Картография в средние века

География и картография в Армении и странах Арабского халифата

Кризис античного рабовладельческого общества, усилившийся в III-IV вв. н. э., неизбежно повлек за собой упадок античной культуры. Гибель Римской империи (V в.) нанесла античной науке особенно тяжелый удар.

В Византии, прямой наследнице Римской империи, но развивавшейся в условиях другого социально-экономического строя - феодальных общественных отношений, наука была поставлена на службу христианской церкви. Положительные знания, основанные на опыте и разуме и не согласуемые с догмами богословских учений, подвергались как «языческая» наука преследованиям и гонению. Соответственно главное назначение географических карт состояло в иллюстрации богословских сочинений и в опровержении античных доказательств шарообразности Земли.

В этом отношении очень показательна «Христианская топография», написанная в VI в. византийцем Козьмой Индикопловом (т. е. «Плавателем в Индию») и позднее в XII-XIII вв. широко распространенная на Руси. Будучи купцом, он много странствовал, но писал свой труд уже на склоне лет в монастыре. В описании Эфиопии, Цейлона, Индии и других стран Козьма Индикоплов дает обширные и ценные фактические сведения, но, говоря о мироздании, решительно отвергает шарообразность Земли как «заблуждение».

Среди немногих свидетелей византийской картографии известны останки мозаичной карты на полу византийского храма в Мадабе (Иордания), относящейся к концу VI в.; в сохранившейся части она изображает дельту Нила, Мертвое море и часть Палестины, включая вид Иерусалима с птичьего полета.

На этом фоне выделяются успехи географических знаний в Армении и странах арабского Халифата.

Несмотря на опустошения, которым неоднократно подвергалась Армения, зажатая между Византией и Ираном, феодальная армянская культура достигла в V-VII вв. высокого уровня. В Армении был известен ряд античных греческих сочинений и среди них «География» Птолемея.

На ее основе и по ее подобию была создана в начале VII в. так называемая «Армянская география», содержавшая обширный текст, дошедший до наших дней, и по меньшей мере 15 карт, включая карту мира, к сожалению утраченных. Текстовая часть следовала Птолемею в описании Земли и ее обитаемой части, но была оригинальна в отношении Армении и стран Малой Азии. Автор «Армянской географии» замечает, что ему желательно поговорить подробнее об ее провинциях, «хотя и придется для этого порыться в картах и книгах». Таким образом, географические сочинения и карты не были в Армении единичным явлением. О значении «Армянской географии» можно судить по тому, что труд Птолемея, явившийся научным откровением для средневековых географов и картографов Западной Европы, стал известен там лишь в XIV в.

IX-X вв. - время подъема географической культуры в странах арабского Халифата. В VII-VIII вв. арабы распространили свои завоевания на огромную территорию, включающую на западе Испанию, а на востоке - Среднюю Азию и западную часть Индии. Во вновь образованном государстве - Халифате - создались условия, способствовавшие процветанию географии. Подробные описания провинций, населенных пунктов, продуктов земледелия и ремесел были необходимы для взимания податей и налогов. Географию рассматривали как «науку о путях и государствах». Еще большее значение для накопления и распространения географических знаний имело развитие торговли. Эти своеобразные условия породили многообразие географических сочинений, некоторые из которых толковали географию в математическом смысле как «науку о широтах и долготах». В их основе лежала «География» Птолемея, переведенная на арабский язык. На этом же языке выполнялись надписи на картах, описываемые в истории картографии как «арабские карты», хотя их творцы были выходцами из разных углов исламского мира.

В целом арабская культура создала обширную географическую литературу, богатую фактическим материалом, но не дала действительно ценных карт. Распад Халифата как единого государственного организма повлек увядание арабской картографии. Она поднялась еще раз по уже на чужой почве, в трудах знаменитого арабского ученого аль-Идриси, уроженца Сеуты (в Марокко), учившегося в Кордове, но работавшего в Сицилии при дворе норманского короля Рожера II.

