История исследования и освоения острова Русский

История острова тесно связана с историей Приморского края. Наиболее ранние сведения о нём хранит древняя китайская письменность. Так, по предположению известного русского исследователя Поднебесной Палладия Кафарова, основанному на изучении архивов, на его территории располагалась одна из семи крепостей маньчжуров − Крепость Лунного Света. Боле известна специалистам та страница его истории, которая связана с первым картографированием района французскими миссионерами, выполненным в начале XVIII века. Тогда начертания острова впервые появились на китайских и европейских картах.

Первое упоминание об острове Русском относят к 1723 году, когда французский картограф Данвиль, составляя описание дальневосточных морей, впервые нанес остров на карту. На карте Данвиля остров был обозначен китайским именем Яханга Тун.

Знакомство русских моряков с островом впервые произошло в 1858 году. Тогда много слышавший о большом заливе на юге Приморья адмирал Е. Путятин, убывая после переговоров в Японии и Китае в Россию, поручил командиру пароходо-корвета «Америка», на котором он плавал, следовать в Николаевск-на-Амуре через этот залив. В экспедицию также входили корветы «Рында», «Гридень» и «Опричник».

Именами некоторых корветов названы бухты и поселки на Русском.

Выполняя это указание, «Америка», войдя в Амурский залив, прошла вдоль западного и северного берегов острова, собрав о нем кое-какие сведения. Но, к сожалению никаких письменных данных не осталось.

Первая частичная опись острова была произведена на следующий год винтовым клипером «Стрелок» (командир – капитан-лейтенант И. Федорковский), в экспедиции с которым также участвовали корветы «Боярин», «Воевода», «Новик», а затем пароходо-корветом «Америка» (командир – капитан-лейтенант А. Болтин, под флагом генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Муравьева-Амурского). Именно графу Н. Н. Муравъёву-Амурскому остров обязан своим нынешним названием. По его предложению, остров был назван Русским в честь России и ее народа, представители которого занимались исследованием Дальнего Востока.

В том же 1859 году у нас была издана первая карта, на которой впервые был показан Русский остров. Правда не весь, а только его западный и северный берега.

Полная съемка острова была произведена экспедицией подполковника корпуса флотских штурманов (КФШ) В. Бабкина в 1862 году во время описи залива Петра Великого, после чего в 1865 году была издана карта, на которой остров обозначен полностью и назван по имени первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала П. Казакевича. Вначале остров попеременно называли то Русским, то Казакевича, однако, после окончания Великой Отечественной войны за ним окончательно закрепилось нынешнее название.

В 60-х XIX века при нарезке земель для создания удельного ведомства управляющий его сибирским отделением Г. Фуругельм признал остров Русский наряду с другими районами наиболее подходящим для организации земледелия. Несмотря на это, в число земель удельного ведомства в 1867 году Русский не вошел.

В эти годы развитие береговой обороны острова и размещение здесь войск привело к тому, что на нем стало увеличиваться и число гражданских жителей. Одни из них занялись огородничеством, обеспечивая овощами не только остров, но и г. Владивосток. Другие включились в обслуживание нужд военных. В это время число гражданского люда на острове достигло 236 человек, а к 1895 году возросло до 3 тысяч. Дополнительной деятельностью местных жителей стало обеспечение владивостокцев дровами, а заводчик М. Федоров арендовал винтовой катер «Дружок» и организовал регулярные рейсы в город.

В 1890 году инженер-подполковник К. Чернокнижников разработал проект строительства Владивостокской крепости, где он впервые обращает внимания на географические преимущества горы Русской на острове Русском. По разным причинам строительство батареи на этой горе затянулось, и было закончено только в 30-х годах 20-го века. И именно отсутствие подобной батареи позволило японской эскадре беспрепятственно зайти в залив и обстрелять Владивосток (Стратиевский, 2003).

В 1895-1896 годах, когда началась усиленная застройка острова, в связи с чем обозначился новый прирост населения, было решено возвести церковь. Строительство осуществлялось за счет пожертвований населения, но основной вклад средств принадлежал подрядчику военного ведомства и купцу первой гильдии М. Суворову. Церковь на 400 верующих возводилась из дерева и была завершена в 1897 году и была освящена в присутствии губернатора Приморской области.

Особое значение для развития Русского острова имело строительство канала в 1898 году, соединившего пролив Босфор Восточный с бухтой Новик, где в русско-японскую войну базировались подводные лодки. Искусственно возникший при этом остров назвали именем Елены. В 1909 году было открыто кладбище, в 1916 г.– почтовое отделение.

С 1899 по 1914 гг. в период обострения отношений с Японией, на острове развернулось активное строительство Владивостокской крепости. В связи с этим на о. Русском даже появилась железная дорога, которая обеспечивала доставку грузов к местам строительства. Масштабы строительства были просто невиданными. К 1915 году на Русском были возведены 16 фортов и 27 береговых батарей, пороховые погреба и патронные склады, пристань для кораблей, минно-пристрелочная (торпедная) станция, 4 телефонные станции.

Население при этом к 1908 году достигло 25 тысяч человек. Строительство крепости окончательно завершилось к 1922 году, когда японские войска по договору с советским правительством согласились покинуть Приморье при условии, что крепость закроют.

Также в 1908 году на острове была построена первая в России станция обсервации, надежно защищающая Владивосток от чумы, холеры и др.

В этом же году пребывавший на о. Русский великий князь Сергей Михайлович Романов назвал Владивостокскую крепость самой подготовленной. Одна из батарей в его честь была названа Великокняжеской. В 1913-1914 годах здесь проходил службу герой японской войны генерал Корнилов. Здесь же располагался знаменитый на всю страну дисциплинарный батальон.

В 1901 году известнейший дальневосточный исследователь Владимир Арсеньев завез на Русский остров оленей и лисиц, и еще в течение многих лет разводил животных на острове, сделав большой вклад в развитие природы Русского.

Затем долгое время на острове проходило активное строительство воинских частей. На сегодняшний день из действующих частей осталось только 30%, в связи с чем остров несколько лет назад был открыт для свободного посещения жителями г. Владивостока.