Искусство острова Пасхи

Остров Пасхи по форме похож на Сицилию. Он так же напоминает треугольник и так же имеет по углам вулканы. В одном из углов треугольника, близ кратера вулкана Рано-Као, находится древнее селение Оронго. Давным-давно заброшены его низкие, продолговатые, лишенные окон постройки. Но до сих пор сохранились орнаменты, украшающие косяки дверей и выполненные черной, белой и красной краской, росписи, покрывающие стены.

Европейские корабли - сравнительно недавние изображения, древние - рисунки птиц, удивительных человеческих лиц и еще более удивительных людей-птиц. Их фигуры можно увидеть и на скалах, окружающих Оронго. Сотни барельефов, маленьких и больших, воспроизводят фантастическое странное существо с человеческим телом, большой птичьей головой и вытянутыми когтистыми лапами, держащими круглый предмет. Что означает загадочная фигура человека-птицы, много раз повторенная на скалах Оронго? Тишина, царящая на острове Пасхи, чувствуется здесь особенно сильно. Безлюдное место, мрачные, овеваемые ветром камни молчат, храня тайну древнего поселения.

Не только в Оронго можно увидеть наскальные рисунки. По всему острову разбросаны камни с нанесенными на них изображениями. Черепахи, рыбы, птицы, тюлень... Фигуры представителей скудной рапануйской фауны исполнены с большим мастерством и реализмом. Но зачем понадобилось древним художникам покрывать камни этими изображениями? Каков их смысл? Может быть, их рисовали, чтобы привлечь к острову больше рыб, птиц, черепах, тюленей? Но ведь для этой цели островитяне и по сей день берут с собой в лодки совсем другой магический амулет - круглый камень, приносящий «хорошее счастье».

И просто ли черепаху или просто ли тюленя изображают рисунки? Почему у одного из тюленей человеческое лицо? Нет ли здесь переклички с древней легендой о боге Тангароа, который жил в море, превратившись в тюленя? Однажды люди поймали его и вытащили на берег, думая, что это тюлень, несмотря на то, что у Тангароа было лицо человека. Необычного тюленя положили в земляную печь. Но мясо все время оставалось сырым - и тогда люди поняли, что это могущественный бог Тангароа. Имя этого бога очень редко упоминается в мифах острова Пасхи.

Другой вид искусства - и новая тайна. Спутники Кука, посетив остров Пасхи в 1774 году, обнаружили там необычайные статуэтки, вырезанные из красновато-коричневого дерева торомиро. Особое удивление вызвали у них изображения сутулого человека с козлиной бородкой, вытянутыми ушами, стиснутыми челюстями и скелетоподобной с резко подчеркнутыми ребрами грудной клеткой словно панцирь возвышающейся над вогнутым животом. Кого изображают эти странные статуэтки, которые  островитяне называют моаи кавакава (статуэтка человека с ребрами).

«Во всех хижинах были найдены маленькие статуи тридцати сантиметров высоты, представляющие мужчин, рыб и птиц. Без сомнения, это идолы, но я никогда не замечал, чтобы им оказывали какое-либо почитание, - сообщал миссионер Эйро, первый европеец, поселившийся на острове Пасхи.- Временами я видел канаков, поднимающих свои статуэтки в воз-дух, жестикулирующих и сопровождающих это видом танца и бессмысленным песнопением. С какой целью? Не думаю, что они знают сами. Они просто делают то, что видели у отцов своих, без долгих размышлений об этом. Если вы спросите их, что это означает, они ответят вам... что таков обычай в стране».