Средневековая картография на Дальнем Востоке

Китае эпохи феодализма - обширном и могущественном государстве с сильной централизацией власти - имелись благоприятные условия для прогресса географических знаний и картографии, зародившихся уже на предыдущей, рабовладельческой ступени развития китайской цивилизации. Общий высокий уровень китайской культуры этого времени (о нем свидетельствуют, например, употребление компаса, изобретение во II в. бумаги, гравирование на дереве с конца VI в. и др.) нашел отражение в обширной литературе, в которой географические труды занимали видное место. Наибольшим распространением пользовались географо-статистические описания Китая по отдельным административным подразделениям - результат обстоятельного изучения действительности. К ним прилагались картографические изображения.

Литературные источники средневековья содержат сведения о ряде карт страны. Пей Сю (223-271 гг., его называют отцом китайской картографии), занимая высокий административный пост (аналогичный министру общественных работ, по терминологии наших дней), составил карту Китая на 18 листах. В описании карты, дошедшем до наших дней, он изложил правила и принципы построения карт, и в их числе: употребление подразделенных линий, т. е. своего рода линейных масштабов; использование сетки квадратов (прообраза прямоугольной координатной сети) для правильного размещения и взаимосвязи различных частей карты; определение длин с учетом прямолинейности или кривизны линий; правильное ориентирование рек и горных цепей и др. Таким образом, Пей Сю принадлежит одно из наиболее ранних руководств по картосоставлению. Квадратная сетка применялась (без учета шарообразности Земли) на китайских картах вплоть до XVII в.

Письменные источники сообщают и о других, более поздних картах, но до нас из этой эпохи дошли как наиболее ранние две карты Китая размером около 0,8 м по высоте и ширине, награвированные в 1137 г. на лицевой и обратной сторонах каменной стелы, хранящейся в «лесу плит» - музее эпиграфики в Сиани, в Шанси.

К тому же времени (около 1155 г.) относится первая из известных в истории картографии печатных карт и гравюр на дереве. Помещенная в энциклопедии, она передает в схематическом изображении северо-запад Китая - Великую китайскую стену, Желтую реку (Хуанхэ) с ее притоками, а на юге Голубую реку (Янцзы).

В последующей истории китайской картографии известны и другие весьма подробные карты страны, в частности административная карта 1594 г., включавшая Корею и Японию, но они строились в неизменной, традиционной манере на сети квадратов без учета шарообразности Земли. За пределами Китая эти карты не были известны и потому не оказали влияния на общее развитие географического познания Земли. Представления о шарообразности Земли были привнесены в Китай с Запада; они нашли отражение в известной карте Китайской империи 1717 г. (масштаб около 1: 1400 000, трапециевидная проекция), для которой были использованы, наряду с другими источниками, астрономические определения и съемки, выполненные в начале XVIII в. католическими миссионерами по приказу императора Канси. Эти материалы послужили западноевропейским картографам для создания достоверных карт Китая.

Другой очаг средневековой картографии на Дальнем Востоке образовался в Японии, первоначально под влиянием китайской культуры. Ранние упоминания о картографической деятельности относятся к VII в., когда были предприняты кадастровые описания и разграничение сельскохозяйственных земель. Известны также предписания центрального правительства местным властям о предоставлении карт на управляемые ими административные территории. В VIII в. буддийский монах Гёги изготовил карту всей Японии, служившую вплоть до конца XVII в. прототипом последующих карт страны, часто служивших декоративным целям. Карты типа Гёги стали улучшаться к XVII в., когда их использовали в Западной Европе для составления карт Дальнего Востока. Тогда же появились японские навигационные карты, отразившие влияние карт португальских мореплавателей. Интересны также сохранившиеся крупномасштабные планы больших городов и городов-замков XVII в. - рукописные и печатные, изготовленные по съемкам. Некоторые из них указывали размеры земельных участков, имена владельцев и служили для взимания поземельного налога (Шибанов Ф. А. Очерки по истории Отечественной картографии. - Издательство Ленинградского Университета, 1971. – С. 205 – 216.).

