Кадровое обеспечение российского машиностроения
Развитие многоотраслевого машиностроения
Страны с высокоразвитым многоотраслевым машиностроением, сопоставимые по географическим и людским ресурсам с Россией, ориентируются на оснащение национального машиностроения или, по крайней мере, его стратегически важных отраслей в основном за счет продукции собственной станко-инструментальной промышленности.
Основой экономической стратегии развитых стран в области станко-инструментальной промышленности является стремление к развитию у себя наиболее наукоемких станко-инструментальных производств, хотя при этом доля импорта в валовой станко-инструментальной продукции, потребляемой национальным машиностроением, может быть значительной.
В связи с увеличивающимся отставанием технологического уровня большинства российских машиностроительных предприятий от уровня развитых в промышленном отношении стран, все более остро стоит задача технологического преревооружения отечественного машиностроения.
Постепенно увеличивающийся внутренний спрос на механообрабатывающее оборудование и инструмент в последние годы удовлетворяется преимущественно за счет растущего импорта. С 2002 года импорт механообрабатывающего оборудования превышает внутреннее производство. В 2008 году доля импортной продукции на внутреннем рынке механообрабатывающего, оборудования составляла уже около 90%[9].
В условиях глобализации экономики интенсивный товарообмен между странами и международное разделение труда – явления абсолютно нормальные. Но для продукции станко-инструментальной промышленности в этой сфере возникает ряд особых обстоятельств. До сих пор бытует мнение, что импорт любого механообрабатывающего оборудования может быть свободно осуществлен российскими машиностроителями у зарубежных производителей. На самом деле ряд стран, стремясь сохранить достигнутое преимущество в технологическом развитии, жестко контролируют распространение наиболее наукоемкого оборудования.
Для контроля за распространением оборудования, используемого для так называемых «двойных» технологий, все промышленно развитые страны мира заключили Вассенаарское соглашение, которое вступило в силу в 1996 году и представляет собой аналог договора о нераспространении ядерного оружия в области обычных вооружений и технологий двойного назначения. Приложением к соглашению является список технологий двойного назначения, который пересматривается экспертной группой Вассенаарского соглашения до трех раз в год.
В список двойных технологий включено оборудование, без которого невозможно производство современных самолетов, ракет, судов, двигателей, энергоустановок и прочей техники не только оборонного, но и гражданского назначения, например[10]:
• любые фрезерные и шлифовальные станки для 5-координатной обработки;
• высокоточные станки с ЧПУ: токарные с возможностью интерполяции по трем линейным и одной вращательной координатам; расточные; шлифовальные с интерполяцией по трем или более координатам; оборудование для гидроструйной, электронно-лучевой и лазерной обработки с двумя или более вращательными координатами;
• технологические роботы с адаптивным управлением.
Вассенаарское соглашение не направлено против России, более того, Россия является членом этого соглашения. Однако членство любой страны в Вассенаарском соглашении не является гарантией того, что другие участники соглашения будут беспрепятственно передавать ей свои технологии. Решение о передаче или об отказе в передаче любого товара является исключительной прерогативой каждого государства – участника соглашения.
Во всех развитых странах существуют законодательные акты, формирующие механизмы контроля за экспортом технологий двойного назначения. Европейский Союз, США и Япония регулярно обновляют свои списки двойных технологий, как правило, основываясь на списке Вассенаарского соглашения. Экспорт двойных технологий из этих стран подлежит государственному лицензированию. Национальные органы экспортного контроля могут отказать любому поставщику в лицензии на продажу любого товара, отнесенного к двойным технологиям, на основании соображений национальной безопасности.
В этих условиях Россия может претендовать на самостоятельную роль в мировом сообществе только в том случае, если обеспечит у себя развитие собственного конкурентоспособного станкостроения. Машиностроение России должно быть обеспечено отечественным механообрабатывающим оборудованием и инструментом наиболее наукоемких категорий, то есть относящимися к двойным технологиям по международному списку.
Решение кадровой проблемы
В современной экономической ситуации нельзя рассчитывать на то, что проблема технологического перевооружения российского машиностроения и обеспечение его независимости от внешнего рынка будет решена стихийно. Часть оборудования, внесенного в списки технологий двойного назначения, не производится нашей станко-инструментальной промышленностью, а та, которая производится, серьезно уступает зарубежным аналогам по своим характеристикам.
Технологическое оборудование двойного назначения должно быть заново разработано и поставлено на серийное производство. При этом российское станкостроение, несмотря на острую заинтересованность в перспективных научных разработках, не имеет достаточных для их выполнения кадровых ресурсов.
