Информационное обеспечение управления земельными ресурсами
Процесс управления земельными ресурсами неразрывно связан с процессом эффективного их использования как основного национального богатства. Повышение значимости этой проблемы вызвано тем, что состояние земель постоянно ухудшается: земля деградирует, плодородие почвы снижается, негативные процессы усиливаются, идет недопустимое загрязнение природной среды и нарастает экологический кризис, истощаются природные ресурсы.
Все это требует коренного изменения отношения к земле, принятия решительных мер, прекращающих негативные процессы. Настоятельной потребностью стали разработка законодательной, нормативной и информационной базы, научного обеспечения правового, экономического и организационного механизмов регулирования земельных отношений, учет традиций, национальных особенностей и государственных интересов в вопросах использования земли.
Для эффективного управления земельными ресурсами и принятия решений в области регулирования земельных отношений управляющие органы и все субъекты земельных отношений должны быть обеспечены достоверной и оперативной информацией о состоянии земельного фонда и динамике его развития, что позволит прогнозировать его развитие и принимать решения, обеспечивающие рациональное использование земель.
Информация в системе управления земельными ресурсами – это совокупность данных, создаваемых и хранящихся в специализированных информационных системах, предназначенная для решения задач управления земельными ресурсами конкретного административно-территориального уровня.
Главное требование системы управления земельными ресурсами к информации – точное потребительское назначение информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации. По управляющему воздействию информации – точное потребительское назначение информации, своевременность ее представления, оптимальность степени генерализации.
Управление земельными ресурсами представляет собой совокупность функций системы управления, направленной на рациональное использование земельных ресурсов. Объемом такого управления является весь земельных фонд Российской Федерации. Предметом управления данной системы является процессы организации управления земель. Основными аспектами в сфере управления земельными ресурсами являются:
1. Политический–обеспечивает выполнение социально-политических, экономических и экологических задач по рациональному использованию земли;
2. Административно-управленческий – формирует системы государственных и муниципальных органов в сфере управления земельными ресурсами;
3. Правовой – обеспечивает рациональное использование и охрану земель на основании законодательства;
4. Научный – связан с разработкой научно обоснованных рекомендаций в области управления земельными ресурсами с учетом достижений научно-технического прогресса;
5. Экономический – определяет условия эффективного использования земель;
6. Внедренческий – обеспечивает разработку и осуществление экономических, социальных рычагов, стимулов по рациональному использованию земель .
Под информационным обеспечением управления земельными ресурсами понимают систему сбора, обработки и представления информации, необходимой для принятия управленческих решений по использованию земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях. В состав информационного обеспечения входят:
1. Нормативные и справочные данные, составляющие информационный базис системы;
2. Текущие сведения, поступающие извне системы, требующие ответной реакции системы или влияющие на алгоритм выработки решений;
3. Накапливаемые оперативные учетные и архивные сведения, необходимые для планирования и развития системы.
Необходимость информационного обеспечения в области управления земельными ресурсами обуславливается следующими причинами:
1. Наличием растущих объемов информации, которую необходимо обработать в кратчайшие сроки;
2. Необходимостью тщательной проверки поступающей информации (как для принятия самого решения, так и для рассматриваемых альтернатив);
3. Разнородностью и противоречивостью поступающей информации.
Важнейшие условия организации информационного обеспечения следующие:
1. Агрегация и фильтрация информации;
2. Зависимость степени агрегации от уровня принятых решений;
3. Централизованное управление информационными ресурсами, синхронное поддерживание данных для всех видов и способов использования;
4. Отсутствие необходимости контролировать избыточность данных вследствие их интеграции;
5. Однократный ввод и многократное использование данных благодаря устранению дублирования;
6. Унификация средств организации данных и независимость от их прикладных программ;
7. Обеспечение максимальной полноты сведений для управляющих структур.
Выполнение этих условий предусматривает комплексное использование массивов информации при решении разнообразных задач в системах организационного управления.