Западноевропейская картография в период до великих географических открытий

Раннее средневековье в Западной Европе сопровождалось упадком науки. «Средневековье развилось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию, чтобы начать во всем с самого начала. Единственным, что оно заимствовало от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утративших всю свою прежнюю цивилизацию городов. В результате, как это бывает на всех ранних ступенях развития, монополия на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло тем самым преимущественно богословский характер» При господстве натурального хозяйства феодальные поместья представляли собой небольшие замкнутые владения, почти лишенные связи с внешним миром. Потребность в географических картах оказалась ничтожной: ни купец, ни феодал не имели в них надобности. Господствующим видом картографических произведений стали на долгое время так называемые «монастырские карты», которые создавались под сводами монастырей. Их исполнители использовали некоторые античные источники, искаженные и смешанные с последующими вымыслами; свое представление о мироздании они обычно основывали на одном из библейских стихов, который позволял думать о Земле как о плоском диске.

Единичные в раннем средневековье монастырские карты стали позднее частым явлением. Теперь известно более 1 100 средневековых карт мира, среди которых наиболее распространены карты, изображающие три континента (Европу, Азию и Африку), омываемые океаном, примерно в пределах ойкумены древних греков. Эти карты иллюстрировали богословские сочинения, а иногда имели лишь декоративное значение. Они представляли собой картинные чертежи, в самой грубой форме передававшие известный в средневековье мир.

С течением времени размеры монастырских карт увеличивались. Например, карта XIII в. в бенедиктинском монастыре в Эбсторфе (Нижняя Саксония) имела в диаметре 3,5 м. Росло количество деталей, отчасти в связи с крестовыми походами, обогатившими географические представления европейцев. Но прогресса мысли не было. Лишенные научной основы, монастырские карты свидетельствовали об упадке картографии в Европе в период господства там церковно - феодальной культуры.

Подъем картографии в Европе связан с прогрессивным переворотом, который получил название эпохи Возрождения. Со времени крестовых походов (XI-XIII вв.) начинается развитие товарно-денежных отношений и торговли, растет население городов, зарождается новая городская культура. Раньше других стран Западной Европы этот процесс проявился в Италии. Венеция и Генуя служили торговыми посредниками между Востоком и Западом. Развитие торговли способствовало подъему мореплавания. Появились корабли, рассчитанные для плавания под парусами в открытом море. Потребовались пособия, которые могли бы помочь мореплавателям в ориентировке близ берегов и в открытом море. В морской обиход вошли компас и навигационные карты - портоланы (XIV-XVI вв.). Вызванные новыми потребностями жизни, портоланы решительно отвергали реакционные традиции монастырской картографии, ее мифические, баснословные черты. Постоянно проверяемые в натуре, они обладали точностью ранее неизвестной.

Родиной первых портоланов были города Италии, где зародилась профессия составителей карт. Самый старый из сохранившихся портоланов, так называемая Пизанская карта, предположительно относится к 1290 г. Немного позднее, в первой половине XIV в., в изготовлении портоланов начинают соперничать с итальянцами каталонские картографы с острова Майорки.

Первоначально портоланы изображали лишь Средиземное и Черное моря, общая конфигурация которых вполне правдоподобна уже на самых ранних образцах. Береговая линия показывалась детально, с большой тщательностью и, как правило, с сознательным преувеличением объектов, интересных для моряка. Маленькие островки, бухты, береговые утесы, маловажные с точки зрения географа, но существенные при каботажном плавании, усиливались при черчении. В противоположность значительной нагрузке вдоль побережий (особенно в отношении названий) внутренняя часть суши (реки, города, горы) обычно не изображалась. Типичные портоланы не учитывали шарообразности Земли и, следовательно, не имели в своей основе картографической проекции. Вместо меридианов и параллелей портолан покрывала «паутина» компасных линий. Компасные сетки, указывавшие положение стран света и промежуточных румбов, чертились в ряде точек и служили для прокладки курса судна по компасу.