Быть может, странные фигурки моаи кавакава с их торчащими ребрами и тощими телами изображают первых поселенцев острова, после долгого и голодного плавания добравшихся до Рапа-Нуи? Или духов мертвых? Или сверхъестественные существа, называемые островитянами аку-аку? Местная легенда гласит, что в давние времена вождь (арики) по имени Туу-ко-иху увидел однажды на красном камне двух спящих духов. которые не имели тел, а только голые ребра. Третий дух крикнул спящим: «Проснитесь, арики видел ваши ребра!» Духи проснулись и увидели человека. Догнав его, они спросили: «Что ты знаешь?» «Ничего», - отвечал арики. Духи спросили вновь: «Может, ты заметил что-нибудь?» «Нет», - отвечал арики. Тогда духи исчезли. Спустя некоторое время они снова пересекли путь Туу-ко-иху и вновь спросили: «Что ты знаешь о нас, о арики?» Хитрый вождь отвечал: «Ничего». Если бы. он сказал, что он видел их ребра, духи убили бы его.

Когда Туу-ко-иху пришел в деревню, он увидел людей, бравших камни из печи. Они выбрасывали головешки. Туу-ко-иху взял две  головешки, принёс их в дом и вырезал из них две статуэтки, изображавшие увиденных им духов с ребрами.

Конечно, эта сказка не может объяснить назначение загадочных статуэток с ребрами... Не меньше вопросов вызывают и другие деревянные скульптуры Рапа-Нуи. Например, изображения птицы-человека, похожие на те, что можно увидеть на скалах в Оронго. Не-большая, напоминающая птичью, голова с лицом человека, органически слитый с этим лицом хищный птичий клюв, толстая и длинная шея с большим зобом, узкая килевидная грудь, опущенные крылья, похожие на руки... Таков облик таигата-ману, птицы-человека. Другая загадка моаи паапаа («тощая скульптура») - женская фигура, но... с узкой маленькой бородкой, точь-в-точь такой же, как бородка ста-туи человека с ребрами. Такая же бородка имеется и у моаи таига-та-статуи человека, деревянной фигурки с выкрашенными зубами.

Еще более необычна статуэтка моаи аринга, изображающая существо с двумя головами. Встречаются на острове и скульптурные изображения моко-тангата-человека-ящерицы, одного из персонажей местного фольклора.

Человек с ребрами, человек-птица, женщина-мужчина, двухголовая фигура, человек-ящерица - все эти деревянные скульптуры невелики: полметра, шестьдесят, сантиметров в высоту, не более. С какой целью создавались они? Местные жители не могут дать ответ на этот вопрос, хотя и научились изготовлять для продажи копии с древних образцов. Немногим больше знают и ученые. Одни исследователи считают, что это - изображения духов мертвых, другие фигуры сверхъестественных существ, богов или демонов; третьи предполагают, что статуэтки из дерева вырезались, когда умирал один из членов семьи, имя которого и давалось изображению; четвертые думают, что их держали в домах или нишах, либо подвешивали на конце шеста закутанными в ткань; пятые находят сходство между деревянными фигурками острова Пасхи и куклами-марионетками Индонезии.

Каменные колоссы

Первых капитанов, посетивших остров, не тронуло суровое величие каменных гигантов. Форстер, спутник Кука, называет их «грубыми произведениями». И хотя, познакомившись с этими скульптурными колоссами, Ла-Перуз составил «весьма лестное мнение о таланте, который этот народ проявлял в далекой Древности к строительству (многообещающее слово «строительное искусство» было бы здесь неуместно)», великий мореплаватель все-таки считал, что «эти колоссальные фигуры показывают, что островитяне недалеко зашли в области изобразительных искусств». Такое нелестное мнение водителей фрегатов о памятниках искусства острова Пасхи объясняется просто: спутники Кука, и Ла-Перуз были в плену эстетических идеалов своего времени. А век, в котором они жили, век рококо, считал прекрасным только изысканное, элегантное, миниатюрное. Естественно, что колоссы острова Пасхи казались им грубыми и варварскими, чуждыми классическим пропорциям и «духу красоты». И только позже европейцы смогли оценить все художественные достоинства статуй острова Пасхи. Теперь история искусства ставит их в один ряд с египетскими пирамидами, гигантскими каменными изваяниями, созданными древнейшими жителями Мексики - ольмеками и другими бессмертными творениями безымянных гениев.

