История острова Пасхи
Остров Пасхи - маленький остров в южной части Тихого океана, являющийся частью Чили. Местные называют остров - Рапа-Нуи (Rapa Nui), весь остальной мир - Остров Пасхи.
Площадь острова - 163,6 кв.км.
Координаты - 27°07 ю.ш. 109°21 з.д.
Остров - вулканического происхождения, в настоящее время почти безлесен. Является одним из наиболее удалённых обитаемых островов. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3703 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, - 1819 км.
Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 5 апреля 1722 года.
Столица острова и его единственный город - Ханга-Роа. Всего на острове проживает 3,8 тыс. человек, плотность населения составляет 23 чел/кв.км.
Официальные языки, используемые на острове пасхи - испанский и рапануйский.
Используемая валюта - чилийский песо, в ходу так же американский доллар.
Часовой пояс - минус 6 часов от всемирного времени.
В 1888 году остров официально был присоединён к Чили.
В 1995 году национальный парк "Рапа-Нуи" стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
История открытия острова
По археологическим раскопкам, очевидно, что открытие острова было сделано жителями Полинезии приблизительно в 400 г. нашей эры. В 1722 г. голландский исследователь Джекоб Рогджевин увидел и посетил остров. Это случилось в воскресенье, первый день Пасхи. И за островом закрепилось это имя: остров Пасхи (Исла де Паскуа - по-испански). Он обнаружил на острове Пасхи три разных группы людей; с тёмной кожей, с красной кожей и очень бледных людей с красными волосами. В полинезийском названии остров Рапа-Нуи, является наименованием, указанным посетителем Таити в 19 веке, который говорит, что остров похож на таитянский остров "Рапа", но крупнее, "Нуи". Жители имеют полинезийские корни. Но антропологи, десятилетиями обсуждавшие истинное происхождение этих людей, доказали, что древние южноамериканские моряки посетили остров раньше. По рассказам ранних исследователей, которые посетили найденный остров - островитяне были немногочисленным населением с очень низкой культурой, которую они не помнили и были без связи с внешним миром. Островитяне были легкой добычей для торговцев рабами 19-ого столетия. Работорговля очень обесценила их культуру, знание прошлого и навыки предков.
История острова Пасхи
а) основная информация:
По радио - углеродистому измерению ученые предполагают, что Рапа-Нуи был образован до 4-го в.н.э., вероятно отделившись от Восточной Полинезии или Marquesas. Путешественники во главе с бесстрашным героем Хоту Матуа бежали или от войны или от затопляемого острова, чтобы начать новую жизнь на белом песчаном берегу Анакены. Затем эта земля перешла по наследству его сыновьям. В первые века освоения храмовые комплексы строили на низком аху (цоколе) высокими, но не очень длинными, в низовьях с тщательно подогнанными каменными фасадами. Ученые сравнивают эти постройки с более тяжелыми стенами инков, расположенных в несколько тысяч километров от острова. В 7 или 8 веке увеличилось население острова, т.к. прибрежная зона уже освоена и началась разработка Восточного полинезийского храма для праздников и юбилеев. Нет свидетельство того, что маленькие фигуры священных предков, вырезанные из местного камня стали устанавливаться люди. Есть одна теории, выдвинутая археологом Серхо Рапу, что батат - важный поставщик пищи южноамериканского происхождения прибыл на остров, и его ботва стала топливом. Батат из дикого стал культурным видом. Батат, как одна из самых известных культур, известных людям, с его обильной и питательной пищей стал любимым продуктом со множеством сортов.
При восстановлении аху в Тонгарики институтом археологии Чили Клаудио Кристино и Паириссии Варгаса в 1992-1993.г. 13 моаи стали выше. Эти старинные фигуры грубостилизованные были вырезанные из вулканического камня в главном карьере Рапа Раруку, где можно легко отследить различные стадии производства. Большинство моаи, отображающие известных предков являлись от 3,5 до 6 метров высотой, но были и большие - до 10 метров. При дальнейшем поиске люди нашли красный камень и стали делать из него красные мемориальные шапки, как украшения для волос. При проведении радио-углеродистого анализа почти 1000 моаи были датированными 1350 г. нашей эры. Многие из которых похоронены с аху под разрушенной почвой. В то время, подтвержденного работой Джона Фленлея после взятия проб, что изготовление моаи было прекращено. Ахуз пришел в упадок и островитяне начали разрушительные сражения во время голода, возможно вызванного "небольшим ледниковым периодом", воздействие которого на Европу было зарегистрировано. Священный участок в деревне Оронго, на котором проводились "церемонии человека-птицы" переместился от моаи, которые стоят на берегу моря, на утесы Рано Кау.