Другой отличительной чертой портоланов явились рисунки линейных масштабов, не известные на более ранних картах. Портоланы готовились на пергаменте (изготовленном из кожи животных), что обеспечивало их долговечность. Компас, портоланы и другие изобретения эпохи подготовили техническую базу для великих географических открытий. Однако, когда мореплавание распространилось за пределы Старого Света, портоланы перестали удовлетворять запросы моряков, так как без проекции они были непригодны для изображения обширных пространств и для определения места корабля по географическим координатам.

По словам Энгельса, эпоха Возрождения воскресила греческую древность. Открытие античной культуры и преклонение перед ней оставило глубокий след и в истории картографии. В начале XV в. «География» Птолемея, ранее неизвестная в Европе, была переведена в Италии на латинский язык. Этот труд поразил ученых отсутствием религиозных начал, обилием материала, математическими принципами построения карт и поэтому надолго завоевал себе славу непоколебимого авторитета.

Громадное влияние на развитие картографии оказало крупнейшее событие в культуре XV в. - изобретение книгопечатания, вслед за которым в практику вошли гравирование и печатание карт. До этого времени карты размножались копированием от руки. Большая стоимость рукописных карт ограничивала их распространение, а копировка вносила погрешности и ухудшала качество. Гравюра - печатание оттисков с деревянной или медной пластины, на которой по авторскому рукописному оригиналу вырезывался зеркальный рисунок карты, - позволила получать сотни и даже тысячи совершенно идентичных копий, что во много раз понизило стоимость карт. Гравирование на меди, более трудное в исполнении, давало лучший, более тонкий и четкий рисунок. При появлении массового спроса на карты они могли стать предметом относительно широкого распространения.

Самой ранней картой, напечатанной в Европе, считают карту мира в Этимологии (своеобразной энциклопедии раннего средневековья) Исидора из Севильи (около 560-636 гг.), отгравированную на дереве в Аугсбурге в 1472 г. Первое издание «Географии» Птолемея в сопровождении карт, гравированных на меди, появилось в 1477 г. в Болонье. В 1478 г. в Риме вышло другое издание с картами более высокого качества, также гравированными на меди; в 1482 г. «География» была отпечатана в Ульме и Флоренции. Всего в XV в. было выпущено семь изданий «Географии», а к концу XVI в. их насчитывалось 39. Систематический подбор карт, градусная рамка, ориентирование по северу, методы изображения и другие особенности позволяют видеть в птолемеевом собрании прообраз современных географических атласов. Среди внеевропейских картографических изображений этого времени отметим схематические рисунчатые «карты» (пиктограммы), распространенные в доколумбово время у индейцев Мексики, достоверно передававшие взаимное положение селений и других примечательных объектов. Завоеватель Мексики Кортес пользовался такими картами при маршрутах через Юкатан.

Расцвет западноевропейской картографии в XVI и XVII вв.

В XVI в., в эпоху разложения феодальных отношений и возникновения капитализма в недрах феодального общества, создались условия, способствовавшие в Западной Европе расцвету картографической науки и производства.

Мелкие феодальные владения сменились крупными абсолютистско-феодальными монархиями. Достоверные карты стали необходимыми для управления обширными территориями. Во многих странах была начата публикация региональных карт. С этого времени ведут начало систематические картографические съемки суши. Одной из ранних работ такого рода была съемка и карта Баварии масштаба 1: 45 000, выполненная Филиппом Апианом в 1554-1561 гг. и затем изданная в 1568 г. гравюрой на дереве в масштабе 1: 144 000 на 24. Появилась новая профессия съемщиков. В качестве измерительных инструментов применялись компас, мерный шнур и мерное колесо, хотя мензула и приборы, которые могут рассматриваться как прообразы теодолита, были известны уже в первой половине XVI в. При картографировании больших пространств съемщики обычно следовали по дорогам, определяя направления пути и пройденные расстояния. Окружающая местность изображалась глазомерно. Эти карты означали тот новый период в развитии картографии, когда от комментариев к трудам античных авторов перешли к непосредственному изучению местности.