Современное информационное обеспечение систем управления земельными ресурсами обязательно включает в себя отдельные, самостоятельно функционирующие подсистемы, что обусловлено рядом факторов:
1. Поскольку процесс формирования систем управления земельными ресурсами длителен, то при современной быстроизменяющейся экономико-информационной среде объекта управления внедряемая длительное время система не будет обладать высокой степенью информационной адекватности анализируемой территории;
2. В любой территориальной системе управления земельными ресурсами существуют массивы, использование информации которых обеспечивает значительно больший экономический эффект, чем от других массивов.
Неотъемлемой частью современных информационных технологий является создание подсистем, ориентированных на сложный анализ данных и являющихся модулями поддержки принятия управленческих решений.
Последовательность информационного обеспечения процесса формирования системы управления земельными ресурсами показана на рисунке 1.1.
В условиях в современных технологий условия сбора, обработки и хранения информации информационный ресурс – это специально организованный набор баз данных, которые адекватно отображают совокупность предметных областей всех пользователей системы.
Рисунок 1.1 – Последовательность информационного обеспечения процесса формирования системы управления земельными ресурсами
С повышением уровня управления меняется и его направленность. На низших уровнях управления решаемые задачи имеют тактический характер. Это объясняется тем, что, с одной стороны, управляющий орган расположен в непосредственной близости от управляемого объекта и может получать детальную информацию о любых отклонениях от плана и быстро принимать соответствующие решения. С другой стороны, имеющиеся ресурсы не позволяют решать долгосрочные задачи. Высшие органы управления в основном решают стратегические задачи, связанные с перспективным планированием, перераспределением ресурсов, но не могут решать тактических задач в таком же объеме, как на низших уровнях. Такая особенность систем управления земельными ресурсами не всегда отражается в информационных системах. Потоки информации, идущие от низших уровней управления к высшим, представляют собой практически одни и те же сведения, которые лишь суммируются, обобщаются по мере продвижения к верхним уровням управления. Именно с этим связано то обстоятельство, что чем выше уровень управления, тем больше дублирование сведений, меньше коэффициент их использования. Проблема информационного обеспечения органов федеральной и региональной власти, местного самоуправления, а так же всех субъектов земельных отношений может быть решена на основе единой информационной политики и создании единого информационного пространства, которое позволит сформировать цивилизованный рынок информационных ресурсов, содержащих сведения о земельных участках и иных объектах недвижимости .
Создание комплексной территориальной информационной системы – одна из важных задач в области государственного и муниципального управления территорией. Она включает формирование и взаимосогласованное ведение различных ведомственных кадастров, реестров, регистров, обеспечивающих органы государственной власти и муниципального управления достоверной и комплексной информацией об объектах среды жизнедеятельности человеческого общества .
Базовым элементов создания единого информационного пространства должны стать земельные участки, к которым привязаны здания и сооружения, расположенные на соответствующей территории. Такой подход облегчает создание титульной системы регистрации прав, которая включает экспертизу юридической чистоты титула и присвоение объекту уникального кадастрового номера. При этом государство гарантирует права на недвижимость, а объекты недвижимости становятся товаром только после государственной регистрации. Для формирования и функционирования земельного рынка требуется четкая идентификация прав собственности и границ земельных участков. Для проведения экономической оценки земель требуются идентификация участка, информация о его границах, площадях и наложенных ограничениях, экологических и пространственных условиях .
Таким образом, применяемое в настоящее время информационное обеспечение управления земельными ресурсами лишь частично удовлетворяет предъявляемым требованиям. Имеющиеся информационные системы функционируют только в крупных административных центрах и специализируются на ведении городского кадастра. Это обусловлено в первую очередь разными категориями земель и финансовыми возможностями их пользователей. Вместе с тем, земли городов являются пространственным базисом, на котором размещаются здания и сооружения, наземные и подземные коммуникации, дороги и площади, зеленые насаждения. Земельный налог, взимаемый с одного гектара городских земель, на порядок выше налога за использование сельскохозяйственных угодий. Несоизмерима и стоимость выполняемых землеустроительных работ. Для районных комитетов области, ведущих в основном учет сельскохозяйственных земель и земель некрупных населенных центров, приобретать и поддерживать такие системы достаточно сложно.