Там ежегодно в конце зимы собирались закаленные воины, которые выходили в море, чтобы найти яйцо закопченной крачки, первым положенное на отдаленных островах. В то время происходили и другие события, типа чтения все еще нерасшифрованной ронго-ронго на берегу Анакена. Кто-то из изобретательных рапануйцев попробовал повысить качество военных действий через сложный ритуал построения моаи комплекса. Примерно с 14 века до европейского контакта в 18 веке, это был период постоянных сражений с разрушениями и каннибализма. Последний раз обнаружили моаи на платформе французское военно-морское судно в 1832 году. Одна из постоянных историй, которую турист слышит на острове то, что последнее сражение, приведшее к закату культуры, было эпическим противостоянием между Ханау Еере (Длинные уши) И Ханау Момоко (Короткие уши). Эта ошибка происходит из-за неправильного перевода. Хотя еще более пятидесяти лет назад ее объяснял отец Себастьян Энглерт, но она игнорировалась теми кто желает использовать эту ошибку в своих целях. В действительности это "короткие, тучные люди" (Ханау Еере) и "высокие, тонкие люди" (Ханау Момоко). Возможно наступит время, когда неправильной перевод исчезнет и все вздохнут с облегчением. Прибытие европейцев. Некоторые считают, что английский пират Девис еще в 17 веке открыл остров.
Но первое подтвержденное европейское открытие острова приходится на первый Пасхи в 1722 году голландцем Джекобом Рогджевином, приплывшем на трех судах и назвавшем его соответственно. За высадкой 125 вооруженных морских пехотинцев на Рапа-Нуи наблюдали с берега островитяне. Кто-то из особо нервных открыл огонь, убив несколько хозяев острова. Член команды Фридрих Беренес издал потом сборник историй о приключениях на острове. Испания послала экспедицию в Рапа-Нуи в 1770 году под командованием Фелипе Гонсалеса. На сложной церемонии поднятия флага и залпов из орудий, захватил остров С. -Чарльз Исланд, названый так в честь короля, оставив хорошее впечатление на рапануйцев. Испанская инициатива была удачной, т.к. никаких требований не выдвигалось. Были составлены превосходные карты острова. Четыре года спустя, в своем втором путешествии бесплодного поиска Большой Южной Земли вокруг Антарктиды, Джеймс Кук подошел к острову, но не высаживался на нем и объявил его ничего не стоящим. Он сделал несколько карт острова высокого качества и поговорил с таитянцем Махина, который потом быстро исчез с острова. Посещение Кука обеспечило ценную этнологическую информацию, как сделал вывод, последовавший за ним два года спустя Лаперуз. Карта Лаперуза показывает расположение в области Хангороа замечательную дорожную систему, найденную сегодня. Между испанским посещением и 1862 г. на остров, заходило приблизительно 100 судов. А в 1820-х г.г. и 1830-х г.г. было несколько китобойных судов. В 1806 г. капитан Бенджамин Падж взял с собой в Лондон молодого рапануйца. Тот крестился и стал Генри Истером в Рочерхитле в 1812 г. торговля с Рапа-Нуи была налажена хорошо. Главным образом торговали художественными поделками, едой для европейцев, а для себя покупали гвозди, ткань и т.п., хотя островитяне наслаждались модой некоторое время.
б) миссионеры
После сообщения с военного корабля, который остановился в Рапа-Нуи перед набегом пиратов, механик из Боливии, французского происхождения Юджин Эйрод предложил Мисси Сердец в Вальпарансо быть миссионером на острове. Оттуда он вернулся с несколькими нечистокровными рапануйцами после набега пиратов. Эйрод прятался 9 месяцев и остался жив. Он на остров возвратился с двумя миссионерами. Один из них немец отец Гаспар Замбохма. А другой француз - духовный отец Хиполайт Роуссель. Эйрод умер от туберкулеза в 1868 г., но к команде присоединяется Заодьюл Эсколан и они продолжают их работу, которая включала уничтожение идолов. Француз Джин Батист Онезим Дутруа-Борниер провозгласил себя королем Рапа-Нуи при содействии католического епископа Тепано Джоссено и бизнесменом Джоном Брандром. Есть разница между людьми с разным цветом кожи, которых взяли с собой Борнир и Роуссель в последний свой отъезд в 1871 г. с Мангарева. Борнир контролирует большую часть экспорта продукции с плантаций, принадлежащим католической церкви и Римскому Папе. Большинство работников плантаций умерло. В 1876 г. Борнир был убит островитянами, которые не могли больше терпеть его зверства. Когда в 1877 г. Альфонс Пинарт появляется на горизонте, то чилийские надсмотрщик сообщает ему, что с ним на острове осталось 110 человек.
