Историческая ценность Северного Ледовитого океана

Одним из важнейших транспортных путей Северного Ледовитого океана с начала XX века стал Северный морской путь, связывающий российские города Мурманск и Владивосток.

Предположение о возможности практического использования Северо-Восточного прохода (так до начала XX века называли Северный морской путь) впервые было высказано русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525г. — при этом он опирался на результаты плавания поморов в XIII веке.

В середине XVI века англичане (X. Уиллоби, Р. Ченслер, Барроу) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось. Впервые маршрут был пройден с одной зимовкой в 1878-79г.г. экспедицией шведа Нильса Норденшельда на шхуне «Вега». Впервые за одну навигацию был пройден экспедицией Отто Шмидта в 1932г. на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».[7]

Советское государство понимало, как могла бы преобразить экономическую жизнь отдалённых районов страны прокладка Северного морского пути, связывающего Мурманск с Владивостоком. В разгар гражданской войны, 2 июля 1918г., Ленин подписал постановление Совнаркома об ассигновании одного миллиона рублей на экспедицию по исследованию Северного Ледовитого океана.

Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как советским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.

В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. За четыре военных года судами Главсевморпути выполнен большой объём воинских и народно-хозяйственных перевозок. Через арктические порты Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси флот снабжался каменным углём (Печорского и других арктических бассейнов), военная промышленность — никелем, медью, лесом. Перевозки нередко осуществлялись под воздействием авиации, подводных и надводных кораблей противника, в минированных прибрежных водах. Защиту арктических коммуникаций осуществлял Северный флот, судоходство обеспечивалось системой морских конвоев. В августе 1942г. ледокольные пароходы «Сибиряков», «Дежнёв» и береговая артиллерия порта Диксон дали героический отпор тяжёлому крейсеру «Адмирал Шеер». По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них около 170 — в конвоях. Было перевезено свыше 4 миллионов тонн различных грузов. Большой вклад в развитие арктического транспортного флота внес начальник Главсевморпути И. Д. Папанин. За самоотверженный труд в годы войны свыше ста работников Главсевморпути награждены орденами и медалями СССР.

За время существования СССР исследования Северного морского пути велись очень активно и всеми возможными средствами (ледоколы, гражданские и военные корабли, подводный флот, авиарейсы, дрейфующие полярные станции и т. д.).

Сегодня Северный морской путь — кратчайший морской путь между Дальним Востоком и Европейской частью России, главная судоходная магистраль России в Арктике. Путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Длина Северного морского пути от Карских Ворот до бухты Провидения около 5600 км.

Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, природных ископаемых).

Альтернатива Северному морскому пути — транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако если, например, расстояние, проходимое судами из порта Мурманск в порт Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал, составляет 12840 миль, то Северным морским путём — только 5770 миль.

Главное препятствие для прохода судов — лед. Продолжительность навигации — лишь 2-4 месяца в год (на отдельных участках дольше, но с помощью ледоколов). Однако несмотря на это, несомненно, судоходство по Северному морскому пути является довольно выгодным мероприятием для российских судов, по сравнению с их проводкой по морскому пути через Суэцкий канал, протяженность которого более чем в два раза превышает протяженность Северного морского пути.

Россия и сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норильский никель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка. По сравнению с 80-ми годами объём перевозок по Северному морскому пути снизился примерно в 5-6 раз с 6-8 миллионов тонн грузов в год. Международный транзит исчисляется примерно 200 тысячами тонн в год.

Судьба Севморпути в значительной степени зависит от разработки разведанных в его зоне минеральных ресурсов. В качестве значительных клиентов Севморпути могут оказаться собственники уникального Штокмановского месторождения нефти и газа с запасами свыше трёх триллионов кубометров газа, Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции с месторождениями, прежде всего Приразломным, северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля.

