Законодательная базы по управлению земельными ресурсами в Республике Бурятия

В любом государстве в обязательном порядке функционирует исторически сложившаяся правовая система, включающая следующие виды источников права: правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи и доктрины, религиозные обычаи и др.

Законодательство по земельным вопросам претерпело значительные изменения в связи с принятием ряда федеральных законов, которые создали основу землевладения. Эти законы и распоряжения органов исполнительной власти, создали либеральную концептуальную основу для дальнейшего развития землевладения. Регулирование и защита землепользования основываются на положении о том, что земля это и природный ресурс, и объект собственности и других прав. В соответствии с законодательством защита земли – первоочередная задача, так как земля есть самая важная составляющая окружающей среды и является средством производства в сельском и лесном хозяйстве.

В период с 1998 по 2010 гг. законодательство по земельным вопросам претерпело значительные изменения в связи с принятием ряда федеральных законов, которые создали основу землевладения. Эти законы и распоряжения органов исполнительной власти, создали либеральную концептуальную основу для дальнейшего развития землевладения. Регулирование и защита землепользования основываются на положении о том, что земля это и природный ресурс, и объект собственности и других прав. В соответствии с законодательством защита земли – первоочередная задача, так как земля есть самая важная составляющая окружающей среды и является средством производства в сельском и лесном хозяйстве.

В 2001 году был принят Земельный кодекс Российской Федерации. В связи с этим начался новый этап земельной реформы, который характеризуется созданием основы полноценной правовой базы, регулирующей земельные отношения в Российской Федерации которая позволяет формировать правовую базу субъекта Российской Федерации в части регулирования земельных отношений.

В Республике Бурятия в период с октября 2001 года и по январь 2011 года приняты 12 нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений. Из них законов Республики Бурятия – 8, постановлений Правительства Республики Бурятия – 4.

В целях реализации Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27.07.2002 г. №101-ФЗ (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 г. №113-ФЗ) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в Республике Бурятия был принят Закон Республики Бурятия от 30.12.2003 г. №601-III «О земле», в котором урегулированы вопросы, отнесенные к полномочиям Республики Бурятия, как субъекта Российской Федерации.

С 1 марта 2008 года, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вместо технического учета зданий, строений, сооружений и государственного кадастрового учета земельных участков вводится единый кадастровый учет всех объектов недвижимости [5].

Во исполнение Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 г. №106-ФЗ, от 08.12.2003 г. №160-ФЗ) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» принят Закон Республики Бурятия от 06.06.2002 г. №1063-П (в ред. от 02.12.2005 г.) «Об установлении цены земли при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений» [2].

Приняты: Закон Республики Бурятия от 04.01.2003 г. №178–111 «Об установлении предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения Крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства», Закон Республики Бурятия от 06.07.2004 г. №734–111 «О служебных наделах в Республике Бурятия», Закон Республики Бурятия от 16.10.2002 г. №115–111 «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности в Республике Бурятия», Закон Республики Бурятия от 24.11.2003 г. №500–111 «О сроках уплаты земельного налога юридическими лицами в Республике Бурятия», Закон Республики Бурятия «О максимальном размере общей площади земельных участков, предоставляемых гражданам и их близким родственникам для ведения личного подсобного хозяйства», Закон Республики Бурятия от 25.12.2006 г. №2037–111 «О предельных максимальных ценах работ по проведению территориального землеустройства» [44].

Также принят ряд нормативных правовых актов Республики Бурятия в сфере управления землями:

   ·  Постановление Правительства Республики Бурятия от 21.07.2010 г. №296 «О некоторых вопросах, связанных с регулированием земельных отношений»;

   ·  Постановление Правительства Республики Бурятия от 23.06.2004 г. №131 «О средстве массовой информации, в котором осуществляется обязательная публикация сообщений по вопросам, связанным с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений»;

   ·  Постановление Правительства Республики Бурятия от 01.11.2004 г. №249 «О некоторых мерах по реализации Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и Закона Республики Бурятия «О земле».

Действует ряд правовых актов регулирующих вопросы проведения земельной реформы на территории Республики Бурятия и нормативных актов Президента и Правительства Республики Бурятия по регулированию отдельных производственных вопросов земельной реформы.

В целях осуществления единой государственной политики в сфере использования земель в республике и создания условий для эффективного управления земельными участками Правительство Республики Бурятия утвердило Постановление от 22.12.2005 г. №398 «О концепции управления и использования земель в республике Бурятия». Целями Концепции являются создание региональной системы управления земельными ресурсами, разработка и систематизация функционально-организационных, методологических и правовых моделей управления и регулирования земельного рынка на региональном уровне [44].

На уровне муниципального образования разработаны и приняты Решения Совета депутатов Джидинского района направленных на управление земельными ресурсами:

   ·  Решение сессии Совета депутатов Джидинского района от 03.12.2008 г. №63 «Об утверждении Порядка бесплатного предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности МО «Джидинский район»;

   ·  Решение сессии Совета депутатов Джидинского района от 13.10.2010 г. №185 «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории Джидинского района»;

   ·  Решение сессии Совета депутатов Джидинского района от 15.07.2008 г. №38 «Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории МО «Джидинский район», находящихся в государственной или муниципальной собственности»;

   ·  Решение сессии Совета депутатов Джидинского района от 22.11.2010 г. №199 «Об установлении максимальных размеров земельных участков, из земель МО «Джидинский район», государственная собственность на которые не разграничена»;

   ·  Постановление Администрации МО «Джидинский район» от 23.03.2010 г. №43 «О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов муниципальной собственности Джидинского района»;

   ·  Постановление Администрации МО «Джидинский район» от 01.02.2010 г. №11/2 «О создании комиссии по земельным вопросам»;

   ·  Постановление Администрации МО «Джидинский район» от 26.10.2010 г. №243 «Об утверждении Административного регламента по исполнению муниципальной функции «Муниципальный земельный контроль» на территории Джидинского района» [39].

Таким образом, можно отметить, что основные положения Земельного кодекса Российской Федерации в настоящее время реализованы, полномочия Республики Бурятия как субъекта Российской Федерации, предоставленные ей федеральным законодательством, по принятию актов, регулирующих отношения в сфере землепользования и застройки проходит в плановом порядке. Устранены противоречия федеральному законодательству в действующих нормативно-правовых актах, проводится постоянная работа по реализации положений федерального и республиканского законодательства, изучается опыт других регионов Российской Федерации [16].