«Стоя на склоне горы, они смотрят с непостижимым спокойствием на море и землю, и тут сразу чувствуешь, как их контуры начинают вас увлекать, несмотря на всю свою упрощенность. И чем больше предаешься такому созерцанию, тем сильнее становится это ощущение, неизменное ощущение спокойного благородства, очарования и тайны, - пишет о статуях острова Пасхи английская исследовательница Раутледж, более года проведшая на земле Рапа-Нуи. Вся картина действует особенно интенсивно на закате, когда огромные черные силуэты памятников, озаренные гаснущими лучами, постепенно вырисовываются на великолепном, переливчатом фоне западного горизонта».

В прежние времена каменные колоссы стояли на погребальных террасах аху. Некоторые из них были под стать гигантским статуям: Каменоломни вулкана Рано-Рараку и находящиеся рядом статуи каменные платформы достигали шестидесяти метров в длину и трех - в высоту. Статуи были повернуты лицом к острову и спиною к океану, на берегу которого воздвигались аху. Обычно на погребальной площадке стояло несколько гигантов (до пятнадцати статуй вместе).

«При некоторой фантазии нетрудно представить себе первоначальную картину этого аху, - пишет автор популярной книги «Остров Пасхи» Ф. Шульце-Мезье. - Кругом царит тишина... Все, что было близко к аху, подпадало под строгое табу... даже рыбная ловля была запрещена... Четыре родственника покойного держали караул, и всякий, кто осквернил бы это место, рисковал тем, что ему проломят череп... Высоко над караулом тянется ряд каменных гигантов, темные силуэты которых резко выделяются на фоне светлого неба. Позади статуи - невидимый для печалящихся о мертвеце океан с его вечно гудящими волнами».

Около века прошло с тех пор, как последняя статуя была сброшена с аху. Но стоящие статуи можно увидеть в другом месте острова - в каменоломнях кратера вулкана Рано-Рараку, откуда каменные гиганты начинали свой путь к океану. Здесь есть скульптуры, уже готовые к отправке и наполовину готовые, готовые почти совсем... и такие, к работе над которыми только что приступили. «Нигде мы не находимся под таким обаянием чуда, как здесь, с того момента, как глаза наши научаются видеть- Большинство статуй еще не вполне высечено из скалы и нередко покрыто лишайником или поросло травой или папоротником, - пишет Кэтрин Раутледж. Сначала зрителя поражает какая-нибудь выдающаяся вперед фигура. Но, приглядевшись, он с изумлением видит, что стены по обе стороны сплошь покрыты идолами, а что над ним в нише стоит какая-нибудь другая гигантская фигура; она смотрит вниз, и оказывается, что нога ее покоится на огромном лице». Одна из статуй, уже отделенная от скалы, имеет более двадцати метров. Голова ее - одиннадцать, нос -четыре метра. Гигант, известный под именем Пиропиро, глубоко ушел в почву. Сейчас он возвышается над землей на шесть с половиной метров. Более шестисот каменных колоссов насчитывается на маленьком острове Рапа-Нуи.

Непроизвольно замечается, что все гиганты однотипны. Лишь небольшие вариации допускал строгий канон. Это почти бюсты; представлены лишь голова и торс, при- чем лицо занимает почти две пятых длины всей статуи. Низкий покатый лоб, резко подчеркнутые надбровья, узкая и длинная голова, длинные и стилизованные уши, изображенный натуралистически нос с четко обозначенными ноздрями, узкий, с сомкнутыми губами рот, придающий каменным лицам надменное выражение... Короткая шея, покатые плечи, свисающий живот, руки, спущенные вдоль туловища и согнутые в кистях; пальцы, необыкновенно длинные, касающиеся друг друга внизу живота, - таков характерный облик каменных гигантов острова Пасхи.