Использование природных ресурсов Ошмянского района
Государственная политика в сфере природопользования направлена на снижение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду, рациональное и экономное использование природных ресурсов на основе интенсивных методов их освоения, внедрения ресурсосберегающих и малоотходных технологий, а также использования вторичных ресурсов и отходов.
Минерально-сырьевые ресурсы.
Государственная политика в области рационального природопользования Ошмянского района будет направлена на максимальное обеспечение промышленности собственными минеральными и топливно-энергетическими ресурсами, комплексное использование недр страны с учетом сохранения окружающей природной среды. Беларусь располагает достаточными запасами нерудных полезных ископаемых, которые могут в основном обеспечить внутренние потребности района. Основное природное богатство недр Беларуси - калийная и каменная соли, однако в Ошмянском районе её не добывают. Район обеспечен сырьем для производства строительных материалов. Промышленные запасы калийных руд и каменной соли могут обеспечить действующие мощности более чем на 50 лет, строительных материалов - более чем на 30-50 лет. Страна обладает значительными ресурсами подземных пресных и минеральных вод, позволяющими полностью обеспечить потребности предприятий и населения, создать базу для экспорта минеральных лечебно-питьевых вод. Район сам старается обеспечить себя водой.
Осуществление мероприятий Программы ускорения геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы в Республике Беларусь на 2001-2005 годы обеспечило за этот период прирост запасов нефти, готовых к промышленному освоению, более 7 млн. тонн, гипса - 60 млн. тонн, мела - 28 млн. тонн, глины огнеупорной - 2 млн. тонн, песчано-гравийной смеси - 50 млн. куб. метров, песка строительного - 60 млн. куб. метров, глины керамической - 12 млн. куб метров, пресных подземных вод - 400 куб. метров в сутки и минеральных вод. - 800 куб. метров в сутки. Возросла добыча калийной и каменной соли, тугоплавких глин, стекольных и формовочных песков.
Вместе с тем остается нерешенной проблема обеспеченности страны топливно-энергетическими ресурсами, особенно нефтью и газом. За счет собственных ресурсов потребность в нефти покрывается лишь на 9 процентов, газа на 1 процент. Оставшихся общих запасов нефти хватит более чем на 30 лет при сохранении ежегодного уровня добычи около 1,7 млн. тонн. В перспективе возможно увеличение ее добычи за счет разработки и внедрения новых технологий извлечения нефти, в том числе добычи тяжелых и вязких ее видов. Имеются проблемы и в обеспечении твердым топливом. В Ошмянском районе нефть не добывается. Геологические запасы торфа составляют около 4 млрд. тонн, подготовленные к промышленному освоению около 600 млн. тонн. В настоящее время для топливно-энергетических нужд ежегодно добывается более 2 млн. тонн торфа. С учетом переоценки разрабатываемых месторождений к 2010 году объемы его добычи увеличатся до 3,5 млн. тонн. Запасы торфа в районе значительны, постоянно ведется его добыча.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики страны за счет сбалансированного использования минерально-сырьевых ресурсов Указом Президента Республики Беларусь от 28 марта 2006 года № 184 утверждена Государственная программа геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы Беларуси на 2006 - 2010 годы и на период до 2020 года и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 июня 2005 года № 671 - План действий по интенсификации разработки недр Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Утвержденные задания Государственной программы и мероприятия направлены на пополнение минерально-сырьевой базы отраслей народного хозяйства, увеличение добычи и рациональное использование имеющихся резервов, создание новых и расширение действующих мощностей.
Их выполнению будет способствовать расширение объемов геологоразведочных работ, обеспечение эффективной работы добывающих организаций на основе комплексного использования ресурсов и снижения удельного расхода сырья на единицу готовой продукции, внедрение ресурсо - и энергосберегающих технологий, проведение структурных преобразований в добывающей отрасли.
Земельные ресурсы.