в) чилийский интерес
Чилийские суда начали заходить в Рапа-Нуи уже с 1830-х г.г., но серьезные контакты начались в 1870-х г.г. гордые тем, что победили в войне Перу и Боливию, чилийские патриоты убеждают правительство приобрести колониальное владение над островом и утвердить государственный статус. 9 сентября 1888 г. капитан Поликарпо Торо Хертадо подписывает договор об аннексии с вождями острова. Соглашение написано на испанском и рапануйском языках. В последнем пункте Чили предлагает быть "другом земли" и остров становится частью чилийского государства. Римскому Папе нужно было выплатить компенсацию за его собственность, но полная оплата никогда не была произведена. Брат Поликарпо Торо и Педро Пабло управляли паствой до 1892 г., когда их количество и благосостояние снизилось. В конечном счете братья Торо предали их интересы в пользу Энрике Мерлета, который взял инициативу в свои руки в это время последнего короля отравил ядом, а оппозиции пригрозил убийством или высылкой. Все это происходило, когда островитяне были сильной паствой в Хангароа и находились на своем острове, как заключенные до 1966 г. чилийская компания работодателей на острове Пасхи передала свои полномочия англо-шотландским компаниям Виллиамсон и Балхоур, которое до сих пор процветают на чилийском материке.
Дисконтирование взрыва, помещенного в центр превосходного Випару и оплату взял на себя банкир Уильям Томпсон в 1886. Первая археологическая экспедиция была выполнена госпожой Скоресбай Роутледдж, которая оставалось на острове 18 месяцев в 1914-1915 г.г. все это время немецкий тихоокеанский эскадрон занимался поставками. В 1934-5 г.г. Франко-бельгийская экспедиция была на острове приблизительно шесть месяцев, снимая самый полный этнологический отчет об исследовании на французском языке. А француз Альфред Метрое издал популярные и научные отчеты об исследованиях на английском и французском языках. Отец Себастьян Энглерт - миссионер Ордена Капуцинов прибыл на остров в 1935 г. Он оставался местным исследователем и священником до своей смерти в 1969 г. во Флориде на пути назад к острову после выставки работ Рапа-Нуи. В 1955-1956 г.г. Тур Хейердал руководил норвежской экспедицией на остров Пасхи. Он опубликовал несколько популярных художественных отчетов и книгу "Аку Аку", доступную на многих языках. Канадская медицинская экспедиция на остров Пасхи в 1964-65 г.г. была последней крупномасштабной командой исследования, которая велась на острове.
Новая история острова Пасхи
В 1914 г. чилийское правительство начало регулярно ставить своих губернаторов, чтобы представлять чилийские интересы на острове и подтвердить суверенитет. Кроме первого, все были военно-морскими чиновниками, активными или отставными. Все права становились более ограниченными. В 1953 г. срок действия контракта за фирмами Виллиамсон и Балхоур окончился и чилийский флот принял на себя все управление островом. В течение ста лет чилийские власти запретили островитянам покидать область Хангароа. Власти поставили забор. Без письменного разрешения посетить остальную часть острова нельзя. После бегства чилийских политических заключенных в 1930-х годах власти стали строже следить за передвижением островитян от острова. За эти годы примерно 500 островитян пытались убежать с острова в плавь, чтобы их подобрали в море маленькие рыбацкие лодки или Бостонские китобойные суда. Приблизительно половина из них погибла при попытке бегства. После посещения Тур Хейердала стало некоторое послабление и в 1956 г. нескольким школьникам с опекунами разрешили отправиться в Чили для учебы. В этой первой группе был Альфонс Рапу Хаоа, который возвратился домой в 1964 г. в качестве школьного учителя.
Поскольку он был одним из первых обучающих рапануйцев, то он негодовал на деспотичное военно-морское руководство выборов администрации и мэра. В конечном счете войска ушли и остров стал полностью объединенной частью Чили. Ограничения были сняты и в 1966 г. были проведены свободные выборы. Вышел специальный закон "Закон (16442) острова Пасхи", предписывающий ряд выгод, чтобы поощрить развитие. Это совпало с вводом ВВС США на остров, что вызвало значительное рождение нескольких южноамериканских детей. Ни один из которых не был признан их отцами или американскими властями. Выборы Сальвадора Альенде Госсена побудили американцев быстро уйти. Кровавый переворот 1973 г. покончил со свободой на Рапа-Нуи и других местах это несчастной страны. Рапа-Нуи под военной диктатурой процветал. Диктатор Августо Пиночет Угарте посещал остров с несколькими министрами три раза. Были выполнены обширные общественные планы.
