо и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва.
Ожидается, что именно Бразилия будет играть в новом союзе лидирующую роль.
В декларации указано, что она отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача нового союза - в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли.
Планируется, что первое время Южноамериканское сообщество будет развиваться путем политической координации действий стран-участниц, а в будущем должны быть созданы общеамериканские институты - совет министров, южноамериканский парламент и суд правосудия.
Место подписания исторической декларации - город Куско в перуанских Андах - по легенде, был основан мифическим правителем инков Манко Капаком и впоследствии стал столицей обширного государства инков - Тауантинсуйю, самого крупного государства в доколумбовой Америке.
Подписание декларации было приурочено к 180-й годовщине разгрома (9 декабря 1824 года) испанских конкистадоров латиноамериканской армией под предводительством Симона Боливара в битве при Аякучо (Перу).[2]
Что же касается Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), то, судя по всему, эта организация исчерпала свой потенциал. В состав этой организации по-прежнему входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор. В самом начале своего существования организация ставила в качестве основной задачи создание к 1973 г. Зоны свободной торговли. Однако уже к концу 60-х гг. выявились несовершенства в механизме ЛАСТ. В 1980 г. взамен ЛАСТ была создана Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА), целью которой является содействие развитию внутрирегиональной торговли и регионального экономического сотрудничества.[7]
США пытаются подчинить страны Западного полушария своему влиянию через НАФТА, создать под своей эгидой ФТАА. В качестве шага на этом пути США в 2005 г. подписали соглашение о свободной торговли с Колумбией, Панамой и Чили и с такой группой как ЦАОР. Однако подписание договор о создании ФТАА, планирующиеся на конец 2005 г. не состоялось и было отложено на неопределённый срок (против выступили в основном страны МЕРКОСУР). Таким образом, в регионе наблюдается двухполюсная интеграционная тенденция.[2]
В геополитическом плане Южная Америка остаётся зоной безусловного влияния США, однако возникают и некоторые новые явления. Ещё в 1948 г. большинство стран Южной Америки вошло в Организацию американских государств (ОАГ), созданную по инициативе и в интересах США. Однако в восьмидесятых ряд акций США изменил «однозначную» обстановку внутри ОАГ. Во время фолкленского кризиса (Великобритания – Аргентина, 1982 г.) США открыто поддерживали своего союзника по НАТО, а не члена ОАГ, затем последовала агрессия в Гренаде (1983 г.) и Панаме (1989 г.). Растёт желание стран ОАГ без США, но с Кубой (бойкотирующейся этой организацией долгие годы) найти новые формы экономического сотрудничества. В 1995 г. Бразилия, Мексика, Боливия выступили за безусловное возвращение Кубы в состав ОАГ, действенные меры против наркобизнеса, терроризма и нищеты в Латинской Америки. В 1998 г. на Генеральной ассамблее ОАГ вновь обсуждался вопрос о возвращении Кубы в эту организацию.