История водопользования в Казахстане

Со времен античности вплоть до конца ХIХ в. В исторической и географической литературе господствовало представление о том, что человек в своем культурно-хозяйственном развитии прошел последовательно три стадии:

1) собирательство и охоту;

2) кочевое скотоводство;

3) земледелие.

На каком же этапе первобытной истории возникает ирригация? Полагают, что ирригация является формой более поздней формой земледелия, основанного на сезонных осадках. Начиная с эпохи неолита зарождаются две формы земледелия: неполивное и поливное. Расселение человечества в позднем палеолите привело к образованию локальных культурных общностей, обусловленных в первую очередь многообразием источников существования на осваиваемых человеком территориях. В мезолите и неолите появляются зарождения различных типов хозяйства в зависимости от ландшафтных зон[1].

Специфика физико-географических условий и формы хозяйственной деятельности людей (скотоводческой и земледельческой) создавали предпосылки для возникновения тех или иных форм поливного земледелия, процесс формирования которых был сложен и длителен. Расцвет земледельческих оазисов средневековья на юге Казахстана в значительной степени зависел от развития поливного земледелия, которое базировалось на местных источниках воды. От мощности рек и речек зависели размеры ирригационных систем и объем сельскохозяйственных площадей, освоенных под поливное земледелие [2].

Ирригация как метод искусственного увлажнения земель впервые получает распространение на Юге Казахстана, в низовьях Сырдарьи, в эпоху раннего железа (середина I тысячелетия до н.э.) Наивысшего рассвета она достигает в средние века, но уже в среднем течении Сырдарьи ( район Отрарского оазиса). Согласно письменным источникам, в эпоху Средневековья здесь формируются центры городской цивилизации. В городах сосредотачивается политическая, хозяйственная и административная власть землевладельческих оазисов. В долинах и дельтах рек на основе существующих оазисов складываются феодальные государства, где поливное земледелие на базе магистральных каналов становится основой хозяйственной деятельности людей. Многолетние исследования ирригационных систем в Средней Азии показало специфичность путей и темпов развития. Например, обследования оросительных систем в Хорезме, в Ферганской, Вахшской долинах, на реках Мургаб, Зеравшан свидетельствуют о том, что развитие древней ирригации древнего орошения в этих районах имело особенности, обусловленные как географическими так и историческими факторами[3].

На юге Казахстане основным источником водоснабжения земель древнего орошения являлась река Сырдарья с притоками мелких речек, стекающих с Каратау. Сырдарья берет начало в Ферганской долине. Длина ее русла составляет 1700 км. Река имеет смешанное питание, в том числе и ледниковое. В следствии этого в течении года проходит ряд паводков. В многоводные годы река выходит из берегов и затапливает прилегающую к руслу равнину. Единственный приток реки Сырдарьи – р. Арысь, который также является источником водоснабжения. Водными ресурсами средневековых оазисов, расположенных в предгорной и горной полосах служили многочисленные речки, ручьи, родники, стекающие с гор Каратау. Таким образом, гидрографическая сеть и климат Южного Казахстана способствуют развитию территории Южного Казахстана искусственного орошения.

Территория южного Казахстана по характеру рельефа делится на три географические зоны: горы, предгорья и равнины. Многолетние археологические обследования этих районов показали, что поливное земледелие было распространено на среднем и нижнем течении Сырдарьи и ее притоках, северных и южных склонах Каратау.

Археолого-географическое изучение остатков оросительных сооружений с применением материалов аэрофотосъемки свидетельствуют о том, что наиболее развитые формы орошения в Южном Казахстане широкое распространение получают на аллювиальных равнинах. Обследование Отрарского оазиса позволило выделить несколько этапов в истории искусственного орошения этого района начиная с 1 тысячелетия до н. э вплоть до XVIII в. нашей эры.