Другим мощным стимулом к подъему картографии были великие географические открытия XV-XVI вв., которые привели к неслыханному развитию мореплавания, колонизации, торговли. У мореплавателей, колонизаторов, торговцев возросла потребность в правдивых географических картах. Карта получила всеобщее признание и распространение. Вместе с тем накопился огромный материал, коренным образом изменивший географические представления о Земле.

География Птолемея, сыгравшая выдающуюся роль в научно-математическом обосновании картографии, хотя и сохраняла в XVI в. популярность, не могла удовлетворить возрастающих запросов практики.

Во-первых, она исходила из неправильных представлений о соотношении пространств, занятых сушей и океаном,

во-вторых, ее карты отличались схематизмом даже в отношении известных Птолемею стран.

Для картографирования вновь открытых земель имели большое значение испанская «Палата для торговли с Индией», голландская и английская «Ост-Индские компании» - крупнейшие предприятия по эксплуатации колоний. Они располагали специальными картографическими учреждениями, где собирались и обрабатывались географические и картографические материалы и готовились карты для снабжения собственных судов. В условиях колониального соперничества конкуренция преграждала путь свободному распространению знаний.

Вместе с тем широкий спрос на географические карты повлек за собой появление большого числа частных картографических предприятий, основанных на коммерческом интересе. Вплоть до XVIII в. в Западной Европе внимание государственного аппарата к картографическим работам было относительно невелико, и поддержка, оказываемая этим работам, носила эпизодический характер. В этих условиях развитие картографии в XVI и XVII вв. оказалось во многом обязанным частной инициативе.

Это развитие в разных странах имело свои особенности, отражавшиеся на содержании и внешнем виде географических карт. Поэтому вполне различимы картографические школы: итальянская, португальская, фламандская, французская и др. Великие художники и просветители эпохи - Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Ян Коменский и др. - в своих трудах обращались и к картографии.

Первоначально картография процветала в богатых торговых городах Италии, особенно в Венеции, Генуе и Флоренции, а также в Германии. Расцвет итальянского искусства в эпоху Возрождения оставил свой отпечаток и на географических картах, замечательных по великолепию рамок, изяществу и четкости надписей, по художественному выполнению рисунков каравелл, морских божеств, бытовых сцен и т. п. Карты вошли в тематику декоративного искусства. Выполняемые в разнообразной манере в виде фресок, стенных ковров, ювелирных изделий и др., они украшали дворцы владетельных особ и знати. Прекрасный пример - зал карт в Палаццо Веккьо во Флоренции, где на дверцах больших шкафов воспроизведен своеобразный «Атлас мира» из 53 весьма детальных карт, которые создавались в течение 26 лет с 1563 по 1589 г. Карты-фрески того же периода сохранились до наших дней в Бельведере Папского дворца в Ватикане, в галереях Уффици - бывших канцеляриях Тосканского герцогства во Флоренции, во дворце Капрарола близ Рима. Источниками для них служили карты из Географии Птолемея, а позднее карты Ортелия и др.

После того как благосостояние Италии оказалось подорванным вследствие перемещений торговых путей из Средиземного моря в Атлантику и в результате иностранных вторжений, центр западноевропейской картографической деятельности переместился во второй половине XVI в. в Нидерланды, самую богатую и передовую в экономическом отношении страну Европы того времени. Антверпен, новый центр мировой торговли, занял также положение центра картографической деятельности. Вершина фламандской школы была достигнута в трудах Ортелия и Меркатора.

