Киотский протокол
Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Количественные обязательства. Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлился пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.
Цель Киотского протокола – уменьшить количество выбросов парниковых газов (ПГ) в атмосферу на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года на 5,2 %. Проект был составлен таким образом, чтобы экологичные регионы получали материальную выгоду. В общих чертах схема выглядит так: на каждую область приходится определенное количество допустимых выбросов в атмосферу. А не использованные квоты можно продавать другим регионам. Договор был инициирован, в первую очередь, ЕС и Японией. Они прислушались к климатологам, которые уверяли, что через 100 лет на Земле температура воздуха в некоторых точках планеты может повыситься более чем на 5°С, а концентрация метана возрастет на 120 %. Планировалось, что выполнение условий «Киото» позволит снизить потенциальные показатели вдвое.
Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:
· Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
· США - на 7%
· Япония и Канада — на 6 %
· Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %
· Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.
Рис. 1. Выбросы парниковых газов наиболее «дымящими» странами млн т в год
Механизм гибкости. Торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
Страны, участвующие в подписании протокола. По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.
Второй период действия Киотского протокола начинается в 2013 году и пройдет уже без участия России, Канады, Японии и Новой Зеландии, которые взять на себя обязательства по выбросам отказались. А поскольку самые «вредные» по количеству выбросов США, Китай и Индия вообще никогда не соблюдали положений Киотского протокола, то документ мало поможет в деле сохранения атмосферы нашей планеты. При этом участие в первом раунде протокола для России не было особенно затруднительным: в 2000 году объем вредных выбросов в атмосферу в России был на 38% ниже нормы, а в 2010 году – на 34%, и это позволяло российским компаниям торговать квотами, в результате чего они получили по оценке Минэкономразвития дополнительную прибыль на общую сумму до 30 млрд евро (по оценке Сбербанка – всего $600 млн). Как бы то ни было, доходы от продажи квот падают – цена за выброс тонны эквивалента CO2 за год упала на 88%, опустившись ниже 1 евро. Второй период действия Киотского протокола продлится до 2020 года.
Естественнонаучное обоснование Киотского протокола часто подвергают критике. Во-первых, сам факт долгосрочного глобального потепления вызывает сомнения у многих экспертов. Рост среднегодовых температур за последние несколько десятилетий может оказаться случайной флуктуацией, вслед за которой климат вернется к норме или даже произойдет всеобщее похолодание. Во-вторых, если действительно происходит устойчивое глобальное повышение температур, не очевидно, что решающую роль в этом играет именно деятельность людей. В истории Земли известно несколько эпох относительно резкого потепления (последние из них – примерно 140 и 10 тыс. лет назад), которые происходили без участия человека. Есть мнение, что рост содержания в атмосфере углекислого газа является вовсе не причиной, а, наоборот, следствием глобального потепления. В-третьих, не очевидно, что глобальное потепление будет в целом для человечества катастрофично. Хотя, например, некоторые страны Европы (как Голландия) могут оказаться под водой, однако потепление позволит активно освоить те территории, которые сейчас почти исключены из экономического использования (Канада, Сибирь, полярные моря), и общий баланс потерь и выгод может оказаться положительным. Все эти сомнения, однако, не опровергают полезности создания механизмов глобального регулирования уровня загрязнений окружающей среды.