Первый этап относится к I-VI вв. до н.э. и знаменует собой появление примитивных форм лиманного орошения. Орошение обрабатываемых земельных участков этого периода базировалось на старицах Сырдарьи и обвалованных дельтовых протоках р. Арысь. Памятники первобытной культуры на территории Южного Казахстана многочисленны. Наличие вкладышей от жатвенных ножей среди неолитических каменных орудий, обнаруженных в поймах рек с периодическим и постоянным водотоком, позволяют предполагать о существовании лиманного орошения. На территории Южного Казахстана удалось зафиксировать поля со слабыми следами арыков и остатками агроирригационных планировок. Эти поля, имеющие четырехугольную форму и небольшие размеры, свидетельствуют о землевладельческой деятельности. Остатки оросительных систем, говорят о том, что основным занятием жителей низовьев Сырдарьи было каирное земледелие, т. е. примитивное лиманное орошение. Основанное на наполнении воды в такыровидных впадинах и дальнейшую транспортировку воды по оросительным каналам. Более значительные каналы появляются на нижней Сырдарье в IV-II в.в. до н.э., возле поселений Чирик-Рабад,Бабиш-Мулла и Баланды. Дамбирование протоков и выведение из арыков осуществлялось силами родовых патриархальных общин, материальные и трудовые ресурсы которых не позволяли возводить более крупные ирригационные сооружения. Продукция поливного земледелия удовлетворяла нужды потребителя [3].

В период IV-V вв. до н.э. сакские племена вели образ жизни оседлых и полуоседлых скотоводов и земледельцев. Для орошения полей приспосабливали дельтовые «замирающие» протоки и старицы, используя их как водохранилища. Орошение в целом носило лиманно-озерный характер и проходило по схеме: русло- старица – ороситель – поле.

Второй этап – переходный от лиманного к самотечному орошению и охватывает период с VII по IX в. Формирование раннефеодальных государств на юге Казахстана обусловливает зарождение городов. Рост производительных сил в процессе развития общества от раннеклассовых форм к феодальному укладу стимулирует и подъем ирригации на юге Казахстана. Примитивные методы регулирования паводковых вод получают дальнейшее развитие. На базе дельтовых протоков р. Арысь проводятся магистральные каналы. На второй стадии появляются головные сооружения, но вода в каналы поступает из подтопленных в период паводков дельтовых проток. Масштабы орошаемых земель свидетельствуют о том, сто с VII по IX в. в Отрарском оазисе происходит уравнивание поливного земледелия и скотоводства. Таким образом в средние века в орошаемом земледелии сохраняют свое значение принципы однократной ирригации на паводковых разливах и лиманах. Водозабор по прежнему происходил из подтопленных паводками стариц. Со временем оросительные каналы становятся ветвистыми, их протяженность растет [3].

Третий этап развития ирригации (X-XIII вв.) можно назвать периодом рассвета. Это время образования и усиления феодальных государств. В отрарском оазисе происходит объединение водных систем в единую оросительную систему. Оросительная сеть принимает ветвистую конфигурацию с распределителями и оросителями. Рассвет ирригационной технике способствует резкому увеличению поливной площади. Орошаемое земледелие становится уже основой хозяйственного производства местных жителей. Сельское хозяйство отделяется от ремесла и торговли. Происходят изменения в организации ирригационного строительства, возведение и очистка каналов [3].

На примере оросительной системы Алтын-арык мы видим сооружение, в которое речная вода поступала в при помощи 2 головных устройств, отходивших от реки под углом 60-70 градусов и как бы продолжавших направление течение воды по естественному уклону. От места их соединения отходил отводной канал, протяженностью 1 км, по которому излишки паводковых вод сбрасывались назад в реку [1].

Определенный интерес представляет обнаруженная наземными поисками целая система различных по размерам чеков. Обычно – это подпрямоугольной формы, хорошо спланированные участки размерами 6х12м, 10х12м, 12х15м, ограниченные валиками шириной 0.6 м, высотой 0.4м. Планировки рассчитаны таким образом, что после затопления первого чека воду можно было пропустить в следующий. Для этого в центре валиков, имелись проемы. Данная ирригационная система по найденным археологическим находкам относится к XIII-XIV вв.