Правительство субсидировало строительство общественных зданий и размещения в них. Первый рапануец, который стал губернатором был назначен в 1984 г. Годом раньше был сформирован Комитет Старейшин вокруг Альберто Оту Чавеса. Он написал письмо с согласием фактически всех островитян о подачи прошения комитету ООН по деколонизации, о помощи в обеспечении референдума по независимости острова Пасхи. Г. Хоту продолжил агитацию за независимость в течение1980-х г.г. Это был один из немногих голосов протеста в течение длительного периода военной хунты в Чили. В 1992 г. Хоту был избран мэром муниципалитета. Новинка на острове - голливудская съемка, использующая темы Рап-Нуи, организованная актером Кевином Костером. Он задействовал австралийскую техническую команду и местных актеров. Создание фильма заняло первую половину 1993 г., а вышел фильм в прокат позже.
История заселения острова Пасхи
Это один из самых изолированных островов в мире. Но 1200 лет назад двойные каноэ, заполненные моряками из далёкой страны, высадились на его берегах. На протяжении веков изоляции, которые последовали, здесь образовалось своеобразное общество. Рапа-Нуи впервые из европейцев обнаружил голландский капитан. Это произошло на острове Пасхи в воскресенье в 1722 году. Может быть на песчаном пляже, где высадился Хоту - предок всех островитян. Хотя это известно не точно, но существует предположение, что жители Пасхи приплыли из Полинезии или какой-либо другой части мира. Этнографы в настоящее время уверены в том, что народ Рапа-Нуи приплыл с полинезийских островов. Они совершили героические рейсы в больших двойных каноэ. В самом деле, даже в остатках устной истории, которые по-прежнему ходят на острове - сказано, что человек по имени Хоту был первым человеком, населяющих остров.
Но будь Хоту предком или нет, археологи знают, что первые жители острова приплыли от 400 до 800 г.г. н.э. Археолог Джоан Возняк из университета штата Орегон сказал:- "У нас есть археологические свидетельства того, что люди были там с 800 г. н.э. А Билл Айрес (тоже археолог из университета штата Орегон) нашёл древесный уголь, который был в 500 г. до нашей эры. Так что они, вероятно, существуют, по крайней мере, не менее 1500 лет ". Как и другие полинезийцы, первые посетившие Рапа-Нуи привезли с собой всё, что необходимо для жизни на новом острове. Возняк указывает на то, что даже животных они привезли с собой: в данном случае, это означает, в основном кур. "Другие полинезийцы привезли собак и свиней, но мы никогда не обнаружим доказательств этого"- замечает она. Какие существуют доказательства того, что статуи могут сделать с человеком своими чарами?
Названия острова
Официальное испанское название острова - Исла де Паскуа. На других языках это звучит так: на французском языке - Иду де Пэгауес, на немецком Гестеринсел и так далее. Известно также полинезийское название Рапа-Нуи, относящиеся ко времени 1860-х г.г. Некоторые ранние европейские исследователи называли его как Те Пито о Те Хенуи (пуп мира) или Ваиху, оба из которых - местные названия.
У острова Пасхи существует несколько названий.
1. Хититеаираги или Хити-аи-ранги;
2. Текаоухангоару;
3. Мата-Китераге - в переводе "глаза, смотрящие в небо";
4. Те-Пито-те-хенуа (пуп земли);
5. Рапа-Нуи - в переводе "Великий Рапа" - данное название в основном использовалось китобоями;
6. Остров Сан-Карлос. Так назвал его Гонсалес Дон Фелипе в честь короля Испании;
7. Теапи - так называл остров Джеймс Кук;
8. Ваиху или Ваихоу - этим названием также пользовался Джеймс Кук, а позже Форстер Иоганн Георг Адам и Лаперуз Жан Франсуа де Гало (в его честь названа бухта на северо-востоке острова);
9. Остров Пасхи (англ. Easter Island), названный так голландским мореплавателем Якобом Роггевеном, потому что он открыл его в день Пасхи 5 апреля 1722 года.
Сейчас местные называют остров - Рапа-Нуи (Rapa Nui), весь остальной мир - Остров Пасхи. Интересно, что такое название остров получил благодаря таитянским мореплавателям, которые называли его так, чтобы различать остров Пасхи и остров Рапа, находящийся в 650 км к югу от Таити. Среди лингвистов название "Рапа-Нуи" вызвало множество споров на счёт правильности написания этого слова.