Зарубежный опыт управления на предприятиях АПК

Агропромышленный комплекс является важнейшим сегментом экономики многих стран мира. К их числу можно отнести практически все страны Европейского Союза, Австралию, Бразилию, Индию, Китай, Вьетнам, Японию, Великобританию и США. Все эти страны большое внимание уделяют развитию аграрного сектора и управление в данной области в большей мере направленно на достижение конечных целей, которые определенны заранее и связанны с достижением планируемых показателей.

Основными целями управления агропромышленным комплексом в зарубежных странах являются:

1)        Обеспечение стабильных экономических и социальных условий для развития сельского хозяйства;

2)        Обеспечение населения качественными продуктами питания по социально-приемлемым ценам;

3)        Снижение негативного воздействия на окружающую среду.

Агропромышленная система управления в зарубежных странах как и в России состоит из государственного регулирования и хозяйственного управления.

Особое значение в управлении агропромышленным комплексом в зарубежных странах уделяется формированию прибыли сельскохозяйственных производителей. Многие государства направляют свои силы на оказание помощи национальному аграрному товаропроизводителю. Например, они поддерживают приемлемые цены, как для производителей, так и для потребителей на внутреннем рынке, что позволяет с/х организациям окупить затраты и получить доход. Подобные меры являются важным инструментом регулирования агропромышленного комплекса и более того, в США они объединены в специальный закон (Farm Bill), который принимается Конгрессом каждые 6 лет. В данный закон включены программы, которые направлены на всестороннее поддержание аграрных производителей (сельскохозяйственное страхование, продвижение экспорта продукции и др.), создание благоприятных условий жизни в сельской местности, предотвращение нежелательных миграционных процессов.

Еще одной мерой обеспечения прибыли предприятий аграрной сферы является применение государственных субсидий, дотаций и льгот за счет бюджетных средств. Это позволяет искусственно понизить себестоимость продукции сельского хозяйства. Например, субсидии в странах Европейского Союза достигают 45-50% стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции, в Японии и Финляндии – 70%. В США на поддержание сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится около 60% бюджетных расходов. Чаще всего бюджетные средства выделяются на финансирование таких программ, как: исследование сельского хозяйства, организация маркетинга, кредитование, поддержка цен и т.д.

Также в сельском хозяйстве развитых стран мира наблюдается высокий уровень привлечения ссудного капитала. К числу стран, которые имеют наиболее высокий удельный вес заемных средств в основном капитале, относят: Англию, Германию, Францию, Италию, Бельгию и скандинавские страны. Заемные средства предоставляют для них в основном государственные и кооперативные кредитные учреждения [14, с. 91].

Сельское хозяйство большинства зарубежных стран в основном базируется на семейных фермах, доля которых около 55%. Крупные и средние фермы (к которым и относятся семейные фермы) обрабатывают более 60% общей площади сельскохозяйственных угодий. В связи с чем столь высока поддержка государства в их деятельности.

Хозяйственное управление в развитых зарубежных странах построено на основе кооперации и интеграции хозяйствующих субъектов, которые входят в АПК. Фермерские кооперативы, союзы и ассоциации имеют в своем распоряжении складские помещения, оборудование, компьютерную технику и занимаются выращиванием сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, сбытом и другими видами деятельности.

Многим зарубежным предприятиям характерно и усиление интеграционных связей между хозяйствами, перерабатывающими предприятиями и торговлей. Так в США крупные производители комбикормов имеют в собственности птицеводческие, свиноводческие откормочные предприятия. В Западной Европе распространены кооперативы по производству комбикормов учреждаемые сельхозтоваропроизводителями. Многие предприятия имеют собственную торговую сеть. Например, СПК «OSTRAU», находящееся в Германии имеет 15 магазинов по реализации продукции животноводства, и такое предприятие в данной стране не единственное.

В странах Западной Европы, Европейского Союза и США сегодня достигнуты высокие результаты производительности животноводства и растениеводства (рис.2, рис. 3).


Источник: авторская разработка по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организация объединенных наций.

Рис. 2 - Валовый объем производства животноводства в некоторых зарубежных странах в 2012 г. (млн. долл. США)

Источник: авторская разработка по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организация объединенных наций.

Рис. 3 - Производство зерновой продукции в лидирующих зарубежных странах в 2012 г. (тонн)

Во многом это связанно с развитием новых технологий и компьютерной техники, которые активно используют сельскохозяйственные товаропроизводители. Свое распространение получили безлюдные технологии производства мяса и скота. Например, с помощью компьютеров поддерживается оптимальный климат в животноводческих помещениях, а также осуществляется кормоприготовление и раздача кормов с учетом биологических особенностей и состояния здоровья каждого животного. В растениеводстве используются современные виды техники, мощность которой увеличена в несколько раз; применяется система минимальной обработки почвы (например, в США сельскохозяйственная техника выводится на поля только дважды в год – весной и осенью). Также применяется система точного (устойчивого) производства, предполагающая дозированное внедрение семян, удобрений и воды в почву в соответствии с потребностями растений и качества почв. Точность проведения всех сельскохозяйственных процессов контролируется из космоса. Подобная система наиболее распространена в Германии, Великобритании и Франции. За рубежом распространены и повторные посевы, которые позволяют получать урожай несколько раз в год и увеличить прибыль в несколько раз.