Вторым важнейшим транспортным путем Северного Ледовитого океана является Северо-Западный проход – от англ. Northwest Passage. Это морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. Северо-Западный проход соединяет Атлантический и Тихий океаны. Различные острова архипелага отделены друг от друга и от канадского побережья группой арктических водных путей, которые имеют собирательное название Северо-Западные пути. Впервые проход был исследован Руалем Амундсеном в 1903-1906 гг. [8]

В сентябре 2007 года Европейское космическое агентство заявило, что область арктического морского льда сократилась до минимального уровня за промежуток около 30 лет спутниковых наблюдений, что сделало северо-западный проход судоходным. Канадское правительство заявило о том, что этот проход входит в территориальный воды Канады, что, впрочем, неоднозначно принимается международным сообществом и может затруднить будущее международное судоходство.

Таким образом, с экономической точки зрения воды Северного Ледовитого океана приобрели свою значимость уже в начале XX века, когда стали осуществляться постоянные проводки кораблей с помощью ледоколов по Северному морскому пути. Чуть позднее такую же значимость с экономической точки зрения приобрела и вторая транспортная нить – Северо-Западный путь, который стал судоходным благодаря процессу таяния ледников в последнее время.

Однако, если в отношении Северного морского пути в мировом сообществе все ясно и споров о его вхождении в территориальные воды Российской Федерации не возникает, то Северо-Западный путь остается предметов жарких дискуссий в мировом сообществе и его судьбу еще предстоит решить.

Вторым вопросом мирового масштаба в отношении вод Северного Ледовитого океана в настоящее время является раздел его шельфа на зоны влияния государств, граничащих с водами этой акватории.

Шельф (англ. shelf), континентальный шельф, материковая отмель, выровненная часть подводной окраины материка, примыкающая к суше и характеризующаяся общим с ней геологическим строением.

Соперничество за арктический шельф разворачивается между восемью прибрежными государствами региона – США, Россией, Канадой, Исландией, Норвегией, Швецией, Финляндией и Данией, которая контролирует Гренландию.

В Северной Америке – на Аляске, в Канаде и Гренландии благодаря созданию метеорологических и военных радарных станций раннего предупреждения открылись новые рабочие места для многих местных жителей. Строительство и обслуживание этих станций повлекли за собой развитие воздушного и морского сообщения с использованием ледоколов. Значительно улучшились системы связи. Сегодня прием телесигнала со спутника возможен почти во всех поселениях. Разные правительственные программы и административные мероприятия направлены на расширение сети постоянных поселений и постепенную ликвидацию мелких населенных пунктов.

Рост интереса к арктическим областям ведет к усилению политической напряженности из-за их статуса. В начале 1950-х годов канадское правительство учредило посты полиции и для подтверждения своего суверенитета построило в высокоширотной Арктике два эскимосских поселения, Резольют и Грис-Фьорд. Суверенитет Канады над акваториями между островами Канадского Арктического архипелага оспаривался США.

Экономические интересы, которые прежде концентрировались в основном на промысле морских животных, постепенно переместились в область разведки полезных ископаемых, особенно нефти и природного газа. В 1970-х и 1980-х годах Норвегия, СССР, США, Канада и Дания приступили к реализации широкомасштабных программ исследования природных ресурсов. Огромные проекты были осуществлены в СССР, а вслед за открытием крупного нефтегазоносного бассейна на севере Аляски был сооружен Трансаляскинский нефтепровод. В Канадской Арктике были внедрены современные технологии извлечения больших объемов нефти и газа, однако затем добычу пришлось резко свернуть, так как мировые цены на энергоносители опустились ниже минимального уровня, при котором применение дорогостоящего оборудования оправдано с экономической точки зрения.

Сейчас, когда из-за глобального потепления в Арктике начали таять льды, местные запасы нефти и газа становятся доступнее для добычи. По оценкам ученых, под полярной шапкой может залегать до 25% мировых запасов углеводородов. Кроме того, через Арктику пролегает Северный морской путь – самая короткая трасса из Европы в Америку и Азию. Опять же, с учётом потепления он становится и самым удобным для перевозки углеводородов с арктических месторождений, о чем было сказано выше. Поэтому очень важно, кто именно контролирует арктический шельф.

Если России удастся доказать свои претензии, она получит права на разработку огромных месторождений нефти и газа на треугольнике Чукотка-Мурманск-Северный Полюс (площадь – 1,2 млн кв. км).

