Интерпретация и структурирование миграционной политики

Выше нами уже была отмечена сложность и противоречивость современной миграционной политики. Вместе с тем, однозначно можно сказать, что это необходимая, значимая сфера государственной деятельности, предопределенная взаимосвязью миграционных процессов с потребностями общества в экономике, демографии, геополитике, семейной политике, культуре и науке [Леонидова, с.22].

Е. Волосенкова, П. Кабаченко и Е. Тарасова отмечают, что в современной политической теории миграция рассматривается в двух измерениях: общегосударственном и ситуационно-политическом.

В рамках общегосударственного направления изучается влияние миграционных потоков на социально-политическое устройство государства и национальную идентичность его граждан, систему внутригосударственных отношений, человеческий потенциал государства. На основании данного измерения строится миграционная политика государства, определяются формы контроля над миграционными потоками.

Ситуационно-политическое направление предопределяет внимание политологов к проблемам национальной безопасности и угроз, которые предвещают неконтролируемые и нелегальные миграционные потоки. Авторы подчеркивают, что особенно актуальной данная тематика стала после теракта 11 сентября 2001 в США (а для нашей страны, очевидно, гораздо ранее), когда большинство стран мира сконцентрировалось на решении трех основных задач – «предотвращение, наказание, защита» (англ. – 3P – preventing, prosecuting, protecting) [с.214-215].

Вопросам взаимосвязи миграции и безопасности – экономической, культурной и др. в современной российской литературе действительно уделяется широкое внимание [Витковская, Кузьмин]. В периодической литературе неизменно подчеркивается необходимость грамотного регулирования миграционных процессов в контексте действующей Концепции национальной безопасности РФ от 10.01.2000 г. [Луняка, Балашова].

Так, Я. А. Пляйс в классификации приоритетных национальных интересов во внутренней политике выделяет следующие:

 - приумножение народа;

 - сохранение целостности государства;

 - глубокое реформирование общественно-политической, экономической, правовой систем на принципах демократии и плюрализма;

 - решение проблем взаимоотношений в рамках СНГ;

 - возрождение промышленного и научно-технического потенциала;

 - развитие науки, образования и культуры;

 - осуществление политики открытости внешнему миру;

 - обеспечение территориальной и иной безопасности [Балашова, с.20].

Безусловно, вопросы обеспечения территориальной безопасности, решения проблем взаимоотношений с бывшими союзными государствами, вопросов приумножения населения России решаются и в рамках миграционной политики.

Как и при определении самого понятия «миграция» или выявлении статуса миграциологии как науки, при формулировании понятия «миграционная политика» мы сталкиваемся с многообразием подходов и точек зрения.

Например, миграционная политика – это совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию, складывающуюся в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев [Зайнышев, с. 365].

Это определение, заимствованное из учебного пособия по социальной работе, давая общую характеристику данной отрасли деятельности государства, акцентирует внимание преимущественно на категориях мигрантов и задачах, попадающих в сферу рассмотрения указанной дисциплины.

Денисенко М. Б., Ионцев В. А. и Хорев Б. С. дают следующее определение: «миграционная политика – это, прежде всего, воздействие на миграционное поведение, которое является одним из видов, элементов социального поведения» [с.55]. Здесь отражается взаимосвязь интересов государства и поведения личности, однако, как подчеркивают авторы, в широком смысле миграционная политика должна воздействовать на совокупность всех факторов, определяющих характер миграционных процессов – распределение рабочих мест, различия в условиях жизни населения и т. д.

Т. И. Леонидова вводит новое понятие, характеризующее рассматриваемую область государственной деятельности – миграционная функция государства, призванная, по мнению автора, обеспечить контроль государства и его органов за пребыванием на территории государства в целях восполнения и воспроизводства общества [с.24].

Определение, представленное И. Г. Зайнышевым, выглядит наиболее точным, отражающим основные составляющие данного действия (лишь спектр направлений миграционной политики должен быть существенно расширен, что возможно сделать на основании изучения соответствующих нормативных актов); схожие взгляды мы встречаем у Е. Б. Бреевой.

Наконец, Е. Волосенкова, П. Кабаченко и Е. Тарасова, обобщая многочисленные исследования, приводят ряд неотъемлемых характеристик миграционной политики:

 - «миграционная политика – есть продукт политической системы»;

 - это прерогатива не только государства, но и общественных институтов;

 - миграционная политика – это процесс согласования интересов государства в области регулирования миграций на федеральном и региональном уровнях с интересами мигрантов, местного сообщества, политических и экономических элит, партий, общественных институтов;

 - «миграционная политика – это процесс взаимодействия между государствами, при котором происходит передача юрисдикции, так как мигранты, прекращая быть членами одного общества, становятся членами другого» [с.219].

Также авторы отмечают, что миграционная политика подразделяется на реальную (выражающую интересы государства) и декларируемую (провозглашающую своей целью защиту интересов мигрантов).

Важно и структурирование миграционной политики. В качестве базовых ее составляющих выделяются:

 - иммиграционная политика, которая касается вопросов предоставления тем или иным категориям лиц права на пребывание в данном государстве, контроля за нелегальной миграцией, социального обеспечения иммигрантов, а главная ее задача состоит в создании действенной системы регулирования миграционных потоков и определения положения мигрантов;

 - политика интеграции главной своей задачей видит обеспечение условий успешного включения мигрантов в жизнь данного сообщества;

 - политика натурализации нацелена на создание условий и процедур предоставления гражданства мигрантам [с. 222-223].

По мнению В. И. Мукомеля, эти направления представляют собой три последовательные стадии политики приема, обустройства и трансформации вчерашнего мигранта в полноправного члена принимающего сообщества.

Для понимания международной трактовки миграционной политики следует также ввести термин абсорбция, применяющийся в Израиле. Абсорбция – это процесс, цель которого – сближение репатриантов с исторической родиной, нейтрализация тех свойств, которые мешают такому сближению [Акмалова, с.41]. Учреждения по абсорбции оказывают социальную помощь, организуют различные курсы с целью приобщения к языку, истории, обычаям, духовной культуре, экономической сфере. В идеале абсорбция приводит к результату, когда репатрианты наиболее полно идентифицируются с территорией и культурой общества, становятся его гражданами.

При всей значимости данных схем и подходов, отметим, что они охватывают лишь политику государства в отношении иммигрантов; вместе с тем, она должна быть много шире, и регулировать вопросы эмиграции и внутренней миграции.