История Приднестровья

С древних времен в геополитическом плане Приднестровье выполняло пограничные функции, было ареалом распространения различных этносов, языков и культур.

Здесь мы представляем в хронологическом порядке ключевые исторические события, имевшие наибольшее значение для региона:

• Конец II в.н.э. - покорение и объединение готами разноэтнических народов Северного Причерноморья и образование двух раннеклассовых государственных образований, границей между которыми была река Днестр.

• 375 г. - нашествие гуннов и разгром германских варварских держав в Северном Причерноморье. VI в. - начало освоения этих территорий славянскими племенами.

• Середина Х в. - Приднестровье вошло в состав Киевской Руси.

• С XIII в. по XIV в. - земли оказались включенными в состав Золотой Орды.

• 60-е годы XIV в. - освобождение земель левобережного Днестра и включение их в состав Великого княжества Литовского.

• 80-е годы XIV в. - образование Молдавского княжества на территории от восточного Прикарпатья до реки Днестр, которая становится границей между Литовско-Русским государством и Молдавским княжеством.

• Середина XV в. - захват крымскими татарами земель от р. Днестр до р. Буг и уничтожение славян превратил территорию в Татарскую пустыню.

• В 1569 г. - после объединения Польши и Литвы, левобережное Приднестровье вошло в состав Речи Посполитой.

• В 1793 г. - при втором разделе Польши эта территория отошла к России, а двумя годами ранее к Российской империи была присоединена южная часть Днестровско-Бугских земель.

• Конец XVIII в. - начало XIX в. - активное переселение из губерний внутренней России, Украины, Молдовы представителей разных национальностей и формирование двух уездов, входивших в состав Российских губерний - Херсонской и Подольской.

• После 1917 г. - в период гражданской войны, правобережье Днестра до р. Прут было оккупировано Румынским королевством, и р. Днестр превратилась во временную пограничную линию между СССР и Румынией.

• В 1924 г. - левобережное Приднестровье получает государственность в качестве Молдавской АССР в составе Украинской ССР.

• В 1940 г. - воссоединение Бесарабии с СССР, создание Молдавской ССР, куда вошла и часть районов бывшей МАССР, Молдавская ССР, как государство в составе СССР, просуществовала 50 лет, до июня 1990 г., когда парламент Молдовы объявил о самоликвидации Молдавского государства.

• 2.09.1990 г. - провозглашена Приднестровская Молдавская Республика, как новое государство на территории левобережного Днестра.

Приднестровский конфликт (90-е годы)

Конфликт между Молдавией и непризнанным государством на её территории — Приднестровской Молдавской Республикой (Приднестровьем), под контролем которой находится в основном левобережье Днестра с преобладанием этнических русских и украинцев.

Приднестровский конфликт, начавшийся в 1989, в 1992 привёл к вооружённому противостоянию и многочисленным жертвам с обеих сторон. Вооружённые действия удалось прекратить благодаря вмешательству России и, в частности, благодаря присутствию на территории Приднестровья российских ВС.

1990 год Приднестровье заявляет, ещё до распада СССР заявили о выходе из состава Молдавии, если Молдавия объявит о независимости от СССР. 2 сентября 1990 года. На II Чрезвычайном съезде народных депутатов Приднестровья принимается Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Республики. Осень 1990 года. Начинается вооруженное противостояние между ПМР и Молдавией. Июнь 1991 года. Молдавский парламент принял "Закон о гражданстве Республики Молдова", который делал невозможным приобретение двойного гражданства. Российским гражданам запрещалось занимать общественные, государственные и военные должности, что побудило военнослужащих 14-ой российской армии перейти на сторону Приднестровья 1 декабря 1991 года. Референдум в Приднестровье, большинство участников которого проголосовали за строительство независимого государства. 28 марта 1992 года. Кишинев объявляет чрезвычайное положение в республике. Начало открытой вооруженной эскалации конфликта. Март-июль 1992 года. Основные события конфликта. В районах Бендер и Дубоссар разворачиваются полномасштабные бои с применением артиллерии и танков. Только жёсткое вмешательство 14-й российской армии под командованием генерала Лебедя с участием офицеров Генштаба РФ, занявшей позицию "вооруженного нейтралитета", положило конец дальнейшей эскалации конфликта. 9 июня 1992 года. Соглашение о прекращении огня.  11 июня 1992 года. Постановлением парламента Республики Молдова была создана смешанная комиссия в составе народных депутатов Молдовы, представляющих обе стороны конфликта и представителей вооруженных формирований с целью разработать механизм разъединения противоборствующих сторон и осуществления контроля над соблюдением Соглашения о прекращении огня.

Новое время.

2003 год. Под давлением ОБСЕ молдавская сторона отказалась подписывать полностью согласованный план молдавско-приднестровского урегулирования, предполагавший создание в Молдавии «асимметричной федерации», в которую на правах автономии вошли бы Приднестровье и Гагаузия.

2004 год. Миссией ОБСЕ в Молдавии был разработан и 22 июня передан представителям Молдавии и Приднестровья пакет инициатив «Меры укрепления доверия и безопасности в Молдове». Главный упор в этом документе делается на проблеме демилитаризации сторон.

Молдавский закон о статусе Приднестровья.

2005 год. Парламент Молдавии одобрил законопроект о статусе Приднестровья, практически полностью совпадающий с миротворческим планом Виктора Ющенко. Согласно документу, российские миротворцы должны покинуть регион до 31 декабря 2006, а Приднестровье лишается статуса суверенного государства и входит в состав Молдавии на правах автономии. Статус Приднестровья определён как «административно-территориальное образование в форме республики в составе Республики Молдова». Регион должен войти в единое экономическое, таможенное и валютное пространство Молдавии, но получит собственную конституцию и правительство, сформированное Высшим советом Приднестровья — законодательным органом, который будет избираться всенародным голосованием.

По «Закону об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра — Приднестровья» Приднестровье, оставаясь неотъемлемой составной частью Республики Молдова, получает все полномочия автономно-территориального образования. В то же время закон требует провести местные референдумы в населённых пунктах левобережья Днестра, на которых население должно проголосовать, желает ли оно войти в состав Приднестровской автономии или выйти из нее. Это означает, что уже изначально ставится под сомнение возможность вхождения всего Левобережья Днестра в состав автономного образования.

Согласно Закону, полномочия высшего органа законодательной власти Приднестровья должны быть закреплены за его Верховным Советом, но их ещё предстоит определить в ходе дальнейших переговоров.

Руководство Приднестровской Молдавской Республики отвергло принятый Закон.

В настоящее время безопасность в зоне конфликта обеспечивают Совместные миротворческие силы России, Молдавии, Приднестровья и военные наблюдатели от Украины. В ходе многочисленных переговоров при посредничестве России, Украины и ОБСЕ достигнуть соглашения по поводу статуса Приднестровья не удалось. Отношения между сторонами конфликта остаются напряжёнными.