Другие претенденты на шельф уже стали добывать свою «доказательную базу» в отношении территориальных претензий. 17 августа 2008г. из Мурманска стартовала датская экспедиция по изучению арктических шельфов на самом большом в мире ледоколе «50 лет Победы». Этим датчане собираются изучить часть хребта Ломоносова, которая находится в арктическом секторе страны, а также в приполюсном районе Канадского сектора. Фактически они намерены доказать, что хребет Ломоносова – прямое продолжение шельфа датского острова Гренландия.

Ничего удивительного в намерениях датчан нет – хребет проходит под всем океаном от Гренландии до России.

В 1982 году была подписана современная «Конвенция ООН по морскому праву» где было установлено право прибрежных государств на прибрежную 200-мильную зону. Однако, сначала ряд прибрежных стран даже протестовали против этих правоустановлений. В первую очередь среди них были и те государства, которые теперь претендуют на обширные шельфовые области в Северном Ледовитом океане. 200-мильная зона воспринималась ими как пустая ответственность.[9] Причина этого видится в слабом уровне развития техники того времени, когда бурение морского дна, добыча энергоресурсов на больших глубинах были невозможны.

В настоящее время эта проблема практически решена – стали возможным проведение таких работ на глубинах до 6000 метров, что стало причиной возникновения международных споров по поводу деления водных территорий Северного Ледовитого океана, который в свете возрастания цен на энергоносители становится все более значимым регионом на Земле, где расположены огромные неразработанные залежи нефти и природного газа.

Характерно, что даже прибрежная морская зона появилась только в начале XX века. Сначала трехмильная. После Второй мировой войны – 12-мильная. Постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года, все открытые и могущие быть открытыми земли и острова в полярном секторе (от границы с Норвегией до полюса и от полюса до восточной оконечности СССР) были объявлены собственностью СССР. Принадлежность морских пространств в те времена никого не интересовала.

Конвенция ООН по морскому праву закрепляет суверенитет прибрежных стран над территориальным морем и исключительными экономическими зонами (ИЭЗ). Граница территориального моря установлена в 12 морских милях (1 морская миля – 1,852 км), а ИЭЗ – в 200 морских милях от береговой линии. Конвенция предоставляет прибрежным государствам также право контроля над континентальным морским шельфом, являющимся «естественным продолжением» его территории.

В своей ИЭЗ страна имеет эксклюзивное право на добычу природных ресурсов (например, рыбы и других морепродуктов), а контроль над шельфом дает ей такое же право на разработку минеральных ресурсов морского дна. Статья 76 конвенции автоматически устанавливает границы шельфа в 200 морских милях, то есть границы ИЭЗ и шельфа в этом случае совпадают.

Однако в той же статье есть важное уточнение: государство имеет право претендовать на шельф, простирающийся за 200-мильную границу. Для реализации этого права стране необходимо подать заявку в специальный международный орган – Комиссию ООН по границам континентального шельфа. Если заявку признают обоснованной, то государство может расширить границы шельфа. В этом случае расширяется именно континентальный шельф, а не ИЭЗ: за 200-мильной зоной прибрежное государство имеет право регулировать добычу минеральных ресурсов, но не может ограничивать права третьих стран на рыболовный промысел.[10]

Пока ни одна страна мира не получила от Комиссии ООН права на владение шельфом, выходящим за пределы 200 морских миль. Желающим расширить свои морские владения странам отведен определенный срок: тем, кто присоединился к конвенции до 13 мая 1999 года (как Россия), следует подать заявку до 13 мая 2009 года. Другим странам предоставляется срок 10 лет с момента ратификации конвенции. Норвегия присоединилась к конвенции в декабре 2006 года, Канада – в ноябре 2003 года, Дания – в ноябре 2004 года, а США документ вообще не ратифицировали, игнорируя тем самым нормы международного права (как и с Киотским протоколом).