Особое значение нужно уделить и зарубежным биотехнологиям, которые применяют многие сельскохозяйственные производители. За счет сокращения сроков традиционной селекции биотехнологии позволяют повысить продуктивность и эффективность отрасли. Выращивание трансгенных сортов растений (их более 40), применение стимуляторов повышения молочной и мясной продуктивности коров и свиней наиболее распространенны в таких стран как США, Бразилия, Аргентина, Китай, Индия и др. В целом вклад биотехнологий в общую стоимость сельскохозяйственной продукции около 15%. При этом в США, Нидерландах и др. странах распространенна и альтернативная технология – технология органического растениеводства. Данная технология подразумевает использование органических удобрений для выращивания растений без применения пестицидов и сокращение доз минеральных удобрений. Минус подобной технологии заключается в дороговизне продукции, но при этом она является экологически чистой и полезной.

Для зарубежных стран также характерно оптимальное размещение производства, которое позволяет круглогодично и бесперебойно снабжать население свежими фруктами и овощами. В районах производства размещены и перерабатывающие заводы.

Применение современных аграрных технологий позволяет производителям не только получить высокие результаты, но и снизить себестоимость продукции, а оптимальное размещение – обеспечить экономию транспортных и энергозатрат, минимизировать потери и сохранить качество продукции.

Большое значение руководители высшего звена зарубежных предприятий АПК уделяют планированию и прогнозированию. Каждое крупное предприятие стремится наиболее точно определить свои возможности. Для этого они используют пять основных методов: методы экономических индикаторов, экспертных оценок, модель «затраты - выпуск», модели динамических рядов и эконометрическое моделирование.

Что касается планирования, то в Японии, например, крупные предприятия имеют плановые отделы, планы подготавливаются централизованно, а планирование осуществляется «сверху – вниз». Прогнозирование осуществляется на 15 лет, а планирование – на 5 лет. Процесс планирования обычно включает четыре этапа: формулировка предпосылок, уточнение проблемы, формулирование долгосрочной стратегии, среднесрочных и краткосрочных планов. Также в Японии и во Франции используют систему общенационального прогнозирования (индикативное планирование).

Высокая конкурентоспособность предприятий агропромышленного комплекса в большей мере зависит и от системы агромаркетинга. Для эффективного использования инструментов маркетинга предприятия составляют прогноз сбора урожая, анализируют состояние инфраструктуры, изучают потребности внешнего и внутреннего рынка. Также многие из них взаимодействуют с информационными, консалтинговыми и маркетинговыми службами других стран. В США, например, на управление маркетингом тратится свыше 500 млрд. долларов и в этой сфере работают около 13 млн. человек. В качестве примера также можно привести и эффективную маркетинговую стратегию швейцарской компании «Nestle». Первичная ответственность за маркетинг лежит на менеджере дочерней компании, который несет ответственность и за стратегию фирмы на национальном рынке. Маркетинговая стратегия в основном состоит из решений, координационной деятельности и политики компании, которая наиболее адаптивна к национальным условиям ведения бизнеса.

В области управления персоналом многие зарубежные предприятия уделяют большое значение социальной обеспеченности трудового коллектива, его мотивации и профессиональному развитию. Крупные компании часто проводят обучения по различным программам: от развития профессиональных навыков до управления временем (корпоративный тайм-менеджмент). Все это позволяет предприятию функционировать более эффективно.

Особую роль в агропромышленном комплексе играет качество продукции. Для этого предприятия стараются разместить все производственные цеха «под одной крышей». В качестве примера, можно привести компанию «CLAAS». Все цеха головного предприятия сосредоточены на площади более 200 000 квадратных метров, на которых трудятся около 3000 человек. Качество продукции данной компании обеспечивается за счет оптимального производственного цикла, который включает в себя всю технологическую цепочку – от обработки металла до сборки и предпродажной подготовки.

Так же продукция многих предприятий задокументирована и сертифицирована по системе управления качеством согласно международным стандартам качества (ISO 9001:2000, ISO/TS 16949 и др.).

Если рассматривать организационную структуру управления, то необходимо отметить опыт таких стран, как: Япония, Германия и Англия. В Японии управление агропромышленным комплексом опирается на социальную и деловую сплоченность на уровне агропромышленной группы. В Германии сплоченность группы имеет иерархический характер с доминированием «высшего звена» над «низшим». Функции контроля и управления разделены благодаря двухуровневой системе управления. В данную систему обычно входят наблюдательный совет и правление, между которыми разделена ответственность. Для английских агропромышленных предприятий характерен одноуровневый совет директоров, в который входят исполнительные директора. При совете директоров создаются контрольные комитеты.

В целом, оценивая зарубежный опыт управления агропромышленным комплексом нужно отметить, что развитие данного аграрного сектора зависит от научно-технических разработок, от умения рационально использовать ресурсы и, конечно же, от повышения эффективности системы управления на предприятиях. Все это позволяет зарубежным предприятиям получать высокую производительность и обеспечивать страну необходимой продукцией.