Общая площадь земель в стране по состоянию на 1 января 2005 года составляла 20 759,8 тыс. гектаров, в том числе сельскохозяйственных - 9076,3 тыс. гектаров (43,7 процента), из них пашни 5547,9 тыс. гектаров (26,7 процента). Оценка динамики изменения земель по категориям и землепользователям показывает, что имеются устойчивые тенденции сокращения сельскохозяйственных и прежде всего пахотных земель (соответственно на 30,4 и 20,8 тыс. гектаров в год). Основными причинами сокращения сельскохозяйственных земель являются исключение из оборота низкоплодородных участков и отвод земель для несельскохозяйственных нужд.
Политика землепользования в 2006-2010 годах направлена на совершенствование земельных отношений путем обеспечения равных условий для субъектов хозяйствования различных форм собственности; создание действенного правового и ценового механизма разгосударствления и приватизации земли; дальнейшую экологизацию АПК на основе обеспечения рационального использования сельскохозяйственных земель, внедрения прогрессивных методов и технологий обработки почв; совершенствование экономического механизма землепользования (в том числе введение платы за загрязнение земель), ориентированного на минимизацию негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и защиту почв от деградации, эрозии, загрязнения токсичными веществами; оптимизацию структуры земельного фонда путем перепрофилирования экологически неустойчивых земель (мелкозалежных торфяников, эродированных, загрязненных радионуклидами).
Повышению эффективности землепользования будет способствовать совершенствование правового регулирования земельных отношений, в том числе путем принятия новой редакции Кодекса о земле; создание системы стимулирующих экономических инструментов для разных категорий землепользователей, а также учета деградированных земель и особо ценных почв.
Водные ресурсы. В стране достаточно запасов водных ресурсов для удовлетворения текущих и ожидаемых в перспективе потребностей. В средний по водности год общий речной сток составляет 57,9 км3, в том числе транзитный - 23,9 км3. Объем воды, аккумулированный в озерах, оценивается в 6-7 км3, водохранилищах - 3,14 км3. Общая величина естественных ресурсов пресных подземных вод составляет 15,9 км3 в год, эксплуатационные запасы - 2,4 км3 в год. Прослеживается тенденция снижения забора воды из поверхностных и подземных источников и сокращения ее использования на хозяйственно-питьевые и сельскохозяйственные нужды. В 2004 году суммарный объем использования воды составил 1,65 км3, в том числе 57 процентов - подземной. Отмечен прирост ее расхода на производственные нужды, примерно, на 3 процента по сравнению с 2003 годом, а также увеличение объемов воды в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения на 9,4 процента. Потери при транспортировке составили около 6 процентов от общего объема забираемой воды. Остается высоким потребление питьевой воды на душу населения в благоустроенном жилом фонде коммунального сектора - 180-330 л/сут., при 130-180 л/ сут. в европейских странах. Основная цель рационального водопользования на 2006-2010 годы - повышение эффективности использования и улучшение качества водных ресурсов с учетом обеспечения потребностей экономики и населения, а также возможных климатических колебаний. Ее достижение потребует внедрения прогрессивных энерго - и ресурсосберегающих технологий, обеспечивающих снижение удельного водопотребления и объемов отведения сточных вод, экономного водопользования на основе инструментальных методов учета расходования воды (забор, использование, сброс стоков), совершенствования системы платного водопользования.
Прогнозируемое в предстоящем пятилетии увеличение использования свежей воды на уровне 8-9 процентов не окажет отрицательного влияния на динамику запасов водных ресурсов.
Водные ресурсы являются важнейшим природно-ресурсным потенциалом, который интенсивно используется населением и различными отраслями экономики. Они относятся к категории возобновляемых природных ресурсов, тем не менее их использование должно быть строго регламентировано, чтобы исключить возможность необратимых изменений в состоянии окружающей среды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов - это одно из важнейших направлений в деятельности Гродненского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды. На территории Гродненской области протекает 3 средних и 1 большая река, 450 малых рек, 740 ручьев, расположено 415 водоемов. Для всех водных объектов установлены минимальные размеры границ водоохранных зон и прибрежных полос и определен режим хозяйственной деятельности. Еще в 2007 году завершилась работа по разработке проектов водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов. В области насчитывается 697 потенциально возможных источников загрязнения водных ресурсов. Из них 140 очистных сооружений канализации, находящихся на балансе предприятий коммунальной службы, и 115 очистных сооружений канализации другой ведомственной принадлежности. Кроме того, к их числу относятся 49 крупных животноводческих ферм, 315 выгребов, 78 выпусков дождевой канализации.