- Прорыв совершила рыбка анчоус, - рассказывает замдиректора Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН Михаил ФЛИНТ. – До 1972 года страны Чили и Перу добывали у своих берегов 12,7 миллионов метрических тонн рыбы в год – более половины мировой рыбалки. Анчоус крепил половину экономики этих стран. Прошедший в 1972 году феномен Ильниньо уничтожил популяцию анчоуса подчистую. Чтобы выжить, Чили и Перу объявили 200 мильную зону в океане – своей. Мотивировав тем, что весь планктон образуется возле берегов. И вся рыба, живущая перуанским планктоном принадлежит Перу. Через год собралась Комиссия ООН. Аргументацию Чили и Перу признали правомочной. Всем прибрежным странам так же присвоили 200-мильные экономические (порядка 350 километров) зоны. И 12-мильные политические. 9 лет ушло на подготовку документации и юридической базы. В 1982 году была подписана современная «Конвенция ООН по морскому праву». Сначала ряд прибрежных стран даже протестовали. 200-мильная зона воспринималась как пустая ответственность. Ведь биологические богатства океана сосредоточены на шельфе и склоне. Над глубоководной впадиной – пелагиалью – их меньше. Отношение изменилось, когда технологии позволили добывать в океане нефть.[11]

Доля мировой морской добычи углеводородов в 2001 году составила 35% (1095 млн.т) по нефти и 31,6% (750 млрд. кубометров) по газу. Самые крупные и уникальные месторождения в последние 10 лет открыты именно в море (Бразилия, Ангола, Нигерия, Вьетнам). Разведка и добыча смещаются с шельфов в глубоководные области. Две трети нефтедобычи Бразилии обеспечивается глубоководными месторождениями Марлин, Ронкадор с суммарными запасами более 1 млрд. т. Они расположены на 400 -2000 метров под водой. Нефть активно разведывают на глубине до 3 тысяч метров. [12]

Свое «право на анчоус», на этот раз углеводородный, стали отстаивать все прибрежные страны. Сегодня 155 морских стран подписали Конвенцию ООН по морскому праву. А США хотя и отказываются от ратификации документа – своими 200-мильными зонами активно пользуются.

200 миль нигде не совпадают с подтопленной частью материка – шельфом,– В Черное море шельф выходит на 20 -30 км, а в Индийский океан – до 1000 км. Страны, чьи шельфы выходят за границу 200-мильной зоны занимаются продлением своих морских границ. Их претензии будут законным образом удовлетворены. Для чего и создали в 1997 году Комиссию ООН по границам континентального шельфа.

Сегодня ООН пользуется не столько географическим, сколько юридическим понятием континентального шельфа. «Юридический» шельф теперь включает не только мелководную окраину материка, но и всю подводную окраину: материковый склон и подножье. Практически граница «юридического» шельфа, где прибрежное государство имеет право на минеральные ресурсы, отодвинута до глубин моря в 2,5 – 3 км. Согласно Морской конвенции, к материковой окраине, а значит к «юридическому шельфу» относятся хребты Ломоносова и Менделеева, если будет доказано их континентальное происхождение и принадлежность к продолжению материка.

Комиссия ООН по границам континентальных шельфов рассматривает 8 заявок на расширение внешней морской границы. Кроме России, там Бразилия, Австралия, Ирландия, Новая Зеландия, Англия, Франция, Испания и Норвегия.

Заявки рассматриваются с тщательной проверкой достоверности первичных данных по батиметрии и геологии морского дна. Используются новейшие компьютерные технологии. Рассмотрение занимает до 2 – 3 лет.

Что касается вод Северного Ледовитого океана – то самым спорным моментом в настоящее время является принадлежность хребта Ломоносова, на который кроме Дании претендует, нужно заметить не без оснований, и Россия.

Хребет Ломоносова – горное плато на океаническом дне. Глубина его прохождения – километр и меньше. Хребет пересекает Арктику, соединяя Россию с Гренландией. Если доказать, что хребет Ломоносова – затонувшее продолжение континента, Россия поделит его с Данией. При этом граница России в океане пройдет почти так, как рисовали ее на картах СССР.