Высшее профессиональное образование в 2006 году получили 978 тысяч выпускников 655 государственных вузов и 173 тысячи выпускников 413 негосударственных вузов. Государство принимает значительные меры по модернизации высшего образования – прежде всего, осуществляется поддержка инновационных вузов. Объем средств федерального бюджета, направленных на поддержку учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, составил в 2006 году 5 млрд. рублей, 2007 году -15 млрд. рублей, а в 2008 году – уже 40 млрд. рублей. Конкурсный отбор в 2007 определил 17, а в 2008 – 40 вузов-победителей, получивших финансовую поддержку[11]. Происходит качественная модернизация материально-технической базы ведущих российских вузов для обеспечения принципиально нового уровня научных исследований и инновационных разработок по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники.
В 2006 году начато создание первых двух национальных университетов в Сибирском и Южном федеральных округах, что позволит обеспечить высокий уровень инновационных разработок, тесную связь учебного процесса и научных исследований. Создание национальных университетов продолжено и в других федеральных округах на конкурсной основе.
Анализ существующих условий приводит к выводу, что наиболее многочисленную и дееспособную группу государственных организаций, на которую может быть возложено решение проблемы двойных технологий, образуют технические университеты.
Главная особенность технических университетов – это то, что они обладают уникальным ресурсом: многочисленным и постоянно обновляющимся контингентом молодых людей, получающих образование. Этот ресурс стабилизирует состояние технических университетов и дает им возможность развиваться. Благодаря этому ресурсу технические университеты в значительной степени сохранили свой кадровый потенциал, а значит, возможность выполнять научно-технические разработки. Университеты машиностроительной и станкостроительной направленности принципиально могут занять место отраслевых НИИ станко-инструментальной промышленности.
Этот процесс замещения отраслевых институтов техническими университетами уже происходит. Сегодня некоторые технические университеты и даже их отдельные научные подразделения превосходят отраслевые институты по суммарному объему выполняемых НИОКР, по количеству занятых в разработках специалистов, по материально-техническому обеспечению НИОКР.
Следуя постепенно возрастающему спросу на НИОКР, технические университеты развивают у себя новые формы организации научной деятельности, например, научно-образовательные центры с функциями выполнения НИОКР и целевой подготовки кадров, специализированные автономные подразделения с преимущественной ориентацией на выполнение научных разработок, опытные производства и центры сертификации.
Кроме выполнения НИОКР по созданию технологий двойного назначения, технические университеты призваны решить и другую важнейшую задачу – кадрового обеспечения процессов технологического перевооружения машиностроения.
Сегодня предприятия станко-инструментальной промышленности, и подразделения машиностроительных предприятий, реализующие проекты технологического перевооружения, остро нуждаются в квалифицированных специалистах. Без решения кадровой проблемы и повышения интеллектуального потенциала станко-инструментальной отрасли невозможно решить проблему двойных технологий, потому что при инерционном развитии отрасли новую конкурентноспособную продукцию просто некому будет ставить на производство и внедрять.
Образовательному комплексу отводится задача обеспечения постоянного притока молодых людей, их начального обучения (в качестве студентов), их дальнейшей ориентации и отбора для научной деятельности. Научно-исследовательский институт в составе технического университета выполняет функции первичного полигона, на котором в рамках студенческих дипломов и аспирантских работ генерируются новые идеи и формируются новые разработки. В специализированном университетском институте повышается квалификация и продолжается отбор научных кадров. Привлекаемые отраслевые институты, в научно-образовательном центре, созданном совместно с техническим университетом, формируют на долгосрочной основе научные коллективы и доводят научные разработки до промышленного внедрения, выполняя функцию «обратной связи» с производственными предприятиями определенной отрасли.
Таким образом создаются «Производственно-технические центры» (ПТЦ), которые эффективно аккумулируют и развивают интеллектуальный потенциал молодых и зрелых специалистов, создавая среду для образования и роста научных коллективов, выполняющих и внедряющих разработки в промышленность. Например, крупнейшие немецкие ПТЦ в Берлине и Штутгарте имеют по 1 тысяче научных сотрудников, включая работающих там студентов. Важной формой деятельности ПТЦ является образование научно-проектных консорциумов по разработке новых технологий и образцов оборудования совместно с производственными предприятиями. В рамках таких консорциумов, участники которых связаны взаимными договорными обязательствами, формируются рабочие группы (научные коллективы) из сотрудников центра и производственных фирм, насчитывающие до нескольких десятков разработчиков и имеющие многолетнюю практику проектирования. При этом время существования консорциумов значительно превышает время реализации отдельных научно-исследовательских проектов.
Выполняя по государственному заказу большой объем аналитических исследований и работ по подготовке государственных нормативных актов, включая международные и национальные технические регламенты и стандарты, ПТЦ являются проводниками государственной промышленной политики.