Авраам Ортелий (1527-1598 гг.) был гравером, иллюминовщиком, торговцем и издателем карт. Он знаменит своим большим собранием из 70 карт на 53 листах, опубликованным в 1570 г. под названием «Theatrum orbis terrarum» - «Зрелище (или обозрение) шара земного», для которого, наряду с собственными картами, были привлечены и с большим искусством использованны карты многих, в частности итальянских, авторов. Логическая последователыность карт мира, Европы, Азии, Африки и Америки, упоминание имен 87 картографов - авторов карт, сопровождение каждой карты географическим описанием, включение исторических карт, наконец, исправления карт и расширение атласа в каждом новом издании обеспечили труду Ортелия небывалый успех. В период до 1612 г. он вышел в 33 изданиях и ряде дополнительных выпусков на 7 языках.

После переселения в 1552 в Дуйсбург из Лувена, где Меркатор подвергся религиозным преследованиям, его деятельность сопровождается выдающимися достижениями. Слава Меркатора обязана трем знаменитым трудам - карте Европы 1554 г., большой Карте мира «для мореплавателей» 1569 г. и капитальному атласу 1595 г. На Карте мира Меркатор впервые применил равноугольную цилиндрическую проекцию пояснил ее значение, удобства и способы применения для навигации, положив тем самым начало разработке научных методов использования карт. Атлас же Меркатора - результат подлинного научного творчества - представил явление нового порядка по относительной точности и богатству содержания, внутреннему единству, пониманию математических принципов построения карт, достоинств и несовершенств различных проекций. Атласы Ортелия и Меркатора были важнейшими, но далеко не единственными собраниями карт даже в пределах Нидерландов. В 70-х годах в Антверпене появился дорожный атлас портативного формата (20х15 см), показавший дорожную сеть Европы, в первую очередь торговые пути. Замечательно «Зеркало мореплавания» - двухтомное собрание морских навигационных карт Вагенера (1584-1585). Этот пионер среди атласов специального назначения включил в первом издании генеральную карту Западной Европы (в равнопро-межуточной цилиндрической проекции) и 43 частные карты с компасными розами и масштабами (1:370 000), показывавшие на воде отметки глубин (Наиболее ранняя из известных карт с отметками глубин датируется 1570 г.), песчаные отмели и т. д.). Известно 18 изданий атласа на голландском, латинском, французском, немецком и английском языках.

XVI век, когда возникла необходимость составления карт всей планеты (а не восьмой ее части, как у Птолемея), оказался весьма плодотворным в разработке новых проекций. К концу столетия число известных проекций достигло двадцати.

В выявлении свойств, достоинств и недостатков проекций большая заслуга принадлежит Меркатору. Он использовал проекции, сообразуясь с формой и положением изображаемых территорий и назначением карты. Для карт мира стали применять проекции полушарий, «сердцевидные», цилиндрические и псевдоцилиндрические. Региональные карты часто строились в трапециевидной псевдоцилиндрической проекции (Дониса) с прямолинейными меридианами, сохраняющими длины вдоль среднего меридиана и двух параллелей; она вошла в употребление уже в ранних изданиях «География» Птолемея.

В первой половине и середине XVI в. карты изготовляли мастера-ремесленники, объединенные в цеховые сословные организации. Такая организация дела при трудоемкости гравюры и иллюминовки была пригодна для выпуска отдельных карт малыми тиражами, но создание многолистных карт и особенно географических атласов, требовавших затраты огромного труда, не могло быть достигнуто усилиями двух-трех работников. Необходимо было кооперировать усилия, что первоначально достигалось расширением цеховой мастерской посредством увеличения числа работающих, но еще без разделения труда. Картографическое заведение Блау занимало в середине XVII в. большое здание, в котором размещались отделение гравюры, картопечатный цех с шестью станками, типографский цех с девятью печатными станками, литейная для шрифтов, корректорское отделение и ряд других служебных помещений. Там работали, как сообщает современник, лучшие граверы, словорезы, печатники и иллюминовщики карт. Около 1660 г. их насчитывалось 75 человек. Это было уже капиталистическое производство.

Для своего дальнейшего развития картография нуждалась в научном обосновании, в строгом критическом сопоставлении и оценке источников. В XVII в. эти требования стали проявляться в региональных трудах, например в картах французского географа Сансона (1600-1667), но их систематическая реализация относится уже к картографии нового времени.