Чтобы хребет Ломоносова был признан российским, Комиссия ООН по границам континентального шельфа, - необходимо доказать, что кора на хребте – континентальная. А именно: толстая – 20 – 40 км., в отличие от тонкой коры океанического дна – 5 – 7 км.; сложенная из гранитно-гнейсовых пород, а не из базальтовых – как кора океанического дна; тянется непрерывно, без разломов. Кроме этого необходимо доказать, что фрагменты хребта Ломоносова – не утолщенная океаническая кора, как Гавайский архипелаг или Исландия. Именно такой контраргумент выдвинуло международное научное сообщество на заявку России 2001 года о присоединении к ее территории хребта Ломоносова.

Заявку России на присоединение арктических территорий отправили на доработку – не без вмешательства США. Хотя у России были более весомые наработки на хребте.

После подачи РФ заявки на присоединение арктических территорий в 2001 году, Госдепартамент США направил в Комиссию ООН по границам континентального шельфа официальную ноту. В ней США прямо возражало против включения в российский шельф поднятий Ломоносова и Менделеева. Поскольку, по мнению американских геологов, эти поднятия являются структурами глубоководных районов океанического дна, а не частями материковой окраины.

Американская нота так повлияла на позицию членов Комиссии, что они проигнорировали научные сведения из заявки России. А затем российскую делегацию, специально прибывшую в Нью-Йорк для защиты своей позиции, не пустили на заседание Комиссии. И это при том, что США последними из развитых стран не ратифицируют Конвенцию по морскому праву 1982 года.

Для зависти российских соседей по полярному бассейну есть все основания. Площадь континентального шельфа России, по данным ведущих ученых, составляет 6,2 миллиона квадратных километров. Это пятая часть всех шельфов Мирового океана. Запасы углеводородов на морской периферии РФ доходят до четверти от объема мировых углеводородов.

По прогнозам разведки, только внутри 200-мильной зоны России, в северных морях, содержится 130 миллиардов тонн углеводородов. На шельфах Баренцева, Печорского и Карского морей пробурено полсотни разведочных скважин. Открыто 10 месторождений. В том числе супергиганты: Штокмановское (3,2 триллиона кубометров газа), Ленинградское и Русановское (9 триллионов кубометров газа), Приразломное (100 миллионов тонн нефти). Это не считая промышленных скоплений: золота, олова, алмазов и платиноидов.

Не меньшей золотоносностью обладают шельфы «нерусских» северных морей. На шельфе Норвегии, например, добывается 150 миллионов тонн нефти и 60 миллиардов кубометров газа.

Запасы углеводородного сырья за пределами 200-мильной зоны российского шельфа оцениваются минимум в 5 миллиардов тонн. Вглубь хребта Ломоносова еще никто не бурил. Все собранные данные – косвенные. Запасы могут оказаться и меньше, и больше 5 миллиардов тонн.

В любом случае интерес конкурентов к хребту Ломоносова и Менделеева огромен. Определяется он как углеводородной составляющей, так и (в еще большей степени) военно-политической стороной использования морских пространств.

Только бурение на глубину 4 – 5 км на протяжении всего хребта могло бы окончательно убедить Комиссию ООН присоединить к России новые океанические пространства. Факт, что это бурение произведено не было и отсутствие проб континентальной коры хребта может стать причиной очередного отклонения российской заявки.

Причина отсутствия проб из глубины хребта Ломоносова проста. У России нет ни одной платформы для бурения на такой глубине. Ни одного судна для глубоководного бурения. И дело не только в деньгах – от 1 миллиарда долларов за платформу. В первую очередь – в отсутствии знаний и навыков их строительства. Технологии глубоководного бурения на сегодняшний день – самое сложное, что есть на Земле.

Если российским ученым действительно удастся доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева (Приложение 5), которые тянутся к Гренландии, являются геологическим продолжением российского континентального шельфа, Россия может получить право на дополнительные 1,2 миллиона квадратных километров площади в Арктике.

В том, что Арктика будет поделена в ближайшие годы, теперь мало кто сомневается. При этом, правда, пока остается открытым вопрос, как именно это будет сделано. Не исключено, что в очередной раз все будет зависеть от возможностей государств защищать свои национальные интересы. В прямом смысле слова «защищать».