Ирригация южных и северных склонов Каратау

При обследовании южных и северных склонов Каратау уделялось внимание ирригационным сооружениям вокруг Сыгнака, Саурана, Туркестана. Водоснабжение и орошение пахотных земель осуществлялось с помощью 2 наиболее значительных каналов – Тюмень-арыка и, выведенного из Сырдарьи, и Бузук-Узяка, берущего начала с одноименного озера. Кроме них орошение земель в позднее Средневековье происходило с помощью арыков(с шириной ложа около 3-х метров), выведенных из горных речек. Протяженность каналов составляла более 1500 м и по всей длине располагалось 18 распределительных каналов.

Кяризы на территории Южного Казахстана

В 1969 г. при изучении городища Сауран удалось обнаружить остатки кяризов. Исток одного из кяризов начинается в районе городища Мыр-тобе. Диаметр колодцев около 5 м, расстояние между ними 15 м. Другой кяриз был зафиксирован на западной окраине Саурана на протяжении 1.5 км. У истоков кяризов было построено водохранилище, вода на поверхность поднималась с помощью чигиря.

Итак, обследование позднесредневековой ирригации Саурана показало, что кроме подземных вод, выводимых на поверхность с помощью кяризов, для орошения использовались ручьи и речки, стекающие со склонов Каратау. Грунтовые и поверхностные воды собирались в магистральный канал, из которого производился полив земель, заполнялись ров и водохранилище.

Нашествие монголов затормозило развитие орошаемого земледелия с XIII по XV вв. Все ирригационные мероприятия были направлены на восстановление оросительной сети в домонгольских масштабах.

Новый подъем ирригации происходит с XVI по первую половину XVII в. Изучение более ранних этапов орошения показало, что подъем тесно связан с традиционными направлениями и формами оросительной техники Средневековья. Свидетельством тому являются те же методы и принципы строительства гидротехнических сооружений, применяемые в искусственном орошении. Однако нельзя не отметить, что ирригация этого периода времени превосходит по масштабам оросительные системы домонгольского времени. Расширение оросительной сети происходит в период образования и усиления Казахского ханства. Одним из стимулов подъема ирригации послужило установление устойчивой связи между кочевыми скотоводами Дэшт-и Кыпчака и оседло- земледельческим населением Южного Казахстана, теснейшая связь между которыми существовала с древнейших времен [3].

Во второй половине XVII – первой половине XVIII в. поступательное развитие ирригации Отрарского оазиса прекращается и начинается ее постепенный упадок. Причины этого заключаются как в природно-климатических условиях края, так и в военно – политических событиях того времени. Начиная со второй половины XVIII в. и до начала XIX в. искусственное орошение оазиса основывается на подъеме воды из р. Арысь с помощью чигиря.

Изучение остатков ирригации подгорной зоны, показало, сто типы орошения здесь комбинированные. Орошение земледельческих оазисов осуществлялось на речках, ручьях, родниках, атмосферных осадков, собираемых с помощью каменных плотин, и грунтовых водах выводимых на поверхность кяризами. Таким образом, изучение позднесредневековой ирригации Южного Казахстана свидетельствует о том, что возникновение поливного земледелия связано с внутренними процессами социально-экономического развития местного скотоводческо-земледельческого населения. Становление ирригационной техники имело здесь ряд особенностей по сравнению с другими районами Южного Казахстана.

Развитие ирригации носило закономерный характер, отражающий состояние производительных сил и господствующих социально –экономических отношений. Историю орошения Отрарского оазиса нельзя рассматривать вне развития орошаемого земледелия сопредельных аридных зон Средней Азии, так как эти районы в отдельные исторические периоды входили в состав единых политических объединений.