Ежегодно проводится ряд водоохранных мероприятий, направленных на снижение антропогенной нагрузки на окружающую природную среду. Значительные средства республиканского фонда охраны природы выделяются на реализацию мероприятий, реализуемых в рамках "Государственной программы по водоснабжению и водоотведению "Чистая вода" на 2006-2010 гг. В соответствии с этой программой в 2008 году по Гродненской области осуществлялось финансирование за счет средств республиканского фонда охраны природы 10 объектов на общую сумму 10,7 млрд. рублей. Из них в эксплуатацию введено 5 природоохранных объектов, это: "Строительство очистных сооружений канализации городского поселка Берестовица", "Водоснабжение г. Ивье", "Станция обезжелезивания воды городского поселка Островец", "Станция обезжелезивания воды городского поселка. Радунь" Вороновского района, "Водоснабжение городского поселка Мир" Кореличского района.
Одной из первоочередных задач является обеспечение централизованными системами водопровода и канализации сельских населенных пунктов. В истекшем году проведены работы по улучшению водоснабжения сельского населения: построены новые скважины, проложены и модернизированы водопроводные сети, в том числе введены в эксплуатацию станции обезжелезивания. Серьезное внимание уделяется вопросу организации систем накопления и утилизации навозосодержащих стоков на животноводческих фермах и комплексах. В истекшем году в этом направлении осуществлен ряд мероприятий: завершено строительство первой очереди системы разделения стоков на фракции на свиноводческом комплексе СПК "Доргишки" Ошмянского района, завершено строительство цеха по разделению стоков на фракции на свиноводческом комплексе "Желудокский" Щучинского района. Осуществлена прокладка напорного канализационного коллектора СПК "Гольшанский" Ошмянского р-на, где в настоящий момент ведутся работы по укреплению дамбы резервуара осветленных стоков. В стадии ввода в эксплуатацию находится первая очередь реконструкции очистных сооружений свиноводческого комплекса "Киванцы" СПК "Дотишки" Вороновского района.
В районе проводится целенаправленная работа по повышению эффективности учета использования воды, в том числе, переход на инструментальный (приборный) метод учета. Установленный порядок учета использования водных ресурсов, меры по ужесточению контроля за деятельностью водопользователей, применение экономических санкций, направленных на организацию приборного учета дали определенные результаты. Так, если на начало 2008 года приборным учетом было охвачено 33 % водопользователей, то теперь этот показатель достигает 94 % с использованием более 2890 средств измерений.
Водные ресурсы являются перспективной частью природно-рекреационного потенциала. Должное внимание в районе уделяется вопросу подготовки зон массового отдыха населения на водных объектах к летнему сезону. Согласно утвержденным на местах планам в 2008 году был осуществлен ряд мероприятий по обустройству зон отдыха малыми архитектурными формами, контейнерами для мусора, а также установке шлагбаумов и предупредительных аншлагов.
Следует отметить, что вопросы охраны водных ресурсов и рационального их использования становятся с каждым годом все более актуальными и остаются заботой не только отдельных природоохранных служб. Будущее наших детей и всего человечества, возможные проблемы с водообеспечением касаются каждого из нас. А доступ к воде для жизни является основной человеческой потребностью и относится к числу фундаментальных прав человека. Республика Беларусь является достаточно обеспеченной лесными ресурсами. В настоящее время лесной фонд страны занимает 9,3 млн. гектаров, в том числе покрытые лесом земли - 7,8 млн. гектаров. Средняя лесистость территории Беларуси достигла 37,6 процента. Общий запас древесины составляет 1,4 млрд. куб. метров, ежегодный прирост запаса - 27,7 млн. куб. метров. В 2005 году заготовлено 14,1 млн. куб. метров ликвидной древесины, что превысило уровень 2000 года на 3,3 млн. куб. метров. Однако в лесном хозяйстве имеется ряд нерешенных проблем: существенна доля мягколиственных насаждений (34,4 процента), невелик удельный вес спелых лесов (8,7 процента лесопокрытых земель); недостаточно эффективно используются наличные лесосырьевые ресурсы и не полностью - расчетная лесосека; доля древесного топлива в топливно-энергетическом балансе составляет менее 4 процентов.