В Москве считают, что предметно обсуждать возможную делимитацию в центральной части Северного Ледовитого океана можно будет только тогда, когда появятся четкие научные и правовые основания.

На дно Северного Ледовитого океана прямо на Северном полюсе опустились сразу два российских научно-исследовательских аппарата «Мир -1» и «Мир-2». Установив на точке Северного полюса титановый флаг России и собрав первые пробы со дна, на поверхность участники экспедиции вернулись победителями.

После этого госдепартаменте США практически сразу дали понять: Соединенные Штаты не останутся безучастными наблюдателями действий России. Ответ Москвы был предельно сдержанным. Россия намерена решать вопросы принадлежности континентального шельфа только на основе международного права. Об этом заявил глава МИД России Сергей Лавров.[13]

Впрочем, не все эксперты уверены в том, что Арктику будут делить исключительно на основе международного права. Аналитики не исключают применения реальной военной силы при разделе северных кладовых. Причем выводы экспертов уже начали своими заявлениями и действиями подтверждать политики. Канада, к примеру, объявила о планах строительства сразу двух военных баз в Заполярье. В бухте Резолют-бэй будет открыт учебный центр на 100 человек. А на острове Баффинова Земля канадцы построят глубоководный порт. Более того, стало известно, что Канада построит от шести до восьми новых сторожевых кораблей арктического класса.

Правда, на первых порах канадцы своей военной арктической группировкой намерены защищать лишь права на так называемый Северо-Западный проход. Однако ни США, ни Евросоюз не согласны с тем, что канадский суверенитет распространяется на этот район Арктики.

На планы Канады по расширению своего военного присутствия в Арктике у США есть свой ответ. Сейчас, помимо «Хили», у американцев есть два других подобных судна – «Северное море» и «Северная звезда». В ближайшие годы Вашингтон намерен построить еще как минимум два полярных ледокола. Все они будут входить в отряд судов береговой охраны США.

Россия уже сейчас обладает самым большим ледокольным флотом в мире: восемь судов. А к 2010 году скорее всего будет построено еще шесть кораблей такого же класса.[14]

Таким образом в последнее время территория Северного Ледовитого океана становится самым частым объектом дискуссий международного сообщества. Многие страны, и не только арктические, имеют прямую заинтересованность в исходе таких споров, ведь дело идет о дележе 25% мировых запасов энергоносителей, что делает данные споры прежде всего экономическими. В настоящее время и, следует считать, следующие лет десять территория Северного Ледовитого океана останется объектом жарких споров между США, Канадой, Россией, Исландией, Финляндией, Швецией, Норвегией и Данией за приобретение наиболее широкого экономического влияния на территории этой акватории.

По всем признакам, сражение за Северный полюс, под которым (точнее, на прилегающем к нему арктическом шельфе, под полюсом, на глубинах 4200-4280 м находится котловина Амундсена) лежит четверть мировых запасов нефти и газа, обещает стать одной из стратегических узлов геополитической картины мира в 21-м веке. А, возможно, и за пределами нынешнего столетия.

Северный Ледовитый океан стремительно набирает баллы в своей экономической важности всего мирового сообщества. Поэтому нынешняя экономическая ситуация в данной акватории является нестабильной и, как видится, исходя из положений Конвенции ООН по морскому праву и требований Комиссии ООН по границам континентального шельфа, будет продолжаться оставаться таковой еще как минимум десять лет. Что касается социальной ситуации, то следует сделать вывод, что с продолжением освоения арктического побережья Северного Ледовитого океана социальная сфера несомненно будет изменяться в лучшую сторону. Однако, для коренного местного населения это скорее всего не станет хорошей новостью, ведь уже сейчас многие из них лишены возможности заработка на добыче морских млекопитающих, рыбопродуктов вследствие уменьшения объемов их запасов. Уже в настоящее время наблюдается заселение данных районов приезжими рабочими, что приводит к тому, что коренные народы переходят в разряд национальных меньшинств даже на родных им территориях. В то же время, широкая экономическая деятельность, часто неконтролируемая, со стороны развитых государств наносит огромный ущерб местным экосистемам.