Развитие лесного хозяйства в 2006-2010 годах будет осуществляться в соответствии со Стратегическим планом развития лесного хозяйства Беларуси до 2015 года, Концепцией развития лесного комплекса Республики Беларусь до 2015 года, Республиканской программой рационального и комплексного использования древесных ресурсов на 2002-2010 годы, Программой действий Правительства Республики Беларусь по повышению эффективности работы лесохозяйственного комплекса республики и улучшению переработки древесины, увеличению выручки и поступлений в бюджет от ее реализации. Основная его цель - более полное удовлетворение потребностей экономики страны в разнообразных продуктах и полезностях леса.
В качестве важнейших мер в 2006-2010 годах предусматривается: совершенствование породной и возрастной структуры насаждений; разработка новых технологий сохранения биоразнообразия и воспроизводства лесов на генетико-селекционной основе; лесовосстановления, лесовыращивания, повышения продуктивности и экологической устойчивости лесов; методов оценки лесных ресурсов, лесного мониторинга и дистанционного зондирования лесов; проведение своевременных и качественных агротехнических и лесоводственных уходов; продолжение комплекса инвентаризационных и мониторинговых работ за лесами и создаваемыми лесными культурами; улучшение структуры экспорта лесопродукции.
Накопление запасов спелой древесины и внедрение передовых технологий лесозаготовок создадут предпосылки для увеличения ежегодных объемов лесопользования. Естественная динамика возрастной структуры лесов дает основание ожидать увеличения общего запаса древесины к 2010 году до 1,5 млрд. куб. метров. В этой связи расчетная лесосека по главному пользованию в 2010 году прогнозируется в размере 8,4 млн. куб. метров, или увеличится на 17 процентов по сравнению с 2005 годом.
Выполнение этих мер будет способствовать совершенствованию экономических отношений в лесном хозяйстве путем перевода его на самофинансирование, изменения порядка реализации древесины - прекращение ее продажи на корню и осуществление отпуска в заготовленном виде; совершенствование законодательных, правовых и нормативно-методических документов по реализации древесины.
Атмосферный воздух.
За последние годы произошло снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, средние годовые концентрации пыли, диоксида серы, оксидов азота, оксида углерода, а также фенола были ниже предельно допустимых концентраций. По-прежнему регистрируется сверхнормативное загрязнение воздуха отдельными загрязняющими веществами в период неблагоприятных метеоусловий, сохраняется проблема загрязнения атмосферного воздуха формальдегидом.
Основные проблемы связаны с загрязнением атмосферного воздуха выбросами загрязняющих веществ от автотранспорта и объектов промышленности, в первую очередь энергетики, что обусловлено технологическими и экономическими условиями развития. В 2004 году в воздушный бассейн страны поступило 1329,4 тыс. тонн загрязняющих веществ, в том числе от передвижных источников - 944,7 тыс. тонн (71,1 процента), от стационарных источников - 384,7 тыс. тонн (28,9 процента). Высокий индекс загрязнения атмосферы наблюдался в Гомеле и Речице (8,6 и 9,5), в Бобруйске, Новополоцке, Бресте, Орше, Светлогорске, Полоцке и Витебске индекс загрязнения повышен (5,1-5,7), в остальных контролируемых городах - низкий (5 и менее) прогрессивных технологий, систем водоподготовки на питьевых водозаборах, а также расширение в городах и особенно сельских населенных пунктах систем централизованного водоснабжения; совершенствование стандартов в области качества поверхностных вод; развитие рынка работ и услуг в сфере охраны вод.
Охрана земельных ресурсов.
Серьезный ущерб почвенному покрову наносится загрязнением токсичными и радиоактивными веществами, отходами производства и потребления.
Интенсивное использование земли и антропогенная нагрузка, в том числе в результате радиоактивного загрязнения, влияют на экологическое состояние почвенного покрова. По состоянию на 1 января 2005 года радионуклидами цезия-137 было загрязнено 1,1 млн. гектаров сельскохозяйственных земель. Продолжается уменьшение слоя торфа на осушенных торфяниках при их интенсивном использовании под пропашными и зерновыми культурами. Всего на 1 января 2005 года общая площадь нарушенных земель составляла 5,9 тыс. гектаров, что значительно меньше, чем было на 1 января 2001 года (24,1 тыс. гектаров). Для восстановления природного и хозяйственного потенциала нарушенных земель проводится их рекультивация и другие почвозащитные мероприятия.
Целью охраны земельных ресурсов является улучшение экологического состояния почвенного покрова и повышение плодородия путем реабилитации загрязненных и нарушенных земель, рационального отвода продуктивных угодий под несельскохозяйственные объекты.
Для достижения данной цели в прогнозируемом периоде необходимо предусмотреть: меры по защите почвенного покрова от деградации, истощения и загрязнения; организацию систематического экологического мониторинга земель; продолжение восстановления нарушенных земель путем дальнейшего проведения рекультивационных работ; сохранение и повышение плодородия мелиорированных земель, для чего в ближайшей перспективе предусматривается техническая модернизация устаревших мелиоративных систем и пересмотр способов земледелия на осушенных торфяных почвах.
Общая площадь лесов 1 группы, выполняющих преимущественно средозащитные функции, составляет 4,8 млн. гектаров, или свыше 50 процентов площади всего лесного фонда. Особо охраняемые территории занимают 1,6 млн. гектаров, или около 17 процентов лесного фонда, что превышает аналогичный показатель большинства европейских стран.
Усилившееся отрицательное воздействие неблагоприятных погодных условий, пожаров и болезней на состояние лесов привело к увеличению общей площади погибших лесных насаждений с 8,4 тыс. гектаров в 2000 году до 9,9 тыс. гектаров в 2005 году, что ухудшило санитарное состояние лесов и снизило их биологическую устойчивость.
Остается нерешенной проблема хозяйствования в лесах, загрязненных радионуклидами. По состоянию на 1 января 2005 года радиоактивному загрязнению подверглось более 1,7 млн. гектаров лесов на территории 53 лесхозов. Для обеспечения радиационной безопасности работников лесного хозяйства и населения, непрерывного использования лесных ресурсов при условии получения продукции в соответствии с республиканскими допустимыми уровнями предусматривается облесение эрозионно опасных и неперспективных для сельскохозяйственного производства земель; проведение профилактических противопожарных мероприятий; обеспечение деятельности сети радиационного контроля; информирование о радиационной обстановке в лесах, правилах пользования на территории загрязненных лесных массивов.
Государственная политика в области охраны лесов в 2006-2010 годах будет направлена на предотвращение негативного влияния на них атмосферного воздуха, загрязненного промышленными выбросами; повышение устойчивости к антропогенной нагрузке; проведение мероприятий по благоустройству лесов, выполняющих средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные функции.
В качестве основных мер предусматриваются развитие лесоводственной системы несплошных рубок с формированием лесов естественной генерации как более устойчивых и лучше сохраняющих разнообразие видов растительного и животного мира; создание смешанных культур, в том числе путем введения в их состав пород азотонакопителей; обеспечение экологической замкнутости лесных экосистем, загрязненных радионуклидами; завершение внедрения систем интегрированной защиты лесов от вредителей и болезней, включающих приоритетное использование биологических методов; расширение использования новых химических средств борьбы с пожарами; разработка технологий и программно-информационного комплекса оценки последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в лесном массиве.